Этикет (лекция)



ЭТИКЕТ

(лекция)

 

ВВЕДЕНИЕ

Этикет: определение, происхождение, содержание

Французское слово «этикет» («е'tiquette») имеет в родном языке два значения: «ярлык», «надпись», «эти­кетка» и «церемониал», «этикет». Изначально оно обозначало колышек, к которому привязывалась бу­мажка с названием товара, а затем — саму бумажку с надписью. Позже понятие «этикет» обособилось от остальных значений этого слова.

Обычно под этикетом понимается совокупность правил поведения, в которых выражается внешняя сто­рона отношений с другими людьми: приветствия, об­ращения, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Это общее определение следует уточнить. Этикет реализуется в общении, любое же общение пред­полагает наличие как минимум двух партнеров. В этом случае этикет можно определить как совокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыг­рывание статусов партнеров по общению.

«Статус» самого этикета многопланов: это и сис­тема знаков, и форма регулирования человеческого общения, и особая форма поведения.

Первый аспект предполагает подход к этикету как к определенной системе знаков, имеющей свой сло­варь (набор символов) и грамматику (правила соче­тания знаков и построения текстов).

Сущность второго аспекта вытекает из того, что этикет — всегда диалог. Выполнение каждого этикетного правила всегда направлено на определен­ного адресата и требует обязательного ответа. Во­обще говоря, этикетное поведение обычно рассчи­тано на двух адресатов — непосредственного и дальнего («публику»).

Специфика третьего аспекта этикета — как осо­бой формы поведения — определяется его игровым характером. Прежде всего, это выражается в том, что участники ведут себя в определенном соответствии со своими социальными статусами. Но, может быть важно и умение выйти из своей заданной роли, изме­нить свой первоначальный статус, — тогда этикет предстает перед нами как творческий акт, как искус­ство общения.

В современной культуре это искусство состоит не столько в том, чтобы сохранить свой статус, сколь­ко в умелом приспособлении его к конкретной ситу­ации. Наиболее высоко ценится не буквальное соблю­дение правил, а умение в случае необходимости нарушать их. Поэтому существенно возрастает и роль личности. Разумеется, это только тенденция, по­скольку в современном этикете существует множе­ство предписаний, предполагающих автоматическое и обязательное исполнение, например обращение со столовыми приборами. Правда, их удельный вес го­раздо меньше, чем в прежние времена.

Рассмотрим теперь некоторые аспекты основных элемен­тов этикета.

 

ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

НА УЛИЦЕ

Уличный этикет начинается с простейшего: вы­ходя из дома вы должны быть чистым, аккуратно причесанным и прилично одетым. Это абсолютное правило, не имеющее исключений, даже если вы выс­кочили из дома на минуту, чтобы купить газету в ближайшем киоске.

Весьма важна осанка и походка. Вы должны ду­мать об этом. При ходьбе всегда сохраняйте спину прямой, ступайте мягко — с пятки на носок, не то­пайте ногами и не волочите их. Учитесь ходить у кош­ки. Тело при ходьбе не должно раскачиваться в раз­ные стороны, а слегка покачиваться. Не размахивайте сильно руками, вы не на лыжах. Руки должны немно­го покачиваться, непринужденно и легко. И уж точно не допустима бурная жестикуляция, особенно с зон­тиком или кейсом в руке.

Главный закон поведения на улице — уважение к встречному. Вы должны быть подобны капле воды, попавший в реку. Не следует метаться по тротуару и перебегать судорожно проезжую часть. Особенно остерегайтесь врезаться во встречный поток пеше­ходов. Улица— не самое безопасное место. Поэто­му необходимо быть очень внимательным и владеть собой, не погружаясь в свои мысли или мечты. Осо­бенно в переходах, на обочине и перекрестках. Кро­ме того, «отключаясь» от контроля за своим поведе­нием, вы рискуете столкнуться с другими людьми.

Если это произошло, т.е. вы кого-то задели, то нуж­но тотчас вежливо извиниться — отчетливо и внят­но, на что любой воспитанный человек ответит: «По­жалуйста», а не «ничего», «да ладно!», «чего там», или «ради Бога». Даже если вам сделали больно, не следует изображать страдальца. Вы должны проявить сдержанность.

