Как же вызвать читательский интерес у младшего школьника в эпоху «гаджетов»?



 Читательский интерес у младших школьников  

Книга — великая вещь, пока человек

умеет ею пользоваться.

А.А. Блок

  

Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем в современное время является потеря детьми интереса к чтению. Общественная жизнь резко изменилась таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план.

Как же нам учителям стимулировать у детей читательский интерес, когда сам процесс чтения их вообще не интересует?

Несмотря на то, что в последние десятилетия этой проблеме был посвящен целый ряд исследований, анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию читательских интересов у учащихся недостаточно высок.

Но что такое интерес? Интерес - это то, что двигает человека к жизни, действию, познанию, определению, учению. Именно интерес помогает ориентироваться в информационном потоке, дает возможность проявить себя в деятельности (Н. Г. Муровцев). Тогда читательский интерес - потребность в чтении, выражающая заинтересованность читателя текстом, вызывающая положительные эмоции читателя.

Многие педагоги советуют, чтобы стимулировать и развивать читательский интерес привлекать школьные библиотеки, проводить массовые мероприятия :

• диспуты,

• беседы,

• обзоры,

• КВН,

• устные журналы,

уроки-утренники,

• уроки-отчеты,

• библиотечные уроки,

• сочинительство (сказок, стихотворений, детского фольклора),

• составление диафильмов по прочитанным произведениям,

• рисование на прочитанную тему.

Все это проводится учителями, это стимулирует развитие читательского интереса учащихся и их познавательной активности.

Но книга все равно не становится такой интересной, как «новенький планшет»! Увы, как бы мы не старались, все - таки главные люди в жизни каждого его мама и папа, если в доме нет примера читающего человека, наши труды не всегда оправданы, если родители не будут приучать ребенка с самого рождения к книге, читательский интерес будет пропадать с каждым годом. С самого рождения читать им книги, показывать иллюстрации, называть авторов сказок, рассказов. Когда ребенок подрастет, задавать вопросы по прочитанному, спрашивать какие чувства он испытывает от услышанного, рисовать и придумывать свои иллюстрации к прочитанному, показывать пример чтения – самим что- то читать.

Понимая значимость вышеизложенного мы в классах организовали клуб семейного чтения, использовав опыт раб учителя начальных классов г. Топки Л.А. Музыка (Начальная школа» №6 за 2007 г.). Занятия проводятся один раз в четверть – на каникулах. Родители вместе с детьми устраивают выставки книг, рисунков, разучивают стихи, инсценируют отрывки из произведений, составляют кроссворды, загадки на литературные темы. Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать. В конце заседания проходит награждение по разным номинациям. Эта работа способствует развитию интереса к книге, развитию творческих способностей, сплачивает родителей и детей.

В классах организованы уголки чтения, где дети оставляют свои творческие работы, приготовленные вместе с родителями на прочитанные книги дома. 

Читательский интерес у младших школьников 

Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

И только после совместной работы учителя и родителей – мы сможем вызвать читательский интерес у школьника.

Литература:

1. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения.— М.: Просвещение, 1997.

2. Светловская Н. Н. Закономерности формирования учащихся-читателей.— М.: Просвещение,1991.— 207 с.

3. Лахоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие для учителя.— Ростов н/Д: Творческий центр, 2000.— 136 с.

4. Начальная школа №6, 2007



© 2010-2018