- Преподавателю
- Дошкольное образование
- ПРОГРАММА вариативного компонента для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6) лет «Волшебная скавзка»
ПРОГРАММА вариативного компонента для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6) лет «Волшебная скавзка»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Большекенова А.К. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в детском саду введена дополнительная непосредственная образовательная деятельность в области «Театр
Актуальность программы составлена с учетом реализации образовательных областей связей по разделам: «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
· Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
· Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
· Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
· Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
· Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
· Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Ожидаемый результат:
• Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Задачи
Кол-во часов
Дата
1
Основы кукловождения
Познакомить детей с навыками театрально - исполнительской деятельности посредством кукольного театра. Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности.
1
Сентябрь
2
Основы кукольного театра
Расширять представления об окружающих их предметах. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально - игровой деятельности. Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
1
Сентябрь
3
Основы актерского мастерства
Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей кукольного спектакля.
1
Сентябрь
4
Основные принципы драматизации
Стимулировать внимание, память, мышление, воображение детей. Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя.
1
Сентябрь
5
Основы кукловождения
Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придуманной на заданный текст самостоятельно. Развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них. Поощрять желание детей самостоятельно играть с театральными куклами.
1
Октябрь
6
Основы кукольного театра
Познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол. «Мама гуляет», «Дед и репка»
1
Октябрь
7
Основы актерского мастерства
Активизировать детей, развивать их память и внимание в театрализации сказки «Колобок», русская народная сказка
1
Октябрь
8
Основные принципы драматизации
Формировать положительное отношение к играм - драматизациям. Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движение, жест, мимику).
1
Октябрь
9
Основы кукловождения
Развивать у детей интерес к кукольным спектаклям, поощрять участие в этой деятельности. «Теремок», русская народная сказка.
1
Ноябрь.
10
Основы кукольного театра
Продолжать воспитывать любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях « Как собака себе друга искала»
1
Ноябрь
11
Основы актерского мастерства
Развивать способность правильно понимать эмоционально - выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. «Это я! Это мое!» «Отдавай», «Сосульки», «Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает».
1
Ноябрь
12
Основные принципы драматизации
Поддерживать заинтересованное отношение к играм - драматизациям, стремление участвовать. Формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь. «Три елочки», К.Масс
1
Ноябрь
13
Основы кукловождения
Познакомить детей с приемами кукловождения марионеток. « К нам пришла лошадка», « Мыши и кот»
1
Декабрь
14
Основы кукольного театра
Вызывать интерес к театру марионеток, желание участвовать в спектакле. « В гостях у Василисы»
1
Декабрь
15
Основы актерского мастерства
Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. «Потерялся», «Котята», «Робкий ребенок», «Повар - лгун»
1
Декабрь
16
Основные принципы драматизации
Продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке. «Колосок», русская народная сказка
1
Декабрь
17
Основы кукловождения
Побуждать детей создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами - марионетками.
1
Январь
18
Основы кукольного театра
Прививать устойчивый интерес к театру марионеток, желание импровизировать с ними. «Вот он какой», «Игра с камушками»
1
Январь
19
Основы актерского мастерства
Развивать выразительность жеста. Танцевальная композиция «Русский хоровод»
1
Январь
20
Основные принципы драматизации
Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке. «Кот Леопольд»
1
Январь
21
Основы кукловождения
Познакомить детей приемам кукловождения верховых кукол.
1
Февраль
22
Основы кукольного театра
Прививать устойчивый интерес к кукольному театру; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле.
1
Февраль
23
Основы актерского мастерства
Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.
1
Февраль
24
Основные принципы драматизации
Учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев.
1
Февраль
25
Основы кукловождения
Совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики
1
Март
26
Основы актерского мастерства
Учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм- драматизациям.
Сказки: «Три поросенка», сказка в переводе С. Я. Маршака.
1
Март
27
Основные принципы драматизации
Закрепление навыка кукловождения пальчикового театра. Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок»
1
Март
28
Самостоятельная театральная деятельность
Закрепить способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.
Игры: «Подбери фразу», «Придумай и скажи фразу с интонацией»
1
Март
29
Основы кукловождения
Учить детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции
1
Апрель
30
Основы актерского мастерства
Формировать интонационную выразительность речи; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами
1
Апрель
31
Основные принципы драматизации
Закрепить основные принципы в драматизации русско-народной сказки «Гуси-лебеди»
1
Апрель
32
Самостоятельная театральная деятельность
Драматизация сказки: «Кот, петух и лиса», русская народная сказка (пальчиковый театр)
1
Апрель
33
Основы кукловождения
Закрепить знания детей о приемах вождения кукол с «живой рукой». «Львенок и черепаха», «Карнавал зверей»
1
Май
34
Основы актерского мастерства
Закрепить умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке «Заюшкина избушка»,
1
Май
35
Основные принципы драматизации
Закрепить знания детей использовать в театрализованной деятельности импровизационные возможности детей. «Приключения Буратино»
Май
36
Самостоятельная театральная деятельность
Закрепить желание детей импровизировать с куклами с «живой рукой». «Путешествие в страну сказок»
1
Май
Всего
36
Используемая литература:
Н. Ф. Губанова. «Театрализованная деятельность дошкольников»
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. Развитие речи
Маханёва, Чурилова. Театральные игры в детском саду
Чистякова Психогимнастика
Н.Ф.Сорокина «Театр - творчество - дети»
М.Д. Маханёва «театрализованные занятия в детском саду»
Г.Н.Гришин «Любимые детские игры»
А.И.Буренина «Театр всевозможного»