Если вы на многолюдной улице решили пройтись вдоль витрин магазинов, держитесь ближе к ним, а не по центру тротуара. Тем более недопустимо рассмат­ривать витрину, стоя посреди тротуара. То же каса­ется и ситуации, когда вы встретили знакомого и решили поговорить с ним. Если же вы идете по оживленной улице группой в несколько человек, то лучше не идти шеренгой, тем более под руку, а каж­дый должен идти отдельно или, в крайнем случае, па­рами.

Бывают случаи, когда приходится идти по улице с громоздкой поклажей. В этом случае надо следить за тем, чтобы не создавать неудобств другим. С дру­гой стороны, иногда необходимо помочь другому че­ловеку, тянущему нелегкую вещь, например, от­крыть перед ним дверь в метро или на почту. Надо сказать, что готовность оказать помощь незнакомо­му человеку на улице — черта воспитанного человека. Другое дело, что порой люди не знают, как это сделать, и потому многие делают вид, что не замеча­ют нуждающегося в поддержке человека. Но если их вежливо попросить о помощи, то большинство тот­час откликнется. Если перед вами стоит группа лю­дей, обращайтесь к конкретному человеку, а не во­обще ко всем: «Не будете ли вы так любезны помочь мне?».

Если перед вами инвалид или пожилой человек, ко­торому нужно, например, подняться в автобус, то не берите его молча под руку. И тем более нельзя бес­словесно пытаться помочь слепому. Как же обратить­ся к человеку одной из этих категорий? Разумеется, не «бабушка», «дедушка» или «отец». Такое обра­щение позволительно лишь к членам семьи. Надо про­сто и понятно спросить: «Разрешите вам помочь?» Если в ответ вы услышите отказ, не предлагайте по­мощь вторично.

Часто нуждаются в посторонней помощи молодые женщины с коляской. Здесь самая подходящая фор­мула: «Могу ли я вам помочь?», не надо обращаться . со словами «девушка» или «молодая женщина».

Еще один важный элемент поведения на улице — форма вашего направленного внимания. Не стоит, видимо, и говорить, что указывать на кого-то паль­цем — явный признак бескультурья. То же можно ска­зать и о привычке разглядывать людей с головы до ног и тем более критиковать вслух. К этой же кате­гории дурных манер («моветона») относится манера оглядываться на беременных женщин и инвалидов.

Как бы ни были привлекательны, с вашей точки зрения, женщины в этот день, не засматривайтесь на каждую приглянувшуюся женщину, тем более если вы идете по улице с дамой. И постарайтесь обойтись без реплик в адрес незнакомых женщин, даже если вы восхищены какой-либо из них.

А вот несколько бесспорных табу в уличном по­ведении. На улице никогда нельзя:

плевать;

бросать на землю мусор;

совершать те процедуры, которые необходимо делать дома; заправлять рубашку, шнуровать обувь, накладывать макияж;

жевать спички и травинки;

есть;

женщинам — курить.

При движении по улице вдвоем требования этике­та устанавливают определенный порядок. Почетным считается место справа. Если идут две женщины, то справа располагается старшая, как, впрочем и в паре мужчин. Если возраст этих людей одинаков, то спра­ва идет тот, кто занимает более высокое социальное положение.

Из этого правила бывают исключения, — если справа может исходить опасность. Например, на уз­ком тротуаре мужчина должен уступать женщине или старшему ту сторону, которая дальше от проезжей части, особенно в ненастную погоду. То же самое относится и к ситуации в горах.

Если двое мужчин идут по улице с женщиной, то она должна идти между ними, старший из мужчин — справа от нее. Аналогично мужчина должен распо­лагаться между двух идущих с ним женщин, причем справа от него — старшая из них.

Ребенок всегда должен находиться между двумя взрослыми, а взрослый с двумя детьми — между ними. Конечно, ребенок должен всегда быть там, где наи­более безопасно.

