Организация обучения иностранным языкам



 Организация обучения иностранным языкам

Организация обучения иностранным языкам и профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях

модернизации содержания образования

 

Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию со­держания языкового образования в Рос­сии. Язык выступает как средство по­знания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народа­ми. Одновременно язык — это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представите­лей других культур.

Культуросозидательная, менталообразующая и социально-воспитательная функции языка закреплены в таких ос­новных документах Министерства обра­зования России, как Национальная док­трина образования Российской Федера­ции, Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации структуры и содержания общего обра­зования и др.

К настоящему времени в российской системе языкового образования произо­шли значительные позитивные измене­ния как в организационном, так и в со­держательном аспектах. Успешно раз­виваются традиции школ (классов) с уг­лубленным изучением иностранного языка. В многопрофильных гимназиях создаются классы гуманитарного, естественнонаучного, экономико-мате­матического, художествен но-эстети­ческого профилей. Обучение иностран­ному языку в этих гимназиях осущест­вляется по программам, разработанным преподавателями вузов и учителями-методистами.

Значительно возрос интерес школьни­ков и их родителей к билингвальному образованию, что повлекло за собой появление лингвистических школ.

В школах с национально-культурным компонентом изучаются армянский и адыгейский языки как родные (нацио­нальные языки). В 16 учебных заведени­ях (3916 школьников) в качестве вторых иностранных языков выбраны англий­ский, немецкий и французский. В Крас­нодарском крае в 1025 общеобразователь­ных школах 73,1% школьников изучают английский язык; 23,0% -- немецкий язык; 3,2% — французский язык.

В контексте политики культурного интернационализма значительно расши­ряется диапазон изучаемых языков. Так, в Дальневосточном регионе школьники имеют возможность изучать японский и китайский языки; в Архангельской об­ласти - языки северных государств

(Норвегии, Швеции); в Калининград­ской, Псковской и Ленинградской об­ластях — польский язык и языки при­балтийских государств.

В практике обучения иностранным языкам на разных ступенях школьного образования получили распространение интегрированные культуроведческие курсы: «Иностранный язык и региональ­ная культура», «Иностранный язык и окружающая среда», «Художественная литература», «Иностранный язык и межкультурный туризм», «Иностранный язык и межкультурный бизнес».

Успеху обучения иностранным языкам способствуют вариативные авторские программы и учебники нового поколе­ния. Они обеспечивают формирование социокультурной компетенции и владе­ние языком как средством общения в ситуациях межличностного взаимодей­ствия. Среди новых серий учебников по английскому, немецкому и французско­му языкам для общеобразовательных учреждений, получивших гриф Минис­терства образования РФ «Допущено».

Согласно экспериментальному Базис­ному учебному плану иностранный язык включается в воспитательно-образова­тельный и развивающийся процессы начальной школы, что способствует бо­лее раннему приобщению детей к куль­туре коммуникативной деятельности, формированию положительной мотива­ции к изучению народного фольклора, детского литературного и художествен­ного творчества носителей языка.

Особо следует отметить активное учас­тие учителей и школьников в междуна­родных проектах и программах обмена.

Однако наряду с прогрессивными тен­денциями развитие системы языкового образования в России сопровождается рядом негативных процессов. Это -неоправданное сокращение количества школ (классов) с изучением немецкого, французского и испанского языков, а эти языки признаны во всех странах как язы­ки международного общения в мире ли­тературы, искусства, культуры, деловой коммуникации. Такие недальновидные действия местных органов управления образованием и школьных руководите­лей противоречат не только современ­ной языковой политике плюрализма, провозглашенной правительством Рос­сии, но и приводит к разрушению бога­тых исторических традиций преподава­ния вышеназванных языков в школах, а вместе с этим и к потере национальных педагогических кадров.

Возрастающая потребность школьни­ков и их родителей в овладении ино­странными языками как инструментом будущей профессиональной деятельнос­ти, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, вызывает появление профильных классов с углуб­ленным изучением иностранного языка, которые часто организуются стихийно, без соответствующих договоров о совмест­ной работе с вузами, при отсутствии ин­формационно-технической и учебно-ме­тодической обеспеченности образователь­ных процессов, а также подготовленных учителей иностранного языка.

