Валеологические подходы в обучении иностранному языку



Валеологические подходы в обучении иностранному языку

 

Раздел: Преподавание иностранных языков

Общеизвестно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. Принципы моей работы заключаются в том, чтобы помочь ребенку познать себя, сотворить себя, поддержать психологическую гармонию на уроке. Поэтому я уделяю большое внимание факторам образовательной среды, наиболее значимым для сохранения здоровья ребят: организации процесса обучения, методам и формам взаимодействия участников образовательного процесса (психологическому фону урока), мотивации учения, двигательному режиму с учетом возрастных особенностей детей. Школа уже не первый год ведет поиск возможностей сохранения здоровья ребенка при организации образовательного процесса. Изменилась структура урока, а именно: введены валеологические паузы в каждом классе на каждом уроке. Это побудило искать пути рационального использования урочного времени. Поэтому возникла идея использования валеологических пауз на предметной языковой базе. Поскольку в нашем понимании здоровье – это не только хорошее физическое состояние, но и социально-психологическое, духовно-нравственное благополучие, в настоящей статье представлен опыт работы при обучении иностранному языку по сохранению здоровья в самом широком смысле слова.

Опыт показывает, что наилучшие возможности использования элементов здоровьесберегающих технологи - использование музыки, валеологических пауз, нестандартное оформление текста - представляются при формировании и развитии коммуникативной культуры школьников.

Использование музыки на уроке является сильнейшим психическим побудителем, проникающем в глубину сознания. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением. Еще в первом веке до нашей эры Пифагор установил, что, обладая особым воздействием, музыка способна повышать и развивать интеллект человека. Музыка- прекрасная гимнастика для ума На песенной основе легче усваивается грамматический материал, песни стимулируют развитие навыков диалогической речи. Музыку или песни можно использовать:

  • для закрепления лексического и грамматического материала,
  • как стимул для развития речевых навыков и умений,
  • для снятия напряжения, как вариант психоразгрузочной паузы.

Исходя из анализа состояния здоровья учащихся, удалось сформировать комплексы упражнений и выделить виды валеологических пауз на языковом материале. Это комплекс упражнений для восстановления работоспособности, для укрепления зрения, динамические упражнения, подобранные по ритму дыхания. Такие упражнения укрепляют физическое и психическое здоровье, являются профилактикой по предупреждению падения зрения, развивают память, обогащают словарный запас, способствуют переводу информации из одного вида в другой, усиливают двигательную активность, повышают стимул к работе, предупреждают и снимают хроническую усталость, повышают мотивацию к учению.

Чтобы повысить мотивацию при формировании навыков быстрого чтения с пониманием прочитанного, а это очень сложный процесс, я осуществляю нестандартное оформление текста. При оформления текста справа и слева должны быть поля, где глаз человека должен отдохнуть. Такое оформление текста позволяет читателю усвоить как можно больше информации из текста. Поля справа от текста рекомендуется использовать для семантизации незнакомых слов. Незнакомые слова можно выделить, а перевод этих слов на русском языке выносится на правую сторону этой же строки, что позволяет не прерывать сам процесс чтения. При чтении текста, следуя указаниям зарубежных методистов, выделяю этапы: ПРЕДТЕКСТОВЫЙ; ТЕКСТОВЫЙ; ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ.

ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.

1. Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.
2. Прочитайте текст и выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста.
3. Прочитайте текст и найдите в нем повторяющиеся слова, которые составляют тематическую основу текста.
4. Ознакомтесь с новыми словами и словосочетаниями (слова и словосочетания даны с переводом). Не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь.
5. По схеме, состоящей из ключевых слов, догадайтесь о содержании текста и попробуйте его озаглавить. Во время чтения текста подчеркните слова, представленные на схеме.
6. Соотнесите данные в схеме субъекты и предикаты, чтобы получить логическую схему текста. Прочитайте текст и проверьте, получилась ли логическая схема.
7. Подчеркните в тексте слова и словочетания, которые можно выделить в качестве ключевых.
8. Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу.

Упражнения на определение связующих средств текста.

