Проектирование и экспертиза учебных курсов



Проектирование и экспертиза учебных курсов

 

Понятие «программа учебного курса»

 

В соответствии с «Классификатором видов учебных изданий» учебная про­грамма - учебное издание, определяющее содержание, объем, а также поря­док изучения и преподавания какой-либо дисциплины, ее раздела, части.

Учебная программа - это прежде всего нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков но учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и количества времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов.

Как всякий образовательный проект, она проходит следующие этапы; замы­сел, проект как таковой, процесс реализации, результаты осуществления, перс­пективы развития.

В состав учебной программы входит объяснительная записка с изложени­ем целей и задач изучения данного курса, концептуального подхода к органи­зации учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых методов и форм обу­чения, указания по реализации межкурсовых и межпредметных связей. Собственно программа содержит структурированный изучаемый материал кур­са, ориентировочное количество времени, которое необходимо для его реализации, прогнозируемые результаты освоения учащимися учебного материала по курсу, перечень учебного оборудования и наглядных пособий, рекоменду­емую литературу.

Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися один из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Програм­ма, являясь моделью процесса обучения как системы, несет в себе все его основные элементы.

 

Элементы процесса обучения как системы:

  • Цели, воплощенные в содержании образования;
  • Мотивы субъектов обучения;
  • Деятельность преподавания;
  • Деятельность учения:

- организационные формы,

- механизм реализации процесса обучения.

- результат обучения, характеризуемый степенью освоения содержания.

 

Основные характеристики учебной программы:

  • единство преподавания и учения,
  • единство содержательной и процессуальной сторон,
  • единство обучения и воспитания как гарантия обеспечения единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

 

Функции программы:

1) описательная - излагается содержание учебного курса;

2) идейно-мировоззренческая - знания, включенные в программу, направ­лены на формирование духовности и научного мировоззрения школьника;

3) организационно-методическая - организует деятельность учителя (от­бор материала, видов практических работ, форм и методов обучения, контроль и диагностика) и учебную деятельность учащихся (характер деятельности).

Таблица 1

Элементы учебной программы

Элементы учебной программы

Содержание элементов

Объяснительная записка      

- Адрес: тип (общеобразовательное, специальное и др.),

- вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и опре­деление класса обучающихся;

- концепция (основная идея) программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

- особенности;

- цели, задачи, основные принципы;

- планируемый результат;

- краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по курсу,

- система оценки достижений учащихся;

- уровни усвоения учебного материала («иметь представление», «знать», «уметь», «владеть») и т.п.;

Учебный план 

- Перечень тем или разделов, последовательность их изучения;

- время на изучение:

- деление на виды деятельности и формы:

- точки контроля, виды контроля

Программа

- Содержание теоретической и практической частей, изложенное в научно-учебном жанре;

- литература, использованная при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для учащегося

 

Контролирующие материалы

- Материалы и форма проведения (зачет, экзамен и др.)

Возможное приложение

-Учебно-тематический план;

- основные понятия курса;

- списки тем рефератов;

- темы проектов;

- темы курсовых работ;

- примеры работ и т.п.                  

 

 

Виды учебных программ

 

Примерные (типовые) учебные программы разрабатываются на оспине требований Государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Такая программа результат кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретней науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного ус­воения знаний, умений и навыков. Типовые учебные программы утверждают­ся Министерством образования и науки Российской Федерации и имеют реко­мендательный характер.

Рабочие учебные программы строятся на основе примерных программ и утверждаются педагогическим советом школы.

Они могут исходить непосредственно из требований Государственного стан­дарта к образовательным областям. В отличие от примерной программы, в ней описывается национально-региональный компонент, учитываются возможно­сти методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся конкретного учебного учреж­дения.

Авторские учебные программы учитывают требования Государственного стандарта, но могут следовать иной логике построения учебного предмета в отличие от примерной программы, иметь собственные подходы к рассмотре­нию тех или иных теорий, выражать свои точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Эти программы должны иметь внешние рецензии ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Автор­ские программы, получившие широкую общественную значимость в практи­ке преподавания предмета и прошедшие экспертную оценку Экспертного совета Министерства образования и науки РФ, получают статус «Рекомендова­но». Авторские учебные программы наиболее широко используются в препо­давании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

 

Цели программы учебного курса

 

Часто цель программы можно рассматривать как «модель желаемого буду­щего» (А. Спиркин). Она включает в себя, с одной стороны, предвидение воз­можных результатов, а с другой - программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата. В данном случае, для учеб­ных программ курсов по выбору, цели понимаются как стратегия решения образовательных задач учебного учреждения, которые формулируются как оперативные задачи реализации учебного процесса в определенном классе с име­ющимся составом учеников. Цели курса определяют структурную, содержа­тельную и методическую целостность курса.

Цель носит триединый характер и состоит из грех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательный аспект цели, связанный с расши­рением объема содержания образования, развивающий - со структурирован­ным усложнением усваиваемого содержания, воспитательный с формиро­ванием отношений.

