Схема разработки программы авторского курса (9 класс)



 

Схема разработки программы авторского курса по выбору

(для предпрофильной подготовки в 9-х классах)

 

Общие положения

 

Курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на два типа:

- традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспе­чения (например, обычные факультативные курсы,
блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.);

- авторские курсы, строящиеся самой школой, от­дельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сете­вые курсы», разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети).

Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу, прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпус­кных экзаменов за 9-й класс); курсам второго типа будет в большей мере присуща развивающая функ­ция.

Возможные авторские курсы по выбору, их структу­ра и содержание будут носить вариативный харак­тер в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе:

• Особенности набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает ученику муниципальная образовательная сеть.

Кадровая ситуация в данном образовательном учреждении и муниципальной образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в про­фильных классах вузовских специалистов или ис­пользование кадрового потенциала ресурсных цен­тров и т. п.).

Специфика состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т. п.). Одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой — получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.

При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:

• Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного — это не выбор).

• Курсы должны помогать ученику оценить свой по­тенциал с точки зрения образовательной перспекти­вы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»).

• Курсы должны способствовать созданию положи­тельной мотивации обучения на планируемом профи­ле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?» Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная   перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на эти центральные воп­росы.

• Отбирая содержание, учитель (автор програм­мы) должен ответить на вопрос: «Чем будет поле­зен ученику данный курс для совершения осоз­нанного выбора профиля обучения в старшей шко­ле?»

• Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проект­ные, дистанционные и т. п.).

Следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педаго­гом, который ведет базовый курс по данному или род­ственному предмету.

Курсы должны познакомить ученика со специфи­кой видов деятельности, которые будут для него ве­дущими, если он совершит тот или иной выбор (ис­торик, филолог, физик и т. д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятель­ности, пути (направления) получения им образова­ния в профессиональной школе (прежде всего, выс­шей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы пока­зать специфику данного профиля через деятель­ность — работа с текстами, анализ источников, ис­пользование правовых документов и т. п.).

Курсы, по возможности, должны опираться на ка­кое-либо пособие. Это позволит исключить «монопо­лию учителя на информацию».

Курсы предпрофильной подготовки не должны дуб­лировать базовый курс. Они должны подготовить уче­ника не только к сдаче экзаменов, но и к успешному
обучению в профильной школе.

Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку, может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули (17 часов — по 4 курса за год).

 

Содержание курсов по выбору

 

Содержание курса по выбору должно, с одной сто­роны, соответствовать познавательным возможно­стям девятиклассников, а с другой стороны, предо­ставляя ученику возможность работать на уровне по­вышенных требований, развивать его учебную моти­вацию. Содержание курса может представлять собой:

расширенный, углубленный вариант какого-то раз­дела базового учебного предмета («Механика», «Меж­дународные отношения», «Океаны» и т.д.);

введение в одну из сопутствующих данному пред­мету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т. д.);

совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориен­тирован на определенный уровень обобщения (на­пример, «Естествознание») или освоение опреде­ленного вида деятельности («Эксперименты в фи­зике, химии, биологии», «Работа с источниками ин­формации»).

Технологии, используемые в системе курсов по вы­бору, должны быть ориентированы на то, чтобы уче­ник получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыка­ми, которые позволят ему успешно осваивать про­грамму старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информация по имеющимся источникам, ответы на вопросы в про­цессе дискуссии и т. д.).

 

Опорные вопросы для составителя программы

 

Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

  • На каком содержательном материале и через ка­кие формы работы я смогу наиболее полно реали­зовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь
    ученику сориентироваться в выборе профиля, вос­полнить пробелы его предыдущей подготовки, пока­зать типичные для данного профиля виды деятель­ности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха).
  • Чем содержание курса будет качественно отли­чаться от базового курса? (оно вообще не представ­лено в базовых курсах;  оно  представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зре­ния и т. п.).
  • Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материа­лы и т. п.).
  • Какие виды деятельности (профильно и професси­онально ориентированные) возможны в работе с дан­ным содержанием?
  • Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в ходе профильно­го обучения в будущем?
  • Какова доля самостоятельности ученика при изуче­нии курса, в чем он может проявить инициативу?
  • Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позво­лят оценить успехи в' изучении данного курса?
  • Каким образом в процессе работы будет фиксиро­ваться динамика интереса к курсу, к будущему про­филю?
  • Чем может завершиться для ученика изучение кур­са, какова форма отчетности по его итогам? Ответив на эти вопросы, учитель фактически подго­товится к составлению пояснительной записки к про­грамме. Далее останется записать свои ответы, от­редактировать свои записи и приложить к ним кален­дарное планирование.


© 2010-2018