Исследовательский подход в обучении



Исследовательский подход в обучении

Исследовательский подход в обучении

 

Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребова­лось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обуче­нии — это путь знакомства учащихся с методами на­учного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Каковы функции? Их несколько, и все они находятся в диалектическом взаимодействии. К функциям ис­следовательского подхода в обучении относятся: вос­питание познавательного интереса; создание поло­жительной мотивации учения и образования; форми­рование глубоких, прочных и действенных знаний; раз­витие интеллектуальной сферы личности; формиро­вание умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной де­ятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

а)  во введении общих и частных методов научного ис­следования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

б)  в организации учебной и внеучебной научно-обра­зовательной, поисково-творческой деятельности;

в)  в актуализации внутрипредметных, межпредмет­ных и межцикловых связей;

г)  в усложнении содержательной и совершенствова­нии процессуальной сторон познавательной деятель­ности;

д)  в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудниче­ства.

Содержательную основу исследовательского подхо­да в обучении составляет взаимосвязь между содер­жанием изучаемого материала, методами и форма­ми бучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет на­учно-образовательная, поисково-творческая дея­тельность, способствующая организованному усвое­нию опыта творческой деятельности и ворческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между раз­розненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования  учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также бщедидактические при­емы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; вы движение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения пробле­мы, доказательства или опровержения гипотезы; пла­нирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

Прием сопоставления играет важную роль в процес­се усвоения новых понятий, фактов, явлений. В ди­дактике подчеркивается обязательность этого при­ема при решении задач исследовательского харак­тера, а также при выполнении исследовательских за­даний различных видов. Использование приема со­поставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом дает возмож­ность построить самостоятельное исследование изу­чаемого факта, явления, понятия. Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот прием направлен на форми­рование у учащихся умений оценивать социально-по­литические явления в жизни общества. Практически на каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель сообщает ин­формацию о факте или явлении, после чего предла­гает учащимся найти его причину, установить связь между причиной и следствием. Прием обобщения имеет немалое значение в ходе вы­полнения учащимися различных видов исследовательс­ких и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктив­ных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволя­ющих сформулировать правильный вывод.

Одним из характерных признаков поисково-творческой деятельности, организацию которой предполагает ис­следовательский подход, является научное предвиде­ние, проявляющееся у школьника в умении увидеть про­блему, выдвинуть гипотезу ее решения, систематизи­ровать и обобщить данные и на этой основе сформули­ровать выводы, подтверждающие правомерность гипо­тезы или аргументированное опровержение ее. Прием выдвижения гипотез при исследовательс­ком подходе предполагает или доказательство гипо­тезы, или аргументированное обоснование ее непра­вомерности. Необходимость аргументированного опровержения выдвинутой ранее гипотезы требует от учащегося доказательства ее неправомерности, что способствует закреплению верных представлений об изучаемом явлении, активизации поисково-творчес­кой деятельности.

Поисковый путь учебного познания при исследова­тельском подходе в обучении невозможен, если у уча­щихся не будет сформирован прием переноса зна­ний в новую ситуацию.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуа­ции. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школь­ник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, исполь­зовать способы приобретения знаний и опыта, побуж­дающие школьника задавать вопросы учителю, това­рищам, выяснять непонятное, углубляться в осмыс­ление знаний. Ситуациями такого рода могут быть ре­цензирования ответов товарищей, сочинений и дру­гих работ, что связано с экспертизой, советом, кор­рективами, с активным поиском главного. Методически верно поступает учитель, часто созда­ющий в обучении ситуации, когда от школьника тре­буется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познава­тельной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повы­шенной сложности, что требует от школьника изуче­ния дополнительной литературы, научных источни­ков и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера. Дидактически оправдано побуждение учащихся к не­скольким способам решения поставленной задачи, вопроса; к обмену информацией между учащимися; к самопроверке, анализу и оценке собственных позна­вательных и практических работ. В ходе выполнения заданий исследовательского ха­рактера от учащихся требуется умение системати­зировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, яв­ления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий. При выполнении таких заданий учащиеся объясняют со­бытия и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рас­смотрения; определяют направления и способы даль­нейшего изучения проблемы; высказывают и обосно­вывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления. Применение методов научной деятельности в процес­се учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного ис­следования: познавательная деятельность школьни­ка приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипоте­зы до ее доказательства или опровержения. Субъек­тивная новизна ученического исследования не ума зом на конкретных примерах процесса научного по­иска в его познании. Дидактически обосновано, когда в ходе вводной лекции учитель приводит примеры со­временного состояния изучаемого факта (явления, события), что создает необходимый настрой на даль­нейшие исследования.

