Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный язык»



Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный язык»

 

Иностранный язык в системе школьного образования и воспитания

 

На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков (ИЯ) в России. Значительно возросли их об­разовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональ­ная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление моти­вации в изучении языков международ­ного общения.

Если в предыдущие десятилетия XX века круг людей в стране, у кото­рых была необходимость общаться на ИЯ, был достаточно узок, то в настоя­щее время ситуация изменилась. Гео­политические, коммуникационные и технологические преобразования в об­ществе вовлекли как в непосредствен­ное, так и опосредованное общение (например, через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании ИЯ. При­оритетную значимость приобрело обу­чение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Стал осо­бенно актуальным интегративный под­ход к обучению родному и иностран­ным языкам в школе, особенно в об­ласти развития культуры речи (разви­тия таких компетенций, как языковая, речевая, социокультурная и некоторые другие).

Для современного языкового образо­вания необходимы междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариа­тивность, ориентация на межкультурный аспект овладения языком.

Новые задачи предполагают измене­ния в требованиях к уровню владения ИЯ, определение новых подходов к от­бору содержания и организации мате­риала, использование адекватных форм и видов контроля.

Языковая культура является неотъем­лемой и существенной частью культуры человека в целом.

Спецификой ИЯ как учебного пред­мета является его ярко выраженный межпредметный характер, особенно сей­час, когда ставятся задачи изучения язы­ков и культур на всех ступенях и при всех вариантах обучения иностранным языкам.

 

Цели изучения предмета «Иностранный язык» в школе

Основными целями обучения ИЯ в школе являются:

1. Формирование и развитие комму­никативной культуры школьников (фор­мирование и развитие языковой, рече­вой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для обще­ния в пределах порогового и продвину­того порогового уровня; обучение нор­мам межкультурного общения на ИЯ; развитие культуры устной и письменной речи на ИЯ в условиях официального и неофициального общения).

Социокультурное развитие учащих­ся (изучение родного языка и родной
культуры и иностранных языков и куль­тур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязыч­ного межкультурного общения).

Ознакомление учащихся со страте­гиями самонаблюдения за своим коммуникативным развитием по мере про­движения от одной ступени обучения
ИЯ в школе к другой, что позволит им ставить и достигать собственные задачи
в изучении ИЯ.

Формирование у школьников уважения к другим народам и культурам,
готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному реше­нию общечеловеческих проблем.

Развитие мотивации к изучению второго ИЯ.

Развитие самообразовательного потенциала молодежи с учетом многооб­разия современного многоязычного и поликультурного мира.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процес­се изучения языков и культур.

Достижение порогового уровня, раз­работанного Евросоветом, определено для тех, кто изучает иностранный язык с V по XII класс.

Пороговый продвинутый уровень оп­ределен для тех, кто изучает ИЯ с на­чальной школы по XII класс.

 

Содержание и структурная организация обучения ИЯ

Содержание обучения ИЯ в средней школе реализует его основные цели, направленные на развитие у школьни­ков культуры общения в процессе фор­мирования всех компонентов иноязыч­ной коммуникативной компетенции. Данные компетенции предполагают фор­мирование как чисто лингвистических навыков (лексических, фонетических и грамматических), так и их нормативное использование в устной и письмен­ной речи. Предлагаемые темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентирова­ны на формирование различных видов речевой деятельности (говорения, чте­ния, аудирования, письма), развитие со­циокультурных навыков и умений, что обеспечивает использование ИЯ как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудниче­ства и взаимодействия в современном мире.

 

Содержание и структура школьного курса по ИЯ определяются:

коммуникативными целями и зада­чами школьного курса по ИЯ;

вариативностью содержания обучения ИЯ в различных типах школ, при
изучении первого и последующих ино­странных языков;

количеством учебного времени, от­водимого на изучение ИЯ;

возрастными особенностями школь­ников на каждом из этапов обучения ИЯ;

преемственностью между этапами обучения;

междисциплинарными   связями   с другими предметами, в том числе с род­ным и осударственными языками.

Поскольку школа имеет выбор, когда начинать изучение ИЯ, то структура кур­са может быть либо трехступенчатой (начальная школа, базовая/основная школа, профильная школа), либо двух­ступенчатой (базовая/основная школа, профильная школа).

