Организация обучения иностранным языкам
Организация обучения иностранным языкам и профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях
модернизации содержания образования
Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами. Одновременно язык — это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.
Культуросозидательная, менталообразующая и социально-воспитательная функции языка закреплены в таких основных документах Министерства образования России, как Национальная доктрина образования Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации структуры и содержания общего образования и др.
К настоящему времени в российской системе языкового образования произошли значительные позитивные изменения как в организационном, так и в содержательном аспектах. Успешно развиваются традиции школ (классов) с углубленным изучением иностранного языка. В многопрофильных гимназиях создаются классы гуманитарного, естественнонаучного, экономико-математического, художествен но-эстетического профилей. Обучение иностранному языку в этих гимназиях осуществляется по программам, разработанным преподавателями вузов и учителями-методистами.
Значительно возрос интерес школьников и их родителей к билингвальному образованию, что повлекло за собой появление лингвистических школ.
В школах с национально-культурным компонентом изучаются армянский и адыгейский языки как родные (национальные языки). В 16 учебных заведениях (3916 школьников) в качестве вторых иностранных языков выбраны английский, немецкий и французский. В Краснодарском крае в 1025 общеобразовательных школах 73,1% школьников изучают английский язык; 23,0% -- немецкий язык; 3,2% — французский язык.
В контексте политики культурного интернационализма значительно расширяется диапазон изучаемых языков. Так, в Дальневосточном регионе школьники имеют возможность изучать японский и китайский языки; в Архангельской области - языки северных государств
(Норвегии, Швеции); в Калининградской, Псковской и Ленинградской областях — польский язык и языки прибалтийских государств.
В практике обучения иностранным языкам на разных ступенях школьного образования получили распространение интегрированные культуроведческие курсы: «Иностранный язык и региональная культура», «Иностранный язык и окружающая среда», «Художественная литература», «Иностранный язык и межкультурный туризм», «Иностранный язык и межкультурный бизнес».
Успеху обучения иностранным языкам способствуют вариативные авторские программы и учебники нового поколения. Они обеспечивают формирование социокультурной компетенции и владение языком как средством общения в ситуациях межличностного взаимодействия. Среди новых серий учебников по английскому, немецкому и французскому языкам для общеобразовательных учреждений, получивших гриф Министерства образования РФ «Допущено».
Согласно экспериментальному Базисному учебному плану иностранный язык включается в воспитательно-образовательный и развивающийся процессы начальной школы, что способствует более раннему приобщению детей к культуре коммуникативной деятельности, формированию положительной мотивации к изучению народного фольклора, детского литературного и художественного творчества носителей языка.
Особо следует отметить активное участие учителей и школьников в международных проектах и программах обмена.
Однако наряду с прогрессивными тенденциями развитие системы языкового образования в России сопровождается рядом негативных процессов. Это -неоправданное сокращение количества школ (классов) с изучением немецкого, французского и испанского языков, а эти языки признаны во всех странах как языки международного общения в мире литературы, искусства, культуры, деловой коммуникации. Такие недальновидные действия местных органов управления образованием и школьных руководителей противоречат не только современной языковой политике плюрализма, провозглашенной правительством России, но и приводит к разрушению богатых исторических традиций преподавания вышеназванных языков в школах, а вместе с этим и к потере национальных педагогических кадров.
Возрастающая потребность школьников и их родителей в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, вызывает появление профильных классов с углубленным изучением иностранного языка, которые часто организуются стихийно, без соответствующих договоров о совместной работе с вузами, при отсутствии информационно-технической и учебно-методической обеспеченности образовательных процессов, а также подготовленных учителей иностранного языка.
В некоторых школах допускаются нарушения нормативов в обучении иностранным языкам, когда на их изучение отводится по одному часу в неделю, а в старших классах они снимаются вообще из учебного плана. Такие факты свидетельствуют о слабой реализации школьного и ученического компонентов Базисного учебного плана, в котором заложены механизмы полноценного развития личности школьника в любом возрасте на каждой ступени школы.
Экспериментальная апробация новых подходов к структурированию содержания и технологий обучения в будущей 12-летней школе направлена на устранение отрицательных явлений в системе обучения иностранным языкам. Базисный учебный план — один из основных документов, обеспечивающий проведение эксперимента по структуре и содержанию общего образования в соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 г. и с учетом социального заказа общества на функциональное овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей на основе использования новых педагогических и информационных технологий. Это повлекло за собой увеличение количества часов на изучение предметов языкового цикла.
Новый Базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка на всех ступенях школьного образования, что позволяет добиться более высокого уровня владения языком выпускниками школы. Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в изучении иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества.
Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса школьника, учет его способностей, возможностей и склонностей. Это достигается за счет дифференциации и индивидуализации обучения, использования новых обучающих технологий, введения профильного обучения, а также использования возможностей национально-регионального и школьного компонентов базисного учебного плана.
Раннее начало обучения иностранным языкам (со второго по четвертый класс в начальной школе при двух часах в неделю) предполагает некоторое перераспределение материала, что позволяет разгрузить учеников в среднем звене, рационально использовать способности учащихся к овладению языками, наиболее ярко выраженные у младших школьников, способствовать развитию речевых способностей в целом.
Однако в обозримые сроки система образования не может обеспечить все школы России квалифицированными учителями иностранного языка, поэтому в течение пяти-десяти лет следует предусмотреть выбор школой одной из двух моделей — изучение иностранного языка со второго и с пятого класса.
В основной школе (V—IX классы) на изучение иностранного языка выделяется три часа в неделю, на старшей ступени обучения (X—XI классы) предусматривается два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой два часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой три часа в неделю). Такой подход к организации процесса обучения иностранным языкам в школе действительно позволяет достигать преемственности и непрерывности в обучении, что создает прочную базу для дальнейшего овладения языком на профессиональном уровне в послешкольный период.
Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые условно можно назвать базовыми общеобразовательными, профильными и элективными.
Базовые общеобразовательные курсы обязательны для всех учащихся. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, история, русский и иностранный языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения для естественно-математического, технологического и естествознания -для гуманитарного, социально-экономического профилей.
Профильные курсы (углубленные курсы для старшей ступени школы) определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, в филологическом — литература, русский и иностранные языки; в социально-экономическом -- история, право, экономика и др.
По базовым общеобразовательным и профильным курсам проводятся единые государственные экзамены (ЕГЭ).
Элективные курсы входят в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Учащиеся посещают эти курсы по выбору, и их количество должно быть достаточным, чтобы удовлетворить потребности учеников. Реализуются элективные курсы за счет школьного компонента учебного плана и поддерживают изучение основных профильных курсов на заданном стандартом уровне.
По элективным курсам ЕГЭ не проводятся.
Предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а ученика -- в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей школьного образования.
Апробируемые в настоящее время в экспериментальных школах примерные программы среднего (полного) общего образования разработаны на основе обязательного минимума содержания обучения иностранным языкам и рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение иностранного языка на каждой ступени общего среднего образования.
Программы по всем языкам состоят из трех блоков, соответствующих трем ступеням обучения иностранным языкам в школе: начальная школа, основная школа, старшая ступень обучения. Каждый блок содержит:
а) цель обучения иностранным языкам;
б) содержание образования по иностранным языкам на каждой ступени
школы;
в) планируемый уровень владения иностранным языком школьниками и минимальные требования к уровню подготовки выпускников каждой ступени общего среднего образования.
Содержание образования включает три раздела, соответствующих трем формируемым видам компетенций: языковой, речевой, социокультурной.
Эти программы — примерные, так как они раскрывают один из возможных путей реализации обязательного минимума содержания обучения иностранным языкам и служат ориентиром для составителей авторских программ.
Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется его социокультурной направленности, что влечет за собой необходимость переосмысления профессиональной компетентности учителя и использование им активных и интерактивных технологий коммуникативного и социально-культурного развития личности школьника.
Количество часов, выделяемых в программах на изучение каждой темы, так же как и их последовательность, условны. Предполагается, что часы, отводимые на изучение каждой темы, используются не только для работы над содержательной стороной речи, но и над языковым материалом (лексикой, грамматикой, фонетикой, орфографией).
В процессе овладения иностранным языком учащиеся неоднократно возвращаются к изучению одной и той же темы на качественно ином уровне, что учитывается при выделении часов на изучение темы. Таким образом, программы предполагают концентрическое изучение материала.
Обучение иностранному языку на первой ступени школы может осуществляться как учителем иностранного языка
основной школы (при условии прохождения специальной подготовки в системе повышения квалификации), так и учителем начальной школы, имеющим право (согласно диплому) преподавать иностранный язык детям младшего школьного возраста.
Учитель, преподающий иностранный язык на первой ступени (начальная школа) должен знать, что:
выбранные технологии обучения должны способствовать созданию доброжелательной, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения;
выбор технологий обучения осуществляется с учетом психологических
и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения;
урок иностранного языка в начальной школе может иметь образовательную, воспитательную и развивающую ценность, если он строится на сюжет-
но-ролевой, игровой основе с привлечением сказочных персонажей, близких
и понятных ребенку. В игре, сказочных ситуациях развивается эмоциональная
сфера младшего школьника, воспитывается уважение к народному творчеству
не только представителей иной культуры, но и собственной страны, формируется культура общения, поведения, самостоятельной познавательной деятельности.