Познавательный аспект складывается из следующих требований:

- учить и научить каждою ученика самостоятельно добывать знания;

- осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: пол­
ноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глуби­
ну, оперативность, прочность;

- формировать навыки - точные безошибочно выполняемые действия, до­
еденные в силу многократного повторения до автоматизма;

- формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечива­ют успешное выполнение деятельности;

- формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате
обучения.

Развивающий аспект связан со структурой личности ребенка, тех ее сфер, которые нужно развивать. Складывается из нескольких блоков.

Так как развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обуче­ния и воспитания, самостоятельность развития относительна, оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания.

Воспитательный аспект предусматривает использование содержания учеб-нот материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьни­ка. «Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педа­гогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которы­ми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэто­му воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отноше­ний. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным» (Н.Е. Щуркова).

Целевые связи носят системообразующий характер, и чем выше целеобразность их конструкции и реализации, тем выше уровень целостности орга­низации учебно-воспитательного процесса.

Следует помнить, что цели должны быть реальными, конкретными, четко опре­деленными и дифференцированными настолько, чтобы они могли быть диагностичными для определения результата. При планировании образовательной цели целесо­образно указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся пред­полагается достигнуть: репродуктивного, конструктивного или творческого.

Чем тщательнее будут определены цели и учебно-воспитательные задачи, тем конкретнее и стройнее будет логика структура программы.

 

Принципы отбора и развертывания содержания учебного материала в программах учебных курсов

 

Содержание образования как понятие имеет различную трактовку в зависимо­сти от целей и задач, которые ставит общество в тот или иной период своего разви­тия, однако перед любым социумом всегда стояли вопросы для чего, чему и как учить молодое поколение. Определяемое целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества, оно всегда носит исторический характер. Это означает, что содержание изменяется под влиянием требований жизни, производ­ства и уровня развития научною знания, т.е. оно тесно связано с культурой.

И.Я. Лернер определил следующую структуру содержания образования, исходя из общих для разнообразных видов деятельности элементов:

- уже добытые обществом научные знания о природе, обществе, мышле­нии, технике и способах деятельности (знания):

- опыт осуществления известных способов деятельности, включающий наряду со знанием интеллектуальные и практические умения и навыки:

- опыт творческой, поисковой деятельности:

- опыт эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, к знаниям, к деятельности, к себе самому.

Общие основы содержания образования: гуманитаризация, гуманизация, эко­логизация, дифференциация, интеграция, целенаправленное включение в образо­вательное пространство учащихся достояний мировой и национальной культуры, широкое применение новых информационных технологий, формирование твор­ческой личности как условие и результат полноценного процесса обучения.

 

Основные принципы формирования содержания обучения

Для непосредственной организации общения большое значение имеет зна­ние внутренних закономерных связей между его функциональными компонен­тами. Исходные дидактические положения, которые отражают объективные за­коны и закономерности процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности называются принципами обучения (принцип от лат. principium начало, основа; 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, организации; 2) внутреннее убеждение человека, опреде­ляющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности).

В принципах обучения отражаются теоретические подходы к построению учеб­ного процесса и управления им. Они определяют позиции и установки, с которы­ми учителя подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебно­го материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения.

Принципы обучения формулируются на основе общих законов и закономер­ностей, по мере развития теории и практики обучения их количество и формули­ровки изменялись, появлялись новые. Из дидактических принципов вытекают пра­вила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют ею, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителями и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обуче­ния, а правила - его отдельные стороны. Все принципы связаны друг с другом и представляют систему содержательных (отражающих закономерности, связанные с отбором содержания образования) и процессуальных (организационно-методи­ческих) принципов, хотя такое деление достаточно условно. Содержательные прин­ципы обучения: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фун­даментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой). Организационно-методические принципы обучения: соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, преемствен­ности, последовательности и систематичности, единства группового и индивиду­ального обучения, сознательности и творческой активности, доступности при до­статочном уровне трудности, наглядности, продуктивности и надежности.

Дидактические принципы обладают традиционностью и современной интерпретацией, существуют как основные дидактические принципы, так и прин­ципы, отражающие авторское основополагание модели обучения. Их взаимо­отношения таковы: принципы, отражающие авторские основополагание моде­ли обучения, не противоречат основным дидактическим принципам, а с их учетом определяют модель обучения, исходя из специфики содержания предмета, инновационных подходов и т.п.

Специфика отбора содержания курсов по выбору

Содержание курсов по выбору строится в соответствии:

- с содержанием базовых учебных предметов образовательного учреждения;

- с профилем образовательного учреждения;

- с учетом индивидуальных запросов учащихся;

- с уметом общественного запроса;

- с учетом возможностей реализации программы.

 

Конфигурация содержания профильного обучения

 

Профиль есть та или иная комбинация базовых, профильных и элективных курсов в рамках минимального объема учебного времени и максимального лимита санитарной нагрузки (см. табл. 2).

Специализация профиля определяется содержательными различиями в использовании времени, отводимого на элективные курсы (модификация профиля).