На прогулке трех мужчин или трех женщин почет­ное место — в центре. Три человека в ряд — это мак­симум допустимого на улице, хотя и эта «конструк­ция» может быть неуклюжей. При таком «построении» дорогу уступает тот, кто идет слева, кроме слу­чаев, когда мужчина располагается между двумя жен­щинами. Если вы идете вдвоем по узкому проходу, то сзади проходит тот, кто слева, кроме вышеопи­санных случаев, когда почетное место находится именно слева.

При встрече знакомого, идущего в сопровождении незнакомого вам человека, здоровайтесь с обоими, а не с ним одним. Если в такой ситуации вы встретили знакомую женщину или лицо высокого ранга, не всту­пайте с ними в беседу. Аналогичным образом следу­ет поступить и в случае встречи близкого друга, за­нятого разговором с дамой, которую вы не знаете либо знаете мало. В том случае, когда ваш друг на­ходится в компании мужчины, он решает сам, заго­ворить с вами или нет. Достаточно обычного привет­ствия; если, ответив на него, ваш знакомый, как ни в чем не бывало, продолжит общение со своим спутни­ком, не вмешивайтесь. Возможно, при встрече вы не захотите вступать в разговор, тогда можно ограни­читься одним приветствием, если, конечно, встречен­ный вами поймет ваше настроение. Категорически нельзя отворачиваться, делая вид, что вы не замети­ли человека, которого не хотите видеть.

Мужчина, идущий вместе с женщиной, лишь в крайнем случае может заговорить со встреченным, если, конечно, это не общий ваш знакомый. Но зап­рещено оставлять женщину одну — ее надо познако­мить с вашим товарищем.

Мужчина, идущий в паре с другим мужчиной, мо­жет, извинившись, отойти в сторону, чтобы сказать что-либо встреченному знакомому, но он должен предложить спутнику идти вперед, сказав, что вско­ре нагонит его. Беседа с этим встреченным должна длиться очень недолго. В противном случае вы долж­ны пригласить вашего спутника принять в ней участие. Женщина, идущая по улице с мужчиной, не обя­зана представлять его встреченному знакомому.

 

В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Общественный транспорт-- это две группы средств передвижения: 1) автобусы, троллейбусы, метро, такси, электрички; 2) самолеты, поезда даль­него следования, теплоходы и т.п. Разумеется, в обе­их группах поведение пассажира должно быть веж­ливым, но есть определенная специфика в каждом из : тих случаев.

Например, в автобусе или метро не здороваются, входя в салон. Так поступают лишь в том случае, если вы постоянно ездите одним и тем же маршрутом и часто встречаете одних и тех же людей; можно дру­жески улыбнуться, наклонить голову.

На общественный транспорт распространяется об­щее правило хорошего тона: женщину, старшего и за­нимающего более высокое положение следует про­пускать впереди себя. При выходе из транспорта поступают наоборот: мужчина и младший выходят перед женщиной и старшим. Это правило не работа­ет, если речь идет о вышестоящих лицах, которые все­гда проходят первыми. Это происходит потому, что выходящий первым помогает выйти второму, и пра­вило становится бессмысленным, когда речь идет о субординации. Иными словами, подавать руку на­чальнику при выходе из транспорта не стоит (если он, конечно, не женщина).

При наличии небольшого числа свободных мест на них должны садиться пожилые, женщины и инвали­ды. Но женщина не должна предлагать свое место мужчине, если он не инвалид или глубокий старик.

Предлагая человеку сесть, укажите вежливо ему на место и скажите: «Пожалуйста» или «Разрешите предложить вам сесть». Весьма неучтиво будет про­сто молча встать, тем более повернувшись спиной к тому, кому вы уступаете место. Само собой разуме­ется, что то, о чем идет речь, — дело добровольное, и никто никого не может заставить уступать другому место — это вопрос культуры и этики. Посему за это необходимо внятно и членораздельно благодарить.

Иногда приходится наблюдать, как кто-либо из стоящих в транспорте «распекает» сидящих, особен­но молодежь, за то, что они не уступают место ста­рику или женщине с ребенком. Этого делать не сле­дует, ибо учтивость за счет других - - это не учтивость, а нечто иное. Не лучше ли вежливо на­помнить об этом кому-либо из них негромким голо­сом, не привлекая всеобщего внимания.