1. Прочитайте сложные предложения и назовите союзные слова, которые используются для связи простых предложений .
2. Прочитайте отрыввок текста и выпишите связующие элементы текста
3. Выделите в первом абзаце ключевые предложения, проанализируйте подобным образом последующие абзацы.
4. Найдите и исправьте ошибки в связи данных предложений.
5. Составьте план текста, найдите в тексте связующие предложения.
6. Отметьте номер абзаца, в котором выражена следующая мысль.
7. Выскажите предварительные суждения о теме текста.

ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

1. Прочтите заглавие и последний абзац текста и скажите, о чем идет речь в тексте.
2. В абзаце найдите предложение, несущее главную информацию.
3. Выберите из данных предложений те, которые лучше всего отражают смысл.
4. Укажите номер предложения, наиболее полно соотносящегося по смыслу с заглавием.
5. Прочитайте текст и сформулируйте основной вопрос, который обсуждается в нем .
6. Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.
7. Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
8. Составьте список вопросов по тексту.
9. Подготовьте план пересказа текста.
10. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.
11. Поясните главную мысль своими словами.
12. Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

1. Прочитайте текст и выразите свое отношение .
2. Ответьте на вопросы к тексту.
3. Составьте план прочитанного текста.
4. Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
5. Скажите, что было для вас особенно интересно и почему.
6. Скажите, с какими из изложенных фактов вы не согласны и почему.
7. Скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в данном тексте.

Такая работа с текстом, такое оформление позволяют усвоить больше информации, расширить активный и пассивный запас лексики, сохранить комфортность обучения.

Использование валеологических упражнений.

Снять общую усталость, поднять общий тонус можно простыми, но достаточно эффективными упражнениями.

1. Энергично разотрите ладонями ушные раковины, при этом произносим:

I like cakes
I like tea
I like the girls
And they like me.

2. При общем утомлении полезно массировать биологически активные точки на руках:

а) первая точка (симметричная на обеих руках) находится внутри угла ногтевого ложа мизинца. Надавливая до легкой болезненности, массировать в течение 2-3 минут, при этом произносим:

I’ve got ten fingers
I’ve got ten tols
I’ve got two ears,two eyes and a nose.

б) вторая точка (симметричная, находится cнаружи от угла ногтевого ложа мизинца), надавливая до легкой болезненности, массировать в течение 2-3 минут. Одновременно произносим:

Ten little fingers
Ten little toes
Two little ears
And one little nose
Two little blue eyes
That shine so nice.

с) третья точка (симметричная), находится на среднем пальце со стороны указательного пальца на 3 мм ниже угла ногтевого ложа. Надавливая до легкой болезненности, массировать большим пальцем в течение 2-3 минут.

Произносим:

One, two, three,
Let me see
Who likes coffee
And who likes tea
One, two, three
Oh, I see
You like coffee
And I like tea.

д) четвертая точка ( симметричная), находится на тыльной поверхности между большим и указательным пальцами. Если развести пальцы, то она располагается на расстоянии 1 см от середины кожной складки. Сильно надавливая, массировать большим пальцем в течение трех минут. Произносим:

I have a cat.
His name is Pit.
And by the fire
He likes to sit.

Все валеологические упражнения активизируют лексический запас, особенно на ранней стадии изучения иностранного языка.

Упражнения для профилактики нарушения зрения.

Снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.

Для 5-го класса в период обучения счету:

1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их ( считаем от 1 до 20 по-английски).
2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по – английски).
3. Расположите указательный палец правой руки напротив носа на расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 сек., опустите руку (про себя называем, в качестве повторения, дни недели, название месяцев).
4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов : to the right, to the left, up, down) .
5. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на 3-5сек. (про себя считаем порядковыми числительными по-английски: the first, the second, …, the tenth).
6. Выполняйте круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии 30-35 см от глаз, следя глазами за кончиками пальцев, затем против часовой стрелки. Произносим:

My eyes can see,
My ears can hear,
My nose can smell,
My head can nod,
My arms can hold,
My mouth can talk,
My legs can walk,
And walk and walk.

Существуют специальные комплексы упражнений, помогающие укрепить глазные мышцы, замедлить развитие патологических процессов.

Движение глазами”.

1. Движение глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой. Первое время лучше следить глазами за движущим предметом, например, за карандашом, по мере освоения упражнения выполнять без предмета, лишь воображая его. Движение глазами вверх и вниз можно производить под стишок, расположенный в нестандартной форме (Приложение 1):

Red, red, red, the rose.
Blue, blue blue, the dress.
Grey grey grey the cat.
And is so the rat.

