Схема разработки программы авторского курса (9 класс)
Схема разработки программы авторского курса по выбору
(для предпрофильной подготовки в 9-х классах)
Общие положения
Курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на два типа:
- традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (например, обычные факультативные курсы,
блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.);
- авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети).
Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу, прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпускных экзаменов за 9-й класс); курсам второго типа будет в большей мере присуща развивающая функция.
Возможные авторские курсы по выбору, их структура и содержание будут носить вариативный характер в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе:
• Особенности набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает ученику муниципальная образовательная сеть.
Кадровая ситуация в данном образовательном учреждении и муниципальной образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в профильных классах вузовских специалистов или использование кадрового потенциала ресурсных центров и т. п.).
Специфика состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т. п.). Одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой — получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:
• Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного — это не выбор).
• Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»).
• Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?» Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы.
• Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопрос: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?»
• Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистанционные и т. п.).
Следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, который ведет базовый курс по данному или родственному предмету.
Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т. д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность — работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т. п.).
Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному
обучению в профильной школе.
Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку, может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули (17 часов — по 4 курса за год).
Содержание курсов по выбору
Содержание курса по выбору должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность работать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Содержание курса может представлять собой:
расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);
введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т. д.);
совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности («Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).
Технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информация по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и т. д.).
Опорные вопросы для составителя программы
Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:
- На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь
ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха). - Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т. п.).
- Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т. п.).
- Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
- Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в ходе профильного обучения в будущем?
- Какова доля самостоятельности ученика при изучении курса, в чем он может проявить инициативу?
- Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в' изучении данного курса?
- Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?
- Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности по его итогам? Ответив на эти вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе. Далее останется записать свои ответы, отредактировать свои записи и приложить к ним календарное планирование.