В некоторых школах допускаются на­рушения нормативов в обучении ино­странным языкам, когда на их изучение отводится по одному часу в неделю, а в старших классах они снимаются вооб­ще из учебного плана. Такие факты сви­детельствуют о слабой реализации школьного и ученического компонентов Базисного учебного плана, в котором заложены механизмы полноценного раз­вития личности школьника в любом воз­расте на каждой ступени школы.

Экспериментальная апробация новых подходов к структурированию содержа­ния и технологий обучения в будущей 12-летней школе направлена на устра­нение отрицательных явлений в систе­ме обучения иностранным языкам. Ба­зисный учебный план — один из основ­ных документов, обеспечивающий про­ведение эксперимента по структуре и содержанию общего образования в со­ответствии с Планом действий Прави­тельства Российской Федерации в облас­ти социальной политики и модерниза­ции экономики на 2000—2001 г. и с уче­том социального заказа общества на функциональное овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей на основе использования но­вых педагогических и информационных технологий. Это повлекло за собой уве­личение количества часов на изучение предметов языкового цикла.

Новый Базисный учебный план пред­усматривает обязательное изучение ино­странного языка на всех ступенях школь­ного образования, что позволяет добить­ся более высокого уровня владения язы­ком выпускниками школы. Таким об­разом, реализуется принцип непрерыв­ного языкового школьного образования в изучении иностранных языков, что соответствует современным потребнос­тям личности и общества.

Основной стратегией обучения высту­пает личностно-ориентированный под­ход, ставящий в центр учебно-воспита­тельного процесса школьника, учет его способностей, возможностей и склон­ностей. Это достигается за счет диффе­ренциации и индивидуализации обуче­ния, использования новых обучающих технологий, введения профильного обу­чения, а также использования возмож­ностей национально-регионального и школьного компонентов базисного учеб­ного плана.

Раннее начало обучения иностранным языкам (со второго по четвертый класс в начальной школе при двух часах в не­делю) предполагает некоторое перерас­пределение материала, что позволяет разгрузить учеников в среднем звене, рационально использовать способности учащихся к овладению языками, наибо­лее ярко выраженные у младших школь­ников, способствовать развитию рече­вых способностей в целом.

Однако в обозримые сроки система образования не может обеспечить все школы России квалифицированными учителями иностранного языка, поэто­му в течение пяти-десяти лет следует предусмотреть выбор школой одной из двух моделей — изучение иностранного языка со второго и с пятого класса.

В основной школе (V—IX классы) на изучение иностранного языка выделяет­ся три часа в неделю, на старшей ступе­ни обучения (X—XI классы) предусмат­ривается два уровня: общеобразователь­ный (с учебной нагрузкой два часа в неделю) и профильный (с учебной на­грузкой три часа в неделю). Такой под­ход к организации процесса обучения иностранным языкам в школе действи­тельно позволяет достигать преемственности и непрерывности в обучении, что создает прочную базу для дальнейшего овладения языком на профессиональном уровне в послешкольный период.

Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые условно мож­но назвать базовыми общеобразователь­ными, профильными и элективными.

Базовые общеобразовательные курсы обязательны для всех учащихся. Пред­лагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математи­ка, история, русский и иностранный языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведе­ния для естественно-математического, технологического и естествознания -для гуманитарного, социально-экономи­ческого профилей.

Профильные курсы (углубленные кур­сы для старшей ступени школы) опре­деляют направленность каждого кон­кретного профиля обучения. Например, в филологическом — литература, русский и иностранные языки; в социально-эко­номическом -- история, право, эконо­мика и др.

По базовым общеобразовательным и профильным курсам проводятся единые государственные экзамены (ЕГЭ).

Элективные курсы входят в состав про­филя обучения на старшей ступени шко­лы. Учащиеся посещают эти курсы по выбору, и их количество должно быть достаточным, чтобы удовлетворить по­требности учеников. Реализуются элек­тивные курсы за счет школьного ком­понента учебного плана и поддержива­ют изучение основных профильных кур­сов на заданном стандартом уровне.

