Схема разработки программы авторского курса по выбору



Схема разработки программы авторского курса по выбору
Схема разработки программы

авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах)

 

 

Общие положения

Курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на два типа:

-   традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспе­чения (например, обычные факультативные курсы, блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.);

-   авторские курсы, строящиеся самой школой, от­дельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сете­вые курсы», разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети).

Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу, прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпус­кных экзаменов за 9-й класс); курсам второго типа будет в большей мере присуща развивающая функ­ция.

Возможные авторские курсы по выбору, их структу­ра и содержание будут носить вариативный харак­тер в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе:

- Особенности набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает ученику муниципаль­ная образовательная сеть.

  • Кадровая ситуация в данном образовательном уч­реждении и муниципальной образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в про­фильных классах вузовских специалистов или ис­пользование кадрового потенциала ресурсных цен­тров и т. п.).
  • Специфика состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т. п.).
    Одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой — получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.

При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:

  • Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор.
    (Один из одного — это не выбор).
  • Курсы должны помогать ученику оценить свой по­тенциал с точки зрения образовательной перспекти­вы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому что намерен стать юристом или журналистом, a для этого буду поступать в университет»).
  • Курсы должны способствовать созданию положи­тельной мотивации обучения на планируемом профи­ле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на во­просы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?» Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерна? перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на эти центральные воп­росы.
  • Отбирая содержание, учитель (автор програм­мы) должен ответить на вопрос: «Чем будет поле­зен ученику данный курс для совершения осоз­нанного выбора профиля обучения в старшей шко­ле?»
  • Перспективным является использование современ­ных образовательных технологий, роль которых бу­дет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проект­ные, дистанционные и т. п.).
  • Следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педаго­гом, который ведет базовый курс по данному или родственному предмету.
  • Курсы должны познакомить ученика со специфи­кой видов деятельности, которые будут для него ве­дущими, если он совершит тот или иной выбор (ис­торик, филолог, физик и т. д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятель­ности, пути (направления) получения им образова­ния в профессиональной школе (прежде всего, выс­шей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы пока­зать специфику данного профиля через деятель­ность— работа с текстами, анализ источников, ис­пользование правовых документов и т. п.).
  • Курсы, по возможности, должны опираться на ка­кое-либо пособие. Это позволит исключить «монопо­лию учителя на информацию».
  • Курсы предпрофильной подготовки не должны дуб­лировать базовый курс. Они должны подготовить уче­ника не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе.

Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку, может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули (17 часов — по 4 курса за год).

Содержание курсов по выбору

Содержание курса по выбору должно, с одной сто­роны, соответствовать познавательным возможно­стям девятиклассников, а с другой стороны, предо­ставляя ученику возможность работать на уровне по­вышенных требований, развивать его учебную моти­вацию. Содержание курса может представлять собой:

  • расширенный, углубленный вариант какого-то раз­дела базового учебного предмета («Механика», «Меж­дународные отношения», «Океаны» и т.д.);
  • введение в одну из сопутствующих данному пред­мету наук, профессий (астрономия, археология, жур­налистика и т. д.);
  • совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориен­тирован на определенный уровень обобщения (на­пример, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности («Эксперименты в фи­зике, химии, биологии», «Работа с источниками ин­формации»).

 

Технологии, используемые в системе курсов по вы­бору, должны быть ориентированы на то, чтобы уче­ник получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыка­ми, которые позволят ему успешно осваивать про­грамму старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информация по имеющимся источникам, ответы на вопросы в про­цессе дискуссии и т. д.).