Теперь перейдем ко второй группе общественного транспорта. В поезде вы едете вместе с попутчиками несколько часов, поэтому, входя в купе, их надо по­приветствовать, независимо от намерения завязать с ними беседу. По прибытии поезда в место назначе­ния, покидая купе, обязательно попрощайтесь с ними и пожелайте тем, кто едет дальше, счастливого пути — даже если вы им и слова не сказали во время поездки. Руки, разумеется, при этом подавать не обя­зательно, если только вы с кем-либо из попутчиков не установили более доверительные отношения.

В самолете надо поздороваться с сидящими в со­седних креслах, а также приветствовать стюардес­су, которая приглашает пройти в самолет. Так же следует поступать и в электричках, исключая, конеч­но, приветствие несуществующему проводнику.

В самолетах и поездах дальнего следования, где все места пронумерованы, случается, что кто-либо из невнимательных пассажиров садится не на свое место. Если, таким образом, ваше место оказалось занятым и для вас важно свдеть именно на этом месте, укажите вежливо незадачливому пассажиру на его ошибку. В противном случае, если вы будете грубы, ваше путешествие будет менее приятным. А можно сесть на свободное место. Часто это не столь важно.

Самое распространенное занятие во время даль­них (и не только дальних) путешествий — чтение и разговоры. Некоторые обожают читать в обществен­ном транспорте. Чтение газет в городском транспор­те — нелегкая проблема, особенно в час пик. Но так хочется узнать свежие новости! Но при этом необхо­димо следить за тем, чтобы поменьше шелестеть стра­ницами и не положить газету на впереди сидящего пассажира.

Разговаривать в транспорте следует негромко, стремясь не беспокоить тех, кто занят чтением или решил вздремнуть. Вполне допустимо вступать в бе­седу других пассажиров — при условии, что речь не идет о чем-либо сугубо личном и вам есть что доба­вить. Если же разговор носит интимный характер, вмешиваться нельзя.

В настоящее время незначительно упростились прежде существовавшие правила, оговаривавшие, кто, с кем, когда, где и как может завести разговор. Например, лишь старшие по статусу могли пригла­сить принять участие в обсуждении нижестоящих. Ус­тановить «иерархию» лиц было порой непросто. По­этому всякое разумное изменение правил поведения в сторону большей демократичности и свободы по­ведения можно только приветствовать.

Большинство путешествующих самолетом или по­ездом имеют при себе багаж. В не слишком далеком прошлом мужчина всегда помогал даме расставить багаж. Ныне такое встречается нечасто.

Общая установка такова, что сегодня никто не должен ждать какой-либо помощи как само собой ра­зумеющейся услуги. Если ее предлагают — примите с благодарностью. В тех случаях, когда у вас воз­никнет в ней потребность, — попросите вежливо по­мочь вам, но возможен и отказ.

Как бы там ни было, возможны варианты: креп­кая молодая женщина может оказать услугу дряхле­ющему старику, помогая ему расположить чемодан либо достать матрац с верхней полки; необходимо по­мочь и сильному молодому мужчине, если он оказал­ся в затруднительном положении.

Надо сказать, что в настоящее время вышеуказан­ные правила (кто кому должен уступать место в го­родском транспорте), в значительной мере теряют свою силу. Часто ситуация выглядит так: "сидит тот, кто сидит. Думается, это дело совести или воспита­ния, а не правил.

 

МАГАЗИН

Существует некоторая разница в линии поведения в небольшом специализированном магазине с инди­видуальным обслуживанием и в супермаркете, где вы остаетесь наедине с тележкой и стеллажами с това­рами.

В первом случае, входя в магазин, непременно надо здороваться. В супермаркете или универмагах здо­роваться не принято. Можно, конечно, улыбнуться кассиру, не говоря уже о том случае, когда вы по­стоянно пользуетесь этим магазином и встречаете одного и того же его служащего.