На первой ступени обучения ИЯ (в I— IV классах) большое значение имеет со­здание психологических и дидактичес­ких условий для развития у учащихся младших классов желания изучать ИЯ; стимулирование потребностей в озна­комлении с миром зарубежных сверстни­ков и использование ИЯ для этих це­лей; формирование элементарных уме­ний межличностного общения на ИЯ с опорой на родной язык.

 

Обучение ИЯ в начальной школе на­правлено на:

создание условий для ранней ком­муникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отлич­ному от мира родного языка и культу­ры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использо­вании ИЯ как средства коммуникации;

ознакомление с зарубежным песен­ным, стихотворным и сказочным фольк­лором, миром игр и развлечений;

приобретение детьми социального опыта за счет расширения спектра про­игрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного об­щения, с друзьями и взрослыми на ИЯ; формирование представлений об общих
чертах и особенностях общения на род­ном и иностранном языках;

формирование элементарных комму­никативных умений в 4-х видах речевой деятельности (говорении, чтении, ауди­ровании, письме) с учетом возможнос­тей и потребностей младших школьни­ков;

формирование некоторых универ­сальных лингвистических понятий, на­блюдаемых в родном и иностранномязыках.

При изучении ИЯ на второй ступени, •в основной школе (V—X классы), в цент­ре внимания находится последователь­ное и систематическое развитие у школь­ников всех составляющих коммуника­тивной компетенции в процессе овла­дения различными стратегиями говоре­ния, чтения, аудирования, письма.

Обучение ИЯ в основной школе на­правлено на изучение ИЯ как средства международного общения посредством:

формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных
видах речевой деятельности: говорении, чтении, аудировании, письме;

коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого
языка (в рамках изучаемых тем и ситуа­ций); развития всех составляющих иноя­зычной коммуникативной компетенции;

социокультурного развития школь­ников в контексте европейской и ми­ровой культуры с помощью страновед­ческого, культуроведческого и лингвокультуроведческого материала;

культуроведческого и художествен­но-эстетического развития школьников
при ознакомлении с культурным насле­дием стран изучаемого языка;

формирования умений представлять родную культуру и страну в условиях
иноязычного межкультурного общения;

ознакомления школьников с доступ­ными им стратегиями самостоятельного изучения языков и культур.

При наличии возможностей целесооб­разно начинать изучение второго иностранного языка в основной школе.

На завершающей, третьей ступени (среднее (полное) общее образование) (в XI—XII классах) обучение ИЯ должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспе­чивающей использование ИЯ в ситуа­циях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профес­сиональной сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре вни­мания - развитие культуры устной и письменной речи на ИЯ, углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых язы­ков.

Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинар­ного подключения ИЯ к изучению дру­гих предметов.

Обучение ИЯ на третьей ступени на­правлено на:

развитие коммуникативной культу­ры и социокультурной образованности
школьников, позволяющей им быть рав­ноправными партнерами межкультурно­го общения на ИЯ в бытовой, культур­ной и учебно-профессиональной сферах;

обучение этике дискуссионного об­щения на ИЯ при обсуждении культу­ры, стилей и образа жизни людей;

развитие общеучебных умений со­бирать, систематизировать и обобщатькультуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для учащихся;

ознакомление учащихся с техноло­гиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком;

развитие умений представлять род­ную страну и культуру, образ жизни людей в процессе иноязычного межкуль­турного общения;

использование ИЯ в профессионально ориентированном образовании.

В зависимости от профиля школы пос­леднее предполагает профессионально ориентированное обучение ИЯ при изу­чении:

гуманитарных дисциплин (история, литература, мировая художественная
культура, граждановедение) посредством спецкурсов на ИЯ или интегрированных
курсов по страноведению и культуроведению, курса по подготовке гидов-пере­водчиков и др.;

естественно-научных дисциплин че­рез спецкурсы на ИЯ на интегративной основе, курсы по техническому перево­ду и другие курсы, оказывающие язы­ковую поддержку для профессионально профильного образования и общения школьников;

дисциплин, ориентированных на конкретную профессию, с помощью про­фильно- ориентированных языковых курсов для учащихся профессионально-тех­нических лицеев.

Средняя школа должна создавать ус­ловия и стимулировать школьников к изучению нескольких иностранных язы­ков с учетом потребностей как самих учащихся, так и общества в целом.



© 2010-2018