Метод проекта с использованием элементов компьютерной технологии на уроке английского языка



Метод проекта с использованием элементов компьютерной технологии на уроке английского языка по теме: "Австралия"

II. Метод проекта как тип и цель урока

На современном этапе социального и экономического развития общества концепция развития образования все больше склоняется в сторону личностно-ориентированного подхода к учебному процессу, который, реализуя антропоцентризм, рассматривает личность обучаемого как субъект всей образовательной деятельности, с одной стороны, и как субъект межкультурной коммуникации, с другой. При обучении иностранным языкам овладение определенным объемом языковых навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. “Развитие учащихся осуществляется в процессе освоения ими опыта творческой поисковой деятельности, предполагает формирование механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию” [1].

На решение поставленных задач рассчитаны многие современные технологии. Учитывая, что программой общеобразовательной школы на изучение иностранного языка выделяется всего 2 часа в неделю, наиболее эффективной технологией при изучении страноведческой тематики следует рассматривать, с моей точки зрения, метод проектов с использованием элементов компьютерной технологии. При упоминании этого метода обычно представляется нечто очень объемное и сложное. Чаще о методе проекта принято говорить в связи с организацией внеклассной работы, не связанной напрямую с учебным планом, а рассчитанной на особо одаренных и заинтересованных в изучении иностранного языка учащихся. Однако, это не совсем так: проект может быть серьезной научно-исследовательской работой, рассчитанной на длительное время, но может быть использован и в рамках одной учебной темы или даже одного урока.

В данной статье я предлагаю пример использования проектной технологии на уроке при изучении страноведческой темы. Метод проекта реализуется в данном случае через групповую работу с опережающей подготовкой консультантов групп.

Целью проекта является создание учебно-информационного пособия “Australia in brief” (“Об Австралии вкратце”).

Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на четыре группы.

Коммуникативные задачи: развивать навыки общения непосредственно и через книгу, учить творческому применению приобретенных ранее знаний в новых ситуациях, формировать навыки пользования справочной и вспомогательной литературой и электронными носителями информации, делать выборку из текста, приближающуюся к резюме, готовить сообщения, выражать свое мнение, давать оценку фактам и людям.

Образовательные задачи: расширить кругозор по англоязычному страноведению, ознакомить с основными фактами истории, географии, природы и экономики Австралии, сделать грамматическое обобщение по Past Indefinite и Present Indefinite, реализовать межпредметные связи (география, история, биология).

Воспитательные задачи: учить работать самостоятельно и в группе с учетом интересов и возможностей окружающих.

Развивающие задачи: развивать память, внимание, логику мышления, формировать объективность самооценки и оценки участников группы в процессе работы над проектом.

Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы на английском и русском языках [] - [ ], словарей (желательно двуязычных и толковых), электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Интернету и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц, аудиозаписи в исполнении носителей языка для фонетической отработки топонимики и названий животных Австралии (аудиокассета-приложение к учебнику English VI, O.V. Afanasyeva, I.V. Mikheeva).

Метод проекта предполагает определенную структуру урока.

II. Подготовительный этап

При проведении урока по методу проекта подготовительный этап целесообразно провести в режиме опережающего обучения с целью подготовки консультантов групп. В данном случае тема может включать четыре аспекта: географический, исторический, биологический и социальный. Класс будет разделен на 4 группы, работу каждой из них будет организовывать, направлять и оценивать консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. Они имеют возможность продумать состав групп и распределение индивидуальных заданий. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта. Одним из важных моментов является определение временных рамок всех видов работы.

Если подобный тип урока-проекта проводится впервые, в рамках подготовительного этапа следует также провести консультативную беседу для всего класса. Так как результаты проекта будут оформлены в единый документ (в идеальном варианте это брошюра и “макет” Интернет странички), следует указать на необходимость соблюдения определенных технических требований: объем подразделов, единый шрифт, ширину полей, тип размещения иллюстраций, а также единообразие в оформлении списков и таблиц.

 III. Основной этап

Именно с этого этапа начинается урок.

1. Организационный момент включает ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока. Учителю следует продумать небольшую вступительную мотивацию, которая поможет учащимся подойти к работе с большим желанием и энтузиазмом. Вот один из наиболее удачных, на мой взгляд, вариантов. Я предлагаю учащимся представить, что по воле какого-то необыкновенного случая они оказываются на диких просторах Австралии. Я прошу их закрыть глаза и прислушаться. Включаю аудиозапись звуков дикой природы Австралии. Их можно выбрать из электронной энциклопедии [10], где есть статьи об австралийских животных со звуковым сопровождением. Запись звучит в сопровождении моего комментария.

