Посещение и анализ урока руководителем школы



Посещение и анализ урока руководителем школы

 

Б.Б. Егоров, кандидат педагогических наук,

директор Центра образования «Горки» Российской академии образования,

Московская область, пос. Горки Ленинские

 

Основные этапы работы руководителя, связанные с посещением и анализом урока

1. Подготовка руководителя к посещению урока.

2. Наблюдения за ходом урока, деятельностью учителя и учащихся.

3. Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов учителю.

4. Оценка урока руководителем, подготовка предложений по совершенствованию работы педагога.

 

Подготовка руководителя к посещению урока

Подготовка руководителя к посещению урока представляет собой:

а) выбор для посещения конкретного урока исходя из общих целей и планов внутришкольного контроля;

б) уточнение целей посещения урока. Целями посещения могут быть:

• изучение образовательного процесса школы в целом;

• изучение системы работы учителя или отдельных элементов этой системы;

• изучение учебной деятельности школьников и ее отдельных сторон;

• контроль изучения отдельных тем программы;

• контроль качества решения важных для школы дидактических и методических задач;

• в инновационных школах — анализ хода экспериментальной деятельности учителя.

При этом, независимо от избранных целей посещения, непременной его задачей является оказание конкретной помощи учителю, а не простая констатация его достижений и недостатков;

в) знакомство с требованиями программы, материалами учебника и методическими рекомендациями по данной теме, а также с результатами психолого-педагогического изучения учащихся класса;

г) знакомство с ходом выполнения учебной программы, включая ее практическую часть, с состоянием успеваемости учащихся и результатами контроля знаний, умений и навыков, с содержанием домашних заданий (по результатам анализа записей в классном журнале);

д) просмотр выводов, предложений и рекомендаций аттестационной комиссии, материалов по ранее посещенным урокам данного учителя;

е) предварительное общение с учителем;

ж) подготовка материалов для фиксации наблюдаемого по ходу урока и последующего его анализа.

В случае необходимости подготовка к посещению предполагает также:

— знакомство с ученическими работами;

— продумывание форм личной проверки качества знаний, умений и навыков учащихся в ходе урока и подготовку к ней;

— собеседование с учителем до начала урока;

— решение вопроса о приглашении на урок экспертов (руководителя методического объединения, наиболее опытных педагогов школы, методистов и пр.).

 

Наблюдение за ходом урока, деятельностью учителя и обучающихся

Фиксация наблюдаемого по ходу урока ведется в форме, удобной для конкретного руководителя. Для того чтобы лучше и быстрее систематизировать полученный в ходе наблюдений материал, подчинить его главным целям и задачам анализа, полнее учесть закономерности и принципы обучения, требования к современному уроку, целесообразно использовать приведенный ниже примерный список вопросов. Их выбор и компоновка зависит от конкретных целей посещения урока.

1. Как решаются задачи урока?

а) Познавательные задачи

— Соответствуют ли познавательные задачи урока требованиям учебной программы?

— Как формируются (контролируются, закрепляются, совершенствуются):

• знания основных понятий, теоретических положений, законов, закономерностей, важнейших фактов, хода явлений и событий;

• специальные, предметные умения и навыки;

• общеучебные умения и навыки?

— Как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках школьников?

— Насколько полно используются образовательные возможности урока?

б) Воспитательные задачи

— Как используются в целях комплексного решения воспитательных задач воспитательные возможности учебного материала?

— Насколько учителем выделены и раскрываются важнейшие мировоззренческие идеи, заложенные в содержании учебного материала?

— Как используются в воспитательных целях возможности организации учебной деятельности школьников (возможности методов, средств, форм, условий обучения)?

— Как организовано общение в классе?

в) Задачи развития обучающихся

— Как используются возможности урока для:

• развития интеллектуальной сферы школьников (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), их речи;

• развития эмоциональной сферы;

• развития волевой сферы?

— Правильно ли учтены учителем особенности класса и отдельных групп обучающихся?

г) Комплексное решение задач урока

— Насколько четко выделены учителем главные, доминирующие задачи урока?

— Насколько эффективно решены в ходе урока главные, доминирующие задачи урока?

2. Как осуществляется отбор содержания учебного материала?

— Соответствует ли материал программным требованиям и задачам урока?

— Рациональна ли логика изучения материала?

— Используются ли внутрипредметные (внутрикурсовые) и межпредметные связи?

— Соответствует ли отобранное содержание учебного материала принципам научности, доступности, последовательности, связи с жизнью, практической и профориентационной направленности обучения?

— Используется ли на уроке дополнительный материал?

— Удалось ли учителю отобрать в содержании урока главное, существенное и сконцентрировать на этом главном внимание и деятельность учащихся?

3. Как осуществляется выбор методов и средств обучения?

— Рациональны ли избранные учителем сочетания:

• словесных, наглядных и практических методов обучения;

• репродуктивных и проблемных методов обучения;

• индуктивных и дедуктивных методов обучения?

— Насколько оправданно предложенное учителем соотношение самостоятельной работы школьников и работы под руководством учителя?