Опорные вопросы для составителя программы

Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

  • На каком содержательном материале и через ка­кие формы работы я смогу наиболее полно реали­зовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, вос­полнить пробелы его предыдущей подготовки, пока­зать типичные для данного профиля виды деятель­ности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха).
  • Чем содержание курса будет качественно отли­чаться от базового курса? (оно вообще не представ­ленно в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представ­лено односторонне, не отражены другие точки зре­ния и т. п.).
  • Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т. п.).
  • Какие виды деятельности (профильно и професси­онально ориентированные) возможны в работе с дан­ным содержанием?
  • Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в ходе профильно­го обучения в будущем?
  • Какова доля самостоятельности ученика при изуче­нии курса, в чем он может проявить инициативу?
  • Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позво­лят оценить успехи в изучении данного курса?
  • Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему про­филю?
  • Чем может завершиться для ученика изучение кур­са, какова форма отчетности по его итогам?
    Ответив на эти вопросы, учитель фактически подго­товится к составлению пояснительной записки к про­грамме. Далее останется записать свои ответы, от­

    редактировать свои записи и приложить к ним кален­дарное планирование.

 

Пример программы «Исторический портрет»

 

На каком содержательном материале построен курс?

На материале всемирной истории, поскольку этот курс изучается на протяжении 5-9-х классов, содержит интересные сведения о деятелях различных эпох и стран

Чем содержание курса бу­дет качественно отличать­ся от базового курса?

В базовом курсе истории многие личности лишь упомянуты, оценки их деятельности! и личных качеств нередко страдают односторонностью

Какими учебными и вспо­могательными материала­ми обеспечен курс?

В школьной библиотеке имеются сочинения Плутарха «Сравнительные жизнеопи­сания...», есть пособие «История в лицах», историческая энциклопедия для детей «Аванта +» ... (упоминаются другие материалы)

Какие виды деятельности учащихся возможны?

Возможны следующие виды деятельности учащихся: • анализ биографий исторических деятелей античной эпохи (по Плутарху); • составление синхронистических таблиц «Современники»; • составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Просветители», «Реформаторы», «Путешественники», «Женщины на престоле» и т. п.; • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией; • написание эссе; • составление хрестоматий (например, «Деяния Ивана Грозного...» и т. п.); • подготовка сценариев для слайд-фильма; • составление карт (например, «Цезарь и его мир», «Путешествия Васко да Гамы» и т.п.)

Какова доля самостоя­тельности ученика при изу­чении курса?

Учащиеся могут выбрать: • объект изучения (кого из исторических деятелей он будет изучать); • вид отчетных работ из предложенного перечня; • литературу, по которой они будут готовить собственные работы

Каковы критерии успешно­сти учащихся (конкретные требования к оформлению см. дополнительно)?

Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии: • выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению. Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий) за: • качественно выполненное задание по собственной инициативе; • использование Интернет-технологии; • инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.)

Каким образом в процессе работы будет фиксировать­ся динамика интереса?

С помощью анкетирования на первом и последнем занятии; собеседований в про­цессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т. е. не менее 3 раз за цикл обучения)

Какова форма итоговой отчетности

Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся

Примерная учебная програм­ма элективного курса (с ком­ментариями)

1. Название

«Эксперименты (фундаментальные, заниматель­ные и т. д.) в физике (биологии, химии)

Необходимо придумать привлекательное название курса. Оно должно, с одной стороны, не быть похо­жим на школьное, а с другой — показывать то, чем ученики, посещающие его, будут заниматься. Приме­ры: «Астрономия»-«3вездная азбука»; «Журналистика» - «Проба пера».

2. Пояснительная записка

В пояснительной записке указывается время, на ко­торое рассчитана программа, число часов в неделю. Далее формулируются цели курса, например: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интеллектуальных и практических умений в облас­ти физического эксперимента, позволяющих иссле­довать явления природы;
  • интереса к изучению физики и проведению физи­ческого эксперимента;
  • умения самостоятельно приобретать и применять
    знания;

2. Пояснительная записка

В пояснительной записке указывается время, на ко­торое рассчитана программа, число часов в неделю. Далее формулируются цели курса, например: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интеллектуальных и практических умений в облас­ти физического эксперимента, позволяющих иссле­довать явления природы;
  • интереса к изучению физики и проведению физи­ческого эксперимента;
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • творческих способностей;
  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следу­ющие конкретные умения:

  • наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
  • описывать результаты наблюдений;
  • выдвигать гипотезы;
  • отбирать необходимые для проведения эксперимен­тов приборы;
  • выполнять измерения;
  • вычислять погрешности прямых и косвенных изме­рений;
  • представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
  • интерпретировать результаты эксперимента;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе знаний о:

  • цикле познания в естественных науках (факты, ги­потеза, эксперимент, следствия);
  • роли эксперимента в познании;
  • соотношении теории и эксперимента в познании;
  • правилах пользования измерительными приборами;
  • происхождении погрешностей измерений и их видах;
  • абсолютной и относительной погрешности;
  • правилах записи результата прямых измерений с учетом погрешности;
  • сущности метода границ при вычислении погреш­ности косвенных измерений;
  • индуктивном выводе и его структуре.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с деятельностью таких ученых, как Г. Галилей, И. Нью­тон, Г. Ом, М. Ломоносов и многих других, которые внесли значительный вклад в становление физичес­кого знания и экспериментального метода исследо­вания в физике. 3. Содержание программы

При отборе содержания курса можно сделать акцент на тех понятиях, умениях, которые в базовом курсе рассматриваются косвенно. Например, целесообраз­но рассмотреть следующие темы:

1.  Графическое представление результатов измере­ний. Понятия теоретической и экспериментальной кривых.

2. Наблюдение физических явлений. План прове­дения наблюдений. Описание результатов наблю­дений. Наблюдение явления отражения света. На­блюдение явления электромагнитной индукции.
Выполнение самостоятельных наблюдений в груп­пах.

3. Гипотеза. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории физики. Обуче­ние выдвижению гипотез на примере явления элект­ромагнитной индукции, взаимодействия электричес­ких зарядов, взаимодействия молекул. Исследование свойств постоянных магнитов.

4. Проверочный эксперимент, его роль и место в про­цессе познания. Планирование проверочного экспе­римента. Фундаментальные опыты в физике.

5. Выполнение самостоятельных исследований в со­ответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы (гипотез), планирова­ние проверочного эксперимента, подбор приборов и материалов для его проведения, представление ре­зультатов эксперимента, построение вывода. Защита и обсуждение результатов исследования (дискуссия).
В программе необходимо указать, какие лаборатор­ные работы и самостоятельные исследования будут выполнять учащиеся. Далее приводится примерный перечень таких работ и исследований.

 

Лабораторные работы:

1. Измерение размеров тел.

2. Измерение емкости сосуда.

3. Измерение времени секундомером.

4. Измерение массы тела.

5. Измерение температуры тела.

6. Измерение размеров малых тел.

7. Измерение объема малых тел.

8. Измерение массы малых тел.

9. Измерение малых промежутков времени.

10.Измерение площади фигуры.

11.Измерение скорости равномерного движения.

12.Измерение механической работы.

13.Измерение электрического сопротивления про­водника.

14.Исследование зависимости сопротивления реос­тата от длины его рабочей части.

15.Изучение зависимости пройденного пути от времени при равноускоренном движении.

16.Исследование зависимости средней скорости дви­жения тела по наклонной плоскости от угла ее наклона.

17.Измерение плотности неизвестной жидкости.

18.Измерение объема воды взвешиванием.

19.Измерение давления твердого тела.

20.Исследование зависимости механической работы от массы тела.

 

Самостоятельные исследования:

1.Изучение электризации тел и взаимодействия элек­трических зарядов.

2.Исследование свойств постоянных магнитов.

3.Изучение капиллярных явлений.

4.Изучение условий равновесия рычага.

5.Изучение закона отражения света.

6.Изучение природы электрического разряда.

7.«Открытие» электрического тока.

 



© 2010-2018