Вы стали классным руководителем



Вы стали классным руководителем

 

Ученики – продолжение учителя

К.Насыри

 

Школа пронизывает ребенка тысячами социальных связей, которые помогают выработке нравственного характера. Воспитывать – значит организовать жизнь. В правильной жизни правильно растут дети.

                          Л.С.Выготский

 

Уважаемый коллега!

 

Вы стали классным руководителем. С этого дня на несколько лет этот класс будет для Вас родной семьей, а его беспокойные ученики – Вашими детьми. Вы стали классным руководителем, значит, педагогический коллектив в Вас поверил, в Ваши знания, в Ваши человеческие качества.

Приступая к работе в новом для Вас педагогическом качестве, присмотритесь к стилю, к работе своих коллег, чье мастерство является гордостью педагогического коллектива. Постоянно обращайтесь к работам новаторов сегодняшнего дня, – и мастерство Ваше будет расти.

Организация и содержание деятельности классного руководителя в современных условиях обусловлено следующими особенностями воспитательной работы:

  • новый взгляд на ученика не как на объект, а как на личность, на партнера в организации и проведении дел на основе сотрудничества и взаимопонимания;
  • сегодняшнее время требует людей ярких, неординарно мыслящих, умеющих принимать решения в нестандартных ситуациях, отвечающих за свои поступки и действия, выстраивающих личную жизненную карьеру, что является необходимым следствием систематической индивидуальной работы;
  • использование в содержании воспитательной работы тех актуальных проблем, которые волнуют ребят: политика, право, экономика, экология, межнациональные отношения, любовь, семья, будущая карьера.

 Вы стали классным руководителем

Из многообразия деятельности классного руководителя можно выделить три основные функции, которые классный руководитель реализует в своей деятельности:

- классный руководитель – организатор жизнедеятельности детского коллектива;

- классный руководитель – организатор деятельности учителей-предметников, работающих в классе;

- классный руководитель – организатор совместной деятельности с родителями, трудовыми коллективами и общественностью микрорайона, привлекаемой к внеурочной воспитательной работе, организатор педагогического общения детей вне школы.

Основой реализации этих функций является всестороннее знание учащихся, их возрастных, психологических и индивидуальных особенностей, условий их жизни, быта. Только знание детей, проникновение в их внутренний мир поможет Вам понять ребят, а без этого взаимопонимания невозможна совместная деятельность, добрые и полезные дела.

Главной Вашей заботой является создание коллектива, который бы отличался доброжелательным микроклиматом, имел свое общественное лицо, жил по законам дружбы.

Изучение учащихся и создание коллектива – две стороны одной медали, взаимосвязанные и взаимодополняемые.

Изучение учащихся и создание ученического коллектива возможно, прежде всего, в деятельности: совместной подготовке, организации и проведении социально значимых дел. Педагогические наблюдения, индивидуальные и групповые собеседования, встречи с родителями, друзьями, постоянное общение с ребятами, – все это поможет Вам изучать их, вместе формировать и создавать коллектив.

Современная педагогика повернулась лицом к человеку, человеку во всем его многообразии, человеку уникальному. Целостное восприятие человеческой жизни становится основой новых психолого-педагогических концепций. Становление личности, ее духовное и физическое развитие - проблемы, стоящие на стыке философских, гуманитарных и социальных наук. Социокультурная ситуация обуславливает необходимость учета духовной жизни общества, экономических, экологических и социальных проблем, религиозных учений, национально-региональных особенностей и традиций, образовательной среды в воспитании подрастающего поколения.

«Среда» в самом общем смысле понимается как окружение, совокупность условий и влияний на растущую личность.

Создаваемые в настоящее время воспитательные системы способны решать задачи развития личности. Однако, многие педагогические коллективы не готовы к другой постановке вопроса: способствовать самообразованию и саморазвитию личности и с этой целью определенным образом конструировать образовательно-воспитательное пространство, способствующие развитию личности.

Великий Януш Корчак утверждал: «Тип образовательной среды определяется прежде всего теми условиями и возможностями, которые способствуют развитию активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости)».

Для построения модели образовательно-воспитательной среды и отнесения ее к определенному типу необходима диагностика классным руководителем комплекса всех возможностей для развития свободной и активной личности.

На основе такой диагностики анализируемая образовательная среда может относиться к одному из следующих типов (по Я.Корчаку):

-   догматическая образовательная среда, способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;

- карьерная образовательная среда, способствующая свободному развитию, но и формирующая пассивность;

- безмятежная образовательная среда, способствующая свободному развитию, но и обуславливающая пассивность ребенка;

- творческая    образовательная    среда,    способствующая    свободному    развитию активного ребенка.