— Как используются методы стимулирования познавательных интересов обучающихся и методы контроля?

— Обеспечивают ли предложенные учителем методы обучения активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников?

— Рационально ли избраны и применяются средства обучения, включая технические?

4. Как осуществляется выбор формы обучения?

— Рационально ли избранное учителем сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы?

— Есть ли необходимость в дифференцированном подходе к обучающимся, и если да, то как он осуществляется?

— Обеспечивается ли коллективный характер учебной деятельности школьников?

5. Как организована учебная деятельность и общение в классе?

— Сделано ли все необходимое для рациональной организации труда обучающихся (насколько четко поставлена учителем задача работы, качественно проведен инструктаж о порядке ее выполнения, сроках и видах контроля работы, насколько обучающиеся обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.)?

— Насколько эффективен контроль учебной работы (разнообразие видов контроля, его непрерывный характер, сочетание контроля и самоконтроля)?

— Как оценивается деятельность обучающихся (сочетание количественной оценки (отметки) и качественной, содержательной оценки, накопляемость отметок, стимулирующий, воспитывающий и развивающий характер оценки)?

— Как осуществляется работа над ошибками?

— Как организовано взаимодействие учителя с обучающимися, их общение друг с другом?

6. Созданы ли благоприятные условия для обучения?

а) Учебно-материальные

— Как использованы возможности учебного кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) на уроке?

— Есть ли необходимость существенного совершенствования оборудования кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) и (или) улучшения его использования?

б) Морально-психологические

— Благоприятна ли психологическая атмосфера урока для решения его задач?

— Насколько полно используются педагогические возможности личности учителя, его примера?

— Поддерживаются ли на уроке определенные ритуалы деятельности и поведения учителя и обучающихся?

в) Гигиенические

— Поддерживается ли работоспособность школьников в течение всего урока?

— Учитываются ли учителем при организации процесса обучения место урока в расписании, день недели, степень утомления обучающихся?

— Есть ли переутомление, перегрузки школьников из­за нерациональной работы на уроке?

г) Эстетические

— Оказывает ли работа на уроке эстетическое воздействие на школьников (с помощью оформления кабинета, эстетики оборудования, самого процесса взаимодействия учителя с классом, эстетики общения, внеш­
него вида)?

д) Фактор времени

— Рационально ли использовано время урока?

— Оптимален ли темп работы учителя и обучающихся на уроке?

— Вовремя ли было задано домашнее задание?

7. Каково место урока в системе обучения?

— Насколько верно определено место данного урока при изучении данных темы, раздела, курса?

— Верно ли определен тип урока?

8. Рациональна ли избранная учителем структура урока?

— Можно ли согласиться с выделением именно таких этапов урока, которые определил учитель?

— Насколько целесообразна последовательность этапов урока, которую определил учитель?

— Какова логика переходов от этапа к этапу урока?

— Насколько рационально распределено время на каждый этап и элемент урока?

9. Удалось ли решить поставленные задачи урока на необходимом уровне?

10. Удалось ли избежать перегрузки школьников?

11. Удалось ли обеспечить высокую продуктивность мотивации учения, рабочее самочувствие и настроение школьников на уроке, качество «проживания» урока.

Рассмотренная программа наблюдений не является единственно возможной. В то же время она достаточно целостно охватывает важнейшие компоненты обучения, его закономерности и принципы.

 

Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов учителю

Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:

1. Каков замысел, план данного урока и почему он является таким?

1.1. Каково место урока в теме, разделе, курсе?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?

1.4. Каким образом были учтены программные требования к уроку?

1.5. Как были учтены особенности содержания урока при выборе форм, методов и средств обучения?

1.6. Почему был избран именно этот тип урока?

2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

4. Почему была избрана именно такая структура урока?

5. Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцированный подход к обучающимся на уроке?

6. Какие условия были созданы для проведения урока:

• учебно-материальные,

• морально-психологические,

• гигиенические,

• эстетические,

• временные (как осуществлялась экономия времени)?

7. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?

8. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки обучающихся?

9. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?

10. Что в данном уроке стоило бы изменить, сделать по-другому?

11. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

12. Какова общая самооценка урока учителем?

Данный алгоритм может быть использован и как памятка для самоконтроля готовности учителя к уроку, как основа для подготовки методической разработки урока в целях формирования методического фонда школы.

 

Оценка урока руководителем, подготовка предложений по совершенствованию работы педагога

На данном этапе анализа проведенного урока руководитель должен:

• проанализировать его замысел и процесс осуществления задуманного;

• выявить полученные реальные результаты учебной деятельности.

При этом руководителю необходимо быть объективным, обладать педагогическим тактом, подготовить конструктивные предложения по совершенствованию работы учителя. Оценивая так или иначе итоги урока, руководитель вместе с учителем ищет причины, которые привели к этим итогам, и меры дальнейшего совершенствования работы. Советы и рекомендации могут касаться не только методических умений учителя, но и определенных качеств его личности, что требует особого такта от проверяющего. Они должны быть конкретными, конструктивными, контролируемыми.

 



© 2010-2018