Во-вторых, обязательным является органическое сочетание различных организационных форм обуче­ния. Наряду с уроком в традиционном его понимании необходимо применять уроки-семинары, уроки-дис­путы, уроки-консультации, практикумы, собеседова­ния, дискуссии, экскурсии. Применение различных организационных форм обучения оказывает положи­тельное воздействие на развитие у учащихся позна­вательной самостоятельности как необходимого ка­чества социально активной личности. Действенной формой в работе с учащимися являют­ся семинарские занятия. Семинары необходимы для конкретизации и углубленного изучения основных по­ложений темы, выдвинутых на вводной лекции. Реко­мендуется учитывать, что число семинаров внутри каждой темы различно и определяется самим учите­лем при дидактическом анализе темы. Решению межпредметных и межцикловых проблем способствуют комплексные семинары. Тема комплек­сного семинара определяется учителями нескольких предметов при дидактическом анализе тем, изучае­мых с применением исследовательского подхода. Комплексные семинары позволяют акцентировать внимание учащихся на межпредметных и межцикло­вых связях и показать на конкретных примерах влия­ние и взаимопроникновение общих методов научного познания (анализ, синтез и т.д.) и методов конкрет­ных наук в процессе учебного познания. Комплекс­ные семинары требуют не только четкого планирова­ния, но и тщательной подготовки к их проведению, поэтому частое их проведение нецелесообразно. Опыт показывает, что комплексные семинары доста­точно проводить в каждом классе один раз в учебную четверть.

Большими возможностями для максимальной реализа­ции воспитывающих функций содержания учебного ма­териала обладает урок-диспут. Урок-диспут посвящает­ся обсуждению проблем, изучаемых в курсе той или иной учебной дисциплины. Педагогическая ценность уро­ка-диспута состоит не только в том, что он предполагает открытый обмен мнениями всех участников диспута, но и в том, что урок-диспут, как и семинар:

- способствует формированию у ученика умений определить в рассматриваемом вопросе главное;

- помогает школьнику из системы имеющихся у него знаний выделять положения для доказательства сво­ей точки зрения, что позволяет подготовить аргумен­тированное выступление;

- позволяет научиться анализировать выступление товарищей; сравнивать аргументы в пользу различ­ных точек зрения; делать выводы. Урок-диспут требует тщательной подготовки, одной из форм которой являются опережающие домашние задания.

Наряду с уроками-диспутами рекомендуется шире вводить в обучение такую организационную форму, как урок-консультация. Урок-консультация направлен на организацию различных форм учебной работы; глав­ной задачей таких уроков является оказание помощи каждому школьнику при выполнении опережающих до­машних заданий и учебно-исследовательских проек­тов. Урок-консультация может быть тематическим, когда рассматриваются вопросы отдельной темы, или общепредметным, например, урок-консультация по химии. Дидактически допустимым является включе­ние уроков-консультаций в общешкольное расписа­ние уроков. Отсутствие оценок на уроках-консульта­циях позволяет учащимся, особенно с заниженным уровнем самооценки и низким или средним уровнем развития познавательной самостоятельности, чув­ствовать себя на уроке более свободными (над ними «не висит двойка» — так говорят сами учащиеся), что оказывает благоприятное воздействие на усвоение изучаемого материала.

