Тематическое планирование 8 класс информатика
Тематическое планирование 8 класс информатика
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена:
- на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ МОРФ № 1089 от 05.03.2004;
- примерной программы общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» 2-е издание, исправленное и дополненное. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005);
- авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса в течении 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Программа составлена с учетом воспитательной компоненты и направлена на её реализацию.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимым школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
- владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы ориентированы на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
Цели обучения:
- формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;
- освоение базовой информационной технологии работы в системной среде WindowsXP;
- формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
- освоение технологии работы приобретений знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
- ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
- ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
- понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.
Владение технологией работы в системной среде WindowsXP является необходимым условием и базовой составляющей для последующего освоения технологии работы в прикладных программных средах общего назначения.
Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы в перечисленных средах в процессе решения конкретных задач. Темы этого направления формируют представление учащихся о модели каждой среды как некоего отражения реального мира.
Темы, связанные с изучением основ алгоритмизации и программирования проводятся в единой логической последовательности, в сочетании теоретических и практических занятий на компьютере.
Часть учебного материала посвящена изучению аппаратной части компьютерной сети.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Содержание курса информатики и ИКТ
- Информация и информационные процессы – 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
- Коммуникационные технологии – 15 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Формы и средства контроля
Тематический контроль
№ |
Тематика |
Вид |
Форма |
8 класс |
|||
1 |
Информация и информационные процессы |
Контрольная работа, вводный контроль |
|
2 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации |
контрольная работа |
|
3 |
Коммуникационные технологии |
контрольная работа |
|
4 |
Итоговое повторение |
контрольная работа |
|
Творческая работа учащихся
Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
Задание:
Самостоятельно придумать тематику сайта.
Реализуйте свой проект средствами графического редактора и Web-редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу.
Практические работы
В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ.
Требования к подготовке выпускников в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программныесредства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 8 класса
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Угринович Н.Д. Уроки информатики в 8 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г.. Хеннер Е.К., Информатика. Задачник-практикум в 2 т. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Анеликова Л.А., Раздаточные материалы по информатике 7-9 кл. – М.: Дрофа, 2004
- Зорина Е.М., Зорин М.В. Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2010.
- Угринович Н.Д. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
- Операционная система WindowsXP
- Пакет офисных приложений Openoffice.
Поурочно-тематическое планирование 8-го класса (34 часа) 1 час в неделю
№ урока |
Дата |
Наименование урока |
Краткое содержание |
Требование к уровню подготовки |
Компьютерный практикум |
Домашнее задание |
Глава 1. Информация и информационные процессы (8 ч) |
||||||
1 |
|
Техника безопасности в кабинете информатики. |
Техника безопасности в кабинете информатики |
Повторение ЗУН за курс 7 класса |
|
Правила техники безопасности в кабинете информатики |
2 |
|
Информация и информационные процессы в живой и неживой природе. |
ПТБ. Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации. |
Знать/понимать Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Понятия, свойства информации. Основные информационные процессы. Единицы измерения количества информации. |
|
Стр. 8-12 |
3 |
|
Человек: информация и информационные процессы. |
И.процессы: хранения, передачи и обработки информации. Восприятие, запоминание, и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. |
Знать/понимать Роль информации в жизни людей. Уметь/применять Приводить примеры хранения, передачи и обработки информации человеком. |
|
Стр. 12-15 |
4 |
|
Информация и информационные процессы в в технике. |
Информационные процессы. Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами. |
Знать/понимать Системы управления техническими устройствами. Приемы квалифицированного клавиатурного письма. Уметь/применять Приводить примеры систем управления техническими устройствами, примеры использования роботов в различных сферах деятельности, примеры использования ИКТ. |
Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». |
Стр. 15-18 клавиатурный тренажер babytape2000 Стр. 126. |
5 |
|
Кодирование информации с помощью знаковых систем. |
Знаковая система как способ кодирования информации. Понятия знаковые системы, естественные языки, формальные языки, двоичная знаковая система, алфавит. |
Знать различные виды знаков. Формы представления информации и операции перекодирования как способом перехода от одной формы к другой. Понятие кодирование, декодирование, длина кода, код. |
|
1.2.2, 1.2.3. Стр. 18-25 |
6
|
|
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. |
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Основные подходы к измерению информации. Единицы измерения информации;содержательный подход к измерению информации. Понятия количество информации, бит, содержательный подход. Формула Хартли. |
Знать/понимать Основные единицы измерения количества информации Определение количества информационных сообщений. Определение количества информации. Уметь/применять Приводить примеры информационных сообщений. Решать задачи, связанные с измерением количества информации при содержательном подходе. |
Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации» |
Стр. 26-28
Стр. 28-30
|
7 |
|
Алфавитный подход к определению количества информации.
