Посещение и анализ урока руководителем школы
Посещение и анализ урока руководителем школы
Б.Б. Егоров, кандидат педагогических наук,
директор Центра образования «Горки» Российской академии образования,
Московская область, пос. Горки Ленинские
Основные этапы работы руководителя, связанные с посещением и анализом урока
1. Подготовка руководителя к посещению урока.
2. Наблюдения за ходом урока, деятельностью учителя и учащихся.
3. Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов учителю.
4. Оценка урока руководителем, подготовка предложений по совершенствованию работы педагога.
Подготовка руководителя к посещению урока
Подготовка руководителя к посещению урока представляет собой:
а) выбор для посещения конкретного урока исходя из общих целей и планов внутришкольного контроля;
б) уточнение целей посещения урока. Целями посещения могут быть:
• изучение образовательного процесса школы в целом;
• изучение системы работы учителя или отдельных элементов этой системы;
• изучение учебной деятельности школьников и ее отдельных сторон;
• контроль изучения отдельных тем программы;
• контроль качества решения важных для школы дидактических и методических задач;
• в инновационных школах — анализ хода экспериментальной деятельности учителя.
При этом, независимо от избранных целей посещения, непременной его задачей является оказание конкретной помощи учителю, а не простая констатация его достижений и недостатков;
в) знакомство с требованиями программы, материалами учебника и методическими рекомендациями по данной теме, а также с результатами психолого-педагогического изучения учащихся класса;
г) знакомство с ходом выполнения учебной программы, включая ее практическую часть, с состоянием успеваемости учащихся и результатами контроля знаний, умений и навыков, с содержанием домашних заданий (по результатам анализа записей в классном журнале);
д) просмотр выводов, предложений и рекомендаций аттестационной комиссии, материалов по ранее посещенным урокам данного учителя;
е) предварительное общение с учителем;
ж) подготовка материалов для фиксации наблюдаемого по ходу урока и последующего его анализа.
В случае необходимости подготовка к посещению предполагает также:
— знакомство с ученическими работами;
— продумывание форм личной проверки качества знаний, умений и навыков учащихся в ходе урока и подготовку к ней;
— собеседование с учителем до начала урока;
— решение вопроса о приглашении на урок экспертов (руководителя методического объединения, наиболее опытных педагогов школы, методистов и пр.).
Наблюдение за ходом урока, деятельностью учителя и обучающихся
Фиксация наблюдаемого по ходу урока ведется в форме, удобной для конкретного руководителя. Для того чтобы лучше и быстрее систематизировать полученный в ходе наблюдений материал, подчинить его главным целям и задачам анализа, полнее учесть закономерности и принципы обучения, требования к современному уроку, целесообразно использовать приведенный ниже примерный список вопросов. Их выбор и компоновка зависит от конкретных целей посещения урока.
1. Как решаются задачи урока?
а) Познавательные задачи
— Соответствуют ли познавательные задачи урока требованиям учебной программы?
— Как формируются (контролируются, закрепляются, совершенствуются):
• знания основных понятий, теоретических положений, законов, закономерностей, важнейших фактов, хода явлений и событий;
• специальные, предметные умения и навыки;
• общеучебные умения и навыки?
— Как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках школьников?
— Насколько полно используются образовательные возможности урока?
б) Воспитательные задачи
— Как используются в целях комплексного решения воспитательных задач воспитательные возможности учебного материала?
— Насколько учителем выделены и раскрываются важнейшие мировоззренческие идеи, заложенные в содержании учебного материала?
— Как используются в воспитательных целях возможности организации учебной деятельности школьников (возможности методов, средств, форм, условий обучения)?
— Как организовано общение в классе?
в) Задачи развития обучающихся
— Как используются возможности урока для:
• развития интеллектуальной сферы школьников (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), их речи;
• развития эмоциональной сферы;
• развития волевой сферы?
— Правильно ли учтены учителем особенности класса и отдельных групп обучающихся?
г) Комплексное решение задач урока
— Насколько четко выделены учителем главные, доминирующие задачи урока?
— Насколько эффективно решены в ходе урока главные, доминирующие задачи урока?
2. Как осуществляется отбор содержания учебного материала?
— Соответствует ли материал программным требованиям и задачам урока?
— Рациональна ли логика изучения материала?
— Используются ли внутрипредметные (внутрикурсовые) и межпредметные связи?
— Соответствует ли отобранное содержание учебного материала принципам научности, доступности, последовательности, связи с жизнью, практической и профориентационной направленности обучения?
— Используется ли на уроке дополнительный материал?
— Удалось ли учителю отобрать в содержании урока главное, существенное и сконцентрировать на этом главном внимание и деятельность учащихся?
3. Как осуществляется выбор методов и средств обучения?
— Рациональны ли избранные учителем сочетания:
• словесных, наглядных и практических методов обучения;
• репродуктивных и проблемных методов обучения;
• индуктивных и дедуктивных методов обучения?
— Насколько оправданно предложенное учителем соотношение самостоятельной работы школьников и работы под руководством учителя?