При организации обучения с применением исследо­вательского подхода имеет смысл регулярно прово­дить уроки-собеседования, которые позволяют осу­ществить разнообразные формы контроля и взаи­моконтроля знаний, умений и навыков учащихся. Ди­дактически обосновано, что уроки-собеседования способствуют развитию межличностных контактов учителя и ученика, учащихся друг с другом. Педаго­гическая ценность уроков-собеседований заключа­ется в том, что при собеседовании учитель имеет возможность следить за рассуждениями учащегося при анализе явлений и фактов, их обобщении и фор­мулировке выводов. «Западающие» звенья в позна­нии того или иного факта или явления при собеседо­вании выступают особо четко. Это позволяет учите­лю эффективнее планировать систему педагогичес­ких воздействий в отношении конкретного школьни­ка, что дает возможность ликвидировать имеющие­ся слабые места в умениях, навыках и способах по­знавательной деятельности.

При практической реализации исследовательского под­хода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы. Индивидуальная работа пред­ставляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. В процессе выполнения индиви­дуальных работ у учащихся развивается самостоятельность, целеустремленность в учебно - познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, потребность самостоятель­но пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием; стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, общественно-поли­тической, художественной, справочной литературой, словарями, энциклопедиями; привычка систематичес­ки проверять результаты своей работы, трудовой и об­щественной деятельности.

Групповая учебная работа предполагает деление клас­са на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изуча­емого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотноше­ний в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рукописных жур­налов, социально - педагогических проектов, рефера­тов и реферативных сборников и другие. Коллективная учебная работа предполагает коллек­тивную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя. Она позво­ляет реализовать воспитательные возможности дет­ского коллектива по активизации познавательной де­ятельности и способствует укреплению взаимоотно­шений между учащимися.

Фронтальная учебная работа предполагает одновре­менное выполнение общих заданий всеми учащими­ся класса. Она может быть устной и письменной, а также иметь различия по характеру познавательной деятельности учащихся — воспроизводящей или творческой. Специфика фронтальной работы при исследовательском подходе в обучении состоит в по­стоянном сочетании воспроизведения и творчества учащихся. При этом изменение уровня познаватель­ной самостоятельности всегда идет на фоне глубоко­го осмысления изучаемого явления или факта. Целе­сообразно в содержание самостоятельных и фрон­тальных работ включать анализ реальных жизненных ситуаций во всей их сложности и противоречивости. Доказано, что индивидуальные самостоятельные ра­боты занимают особое место в практической реали­зации исследовательского подхода в обучении: опе­режающие домашние задания невозможны без само­стоятельной индивидуальной работы  учащихся. Ре­зультаты опережающих домашних заданий оформля­ются как доклады, рефераты, альбомы, рецензии, проекты, которые используются учащимися при вы­ступлениях на семинарах и диспутах. Исследовательский подход в обучении предпола­гает введение общих и частных методов научного познания в процесс учебного познания на всех его этапах: от восприятия до применения на практике.

Практически это достигается через введение в со­держание изучаемого материала фактов из исто­рии науки и ее современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания соответствующей науки. Таким образом происходит демонстрация технологичес-1 кого применения законов физики, химии, биологии и других наук. Это создает основу для профилизации обучения и профессиональной ориентации мо­лодежи и, кроме того, обеспечивает повышение научного уровня преподавания. Исследовательская деятельность, организуемая учите­лем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельно­го и углубленного осмысления фактов, явлений и зако­номерностей. Логическим продолжением урока или се­рии уроков по теме может стать какая-либо форма науч­но-образовательной, поисково-творческой деятельнос­ти во внеучебное время («Неделя науки», научно-практи­ческая конференция, устные журналы «В мире науки», викторины, конкурсы, олимпиады, дебат-клубы, творчес­кие мастерские, конкурсы социальных проектов), мате­риалом к которым служат работы учащихся, выполнен­ные ими как самостоятельные исследования.

От мыслительных умений — к исследовательским навыкам

Обучение учащихся началам исследовательской де­ятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проек­тов и рефератов, научно-образовательную и поис­ково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обуче­нии. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет со­бой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры  школьника:

- мыслительных умений и навыков: анализ и выде­ление главного; сравнение; обобщение и системати­зация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение ви­деть противоречия;

- умений и навыков работы с книгой и другими источ­никами информации;

- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

- специальных исследовательских умений и навы­ков (в старших классах).

