Методы и приемы работы с учащимися при подготовке к единому экзамену по английскому языку



Методы и приемы работы с учащимися при подготовке к единому экзамену по английскому языку

 

Единый государственный экзамен проводится по нескольким предметам в экспериментальных регионах страны. Английский язык сдается по единому государственному экзамену не во всех областях. Готовясь к серии городских семинаров по английскому языку, я просмотрела множество материалов печатных изданий, материалов в Интернете, консультировалась с автором учебников для школ с углубленным изучением английского языка профессором Богородицкой В.Н., авторами зарубежных учебников, посещая их семинары.

Одобренная правительством Российской Федерации стратегия Модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранными языками необходимо для вхождения в открытое информационное пространство и общество, для обеспечения поля выбора общения для каждого человека, для облегчения социализации в нынешней рыночной среде.

В качестве одной из главных задач модернизации среднего образования выделяется обеспечение знаний на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы. Во многих школах, в том числе и в нашей, вводится второй иностранный язык. В течение многих лет программы и стандарты в области преподавания иностранных языков сводили этот уровень только к владению чтением на уровне международных стандартов функциональной грамотности, при этом значительно более скромное внимание уделялось к требованиям к устной речи, пониманию иностранной речи на слух и письму.

Однако, достижение уровня функциональной грамотности в области иностранных языков, необходимого для решения задач сегодняшнего дня невозможно без должного развития всех перечисленных умений. В рамках нового подхода к изучению иностранных языков подчеркивается важность не знаний о языке, а владение языковым материалом, коммуникативными умениями, способность применять эти знания и умения для решения конкретных коммуникативных задач в меняющихся ситуациях общения.

Новые реалии ставят школьного учителя иностранного языка в условия, к которым он зачастую оказывается не готовым. Коммуникативное обучение как способ удовлетворения социального заказа требует кардинальных изменений в организации и технологиях изучения иностранного языка в средней школе. Изменение способов и критериев контроля качества образования становится более действенным инструментом реформы, нежели любое наращивание ресурсов. Вот почему учителя иностранного языка должны умело организовывать контроль всех навыков учащихся на уроках иностранного языка. Контроль помогает учителю провести мониторинг знаний учащихся, готовить их к экзамену по иностранному языку.

В современном мире экзамен по иностранному языку должен проверять уровень активного владения им в различных жизненных ситуациях. В нашей стране экзамен апробирован в нескольких городах. Единый государственный экзамен основан на тестовых заданиях и разработан в традициях современных европейских экзаменационных технологий. Учителя, готовящие учащихся к единому государственному экзамену, должны хорошо представлять его построение, иметь пробные материалы, которые издаются издательством "Дрофа” и различными учебными пособиями.

Итак, экзамен состоит из пяти тестов: 4 письменных – чтение, аудирование, письмо, практическое использование языкового материала (грамматика и лексика) и 1 устного – говорения.

Что характеризует единый государственный экзамен по английскому языку:

  1. Оценивает умение говорить, писать, читать на английском языке и воспринимать английскую речь на слух в жизненных ситуациях.
  2. Гарантирует объективную оценку, (все экзаменаторы проходят специальную подготовку, каждая работа проверяется дважды, двумя независимыми экспертами-экзаменаторами).
  3. Соответствует международным стандартам, поэтому, готовясь к этому экзамену, выпускники готовятся к различным международным экзаменам.
  4. Соответствует требованиям российского образовательного стандарта по английскому языку и экзаменационной программе.
  5. Выпускники имеют возможность заранее подробно ознакомиться с теми требованиями, которые будут предъявляться на экзамене, а также с базовыми принципами его проведения.

Новый экзамен ориентирует учителя на использование современных технологий на уроках английского языка школьными учителями.

Я хочу остановиться более подробно на кодификаторе элементов содержания контрольно-измерительных материалов для единого государственного экзамена по английскому языку.

I блок – это говорение на темы, дается список тем. Этот блок подразделяется на диалогическую и монологическую речь.

II блок – чтение. Он подразделяется на:

  1. ознакомительное чтение (извлечение основной информации);
  2. изучающее чтение (с извлечением полной информации);
  3. поисковое, просмотровое чтение (с извлечением нужной и интересующей информации).

III блок – аудирование. Оно подразделяется на проверку:

  1. понимания на слух основного содержания текста;
  2. понимания на слух требуемой, нужной информации или полное понимание прослушанного текста.

IV блок – письмо. Включает в себя:

  1. написание короткого сообщения;
  2. заполнение анкеты формуляра;
  3. написание личного письма с употреблением формул речевого этикета принятых в стране изучаемого языка.

V блок – грамматическая сторона речи. Включает в себя синтаксис, морфологию, лексическую сторону речи.

Подробнее хочу остановиться на подготовке учащихся к выполнению заданий по V блоку. Материалы этого блока составлены с учетом обязательного минимума содержания образования по иностранным языкам. Основным принципом, положенным в основу документов, является принцип вариативности в подходе к аттестации старшеклассников. Этот принцип максимально учитывает запросы и интересы учащихся. В тоже время содержание аттестационных материалов позволит обеспечить единство образовательного пространства на всей территории Российской Федерации.

Все материалы в сборниках носят примерный, рекомендательный характер и публикуются с целью оказания помощи учителям в организации различных вариантов итоговой аттестации и более полного учета индивидуальных особенностей учеников.

Тесты единого государственного экзамена должны иметь сбалансированные задания, быть равноценными по степени трудности. Время ответов учащихся на вопросы тестов ограничено, поэтому, чтобы избежать срывов и нацелить учащихся на качественную подготовку к экзамену, начинаем готовиться в 9 – 10-ом классе. V блок – это лексико-грамматические задания: умение адекватно применять глагольно-временные формы, предлоги, местоимения, модальные глаголы, обороты с наречиями, герундиальные и причастные обороты, знание и умение адекватно применять активную лексику по темам программы.

Основные технологии работы с заданиями системы единого государственного экзамена описаны в пособиях, упражнениях и ключах. Тестовые задания такого рода состоят из серии предложений с пропущенными словами, конструкциями и вариантами ответов. Здесь прослеживается общий принцип – анализ всех вариантов ответа и выбор правильного.

Некоторые рекомендации по выполнению данного блока:

  1. Более полно понять то, о чем идет речь в предложении, перевести его на русский язык устно.
  2. Перевести значения слов и грамматические конструкции.
  3. Проверить правильность выбранного вами варианта устно.

Рекомендуется при работе с заданиями этого раздела сочетать стратегии, основанные на знаниях, анализе и понимании.

Стратегии прохождения V блока USE of English:

  1. Не начинайте работу с бланком ответов, не прочитав и не поняв весь текст.
  2. Не выбирайте более одного ответа.
  3. Не вносите слово, стоящее до необходимой вставки в бланк ответов. Необходим только ответ.
  4. Не ставьте прочерк, если, по вашему мнению, ни один из ответов не подходит. Повторите действие.
  5. Не изменяйте слова, данные для выбора, и не заменяйте другими словами.
  6. Не допускайте ошибок при списывании слова в бланк ответов.
  7. Запоминайте не просто слова, а их сочетания.
  8. Повторите вводные слова, например: however, whether, on the contrary etc.
  9. Изучайте синонимический ряд слов.
  10. Повторите использование слов if, as, which для правильной видовременной связи частей предложения.
  11. Практикуйте различные способы выражения своей мысли.
  12. Практикуйте различные способы образования новых слов, используя суффиксы, префиксы. 


© 2010-2018