- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Инновационный проект Мини музей в МБДОУ Сайзанак
Инновационный проект Мини музей в МБДОУ Сайзанак
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иргит Л.С. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Авторский проект по организации
деятельности мини-музея "Сайзанак"
Иргит Лориса Салчаковна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сайзанак» общеразвивающего вида
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли »
(Н. Смирнов)
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.
На основе народной культуры в детском саду совместно с родителями был создан мини-музей «Сайзанак», целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Название мини-музея символично, так как именно тщательно и детально продуманная деятельность мини-музея «Сайзанак» призвана стать источником приобщения воспитанников к истории, культуре и традициям тувинского народа.
Основная Концепция проекта по созданию и организации деятельности мини - музея «Сайзанак» - его функциональность и целесообразность.
Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.
При создании проекта мы опирались на рекомендации:
- директора МБОУ СОШ с Кара-Хол Иргит А.Д.;
- руководителя Музея школы Иргит С.Ч.
Выделив основные проблемы в развитии музея, мы приступили к определению и разработке целей и задач.
Цель:
Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Тыва на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.
Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями тувинского народа, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
2. Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам тувинской культуры.
3. Содействие развитию у детей:
- начал исторического и гражданского самосознания
- ощущения причастности к тувинской культуре
- историческому прошлому
- осознанного благоговейного отношения к родному краю
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого тувинского народа:
- формирование представлений о традиционной семье тувинского народа; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
- знакомство детей с понятием «киль» - дом, юрта - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
- ознакомление с основными занятиями тувинского народа: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства; показать роль природы в жизни тувинского народа;
- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел -войлоковаляние, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.
- знакомство детей с фольклором тувинского народа. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
- ознакомление детей с понятием "музей" и формирование представлений о том, какие бывают музеи.
Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками.
-
"Тувинская юрта": знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища простого народа.
-
"Фольклор": знакомство с устным народным творчеством тувинского народа - мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки.
-
"Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство": знакомство с различными промыслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетеная посуда), войлоковаляние и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий вышивкой, изготовление женских головных уборов.
-
"Природа родного края": показать детям, как тувинский народ берег и сохранял природу - источник своего существования.
-
"Истоки ": рассказы детям об истории родного края.
-
«Тыва день за днем»: ознакомление детей с республикой современной, с достижениями и героями нашего времени.
Мини - музей "Сайзанак " является предметной развивающей средой для детей "Детского сада "Сайзанак". Именно на основе музейно-образовательной среды мини - музея "Сайзанак " реализуется одна из основных идей проекта - идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.
Данный проект мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с историческими и этнографическими музеями села.
Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи села.
Приобщение дошкольников к истокам культуры и
традициям тувинского народа
Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В "Конвенции о правах ребёнка" в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на "воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения»
Как родителям сохранить свою духовность и выбрать правильные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая она есть. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.
Одним из направлений в работе детского сада "Сайзанак" является нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.
Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций тувинского народа:
- доступность знаний, достоверность и научность;
- соответствие сложности материала возрасту детей;
- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
- краеведческий опыт;
- экологическое воспитание.
Для реализации методики предлагается интегрированный подход - включение сведений об истории и культуре тувинского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Содержание представляемого материала по блокам:
-
"Тувинская юрта"
- Юрта. Жилище.
- Бытовой уклад.
-
«Народные ремёсла и декоративно-прикладное искусство"
- Хозяйственные занятия.
- Орнаментальное искусство.
- Войлоковаляние и вышивка в быту.
- Изделия из дерева и бересты
- Музыкальные инструменты
- Глиняные изделия
- Народная игрушка
- Женские головные украшения
-
"Фольклор"
- Фольклор тувинского народа (произведения устного народного творчества).
- Обрядовый фольклор (Обычаи и обряды).
- Музыкальное искусство (старинные народные песни).
- Культурно-массовые мероприятия (национальные праздники, народные игры)
-
"Истоки "
- История земли тувинской.
- "Древо жизни" - связь человека с его родом.
-
"Природа родного края"
- Большие и малые реки нашей республики.
- Тувинские дубравы (лесные богатства).
-
«Тыва день за днем»
- Тыва современная.
- Села нашей республики.
- «Ими гордится Тыва» (Люди, прославившие нашу республику)
- Исторические и этнографические музеи села.
- Художественное и музыкальное искусство.