Далее представлены поэтапные действия по форми­рованию исследовательской культуры школьников с 1-го по 4-й класс.

I класс

Мыслительные умения и навыки

Учить разделять целое на элементарные состав­ные части в несложных практических действиях, в логических играх (типа «Разрежь картинку», «Мага­зин»). Выделять на слух основные компоненты рит­мически организованного текста. Разделять целост­ное изображение на элементы. Коротко пересказы­вать основные этапы действия сказки, детского рас­сказа или диа-, теле-, мультфильма. Проводить по­ элементный эмпирический анализ небольшого тек­ста, завершая (сопровождая) его эмоциональной оценкой.

Учиться выделять предмет мысли, отвечая на вопрос: «О ком (о чем) говорится в несложном рассказе (сказ­ке)?», выделять смысловой центр картинки, основ­ных действующих лиц небольшого диафильма, мультфильма, сюжеты из телефильма, намечать ос­новное в несложном практическом задании, выделять ударный слог.

Учить соотносить два предмета, два живых орга­низма, две картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки,
слоги и слова; короткие песенки, поступки персона­жей сказок. Приводить сравнение на однотипном ма­териале, преимущественно по внешним признакам в
одном направлении (отличие или сходство), завершая его эмоциональной оценкой детей.

Сравнивая и классифицируя игрушки, знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о принадлежности к общему родовому понятию. То же самое — с изображениями на картинках, аппли­кациях. Учиться делать элементарный индуктивный вывод из сравнения двух несложных объектов вер­бального характера, несложных практических дей­ствий. Отвечать на ряд вопросов по общей теме.

Накапливать опыт определения и объяснения по­нятий через практический  показ определяемого пред­мета, указание, описание. Выделять внешние призна­ки знакомых предметов, явлений. Для облегчения понимания определений использовать наглядность.

Расшифровывать родовое понятие («Какие игруш­ки у вас на столе?», «Какие учебные принадлежнос­ти?»). Уметь привести примеры, понимать картинный
план, отражающий объекты и порядок элементарной конкретизации.

Отвечать на вопросы типа «Почему?» на учебных занятиях, в играх, практических действиях, на экс­курсиях, накапливая опыт прямого индуктивного до­казательства. Использовать средства наглядности как образную опору.

Под руководством педагога учиться видеть проти­воречия при проведении несложных опытов, анализе поступков действующих лиц сказок, рассказов, диа-, теле-, мультфильмов. Высказывать простое предпо­ложение, отвечая на вопросы типа: «А как вы думае­те?», «Как это можно сделать?». Намечать последовательность действий, проверять результат разреше­ния простейших противоречий по образцам.

Умения и навыки работы с книгой и другими ис­точниками информации

Внимательно слушать чтение учителем или това­рищем художественных, научно-популярных текстов (соответствующих требованиям учебных программ).
Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы то­варищей. Уметь слушать радиопередачи, переска­зывать содержание и давать простейшую оценку услышанного.

Ориентироваться в учебнике, работать с оглавле­нием: находить произведения, названия учебных тек­стов в оглавлении и на определенной странице книги;
пользоваться заданиями и вопросами к тексту, упраж­нению, задаче, работать по образцам.

Ориентироваться в порядке расстановки книг в биб­лиотеке, находить нужную книгу, пользуясь открытым доступом к книгам и рекомендательными списками.

Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи Уметь отвечать на отдельные вопросы и вопросы, объединенные темой, уметь самостоятельно форму­лировать вопрос к картинке, предложению, слову; вес­ти простейший диалог на основе картинки, кадра диа­фильма; подробно, выразительно пересказывать содер­жание учебного текста, сказки, басни, рассказа; пере­давать содержание иллюстрации к произведению; на­рисовать словами картинку к части текста; связно пе­редать содержание фрагмента детской радио- и теле­- передачи; пересказать условие и ход решения задачи.

Осваивать основные виды письменных работ: спи­сывание, запись под дикковку, изложение текста, со­чинение рассказа. Правильно списывать текст с дос­ки и учебника (с постепенным ускорением связного, ритмичного письма); писать под диктовку текст под руководством учителя, писать по вопросам неболь­шое изложение, составить и записать 2-3 предло­жения на заданную тему на основе просмотренного диафильма или картинок, правильно оформлять тет­ради и письменные работы в них.