Перед учителем, преподающим в основной школе, стоят задачи подготовки школьников к осознанному выбору профиля языкового образования. Поэтому школьный и ученический компоненты на этой ступени обучения целесообразно использовать для более углубленного изучения языка на факультативных (дополнительных) занятиях.
На старшей ступени школы обучение иностранному языку строится на основе профильной дифференциации и носит практико-ориентированный характер. Учитель, преподающий иностранный язык, должен владеть новыми педагогическими и информационными технологиями, обеспечивающими формирование функциональной социокультурной образованности, речевой активности и готовности к межкультурному общению в соответствующих жизненных ситуациях.
Успех практической реализации инновационных обучающих стратегий в большей степени зависит от уровня готовности учителя иностранного языка к адаптации к новым условиям социально-культурной среды, формируемой в школе, и от способности преподавать язык функционально, с ориентацией на межкультурную коммуникацию. В этой связи представляется важным переосмыслить и обновить структуру, содержание, формы и методы повышения квалификации учителей в системе непрерывного последипломного образования.
Принимая во внимание требования современных нормативно-правовых и директивных документов Министерства образования Российской Федерации, Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», региональным институтам повышения квалификации и переподготовки работников образования, необходимо разработать разноуровневые образовательные программы для различных категорий учителей и создать широкую сеть центров, оборудованных современной компьютерной техникой, учебно-методическими, аудио- и телекоммуникационными средствами, наметить мероприятия, ориентированные на профессиональное продвижение учителя, формирование у него потребности к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации.
Согласованность федеральных и региональных учреждений повышения квалификации по вопросам организации подготовки специалистов по иностранным языкам и межкультурной коммуникации, способных принять на себя ответственность за обучение широкой массы учителей в регионах новейшим технологиям преподавания языков с учетом поликультурного фактора, решит проблему повышения профессионализма педагогических кадров.
Региональным образовательным учреждениям повышения квалификации и переподготовки работников образования рекомендуется осуществлять построение образовательных программ на основе структурно-уровневого подхода, что подразумевает дифференциацию обучения в соответствии с уровнем профессиональной компетентности учителя.
Профессиональный базовый уровень - уровень молодого специалиста, профессиональное становление которого происходит непосредственно в учебном заведении под руководством и при педагогической поддержке опытных учителей. В школьном образовательном пространстве могут быть использованы такие формы работы с молодыми специалистами, как практические семинары по обмену опытом и идеями, психолого-педагогические и интеркультурные тренинги, педагогический клуб молодого специалиста, встречи с педагогами -ветеранами труда, почетными работниками образования, проекты, связанные с творческим поиском, исследовательской деятельностью.
Профессиональный продвинутый уровень - уровень профессионально-адаптированного учителя, учителя - мастера своего дела. Обучение такой категории учителей организуется в образовательных учреждениях повышения квалификации по программам, обеспечивающим рост личностной, научно-методической, коммуникативной, педагогической культуры. Наиболее приемлемыми формами работы можно считать видеоуроки, семинары «мастер-класс», выездные занятия, круглые столы, лекции-диспуты, творческие проекты.
Профессионально-повышенный уровень — уровень учителя-методиста, учителя-экспериментатора. В работе с такой категорией учителей методически целесообразно сосредоточить внимание на обучении навыкам исследовательской и научно-методической деятельности, вопросам планирования и организации ме
тодической работы с молодыми специалистами.
Профессионально-высокий уровень — уровень учителя-инноватора, учителя-исследователя и учителя-руководителя. Актуальными проблемами для этой категории учителей становятся культура делового общения в сфере образовательного менеджмента, организационная культура, планирование и контроль образовательной и коммуникативно-познавательной деятельности, правовая культура.
Формирование уровней профессиональной компетентности осуществляется в рамках таких программ, как «Методика и языковая педагогика», «Профессиональное общение и межкультурная коммуникация», «Иностранные языки и региональная культура», «Научно-методическое и социокультурное развитие учителя», «Культура делового общения в сфере образовательного менеджмента», «Межкультурный туризм и технология организации культурных обменов», «Организационная культура» и многих других, отражающих национально-региональный компонент в образовании.
Названный подход способствует планированию процесса подготовки к аттестации учителя иностранного языка разного должностного уровня.