По элективным курсам ЕГЭ не про­водятся.

Предлагаемая система не ограничива­ет школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких про­филей одновременно), а ученика -- в выборе различных наборов базовых об­щеобразовательных, профильных и элек­тивных курсов, которые в совокупнос­ти и составят его индивидуальную об­разовательную траекторию. Во многих случаях это потребует реализации нетра­диционных форм обучения, создания новых моделей школьного образования.

Апробируемые в настоящее время в экспериментальных школах примерные программы среднего (полного) общего образования разработаны на основе обя­зательного минимума содержания обуче­ния иностранным языкам и рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение иностранного языка на каждой ступени общего среднего образования.

Программы по всем языкам состоят из трех блоков, соответствующих трем сту­пеням обучения иностранным языкам в школе: начальная школа, основная шко­ла, старшая ступень обучения. Каждый блок содержит:

а)    цель обучения иностранным языкам;

б)    содержание образования по ино­странным языкам на каждой ступени
школы;

в)    планируемый уровень владения ино­странным языком школьниками и ми­нимальные требования к уровню подго­товки выпускников каждой ступени об­щего среднего образования.

Содержание образования включает три раздела, соответствующих трем форми­руемым видам компетенций: языковой, речевой, социокультурной.

Эти программы — примерные, так как они раскрывают один из возможных путей реализации обязательного мини­мума содержания обучения иностранным языкам и служат ориентиром для соста­вителей авторских программ.

Особое внимание при отборе содер­жания обучения иностранным языкам уделяется его социокультурной направ­ленности, что влечет за собой необхо­димость переосмысления профессио­нальной компетентности учителя и ис­пользование им активных и интерактив­ных технологий коммуникативного и социально-культурного развития лич­ности школьника.

Количество часов, выделяемых в про­граммах на изучение каждой темы, так же как и их последовательность, услов­ны. Предполагается, что часы, отводи­мые на изучение каждой темы, исполь­зуются не только для работы над содер­жательной стороной речи, но и над язы­ковым материалом (лексикой, грамма­тикой, фонетикой, орфографией).

В процессе овладения иностранным языком учащиеся неоднократно возвраща­ются к изучению одной и той же темы на качественно ином уровне, что учитывает­ся при выделении часов на изучение темы. Таким образом, программы предполагают концентрическое изучение материала.

Обучение иностранному языку на пер­вой ступени школы может осуществлять­ся как учителем иностранного языка

основной школы (при условии прохож­дения специальной подготовки в систе­ме повышения квалификации), так и учителем начальной школы, имеющим право (согласно диплому) преподавать иностранный язык детям младшего школьного возраста.

Учитель, преподающий иностранный язык на первой ступени (начальная шко­ла) должен знать, что:

выбранные технологии обучения должны способствовать созданию добро­желательной, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения;

выбор технологий обучения осу­ществляется с учетом психологических
и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональ­ность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что тре­бует частой смены форм, методов и при­емов обучения;

урок иностранного языка в началь­ной школе может иметь образовательную, воспитательную и развивающую ценность, если он строится на сюжет-
но-ролевой, игровой основе с привле­чением сказочных персонажей, близких
и понятных ребенку. В игре, сказочных ситуациях развивается эмоциональная
сфера младшего школьника, воспитыва­ется уважение к народному творчеству
не только представителей иной культу­ры, но и собственной страны, форми­руется культура общения, поведения, самостоятельной познавательной дея­тельности.

Перед учителем, преподающим в ос­новной школе, стоят задачи подготовки школьников к осознанному выбору про­филя языкового образования. Поэтому школьный и ученический компоненты на этой ступени обучения целесообраз­но использовать для более углубленно­го изучения языка на факультативных (дополнительных) занятиях.

На старшей ступени школы обучение иностранному языку строится на осно­ве профильной дифференциации и но­сит практико-ориентированный харак­тер. Учитель, преподающий иностран­ный язык, должен владеть новыми пе­дагогическими и информационными технологиями, обеспечивающими фор­мирование функциональной социокуль­турной образованности, речевой актив­ности и готовности к межкультурному общению в соответствующих жизненных ситуациях.