II класс

Мыслительные умения и навыки

Разделять целое на элементы, учиться видеть ком­поненты в целостном изображении, в предмете. Учить выделению существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Различать основ­ные действующие лица сказки, рассказа, видеть пос­ледовательность действий в диа-, теле-, мультфиль­ме для второклассников. Учиться разделять условие задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чем) говорится?», «Что говорится об этом?» Различать мысловой  центр картинки, основные действующие лица сказки, рассказа из диа-, теле-, мультфильма. Выделять основное в несложном практическом задании.

Сопоставлять на однотипном материале два пред­мета, два живых организма, картинки по количеству, форме, величине, цвету, целевому назначению. Сопоставлять отрывки, слова, слоги, числа, геометричес­кие фигуры, поступки, мотивы действия героев сказок.
Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе находить сход­ство или отличие. Производить одновременно сравне­ние на основе конкретных признаков в одном направле­нии с помощью введения третьего, контрастного объек­та. Определять последовательность сравнения, пони­
мать его целенаправленность, завершать эмоциональ­ной и простейшей логической оценкой.

На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умения элементарного эм­пирического обобщения. Отвечать на вопросы подан­ной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые од­нотипные предметы, учебные принадлежности, изоб­ражения подводить их под общее родовое понятие. Осваивать картинный план, отражающий объекты обобщения и обобщающее понятие, знакомиться с обобщением в стихотворной форме. Сравнение за­канчивать элементарным индуктивным выводом. Придумывать заголовки, составлять картинный план, проводить практическую систематизацию.

Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явле­ния, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учеб­ных понятий в дидактических играх.

Уметь расшифровать данное родовое понятие, при­вести 2-3 примера, изобразить общее понятие в ри­сунке, раскрыть по краткому плану данное содержа­ние, объяснить заголовок. Осваивать картинный план, отражающий объекты и порядок конкретизации, фор­мулировать вопрос к картинам.

Отвечать на вопросы типа «Почему ты так дума­ешь?», «Что об этом рассказывается дальше?». В различных учебных ситуациях накапливать опыт пря­мого индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.

Учиться видеть противоречия при проведении не­сложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предположение о возможном решении, намечать план действий под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществ­лять локальный перенос знаний.

Умения и навыки работы с книгой и другими ис­точниками информации

Слушать чтение художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компо­ненты, последовательность и причинность событий в несложном рассказе, сказке. Слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смыс­ловой анализ. Слушать и оценивать ответ товарища
(по содержанию и выразительности речи). Слушать детскую радиопередачу, учиться кратко передавать ее содержание, давать оценку прослушанному.

Ориентироваться в структуре учебника, самостоя­тельно знакомиться с содержанием учебных текстов, разбираться в заданиях, вопросах к текстам, упраж­нениям, задачам; пользоваться простейшими схема­ ми, таблицами; использовать образцы, данные в учеб­никах, при выполнении работы, в ходе самоконтроля и работы над ошибками.

Уметь различать основные элементы книги: пере­плет (обложка), корешок, страницы, иллюстрации уметь самостоятельно знакомиться с детской кни­гой, находить фамилию автора, название произведе­ния, по иллюстрациям составлять представление о примерном содержании книги, учиться производить несложный ремонт книги.

 

Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи

Уметь отвечать на вопросы по тексту; отвечать на отдельные и связные вопросы по теме, уметь сформулировать вопросы к тексту, ответу ученика, вести
диалог по несложной теме на основе картинки; подробно пересказывать содержание прочитанного и выслушанного текста (рассказа, сказки, басни); пересказывать учебные тексты, содержание и ход ре­шения задачи; рассказывать о своих наблюдениях за природой в связи с чтением, связно (по вопросам учи­теля) пересказывать содержание фрагмента детской радио- и телепередачи.

Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение тек­ста по готовому плану, сочинение рассказа. Совершенствовать технику связного, ритмичного, уско­ренного письма. Уметь правильно списывать текст с доски и учебника, писать под диктовку текст, пи­сать изложение текста по коллективно составлен­ному или готовому плану. Уметь составлять под руководством учителя и записывать небольшой рас­сказ на основе серии картинок, диафильма, детс­кой теле- и радиопередачи, вести записи в «днев­нике наблюдений».

 

III класс

Мыслительные умения и навыки

Уметь выделять существенные и несущественные признаки несложных предметов, явлений, событий. Производить элементарный смысловой анализ печат­ного текста, воспроизводить основные элементы про­читанного, увиденного в беседе. Анализировать за­дачу по составным элементам, пользоваться картин­ным планом-ориентиром.

Выделять предмет мысли в тексте, отвечая на вопро­сы: «О ком (о чем) говорится?», «Что говорится об этом?» Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Выделять на слух основные ком­поненты ритмически организованной информации (пес­ни, стихотворения, короткого текста), ориентируясь на плакат «Учись выделять главное»; придумывать свои заголовки к сказке, рассказу, диа-, теле-, мультфильму, упражняться в выделении главного в логических играх.

Сопоставлять и противопоставлять по конкретным признакам два предмета, явления, слова в родном и родственных языках, предложения, геометрические фигуры, числа, простые задачи, примеры и т. п. Срав­нивать информацию на слух (два отрывка из стихо­творения, две мелодии и т. д.), анализировать и срав­нивать поступки героев из сказок, рассказов, диа-, теле-, мультфильмов. Осваивать сравнение неслож­ных организационных и практических действий (на­ пример, выполненных поделок, рисунков и т.д.). Учиться последовательности сравнения и его целе­направленности. Уметь завершать суждение простым логическим выводом.

 

На основе сопоставления и противопоставления двух несложных практических, наглядных, словесных объектов (предметов, их свойств, фактов, явлений, событий) формулировать частичные и поурочные обобщения индуктивным путем. Отвечать на вопросы по общей теме. Отбирать объекты для обобщения из заданных учителем наборов, оформлять обобщения в виде плана, заголовка. Проводить простейшую груп­пировку и систематизацию объектов и явлений. На основе анализа учебных рисунков, таблиц и схем зна­комиться с простейшими способами обобщения. Ана­лизировать и сравнивать простейшие организацион­ные и практические действия и их результаты, делать выводы по итогам анализа и сравнения.

Накапливать опыт определения и объяснения по­нятий через практический, наглядный показ предме­та, явления, через указание, описание. Знакомиться с определениями единичных предметов и явлений в дидактических играх, словарно-логических упражне­ниях, в практических действиях.

Продолжить формирование элементарной эмпирической конкретизации (см. программу второго класса). Про­водить по плану несложные наблюдения, участвовать в демонстрациях и практических работах, придумывать задачу по образцу, вопросы к тексту и рисунку.

Накапливать практический опыт прямого (индук­тивного, дедуктивного и по аналогии) доказательства. Строить элементарное доказательство (тезис — кон­кретное понятие, аргументы — примеры, факты). Отвечать на вопросы «Почему?», «Можешь доказать свою правоту?», «Что об этом говорится дальше?».

Учиться осмысливать противоречия при проведе­нии несложных опытов, наблюдений, анализе простой вербальной и наглядной информации. Упражняться в распознавании новой функции объекта (отвечая на вопросы типа «Как еще можно использовать этот пред­мет?»), высказывать простое предположение о по­следовательности действий, необходимых для раз­решения проблемы, о возможных способах решения.

Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации

Слушать чтение, рассказ, объяснения учителя, усваивая основные положения, мысленно производя смысловой анализ, воспроизводить основные смыс­ловые компоненты беседы. Слушать товарища, под­вергая ответ простейшему анализу.

Самостоятельно обращаться к вопросам и зада­ниям учебника; работать с оглавлением, словарем, материалами приложения учебника; использовать образцы, данные в учебниках, в процессе самосто­ятельной работы; учиться самостоятельно состав­лять простой план, схемы, таблицы при изучении текста учебника; учиться постоянно обращаться к учебнику при проверке качества выполненной ра­боты.