- Промышленные предприятия республики
Весь проект, очерёдность занятий по блокам, занятия по праздникам народного календаря реализуются в соответствии с логикой и последовательностью в течение реального времени.
Так, исходя из этого принципа, знакомство с разделом "народные промыслы и ремесла" происходит раньше знакомства с разделом "хозяйственные постройки", так как календарное планирование приурочивает знакомство с темами земледелие, рыболовство - весной, а ремесленные занятия - зимой, в то время, когда ими традиционно занимались.
Формы, методы и приёмы работы.
Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя - реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер - музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.
Реализация данного проекта - это работа воспитателя-посредника между ребёнком и предметным миром народной культуры, способного ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, в систему иных традиций, владеющего языком вещей, воспитателя, который может научить ребёнка жить в системе подлинной культуры.
Реализация проекта по созданию и организации деятельности
мини-музея «Сайзанак»
Что имеем?
-
Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми.
-
Наличие технологий «Путешествие с Кенин-Лопсан» и «Во благо Земли тувинской».
-
Наличие методических рекомендаций проведения занятий с детьми по обучению тувинскому языку (МОН РТ, Алдын-оол А.Х.,Назытай Г.Т.).
-
Наличие в группах уголков родного края с необходимыми материалами и пособиями.
-
Богатый набор литературы и иллюстрированного материала по знакомству с городом и краем.
-
Желание педагогов и родителей участвовать в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи села.
Что планируем сделать?
-
Установление и поддержание взаимоотношений с учреждениями культуры села и края, музеями и выставками, салонами, институтами культуры и образования, с Домом детского творчества, с Музеями Боевой славы в школах кожууна и т.д.
-
Проведение национальных праздников и развлечений, посиделок, обрядовых мероприятий с детьми и взрослыми.
-
Участие в праздниках единения, обновления и экологических акциях, проводимых в районе и в городе.
-
Проведение мероприятий, направленных на развитие исторических традиций.
-
Посещение культурных учреждений села и праздников, проводимых администрацией села.
-
Организация встреч с интересными людьми.
-
Организация уголков родного края в группах.
-
Пополнение фонда музея новыми экспонатами.
-
Организация библиотеки книг тувинского издательства художественного и краеведческого содержания.
-
Оформление тематических стендов.
-
Изготовление дидактических игр и пособий.
-
Разработка перспективных планов работы по данному направлению.
-
Организация кружковой работы.
-
Организация выставок работ детей и родителей.
-
Выявление лучшего семейного опыта воспитания.
-
Ознакомление детей с изделиями народных умельцев.
Ожидаемые результаты
-
Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ:
-
Понимание национальных ценностей.
-
Посещение историко-краеведческих музеев детьми с педагогами и с родителями.
-
Перенос полученных на занятиях знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей.
-
Повышение уровня этнокультурных знаний:
-
Знание устройства старинной тувинской юрты
-
Знание произведений тувинского фольклора
-
Знание о труде тувинской семьи
-
Знание народных праздников
-
Знание тувинских народных игр
-
Знание тувинских названий домашних животных
-
Эмоционально-эстетическое развитие ребенка:
-
Видение красоты изделий ДПИ Тыва, поэтического, песенного, танцевального, художественного творчества тувинского народа
-
Умение использовать знания народных праздников и традиций в процессе занятий по рисованию.
-
Умение воспроизводить характерные признаки предметов тувинского народа в продуктивных видах деятельности.
Принципы функционирования музея:
-
Соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
-
Наглядность, которая обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
-
Интерактивность и полифункциональность музейного пространства.
-
Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
-
Обеспечение необходимыми условиями поисковотворческой деятельности детей.
Характеристика помещения:
Музей размещается в отдельном помещении на здании в художественном блоке, где также располагаются: изостудия «Семицветик» и театральный зал.
В музее имеются 2 зала: 1 зал - наглядно-информационный
2 зал - демонстрационный.
У самого входа - диарама «У родника», представляющая посетителям эпизод из сельской жизни.
В зале расположены шкафы и настенные стенды. Весь наглядный материал расположен на высоте, доступной детям дошкольного возраста, выполнен из современных материалов, красочно и эстетично оформлен.
В зале также размещены государственные символы:
российский и тувинский флаги, герб и гимн Тыва.
На полках и в удобных современных боксах расположены историко-этнографическая литература, дидактическая и художественная литература, диафильмы, слайды, карты и схемы.
Особый интерес вызывают практические материалы для работы с детьми - это технологии и перспективные планы, картины и иллюстративный материал.