2. Движение глазами по кругу, по и против часовой стрелке, при этом произносим скороговорку: “Ann has a fat black cat and a rabbit”.

3. Движение глазами по периметру квадрата на четыре счета, располагаем рифмовку соответственно очертаниям квадрата, проговаривая (Приложение 2):

“A black cat
sat on a map
and rapidly ate
a fat rat”.

4. Движение глазами по очертаниям цифры 8 с острыми углами, располагая рифмовку соответственно очертаниям 8, проговаривая (Приложение 3):

“That is the man
who sat
on my hat
in the tram”.

5. Движение глазами по дуге - выпуклой и вогнутой под рифмовку: “Fat Pat had a fat cat, Pat 's fat cat sat at Pat's hat”. (Приложение 4)

6. Движение глазами по периметру ромба, рифмовка расположена соответственно очертаниям ромба, проговаривая (Приложение 5):

“ A friend
in need
is a friend
indeed”.

7. Движение глазами по лежачей S (''лежачая змея ''). Проговарием пословицу: “Out of sight, out of mind”.

Очертите глазами букву S (''стоячая змея'') Движение глазами сначала выполняем в одном направлении, потом в другом, проговаривая рифмовку: “Wealth is nothing without health”.

8. Очертите глазами вертикальные дуги – сначала в одном направлении по часовой стрелке, потом против, проговаривая рифмовку: “Health is above wealth”.

9. Моргайте веками, подобно тому, как бабочка машет крыльями, проговариваем стишок:

“Rain on the grass
And rain on the tree
Rain on the house-top
But not on me”.

Данную зарядку можно поделить на 2части – одну часть (4 упражнения )в начале урока, оставшиеся – в конце урока.

''Четыре ступени''.

Это упражнение помогает укрепить зрение. Глаза сначала фокусируются на каком-нибуть ближайшем обьекте, например, книге. Подаю команду: “Look at your book!” Затем смотрим на обьект, расположенный на небольшом расстоянии: “Look at the window!” Затем на еще более отдаленном предмете: “ Look at the tree near our school!” И, наконец, на каком-либо объекте в бесконечности: “Look at the skyline!” Четырех ступеней в выполнении упражнения вполне достаточно. Когда вы дойдете до самого дального объекта, вернитесь назад в обратном порядке.

''Письмо''.

Пишите буквы или слова движением глаз. При этом желательно чередовать размер ''написанных'' букв, например, сначала во всю противоположную стену, а потом на ближаишем мелком предмете. Можно предложить написать алфавит, свое имя, или имя друга по-английски.

Динамические упражнения.

Выполняем те действия, о которых говорится в рифмовками :

1. Head, shoulders, knees and toes, knees and toes
Eyes and ears and mouth and nose
Head, shoulders, knees and toes
Knees and toes.

2. Teddy Bear, Teddy Bear
Turn around
Teddy Bear, Teddy Bear
Touch the ground
Teddy Bear, Teddy Bear
Show your shoe
Teddy Bear, Teddy Bear
That will do.

3. This is my right hand
I’ll rise it up high
This is my left hand
I’ll touch the sky
Right hand, left hand
Roll them around
Left hand, right hand
Round, round, round.

4. Bend your head
Bend your knees
Grow as tall
As New Year’s tree
On your knees
Slowly fall
Curl yourself
Into a ball.

5. Raise your head
Jump up high
Wave your hand
And say : “ Good-bye”.

6. You put your right foot in
You put your right foot out
You put your right foot in
And shake it all around
And you turn yourself if about
And that 's what it’s all about. Hey!

7. Step-step, clap-clap,
Step-step, clap-clap,
Turn yourself around
And clap, clap, clap.

8. Bend and clap, clap
Bend and clap, clap
Turn yourself around and
Clap, clap, clap
Hands out clap
Hands out clap
Turn yourself around .

9. Clap, clap, clap your hands
Clap your hands together
Wash, wash, wash your face
Wash your face together
Sing, sing, sing a song
Sing your song together
Dance, dance, dance a dance
Dance a dance together
March, march, march to bed
March to bed together.

 



© 2010-2022