Пользоваться рекомендательными библиографичес­кими списками, картотеками, указателями, открытым доступом к книжным полкам, доступной справочной ли­тературой (энциклопедиями для детей, энциклопеди­ческими словариками серии «От А до Я...» и т. п.), учить­ся ориентироваться в каталожной карточке, правильно записывать на каталожную карточку данные о книге, ста­тье из газеты, журнала. Самостоятельно выбирать и читать детские книги, детскую периодику, использовать помещенные там материалы на уроках по всем пред­метам и во внеурочное время.

 

Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи

1. Отвечать на вопросы к тексту и по теме в соответствии с их характером, ставить вопросы к тек­сту учебника, рассказу учителя, ответу ученика; вести несложный диалог по теме на основе карти­нок, иллюстраций, диафильма; учиться связно от­вечать по плану: самостоятельно строить неболь­шой рассказ; учиться сжато пересказывать содер­жание прочитанного или выслушанного текста, ис­пользовать в пересказе отдельные образные слова и выражения, научные термины, строить связные высказывания на основе текста и иллюстраций, тек­ста и наблюдения за природой; кратко передавать свои впечатления о просмотренном детском филь­ме, теле- и радиопередаче, связно излагать свои учебные действия.

2. Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа, письмо товарищу, дневниковые записи. Писать под диктовку текст; писать изложе­ние по самостоятельно составленному плану; писать небольшой рассказ с элементами описания, рассуж­дения на основе прочитанного, диафильма, детской теле- и радиопередачи, фрагмента кинофильма; пи­сать письмо товарищу, вести записи в читательском дневнике, «дневнике наблюдения».

 

IV класс

Мыслительные умения и навыки

1.  Осуществлять комплекс действий, составляющих элементарный эмпирический анализ различной ин­формации. Разделять целое на составные части в
практических действиях, при восприятии и осмысле­нии изображений в тексте, в логических играх. Прово­дить элементарный смысловой анализ текста, рас­сказа учителя, воспроизводить основные смысловые части прослушанного, увиденного в беседе. Учиться анализировать ответ товарища по плану. Выделять субъект и сюжет учебного текста и его час­ти, отвечая на вопрос: «Что говорится об  этом?». Разделять информацию на логические части, вычленять родовые и видовые понятия. Находить в тексте наи­более важные по смыслу слова и предложения, при­думывать заголовки, составлять простой план неболь­шого текста. Определять на слух компоненты ритми­чески организованного текста.

Находить основные смысловые группы, картины, чи­тать простые таблицы, использовать простые схемы. Учиться выделять главное в практических заданиях.

2.  Продолжить формирование умения сравнивать до качественной ступени, за которой идет обобщение. Учиться полному сравнению с соблюдением его пос­ледовательности: определение объекта и цели срав­нения; выделение основных признаков; установление отличия и (или) сходства; формулировка выводов.

Сравнивать различную по характеру и целевому на­значению информацию на основе существенных кон­кретных и общих признаков. Проводить (одновремен­ное, параллельное и отсроченное) сравнение двух объектов с введением третьего, контрастного объек­та и контробраза. Сопоставлять и противопоставлять явления и факты двух родственных языков. Овладе­вать правилом- ориентиром для сравнения.

Осуществлять весь комплекс действий, составляющий индуктивное эмпирическое обобщение: проводить отбор необходимых объектов, сравнивать их по определенным признакам, делать выводы, оформлять их в виде картинного и простого сло­весного плана, заголовка, условной схемы, пра­вильного умозаключения. Осмысливать структуру эмпирического обобщения и данное учителем пра­вило-ориентир.

Использовать накопленный практический опыт определения и объяснения понятий для осмысления логического определения через родовые и видовые отличия. Знакомиться с простейшей структурой логи­ческого определения на наглядных моделях, в дидактических играх, в словарно-логических упражнениях.

Осуществлять весь комплекс действий, составля­ющих элементарную эмпирическую конкретизацию, анализировать условие задания; выделять известное и неизвестное; вспомнить правило, необходимое для данного случая; в случае недостатка знаний обратить­ся к учебнику; решив задачу, проверить ее правиль­ность; распознавать в реальной жизни изученные об­щие понятия, закономерности. Уметь расшифровать данное родовое понятие, привести 3-4 примера, кон­кретизировать заголовок, рисунок, простой словес­ный план. Связно отвечать по плану. Осмысливать
структуру приема учебной деятельности.