Нередко в магазинах, где покупателя индивиду­ально консультируют и обслуживают и где он час­то делает покупки, продавец знает имя покупателя и соответственно обращается к нему. Если прода­вец не носит табличку с фамилией, то покупатель может спросить продавца об этом и даже попросить написать ее, ибо с первого раза трудно запомнить новое имя. Продавцы же часто узнают фамилию по­стоянного клиента по выписанному чеку или бланк - заказу.

Если клиент в первый раз в большом магазине, то он обычно обращается за помощью к служащим. Слу­чается и обратная ситуация: служащий упорно пред­лагает свои услуги, а посетитель, напротив, сам хо­тел бы все осмотреть самостоятельно. Но служащий идет за ним по пятам. Надо понимать, что это его служебная обязанность и войти в его положение.

Если в супермаркете вам нужен какой-то товар, а консультанта поблизости нет, вежливо спросите у другого посетителя. Если обращаются к вам, отве­чайте всегда дружелюбно, даже если форма обраще­ния была не слишком вежливой вроде: «Послушайте, где здесь...». Так вы скорее поможете другому понять его бестактность.

 

ГОСТИНИЦА

Правила поведения в гостиницах те же, что и за их пределами, причем они не зависят от уровня гос­тиницы. Везде необходимо быть простым, естествен­ным, вежливым, тактичным и соблюдать известные правила хорошего тона.

В Европе, США и других цивилизованных стра­нах дверцу подъехавшей к отелю машины распахи­вает швейцар, он же кладет ваши вещи в тележку, он же позаботится и о том, чтобы ее отогнали в гараж гостиницы или на стоянку. После оказания всех этих услуг ему следует дать «на чай».

В небольшой гостинице здороваются с хозяином и со слугами, портье, кухаркой. То же справедливо и в большом отеле. Но в маленьком можно здороваться с постояльцами, а в отеле этого делать не принято.

Если у вас в гостинице возникла потребность в ка­кой-либо услуге, то надо позвонить по телефону и сообщить об этом обслуживающему персоналу. Пра­вила хорошего тона запрещают барство, но вам, как гостю, положены определенные услуги и ваше право ими воспользоваться, — например, заказать завтрак в номер. Можно обратиться к телефонистке с просьбой позвонить вам в определенный час. Соот­ветствующая гостиничная служба поможет вам на­вести справки о транспорте, билетах и багаже. Гор­ничная или камердинер вычистят и выглядят вам одежду.

Возвращаясь к завтраку, отметим, что желая его получить в номер, надо звонить в ресторан — нака­нуне вечером либо утром. Меню ресторана обычно имеется в номерах, что удобно, т.к. можно заранее выбрать желаемое. Спустя определенное время офи­циант привезет в номер заказанный вами завтрак, который уже сервирован: скатерть, приборы, горя­чие напитки в термосе, и все накрыто салфетками для сохранения тепла.

Дверь официанту можно открыть, будучи одетым в спортивный костюм или купальный халат, — это нормально. После того как официант привез завт­рак и снял салфетку, необходимо подписать чек и дать ему чаевые — приблизительно 15 процентов от суммы заказа, — несмотря на то, что в большинстве гостиниц в счет включают и оплату за обслужива­ние в номере. Позавтракав, можно выкатить в ко­ридор тележку и поднос, на которых был привезен завтрак.

Если возникла потребность постирать что-нибудь из одежды, то следует позвонить горничной; этого делать не нужно, если в ванной комнате стоит плас­тиковый мешок либо корзина для грязного белья, ко­торое автоматически сдается в прачечную. Гладят одежду обычно горничные.

По отношению к обслуживающему персоналу го­стиницы необходимо соблюдать безупречную вежли­вость, всегда говорить «пожалуйста». Если обраща­етесь к кому-либо с просьбой, благодарить за услугу, давать чаевые, причем сразу по исполнении вашей просьбы, если она была единичной, или в конце вашего пребывания в гостинице, сит вы прибегали к Л слугам персонала постоянно.

В своем номере надо соблюдать порядок, блюсти чистоту, не бросая куда попало вещи и иные предме­ты, прикрывать постель после того, как вы встали, ничего не портить, а также не беспокоить без нужды соседей.