Успех практической реализации инно­вационных обучающих стратегий в боль­шей степени зависит от уровня готов­ности учителя иностранного языка к адаптации к новым условиям социаль­но-культурной среды, формируемой в школе, и от способности преподавать язык функционально, с ориентацией на межкультурную коммуникацию. В этой связи представляется важным переос­мыслить и обновить структуру, содержа­ние, формы и методы повышения ква­лификации учителей в системе непре­рывного последипломного образования.

Принимая во внимание требования современных нормативно-правовых и директивных документов Министерства образования Российской Федерации, Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном об­разовании», региональным институтам повышения квалификации и переподго­товки работников образования, необхо­димо разработать разноуровневые обра­зовательные программы для различных категорий учителей и создать широкую сеть центров, оборудованных современ­ной компьютерной техникой, учебно-методическими, аудио- и телекоммуни­кационными средствами, наметить ме­роприятия, ориентированные на профес­сиональное продвижение учителя, фор­мирование у него потребности к само­совершенствованию, саморазвитию и самореализации.

Согласованность федеральных и реги­ональных учреждений повышения ква­лификации по вопросам организации подготовки специалистов по иностран­ным языкам и межкультурной коммуни­кации, способных принять на себя от­ветственность за обучение широкой мас­сы учителей в регионах новейшим тех­нологиям преподавания языков с уче­том поликультурного фактора, решит проблему повышения профессионализ­ма педагогических кадров.

Региональным образовательным уч­реждениям повышения квалификации и переподготовки работников образования рекомендуется осуществлять построение образовательных программ на основе структурно-уровневого подхода, что под­разумевает дифференциацию обучения в соответствии с уровнем профессио­нальной компетентности учителя.

Профессиональный базовый уровень - уровень молодого специалиста, профес­сиональное становление которого про­исходит непосредственно в учебном заведении под руководством и при педа­гогической поддержке опытных учите­лей. В школьном образовательном про­странстве могут быть использованы та­кие формы работы с молодыми специа­листами, как практические семинары по обмену опытом и идеями, психолого-педагогические и интеркультурные тре­нинги, педагогический клуб молодого специалиста, встречи с педагогами -ветеранами труда, почетными работни­ками образования, проекты, связанные с творческим поиском, исследователь­ской деятельностью.

Профессиональный продвинутый уровень - уровень профессионально-адаптиро­ванного учителя, учителя - мастера своего дела. Обучение такой категории учителей организуется в образователь­ных учреждениях повышения квалифи­кации по программам, обеспечивающим рост личностной, научно-методической, коммуникативной, педагогической куль­туры. Наиболее приемлемыми формами работы можно считать видеоуроки, се­минары «мастер-класс», выездные заня­тия, круглые столы, лекции-диспуты, творческие проекты.

Профессионально-повышенный уровень — уровень учителя-методиста, учителя-экс­периментатора. В работе с такой кате­горией учителей методически целесооб­разно сосредоточить внимание на обу­чении навыкам исследовательской и научно-методической деятельности, во­просам планирования и организации ме
тодической работы с молодыми специ­алистами.

Профессионально-высокий уровень — уро­вень учителя-инноватора, учителя-иссле­дователя и учителя-руководителя. Акту­альными проблемами для этой категории учителей становятся культура делового общения в сфере образовательного ме­неджмента, организационная культура, планирование и контроль образователь­ной и коммуникативно-познавательной деятельности, правовая культура.

Формирование уровней профессио­нальной компетентности осуществляется в рамках таких программ, как «Методи­ка и языковая педагогика», «Професси­ональное общение и межкультурная ком­муникация», «Иностранные языки и ре­гиональная культура», «Научно-методи­ческое и социокультурное развитие учи­теля», «Культура делового общения в сфере образовательного менеджмента», «Межкультурный туризм и технология организации культурных обменов», «Ор­ганизационная культура» и многих дру­гих, отражающих национально-регио­нальный компонент в образовании.

Названный подход способствует пла­нированию процесса подготовки к ат­тестации учителя иностранного языка разного должностного уровня.

 



© 2010-2018