 

Таблица 2

Конфигурация содержания профильного обучения

 

Типы учебных курсов

          Цели учебных курсив        

Содержание учебных программ

 

изучение предметов на непрофильном уровне 

УП основываются на базовом уровне стандарта

профильные

повышение и углубление содержания базовых общеобразовательных предметов

УП основываются на профильном уровне стандарта

элективные (обязательные по выбору – входят в состав профиля)                                        1 тип                          

 

2 тип

 

3 тип

 

 

 

 

дополнение содержания профильного курса

развитие содержания одно­го из базисных курсов

удовлетворение познава­тельных интересов отдель­ных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки вы­бранного ими профиля

Примерные УП элективных курсов (без стандарта)

 

Четко определенные особенности взаимодействия перечисленных компонентов позволят выявить необходимость создания учебного курса (актуальность), его особенности (отличие от существующих по данной проблеме) и сформулировать его цели.

 

Структура программы - форма представления курса, определяющая внут­ренние связи учебного материала. При выборе структуры организации содер­жания учитываются пели обучения, требования к уровню обученности, харак­тер и особенности получаемых знаний, а также особенности тех групп учащих­ся, которым будет адресовано разрабатываемое содержание. Выделенные наи­более важные части содержания курса, определенные в соответствии с целями курса, группируются определенным образом (модули, блоки и т.п.), в соответ­ствии с представлениями автора о характере предъявляемого материала.

Известны следующие структуры изложения содержания:

- линейная: отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, только один раз.

- концентрическая: предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепен­но расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые но мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляют­ся и расширяются;

-спиральная: не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно рас­ширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

-смешанная: комбинация линейной, концентрической и спиральной структур.

Учебно-тематический план - план реализации программы в педагогичес­ком процессе. Календарный тематический план определяет темы (разделы) изу­чения содержания курса, время их изучения, почасовую разбивку по темам, последовательность изучения, типы уроков, фиксирует обобщающие и конт­рольные занятия, темы и виды самостоятельных работ, систематизирует после­довательное освоение основных понятий, умений, навыков, конкретизирует внутрипредметные и межпредметные связи.

Учебная деятельность обучающегося по программе строится в соответ­ствии с заявленными целями программы. Соответствие сути, объема и харак­тера учебной деятельности содержанию программы прослеживается в адек­ватности выбранных видов деятельности, се содержания (объем, система вопросов, заданий и т.д.) и организационных форм деятельности.

 

Виды учебной деятельности и ее контроль

Проектированис учебной деятельности связано с пониманием того, что в каких количествах и в каком качестве должен выполнить обучающийся для усвоения материала курса. Необходимой представляется возможность моде­лирования учебной деятельности как будущей профессиональной деятельнос­ти учащеюся. Особо следует учитывать специфику предмета изучения учеб­ного курса. Необходимо также проследить соответствие учебной деятельности заявленным целям программы.

На современном этапе развития образования организация учебной дея­тельности должна предусматривать возможность использовать обучающему­ся не репродуктивный способ освоения учебного материала, а способы поис­ково-исследовательского характера. При этом следует учитывать индивидуаль­ные интересы и способности учащихся.

Важным компонентом учебной деятельности является ее контроль выявле­ние, измерение и оценивание результатов образования. Выявление и измерение называют проверкой, которая обеспечивает наличие обратной связи между учителем и учащимися, дает педагогу объективную информацию о степени освоении учебного материала, своевременно выявляет недостатки и пробелы в знаниях.

Одним из современных направлений в педагогике является тестовый контроль результатов учебной деятельности. Используя различные типы тестовых заданий, педагог может разработать систему тесто-го контроля обучения по программе курса.

Формы учебной деятельности: лекции (обзорные, проблемные), деловые и ролевые игры, практические занятия, семинары, индивидуальные и коллектив­но проекты, конференции и т.д.

 

Качество учебной программы

 

Качество - философская категория, выражающая существенную опреде­ленность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным, а также объективная и всеобщая характеристика объекта, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.

Качество учебной программы определяется наличием компонентов программы и их характеристикой, которая должна соответствовать современным требованиям науки, методики обучения и воспитания, передовым тенденциям педагогической практики.

Требования к качеству \черной программы

1.  Соответствие принципам рц жития системы образования.

2.  Обеспечение реализации функций учебной программы.

3.  Соответствие задаче повышения качества общего образования.

 

Экспертная оценка - количественные или порядковые оценки процессов и явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалиста (эксперта).

Учитывая функции учебной программы, ее компоненты и критерии качества, ее адекватную оценку может осуществить специалист (эксперт), обладающий широкими знаниями в области дидактики и методики преподавания, предмета. На федеральном уровне учебные программы оцениваются группой спе­циалистов, причем непосредственно рецензируют материалы не менее трех рецензентов –  представителей педагогической науки, методики и учителя-прак­тики. При этом снижается возможность субъективизма суждения при оценке того или иного вопроса по содержанию программы. На уровне образователь­ного учреждения достаточно получить экспертную оценку специалиста по предмету методического центра. Результат экспертизы письменно фиксирует­ся в качестве рецензии.



© 2010-2018