“Imagine that you are in Australian bushes. You see unusual birds, they are singing. A small stream is purling in the grass. Suddenly you hear a strange sound. What is it? Oh, no! It’s a snake. Is it dangerous? We don’t know. Look! A big brown log is coming to life. And it is not a log, it is a crocodile. What can we do? It’s better to run away. Stop! Have you seen those dark-skinned painted faces watching us from behind the trees? What kind of people are they? Aren’t they going to attack us? Or may be they are friendly and can show us where to get some water on such a hot stuffy day? We are lost. What part of the country is it? Where should we go to find any inhabited places? If only we knew this country better! You see a big rock and decide to climb it to look around. We are lucky. The town is quite near. Some half an hour and we reach civilization. Our experience has been dangerous and useful at the same time. But our knowledge of Australia is still very poor. I think we should learn more. It will be useful for us and if we write a small book or place the results of our research on the web-site, it will help other people to avoid dangerous and unpleasant moments while they are travelling in Australia. ”

2. Фонетическая зарядка проводится с опорой на аудиозапись (топонимика и названия животных Австралии). – First of all we shall need some new words and word combinations. I would like you to pronounce them correctly.

3. Речевую зарядку можно провести следующим образом: я предлагаю ребятам 2 минуты на формулирование вопросов о том, что они хотели бы узнать об Австралии. Каждая группа фиксирует вопросы, относящиеся к своей тематике. Эти вопросы не требуют немедленного ответа. Большинство из них уже имеются в перечне консультантов, однако появляются и новые, которые после обсуждения и оценки их важности могут быть включены в список “плановых” вопросов соответствующих групп.

4. Распределение заданий в группах с учетом регламента времени – очень важный момент. Этой работой руководят консультанты. Каждый участник группы получает заранее подготовленный для него рабочий план. Однако это не значит, что план не может быть подвергнут корректировке с учетом точки зрения исполнителя. Например:

Group: History

Chapter: Discovery Of the New Continent

Plan

Sources (from general list)

Facts

Pages

Quotations

Possible version of the result

1.Theories before

discovery

[4] ; [9]

 

 

 

 

2. First discoverers

[4] ; [8]; [10]

 

 

 

 

3. Captain Cook

[4] - [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первую и вторую колонки таблицы заранее готовят консультанты под руководством учителя, остальные заполняют исполнители в ходе поиска. Таблица выполняется на целый лист А4 в формате альбомного листа.

Уровень языковых навыков учащихся еще не настолько высок, чтобы полностью отказаться от работы над грамматикой, поэтому один из членов группы готовит грамматический комментарий. Чтобы эта часть проекта не нарушала логичное единство темы, грамматика должна отвечать тематической необходимости. Например, если группа работает над историческим аспектом темы, логично будет поручить ей представить грамматический комментарий по Past Indefinite Tense.

5. Работа по поиску, отбору, анализу и компоновке информации и иллюстраций – основная, самая важная и объемная часть работы. Здесь важно, чтобы ребята осознавали, что итоговый документ ни в коем случае не должен являться подборкой предложений из разных источников. Задача ни в этом, а в том, чтобы создать творческую работу, основанную на фактической информации, но с элементами собственного видения, догадки и воображения. Поэтому первый шаг – поиск информации, не предложений и цитат (если только они не имеют какую-то особенную смысловую или художественную ценность), а исторических фактов, географических и статистических данных, иллюстративного материала. Второй шаг – анализ и сопоставление найденной информации с тем, что было известно ранее из школьной программы по другим предметам, научно-популярных и иных источников, кинофильмов, художественных произведений и их экранизаций, сообщений СМИ, личного опыта. Наконец, третий шаг – отобразить отобранную и дополненную информацию в форме страноведческой статьи, сопровождая факты своим собственным видением. Необходимо напомнить, что во избежание такой ситуации, когда мнение авторов может быть принято за точную фактическую информацию, следует предварять свое толкование словами: I believe…, I can imagine …, if I were asked…, I would like you to… Учащиеся должны помнить, что нельзя употреблять много новых слов, иначе их трудно будет понимать при презентации и, следовательно, неинтересно слушать. Вся новая лексика должна быть вынесена на лексические таблицы, новых слов не должно быть более 5-7 на страницу текста. Естественно, что в ходе поиска могут возникнуть вопросы, ответы на которые не удастся найти в предложенных источниках. Они на данный момент остаются открытыми. Завершая статью, учащиеся должны указать, что им еще хотелось бы узнать, и где они предполагают искать дополнительную информацию. Итак, результатом практической части работы является страноведческая статья и вопросы для продолжения работы.

6. Подготовка иллюстративных, опорных, грамматических и лексических таблиц поможет сделать презентацию работы более красочной, наглядной и легко понимаемой. Изготовление подобных таблиц требует определенного времени. Идеальным вариантом здесь является предоставление учащимся возможности выполнить таблицы на компьютере и распечатать их для каждой группы.

7. Подготовка вопросов и тестов необходима для контроля освоения материала членами других групп после презентации. Для более эффективной работы по этому пункту желательно выполнение их на компьютере. Учащиеся должны составить различные виды заданий: вопросы, предполагающие развернутые ответы, тесты на выбор правильного варианта или на дополнение по содержанию, мини-кроссворды. При наличии времени можно использовать вопросы, требующие дискуссии или ролевого подхода.

