Рабочая программа по информатике 8 - 9 класс (полная)



Рабочая программа по    информатике 8 - 9  класс, 2 ступень, базовый уровень

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 8 - 9 классе составлена  на основе Примерной программы  основного  общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиями, обозначенными в п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании», программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г., под редакцией Угриновича Н.Д.,  с учетом учебника  под редакцией  Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.), Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 9 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.).

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса:

  • ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
  • познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
  • познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
  • продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке…; обучить навыкам работы с системой программирования.

 

Место предмета в учебном плане

  Планирование курса «Информатика и ИКТ» в основной  школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом рассчитано на 105 часов (35 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе). В авторской программе отводится на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе – 35 часов и в 9 классе 70 часов.  В МОУ «Червовская СОШ» за счет школьного компонента добавлено ещё 35 часов.   Рабочая программа составлена на 140  учебных часов (70 часов в 8 классе – 2 часа в неделю; 70 часов в 9 классе – 2 часа в неделю). При составлении тематического планирования для 8 класса было увеличено количество часов по темам вдвое.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

     8 кл.               9 кл.

1

Информация и информационные процессы

16 ч

 

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

16 ч

 

3

Кодирование и обработка текстовой информации

9 ч

4

Кодирование и обработка числовой информации

10 ч

5

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15 ч

6

Основы алгоритмизации и объектно - ориентированного программирования

20 ч

7

Моделирование и формализация

10

8

Коммуникационные технологии

32 ч

 

9

Информационное общество

3 ч

Повторение, резерв времени

6 ч

3 ч

 

Итого:

70

70

 

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.   За счёт выделения на предмет «Информатика и ИКТ» дополнительных часов (за счёт школьного компонента), практические задания  Компьютерного практикума будут  выполняться как в операционной системе   Windows, так и в   Linux. Добавлено 2ч на тему «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» за счёт уменьшения количества часов по теме «Информация и информационные процессы» с целью углубления знаний учащихся по устройству компьютера.

Программой предусмотрено проведение:  в 8 классе: количество практических работ – 15, количество контрольных   работ – 3; в 9 классе: количество практических работ – 32, количество контрольных   работ – 4, количество проверочных работ - 1        

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 – 9 класса

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма.
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 8 классе

Информация и информационные процессы (16 ч)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (16 ч)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5  «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6  «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

 

Коммуникационные технологии (32 ч)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10  «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие во Всемирной паутине».

Практическая работа № 12  «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Повторение (6 ч)

 

Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 9 классе

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 ч)           

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.    Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.

 

Практические работы:

Практическая работа 1. Кодирование графической информации

Практическая работа 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

Практическая работа 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Практическая работа 4. Анимация

Практическая работа 5. Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа 6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

Практическая работа 7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

 

Кодирование и обработка текстовой информации (9 ч)      

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа.            Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

 Системы оптического распознавания документов.

 

Практические работы:

Практическая работа 8.  Кодирование текстовой информации

Практическая работа 9. Вставка в документ формул

Практическая работа 10. Форматирование символов и абзацев

Практическая работа 11. Создание и форматирование списков

Практическая работа 12. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

Практическая работа 13. Перевод текста с помощью компьютерного словаря

Практическая работа 14. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

 

Кодирование и обработка числовой информации (10 ч)

 Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

 

Практические работы:

Практическая работа 15. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

Практическая работа 16. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Практическая работа 17. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Практическая работа 18. Построение диаграмм различных типов

Практическая работа 19. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

 

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч)

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.  Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление».  Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

 

Практические работы:

Практическая работа 20. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Практическая работа 21. Проект «Переменные»

Практическая работа 22. Проект «Калькулятор»

Практическая работа 23. Проект «Строковый калькулятор»   

Практическая работа 24. Проект «Даты и время»

Практическая работа 25. Проект «Сравнение кодов символов»         

Практическая работа 26. Проект «Отметка»      

Практическая работа 27. Проект «Коды символов»

Практическая работа 28. Проект «Слово-перевертыш»

 

Моделирование и формализация

 Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

 

Практические работы:

Практическая работа 29. Проект «Бросание мячика в площадку»

Практическая работа 30. Проект «Графическое решение уравнения»

Практическая работа 31. Проект «Распознавание удобрений»

Практическая работа 32. Проект «Модели систем управления»

 

Информатизация общества (3 ч)

 Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Повторение (3 ч)

 

 

 

Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе на базовом уровне по программе Н.Д. Угриновича

(2 часа в неделю, 70 часов в год)

 

п/п

Тема

д/з 

 

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (16 ч)

 

  1.  

Инструктаж по технике безопасности. Информация и информационные процессы в неживой  природе.

1.1.1

  1.  

Информация и информационные процессы  в живой  природе.

1.1.2

  1.  

Человек: информация и информационные процессы.

1.1.3

  1.  

Информация и информационные процессы в технике.

1.1.4

  1.  

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1.2

  1.  

Знаки: форма и значение.

1.2.1

  1.  

Знаковые системы.

1.2.2

  1.  

Кодирование информации.

1.2.3

  1.  

Кодирование информации.

1.2.3

  1.  

Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. П/р 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.

1.3.1

  1.  

Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. П/р 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.

1.3.1

  1.  

Определение количества информации. Решение задач.

1.3.2

  1.  

Определение количества информации. Решение задач.

1.3.2

  1.  

Алфавитный подход к определению количества информации.

  1.  

П/р 1.2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра.

1.3.3

  1.  

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы»

 

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (16 ч)

      17.

Программная обработка данных на компьютере.

2.1

      18.

Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

2.2, 2.2.1

      19.

Устройство ввода и вывода информации.

2.2.2, 2.2.3

      20.

Оперативная память. Долговременная память.

2.2.4, 2.2.5

      21.

Файл. Файловая система. П/р 2.1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

2.3.1, 2.3.2

      22.

Работа с файлами и дисками. П/р 2.2. Форматирование дискеты.

2.3.3

      23.

Программное обеспечение компьютера.

2.4

      24.

Операционная система. П/р 2.3. Определение разрешающей способности мыши.

2.4.1

      25.

Прикладное программное обеспечение.

2.4.2

      26.

Графический интерфейс операционных систем и приложений. П/р 2.4 Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционных систем.

2.5

      27.

Представление информационного пространства

с помощью графического интерфейса

2.6

      28.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

П/р 2.5 Защита от вирусов: обнаружение и лече6ние.

2.7

      29.

Правовая охрана информации.

2.8.1

       30.

Лицензионные, условно бесплатные и свободно

распространяемые программы.

2.8.2

       31.

Защита информации.

2.8.3

       32.

Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

       

Коммуникационные технологии (32 ч)

       33.

Передача информации.

3.1

       34.

Локальные компьютерные сети.

3.2

 

П/р 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

3.2

 

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

3.3

       37.

П/р 3.2. Подключение к Интернету.

3.3

       38

Состав Интернета.

3.3.1

       39

Адресация в Интернете.

3.3.2

       40

Маршрутизация и транспортировка  данных по компьютерным сетям.

3.3.3

       41

П/р 3.3 «География» Интернета.

3.3.3

       42

Информационные ресурсы Интернета.

3.4

       43

Всемирная паутина.

3.4.1

       44

П/р 3.4. Путешествие по всемирной паутине.

3.4.1

       45

Электронная почта.

3.4.2

       46

П/р 3.5. Работа с электронной Web – почтой.

3.4.2

       47

Файловые архивы.

3.4.3

       48

П/р 3.6. Загрузка файлов из интернета.