Совершенствовать практический опыт прямого (ин­дуктивного, дедуктивного и по аналогии) доказатель­ства. Знакомить с сутью, структурой и правилом- ориентиром доказательства (тезис, аргументы, способ доказательства, выводы). Строить элементарное до­казательство по заданной структуре и правилу-ори­ентиру (тезис — конкретное понятие, прямой способ демонстрации, 2-3 аргумента — конкретные сужде­ния, примеры, факты). Осваивать правило-ориентир, данное в картинной форме с краткими пояснениями, использовать средства наглядности и простейшие
технические средства обучения.

Учиться видеть противоречия в различных ситуациях учебно-познавательной деятельности, новую функцию объекта, структуру объекта. Учиться понимать предло­женную проблемную ситуацию, высказывать эмпири­ческое предположение о возможных способах разре­шения противоречия. Намечать в коллективной и пар­
ной работе простой план действий при решении познавательных задач, проверять сообща результаты реше­ния. Осуществлять частичный перенос известных зна­ний и способов в новую ситуацию (в различных видах учебной, игровой, практической деятельности).

Умения и навыки работы с книгой и другими ис­точниками информации

Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, от­веты учащихся, выделяя основные мысли, опреде­ляя их взаимосвязь, логическую последовательность, языковое оформление; воспроизводить основные мысли прослушанного в беседе, сохраняя, если не­обходимо, особенности стиля высказывания; анали­зировать и рецензировать ответы учеников по опре­деленному плану; учиться слышать и исправлять свою речь. Слушать учебные и детские радиопередачи, использовать их содержание в учебной работе.

Под руководством учителя учиться выделять глав­ное в текстах различного характера и назначения, ра­ботать с понятиями, выделяя существенные и второстепенные признаки предметов; использовать прием сравнения на однотипном материале учебника;
пользоваться приемом составления простого плана при усвоении содержания учебника. Составлять схе­мы, таблицы, диаграммы, овладевать простейшими формами систематизации учебного материала (на основе установления причинно- следственных, вре­менных, пространственных связей, элементарной ло­гической последовательности).

Подбирать книги по теме, пользуясь библиотечным каталогом, аннотациями в каталожных карточках, выставкой, поклассными рекомендательными спис­ками, тематическими картотеками, открытым досту­пом к книгам. Ориентироваться в структуре книги, использовать знания о структуре книги при ее выборе и работе с нею. Использовать в тех же целях элемен­ты оформления книги (фотографии, чертежи, карты рисунки и т. д.). Составлять каталог прочитанных книг. С помощью учителя или библиотекаря составлять индивидуальный план чтения. Привлекать материа­лы дополнительного(внеклассного) чтения на уроках и во внеклассной работе.

 

Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи

Отвечать на вопросы различного характера (на вос­произведение, творческое осмысление, на примене­ние); учиться ставить разные по характеру вопросы к тексту, рассказу учителя, ответу ученика. Вести диа­лог на материале несложных учебных тем с использо­ванием наглядных пособий или без них, по плану пе­ресказывать подробно, сжато или выборочно содер­жание учебных текстов; отрывка из художественного произведения, фрагмента телепередачи, детского ки­нофильма; давать связные высказывания, различные по типу речи (повествование, описание, рассуждение).

Владеть основными видами письменных работ: спи­сывание, запись под диктовку, изложение, сочинение, письмо, записи в дневнике, отзыв. Написать под дик­товку текст в 90-100 слов; изложить текст в 110-115 слов по самостоятельно составленному плану; напи­сать сочинение (100 слов) с элементами повествова­ния, описания, рассуждения на заданную тему на осно­ве прочитанного, детской теле- и радиопередачи, кино­фильма; написать отзыв о прочитанной книге.

В следующих номерах мы предложим вашему внима­нию систему поэтапных действия по формированию исследовательской культуры школьников второй и третьей ступени.



© 2010-2018