— Как используются методы стимулирования познавательных интересов обучающихся и методы контроля?
— Обеспечивают ли предложенные учителем методы обучения активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников?
— Рационально ли избраны и применяются средства обучения, включая технические?
4. Как осуществляется выбор формы обучения?
— Рационально ли избранное учителем сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы?
— Есть ли необходимость в дифференцированном подходе к обучающимся, и если да, то как он осуществляется?
— Обеспечивается ли коллективный характер учебной деятельности школьников?
5. Как организована учебная деятельность и общение в классе?
— Сделано ли все необходимое для рациональной организации труда обучающихся (насколько четко поставлена учителем задача работы, качественно проведен инструктаж о порядке ее выполнения, сроках и видах контроля работы, насколько обучающиеся обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.)?
— Насколько эффективен контроль учебной работы (разнообразие видов контроля, его непрерывный характер, сочетание контроля и самоконтроля)?
— Как оценивается деятельность обучающихся (сочетание количественной оценки (отметки) и качественной, содержательной оценки, накопляемость отметок, стимулирующий, воспитывающий и развивающий характер оценки)?
— Как осуществляется работа над ошибками?
— Как организовано взаимодействие учителя с обучающимися, их общение друг с другом?
6. Созданы ли благоприятные условия для обучения?
а) Учебно-материальные
— Как использованы возможности учебного кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) на уроке?
— Есть ли необходимость существенного совершенствования оборудования кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) и (или) улучшения его использования?
б) Морально-психологические
— Благоприятна ли психологическая атмосфера урока для решения его задач?
— Насколько полно используются педагогические возможности личности учителя, его примера?
— Поддерживаются ли на уроке определенные ритуалы деятельности и поведения учителя и обучающихся?
в) Гигиенические
— Поддерживается ли работоспособность школьников в течение всего урока?
— Учитываются ли учителем при организации процесса обучения место урока в расписании, день недели, степень утомления обучающихся?
— Есть ли переутомление, перегрузки школьников изза нерациональной работы на уроке?
г) Эстетические
— Оказывает ли работа на уроке эстетическое воздействие на школьников (с помощью оформления кабинета, эстетики оборудования, самого процесса взаимодействия учителя с классом, эстетики общения, внеш
него вида)?
д) Фактор времени
— Рационально ли использовано время урока?
— Оптимален ли темп работы учителя и обучающихся на уроке?
— Вовремя ли было задано домашнее задание?
7. Каково место урока в системе обучения?
— Насколько верно определено место данного урока при изучении данных темы, раздела, курса?
— Верно ли определен тип урока?
8. Рациональна ли избранная учителем структура урока?
— Можно ли согласиться с выделением именно таких этапов урока, которые определил учитель?
— Насколько целесообразна последовательность этапов урока, которую определил учитель?
— Какова логика переходов от этапа к этапу урока?
— Насколько рационально распределено время на каждый этап и элемент урока?
9. Удалось ли решить поставленные задачи урока на необходимом уровне?
10. Удалось ли избежать перегрузки школьников?
11. Удалось ли обеспечить высокую продуктивность мотивации учения, рабочее самочувствие и настроение школьников на уроке, качество «проживания» урока.
Рассмотренная программа наблюдений не является единственно возможной. В то же время она достаточно целостно охватывает важнейшие компоненты обучения, его закономерности и принципы.
Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов учителю
Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:
1. Каков замысел, план данного урока и почему он является таким?
1.1. Каково место урока в теме, разделе, курсе?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?
1.4. Каким образом были учтены программные требования к уроку?
1.5. Как были учтены особенности содержания урока при выборе форм, методов и средств обучения?
1.6. Почему был избран именно этот тип урока?
2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
4. Почему была избрана именно такая структура урока?
5. Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцированный подход к обучающимся на уроке?
6. Какие условия были созданы для проведения урока:
• учебно-материальные,
• морально-психологические,
• гигиенические,
• эстетические,
• временные (как осуществлялась экономия времени)?
7. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?
8. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки обучающихся?
9. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?
10. Что в данном уроке стоило бы изменить, сделать по-другому?
11. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?
12. Какова общая самооценка урока учителем?
Данный алгоритм может быть использован и как памятка для самоконтроля готовности учителя к уроку, как основа для подготовки методической разработки урока в целях формирования методического фонда школы.
Оценка урока руководителем, подготовка предложений по совершенствованию работы педагога
На данном этапе анализа проведенного урока руководитель должен:
• проанализировать его замысел и процесс осуществления задуманного;
• выявить полученные реальные результаты учебной деятельности.
При этом руководителю необходимо быть объективным, обладать педагогическим тактом, подготовить конструктивные предложения по совершенствованию работы учителя. Оценивая так или иначе итоги урока, руководитель вместе с учителем ищет причины, которые привели к этим итогам, и меры дальнейшего совершенствования работы. Советы и рекомендации могут касаться не только методических умений учителя, но и определенных качеств его личности, что требует особого такта от проверяющего. Они должны быть конкретными, конструктивными, контролируемыми.