|
Алфавитный подходом к измерению информации. Вычисление информационного объема сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита. Понятия алфавит, мощность алфавита |
Знать/понимать Информационную емкость знака, количество информации в сообщении. Уметь/применять Решать задачи, связанные с измерением количества информации при алфавитном подходе. |
|
Стр. 30-32 |
8 |
|
Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы» |
Свойства информации. Количество информации. Знаки. Кодирование и декодирование. |
Знать/понимать основные информационные процессы. Уметь/применять Решать задачи, связанные с измерением количества информации при содержательном и алфавитном подходе. |
|
Стр. 26-32 Задачи из практикума стр.32-38 |
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (11 часов) |
||||||
9 |
|
Программная обработка данных на компьютере. |
Данные. Представление информации человеком и компьютером. Программы. Функциональная схема компьютера. |
Знать/понимать Программный принцип работы компьютера В чем состоит различие между данными и программами. Уметь/применять Описывать с помощью функциональной схемы ПК процесс программной обработки данных. |
Работа с клавиатурным тренажером (5 минут) |
|
10 |
|
Устройства компьютера. Процессор и системная плата. |
Производительность и разрядность процессора Способы повышения производительности процессора. Системная плата. |
Знать/понимать Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств. Уметь/применять Получать информацию о характеристиках компьютера. |
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши» |
Стр. 35-37 Стр. 134 |
11 |
|
Устройства ввода и вывода информации. |
Клавиатура, мышь, сенсорная панель, графический планшет, сканер, цифровая камера, микрофон, джойстик. Монитор, принтер, акустические колонки и наушники. |
Знать/понимать Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств. Уметь/применять Вводить и выводить информацию с помощью различных устройств. |
|
2.2.3. Стр. 37-45 |
12 |
|
Оперативная память. Долговременная память. |
Оперативная память, модули памяти, объем оперативной памяти современных компьютеров. Долговременная память, носители информации. Flash – память. |
Знать/понимать Виды устройств долговременной памяти. Уметь/применять Определять объем свободной памяти и объем памяти, необходимый для хранения информации. |
|
2.2.5. Стр. 45-49 |
13 |
|
Файл и файловая система. |
Понятие файл. Многоуровневая и одноуровневая файловая система. Операции над файлами и дисками. |
Знать/понимать Знать правила создания, именования, сохранение, перенос и удаление объектов. Иметь представление о файловой системе Windows. Уметь/применять Выполнять операции с файлами. |
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
|
Стр. 50-57 Стр. 130
|
14 |
|
Работа с файлами и дисками. |
Файловый менеджер. Операции над файлами. Архивирование файлов. |
Знать/понимать Правила создания, именования, сохранения, переноса, удаления и поиска файлов на ПК. Уметь/применять Архивировать и разархивировать информацию. Организовывать индивидуальное информационное пространство. |
Практическая работа № 5 « Работа с файлами с использованием файлового менеджера» |
Стр. 57-58 Стр. 133
|
15 |
|
Программное обеспечение компьютера. |
ПО: Виды и назначение. Операционная система, драйвера устройств, Этапы установки и загрузки операционной системы. Понятие приложение. |
Знать/понимать Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения. Этапы загрузки ОС. Уметь/применять Определять тип программного обеспечения. Описывать процесс загрузки ОС. |
. |
Стр. 58-62 |
16 |
|
Графический интерфейс операционных систем и приложений. |
Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Пользовательский интерфейс. Элементы. Назначение. Основные элементы управления;Операции управления в ОС Windows. Понятия интерфейс, графический интерфейс, управляющие элементы. Понятие информационное пространство, значок, ярлык. Иерархическая система папок. |
Знать/понимать Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей. Уметь/применять
|