Во 2-ом зале расположена стилизованная Тувинская юрта, предметы быта и элементы материальной культуры.
Все экспонаты удобно размещены для восприятия детьми дошкольного возраста.
Имеются:
- книга отзывов и предложений,
- инвентарная книга поступлений и учета экспонатов.
Оценка фонда
В фонде мини-музея насчитывается около 50 подлинных экспонатов и 20 имитирующих экспонатов.
Наиболее ценными предметами являются женские головные украшения, изделия тувинских вышивальщиц, старинный фотоаппарат, самовар, деревянная посуда и утварь.
Музей располагает большим количеством орудий крестьянского труда, имеется ткацкий станок с другими устройствами и предметами для ткачества, интерьером тувинской юрты.
Физическое состояние:
Представленные предметы находятся в удовлетворительном состоянии.
Все предметы подвергаются при поступлении в фонд мини-музея чистке с учетом специфики материала, из которого они изготовлены.
Предметы одежды стираются, проветриваются.
Учет и хранение:
В музее имеется книга поступлений (инвентарная книга), где указываются:
- дата поступления экспоната в музей;
- инвентарный номер экспоната;
- полное наименование предмета на русском и тувинском языке;
- приблизительная датировка, автор, мастер, место производства;
- материал;
- техника выполнения;
- размер, количество;
- сохранность;
- откуда поступил, ФИО владельца;
- примечание
Условия хранения удовлетворительные.
Экспозиционная работа
-
Экспозиция музея глубоко раскрывает жизнь тувинского народа в прошлом и современный уклад жизни.
-
Рассказывает о предметах мебели, предметах быта, посуде, утвари, изделиях из металла, ремеслах и народных промыслах.
-
Экспозиции мини-музея используются по мере необходимости на занятиях и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста.
-
Экспозиция носит мобильный характер, обновляется по мере поступления новых экспонатов.
Экспонаты музея сгруппированы по следующим разделам:
Зал №1:
-
Диарама «У родника».
-
Стенд «Народные промыслы».
-
Государственная символика.
-
Технологии, разработанные творческим коллективом детского сада «Путешествие с Кенин-Лопсан» и «Во благо Земли Тувинской».
-
Альбомы: - «Народная вышивка»
- «Кара-Хол»
- «Народные орнаменты»
- «По страницам ручейка» и др.
-
Иллюстративный материал:
- «О чем плещутся волны?»
- «О художниках Тыва»
- «Промышленные предприятия Республики Тыва»
- «Музыкальные инструменты»
- «Вышивка»
- «От юрты до высотных зданий» и др.
-
Видеофильмы и слайды.
-
Практический материал для работы с детьми:
- карты села и республики
- карты рек
- карта соседних республик и регионов
- открытки с изображением села
- историко-этнографическая литература
- дидактическая и методическая литература
- художественная литература для детей и взрослых
- детская периодика
- дидактические игры
- конспекты занятий
- перспективные планы по всем возрастным группам
Зал №2:
-
Стилизованный интерьер национальной юрты (печка, кровать, стол, скамья, сундук…)
-
Тувинская национальная одежда
-
Деревянная посуда, утварь
-
Плетеные изделия
-
Изделия из металла
-
Глиняная посуда
-
Вышивка
-
Войлоковаляние
Экскурсионно-массовая работа:
Количество посетителей составляет
в год около 150 человек.
Основные посетители - дети, посещающие детский сад, дети близлежащего сада, родители, педагоги микрорайона, студенты ВУЗов, учителя школ и школьники.
Материалы мини-музея широко используются на занятиях по обучению тувинскому языку, в совместной деятельности педагога с детьми, при проведении индивидуальной работы, в работе с родителями, при праздновании национальных праздников, при подготовке к занятиям.
Заключение
Музей - это дитя таланта и профессионализма. Организация музея - это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.
Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Тыва.
Надеемся, что разработанные нормативные, методические и практические материалы окажут существенную помощь педагогам ДОУ в организации деятельности музея в других образовательных учреждениях.
Литература
-
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.-М.: ЦГЛ., 2005
-
Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
-
Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2006
-
Дарешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5. - 2004. С.19-22
-
Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С.8-9
-
Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003
-
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ.. 2005, №1
-
Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.
-
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ №1-2005.
-
Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И.В. и др.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005
-
С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А.Кондрыкинской.-М.:ТЦ сфера, 2003
-
Форталева Н.П. Экскурсии - средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1