8. Презентация итогов поиска является творческим отчетом, с одной стороны, и введением нового страноведческого материала для большинства класса – с другой. Кроме этого здесь предоставляется возможность краткого грамматического обобщения по 2-3 грамматическим темам. Целесообразно начать защиту каждой группы именно с грамматического комментария. Он должен быть кратким и четким, содержать примеры из текста данного раздела проекта, например:

While writing our part of the project we used mostly the Past Indefinite Tense. We would like to remind you the main rules of this tense.

We use it when we speak about facts and actions that took place in the past and we are not interested if they were durative or resultative. We know only one thing: the facts and actions were in the past, no information about exact moment or period of time and no information about the results or connection with the present.

In affirmative sentences we use the verbs in the second form (V2).

According to the formation of the (V2) all English verbs are divided into regular and irregular.

Regular verbs are called regular as they have a rule for formation. The rule says: (V2) is formed by means of ending –ed. It can be read [ t] - after voiceless consonants helped, asked; [ d] after vowels and voiced consonants discovered, sailed; and [ id] after sounds [ t] and [ d] decided, wanted. There may be some changes in the root of the verbs: stop – stopped, carry – carried, smile – smiled.

Irregular verbs have no rule, you have to remember them.

When we deny or ask something in the Past Indefinite, we need auxiliary verb did and the first form of the notional verb:

Dutch sailors were the fist who discovered Australia.

The British Government did not do anything about Cook’s discovery until after the American Revolution.

When did the first Europeans land in Australia?

Далее выступают все члены групп, представляя свои подразделы темы с опорой на подготовленные таблицы. Слушатели делают краткие записи. Идеальным вариантом является Power Point презентация через компьютерный проектор с последующей распечаткой и раздачей материала всем участникам проекта.

9. Закрепление изученного на уроке материала – этот традиционный этап урока проходит в форме ответа всех учащихся класса на вопросы и тесты, подготовленные исполнителями отдельных подразделов.

10. Подведение итогов урока – имеет особое значение на уроке по типу проекта. Здесь необходимо выделить три момента: а) учащиеся говорят о том, что они узнали и чему научились; б) консультанты анализируют работу участников своих групп; в) учитель высказывает свое мнение и замечания по всему уроку и по работе консультантов.

11. Объяснение домашнего задания может быть традиционно дано в конце урока, в этом случае учитель может скорректировать его с учетом результатов урока. Но иногда имеет смысл отступить от обычной схемы и задать его в начале урока, после ознакомления класса с темой и задачами, это даст учащимся стимул более внимательно работать на тех этапах урока, которые непосредственно связаны с домашним заданием. Суть же задания на данном уроке состоит в том, что учащиеся должны подготовить окончательный письменный вариант проекта с иллюстрациями, таблицами и схемами. Выполнить его надо в формате текстового редактора MS Word c соблюдением принятых технических требований.

На следующем уроке группы будут обмениваться работами с целью их изучения и рецензирования.

Если нет возможности обеспечить на уроке доступ в Интернет, учитель может изготовить имитирующий его материал на дискете и загрузить его в компьютеры

Предлагаемый проект в полном объеме может быть выполнен на спаренном уроке, если такой возможности нет, можно исключить или перенести на следующий урок некоторые элементы или уменьшить объем разделов. Однако даже в сокращенном варианте работа по описанной схеме имеет значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей.

Список литературы и электронных носителей информации

1. Аяпова Т.А. Программа по предмету “Иностранный язык” // Иностр. языки в школах Казахстана. – 2002. – №1
2. Нурлыбаева А.Н. Возможности проектных технологий в формировании умений самоуправляемого обучения // Иностр. языки в школах Казахстана. – 2003. – №4
3. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка // Иностр. Языки в школе. – 1998. – №2
4. Ощепкова В.В. Вкратце об Австралии и Новой Зеландии. – М.: “Лист”, 1998
5. Педагогические технологии / Под общей ред. В.С.Кукушина. Ростов н/Д: издательский центр “Март”, 2002
6. Клементьева Т.Б., Shannon J.A. Счастливый английский. Кн. 3 для 10-11 кл. общеобр. шк. – Обнинск: Титул, 2000
7. Старков А.П., Островский Б.С. Английский язык: Учеб. Пособие для 11 кл./ 4-е изд.– М.: Просвещение, 1991
8. Богордицкая В.Н., Хрусталева Л.В. Учеб. Англ. Языка: Для 8 кл. шк. С углубл. Изуч. Англ. Яз. 4-е издание – М.: 2001
9. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык: Учеб. для 6 кл. с углубл. изуч. англ. яз. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999
10. World Book ‘s CD–ROM encyclopaedia, Topics Entertainment.– 2003
11. Животный мир Австралии. Научный консультант Корзун Л.П. – Издательский дом “Росмэн”, 1997

 



© 2010-2018