Схема разработки программы авторского курса по выбору
авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах)
Общие положения
Курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на два типа:
- традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (например, обычные факультативные курсы, блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.);
- авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети).
Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу, прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпускных экзаменов за 9-й класс); курсам второго типа будет в большей мере присуща развивающая функция.
Возможные авторские курсы по выбору, их структура и содержание будут носить вариативный характер в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе:
- Особенности набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает ученику муниципальная образовательная сеть.
- Кадровая ситуация в данном образовательном учреждении и муниципальной образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в профильных классах вузовских специалистов или использование кадрового потенциала ресурсных центров и т. п.).
- Специфика состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т. п.).
Одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой — получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:
- Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор.
(Один из одного — это не выбор). - Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому что намерен стать юристом или журналистом, a для этого буду поступать в университет»).
- Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?» Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерна? перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы.
- Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопрос: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?»
- Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистанционные и т. п.).
- Следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, который ведет базовый курс по данному или родственному предмету.
- Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т. д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность— работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т. п.).
- Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
- Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе.
Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку, может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули (17 часов — по 4 курса за год).
Содержание курсов по выбору
Содержание курса по выбору должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность работать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Содержание курса может представлять собой:
- расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);
- введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т. д.);
- совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности («Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).
Технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информация по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и т. д.).
Опорные вопросы для составителя программы
Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:
- На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха).
- Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? (оно вообще не представленно в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т. п.).
- Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т. п.).
- Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
- Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в ходе профильного обучения в будущем?
- Какова доля самостоятельности ученика при изучении курса, в чем он может проявить инициативу?
- Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?
- Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?
- Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности по его итогам?
Ответив на эти вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе. Далее останется записать свои ответы, от
редактировать свои записи и приложить к ним календарное планирование.
Пример программы «Исторический портрет»
На каком содержательном материале построен курс? |
На материале всемирной истории, поскольку этот курс изучается на протяжении 5-9-х классов, содержит интересные сведения о деятелях различных эпох и стран |
Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? |
В базовом курсе истории многие личности лишь упомянуты, оценки их деятельности! и личных качеств нередко страдают односторонностью |
Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен курс? |
В школьной библиотеке имеются сочинения Плутарха «Сравнительные жизнеописания...», есть пособие «История в лицах», историческая энциклопедия для детей «Аванта +» ... (упоминаются другие материалы) |
Какие виды деятельности учащихся возможны? |
Возможны следующие виды деятельности учащихся: • анализ биографий исторических деятелей античной эпохи (по Плутарху); • составление синхронистических таблиц «Современники»; • составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Просветители», «Реформаторы», «Путешественники», «Женщины на престоле» и т. п.; • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией; • написание эссе; • составление хрестоматий (например, «Деяния Ивана Грозного...» и т. п.); • подготовка сценариев для слайд-фильма; • составление карт (например, «Цезарь и его мир», «Путешествия Васко да Гамы» и т.п.) |
Какова доля самостоятельности ученика при изучении курса? |
Учащиеся могут выбрать: • объект изучения (кого из исторических деятелей он будет изучать); • вид отчетных работ из предложенного перечня; • литературу, по которой они будут готовить собственные работы |
Каковы критерии успешности учащихся (конкретные требования к оформлению см. дополнительно)? |
Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии: • выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению. Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий) за: • качественно выполненное задание по собственной инициативе; • использование Интернет-технологии; • инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.) |
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? |
С помощью анкетирования на первом и последнем занятии; собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т. е. не менее 3 раз за цикл обучения) |
Какова форма итоговой отчетности |
Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся |
Примерная учебная программа элективного курса (с комментариями)
1. Название
«Эксперименты (фундаментальные, занимательные и т. д.) в физике (биологии, химии)
Необходимо придумать привлекательное название курса. Оно должно, с одной стороны, не быть похожим на школьное, а с другой — показывать то, чем ученики, посещающие его, будут заниматься. Примеры: «Астрономия»-«3вездная азбука»; «Журналистика» - «Проба пера».
2. Пояснительная записка
В пояснительной записке указывается время, на которое рассчитана программа, число часов в неделю. Далее формулируются цели курса, например: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;
- интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
- умения самостоятельно приобретать и применять
знания;
2. Пояснительная записка
В пояснительной записке указывается время, на которое рассчитана программа, число часов в неделю. Далее формулируются цели курса, например: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;
- интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
- описывать результаты наблюдений;
- выдвигать гипотезы;
- отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;
- выполнять измерения;
- вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
- представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
- интерпретировать результаты эксперимента;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о:
- цикле познания в естественных науках (факты, гипотеза, эксперимент, следствия);
- роли эксперимента в познании;
- соотношении теории и эксперимента в познании;
- правилах пользования измерительными приборами;
- происхождении погрешностей измерений и их видах;
- абсолютной и относительной погрешности;
- правилах записи результата прямых измерений с учетом погрешности;
- сущности метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений;
- индуктивном выводе и его структуре.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с деятельностью таких ученых, как Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Ом, М. Ломоносов и многих других, которые внесли значительный вклад в становление физического знания и экспериментального метода исследования в физике. 3. Содержание программы
При отборе содержания курса можно сделать акцент на тех понятиях, умениях, которые в базовом курсе рассматриваются косвенно. Например, целесообразно рассмотреть следующие темы:
1. Графическое представление результатов измерений. Понятия теоретической и экспериментальной кривых.
2. Наблюдение физических явлений. План проведения наблюдений. Описание результатов наблюдений. Наблюдение явления отражения света. Наблюдение явления электромагнитной индукции.
Выполнение самостоятельных наблюдений в группах.
3. Гипотеза. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории физики. Обучение выдвижению гипотез на примере явления электромагнитной индукции, взаимодействия электрических зарядов, взаимодействия молекул. Исследование свойств постоянных магнитов.
4. Проверочный эксперимент, его роль и место в процессе познания. Планирование проверочного эксперимента. Фундаментальные опыты в физике.
5. Выполнение самостоятельных исследований в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы (гипотез), планирование проверочного эксперимента, подбор приборов и материалов для его проведения, представление результатов эксперимента, построение вывода. Защита и обсуждение результатов исследования (дискуссия).
В программе необходимо указать, какие лабораторные работы и самостоятельные исследования будут выполнять учащиеся. Далее приводится примерный перечень таких работ и исследований.
Лабораторные работы:
1. Измерение размеров тел.
2. Измерение емкости сосуда.
3. Измерение времени секундомером.
4. Измерение массы тела.
5. Измерение температуры тела.
6. Измерение размеров малых тел.
7. Измерение объема малых тел.
8. Измерение массы малых тел.
9. Измерение малых промежутков времени.
10.Измерение площади фигуры.
11.Измерение скорости равномерного движения.
12.Измерение механической работы.
13.Измерение электрического сопротивления проводника.
14.Исследование зависимости сопротивления реостата от длины его рабочей части.
15.Изучение зависимости пройденного пути от времени при равноускоренном движении.
16.Исследование зависимости средней скорости движения тела по наклонной плоскости от угла ее наклона.
17.Измерение плотности неизвестной жидкости.
18.Измерение объема воды взвешиванием.
19.Измерение давления твердого тела.
20.Исследование зависимости механической работы от массы тела.
Самостоятельные исследования:
1.Изучение электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.
2.Исследование свойств постоянных магнитов.
3.Изучение капиллярных явлений.
4.Изучение условий равновесия рычага.
5.Изучение закона отражения света.
6.Изучение природы электрического разряда.
7.«Открытие» электрического тока.