Образовательная среда является основополагающей в формировании классного сообщества. Понятие   «сообщество» появилось   как термин нового образования, подчеркивающий  со-вместность,   со-причастность,  со-организованность,  общие дела как фактор влияния на развитие личности.

Созданию и сплочению коллектива способствуют лидеры – формальные и неформальные. Помните, что именно в классе каждый должен пройти школу общественной активности, научиться быть организатором дел и исполнителем. В этом Вам помогут: чередование творческих поручений, создание советов дела, конкурсы на лучшее проведение дела, «мозговые» штурмы.

Главная задача классного руководителя состоит в включении коллектива в разнообразную социально-полезную деятельность.

А это возможно при условии правильного планирования и определения конкретного содержания воспитательной работы, что позволяет последовательно накапливать усложняющиеся знания, приобретать необходимые практические умения и навыки, развивать духовные запросы и нравственные ценности.

Мы очень советуем Вам начать свою работу с определения перспективной программы, рассчитанной на все время работы с данным классом, учитывающей уровень воспитанности, степень подготовленности учащихся (какими мы хотим видеть своих воспитанников на выходе из школы).

Очень важно продумать не только содержание внеурочной работы, но и определить виды деятельности, формы и методы работы.

Мы Вам напоминаем, что сегодня приоритетными являются диспуты, дискуссии, конференции, обсуждения, полемика, коллективные творческие дела, решение педагогических и ситуативных задач, Дни науки, недели искусства, форумы и слеты.

В школах республики успешно утверждается социальное проектирование, выполнение творческих проектов и заданий.

Главное, чтобы общение с ребятами, любое дело и мероприятие носило дискуссионный характер, формировало оценку, отношения, позитивное общественное мнение. В основе воспитательной работы – деятельность, общественно значимая, общественно полезная, на пользу друг другу, школе,  родителям, окружающим людям.

Главный труд школьников – учеба. Развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них ответственности за свои знания, вопросы самообразования и культуры умственного труда – решению этих задач помогут Вам учителя-предметники, работающие в Вашем классе. Вам очень важно знать уровень познавательных способностей и возможностей учащихся, оказывать помощь в «выращивании» отличников учебы, в повышение престижа знаний в классе, организуя общественные смотры знаний, конкурсы знатоков наук, написание и защиту рефератов, фантастических проектов и т.д.

По опыту творчески работающих классных руководителей Вы можете создать в классе «школу», штаб «Учись учиться», на занятиях которой и пойдет разговор о культуре умственного труда, обмен опытом, успешной учебы, создание учащимися школьного сайта «В мире науки», выход в Интернет.

Результативность Вашей работы, Ваши отношения с классным коллективом во многом определяются отношениями с родителями воспитанников. Прежде всего очень тактично изучите родителей, их увлечения, характер общения в семье, в чем они смогут Вам помочь. Организуйте для них встречи и консультации специалистов; проводя родительские собрания, найдите хорошие слова для каждого ребенка. В этом поможет Вам общее чаепитие, концерт силами родителей и учащихся, выставка поделок и др. Помните, что каждый взрослый человек многое умеет. Постарайтесь убедить родителей, что их помощь в организации жизни класса просто необходима.

Но друзьями Вашего класса должны стать не только родители.

В городе, районе, селе живут интересные люди. Это общение обогащает ребят и взрослых, передает опыт поколений, традиции и культуру.

Уважаемый коллега!

Вам в Вашей работе с ребятами и родителями очень помогут журналы «Мђгариф», «Классный руководитель», «Воспитание школьников», книги, газеты. Побольше читайте, размышляйте и ребятам с Вами всегда будет интересно.

 

Предлагаем Вам заповеди классного руководителя. Надеемся, что они Вам помогут общаться с детьми.

  • Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  • Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, родителя (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  • Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
  • Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему, и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
  • Не пропустите момента, когда достигнут первый успех; сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок услышал и осознал.
  • Оценивайте поступок, а не личность. Создавайте ситуацию успеха.
  • Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
  • Воспитание – это последовательность целей и действий.
  • Воспитатель должен быть требовательным, но одновременно и добрым.

 

Международная Конвенция о правах ребенка, Концепция модернизации образования в России, Национальная Доктрина образования в РТ, Программа развития воспитания, Положение о классном руководителе РТ – все эти документы наполнены идеями воспитания и развития личности и утверждающим потенциалом того, что воспитание способно противостоять социально-опасным тенденциям. Каждому образовательному учреждению, каждому классному руководителю под силу создать коллектив детей на взаимном доверии и справедливости, подарить детям несколько светлых лет для роста и созревания. И, главное, соблюдать правило: нет людей маленьких и больших, воспитателей и воспитуемых.

Воспитание требуется и тем, и другим.

Желаем Вам добрых и полезных дел в жизни Вашего класса!



© 2010-2018