Дидактическая игра как средство развития у учащихся 5-6 классов интереса к изучению английского языка



 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ V-VI КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ V-VI КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Включение детей в языковую сферу, изучение предмета и овладение зна­ниями по английскому языку проис­ходит неодинаково. У одних детей знания на уровне стандарта и выше, в то время как у других при равных условиях обуче­ния показатель ниже. Причины могут быть са­мыми разными:

-         объективные - затруднения в овладе­нии английским языком, ограниченные коммуникативные умения;

-         субъективные - застенчивость, обост­ренное самолюбие, боязнь сделать ошибку, быть смешным.

Наблюдения показали, что у учащихся необходимо заложить интерес к изучае­мо­му предмету, используя разнообразные приемы стимулирования их эмоциональ­ных реакций в ходе урока. Это в значи­тельной мере способствует вовлечению всех учеников в познавательный процесс. Положительный резуль­тат достигался, прежде всего, тем, что в созданной психологической обстановке эмоциональной на­пряженности нейтрализовывались или совсем снимались отрица­тельные субъек­тивные факторы. Так, в группах, имеющих разную сте­пень языковой подготовки, кол­лективное творческое дело (КТД) по изго­товле­нию наглядных пособий для кабине­та иностранного языка повысило у уча­щихся интерес к изучаемому предмету. В практике обучения была прове­дена ком­пьютерная мультимедийная презентация рисованных мультфиль­мов, и их апроба­ция в учебном процессе.

На коллективных занятиях при изуче­нии иностранного языка можно использо­вать различные приемы:

-         работа в парах, связанная со взаимной проверкой знания отдель­ных слов и выра­жений;

-         совместная работа над новым текстом;

-         работа по новому тексту, если перевод одному ученику уже знаком, а другой бе­рется за этот текст впервые;

-         работа с разными текстами, и каждый участник занятий готовит соседа по сво­е­му тексту (читать, правильно переводить, дает значение новых слов);

-         работа над отдельными предложения­ми (фразами) из абзаца;

-         работа в парах сменного состава при разучивании стихотворений;

-         поабзацная проработка текстов (ста­тей) по методике, предложенной А.Г. Ривиным;

-         выполнение упражнений по учебнику;

-         взаимные диктанты;

-         подготовка в парах к изложениям и сочинениям по разным темам;

-         выступление по изучаемому тексту, рассказу и т.д. перед классом (группой учащихся);

разработка учителем для коллектив­ной работы системы карточек, куда вклю­чены вопросы теории и задания типа дик­тантов и упражнений*.

 

* Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. -М.: Просвещение, 1991.


На принципах коллективного совмест­ного обучения строилась и игровая форма работы. Выявлено, что школьник V-VI классов еще испытывает боль­шую потреб­ность в игровой деятельности. Поэтому в учебный процесс была введена познава­тельная игра «Кадр из фильма», способст­вовавшая выработке у школьников навы­ков коллективной деятельности. Дети со­здавали кадры к мультфильму. Была по­ставлена познавательная задача - на осно­ве анализа тек­ста по пройденной теме представить образные кар­тины, словесно описать, а затем нарисовать их, из многих кад­ров выбрать наиболее подходящие.

В процессе выполнения работы осуще­ствлялась воспитательная задача: активи­за­ция коллективного поиска, выявление творче­ских возможностей де­тей, стимули­рование общения и взаимодейст­вия в группах, выработка коллектив­ного мне­ния.

Методическая система, в основе кото­рой лежит уровневый дифференцирован­ный подход к созданию групп, реализовывалась на меняющейся мотивационной основе. Применялась внутренняя гомогенная и внешняя гетерогенная дифференциация.

Во время работы над темой «Моя семья» нарисовали несколько кадров для од поименного фильма. Под руководством учителя были созданы условные кадры «Моя комната», «Мои родители», «Как мы отмечаем день рождения» и др.

Учащиеся одного класса были разделены на группы либо по принципу однородности их знаний и умений (гомогенная) либо, наоборот, объединение школьников по принципу разного уровня обученности (гетерогенная). К тому же учитывался индивидуальный интерес учеников к какой либо конкретной узкой деятельности: показ диафильма через проектор, работа на компьютере, починка наглядных пособий

Практика показала, что в дидактическом отношении группа, где совместно работают сильные, средние и слабые ученики, дает лучшие результаты. Такие занятие наиболее полезны слабым и среднеуспевающим школьникам. Однако и сильные ученики получают немалый опыт. Это более эффективно и в воспитательном отношении: смешанный состав группы способствовал более интенсивному обмену деятельностью между учащимися, благодаря чему укреплялись межличностные отношения в коллективе.

Состав групп был по возможности постоянным в течение полугода или четверти, что позволяло ученикам лучше овладеть навыками коллективной работы. Но в отдельных случаях, руководствуясь задачами обучения, группы видоизменялись и временно, на одно-два занятия, например для обсуждения кадров, образовывались гетерогенные группы.

Количественный состав групп менялся. Лучшую работоспособность проявлял группа в составе четырех-шести учеников.

В зависимости от контингента класса и учебных задач на уроке работало от трех до пяти групп. Учитель сам решал, какое количество групп на данном уроке необходимо и сколько должно быть учеников каждой группе.

 

Важно было правильно составить по­урочное планирование, определить зада­ния каждой группе, ученикам, которые бу­дут работать в качестве консультантов и т.д. Опыт показал, как важно, чтобы зада­ние для групп носило проблемный харак­тер, содержало возможность разделения труда внутри группы: нахождение частных результатов, использование различных ис­точников.

На уроке группы из трех-четырех уче­ников получали задание нарисовать от­дельные кадры фильма. В конце урока группы объединялись в творческий кол­лектив «Кадр-1», «Кадр-2» и т.д. Было проведено обсуждение рисунков на анг­лийском языке, отобрали более удачные для коллективного фильма. Между груп­пами осуществлялось взаимодействие, ко­ординация работы по времени. Коллек­тивная работа планировалась и во вне­урочное время.

При подведении итогов работы отмеча­лась каждая группа: одна - за оригиналь­ность защиты, другая - за удачную наход­ку, третья - за дружную и слаженную ра­боту или за то, что хорошо «болели» за то­варищей.

Было изготовлено несколько рисован­ных диафильмов по темам: «Город», «Шко­ла», «Семья». Появилась идея апробиро­вать изготовленные наглядные пособия на уроках. Для этой цели мы привлекли к уча­стию в нашей деятельности старшеклассни­ков, которые оказали нам помощь при вы­полнении рисунков и оформлении компью­терных мультимедийных презентаций, ро­дителей, фотографов-любителей для произ­водства монтажа будущих диафильмов. Тексты к диафильмам готовил учитель.

Урок с использованием диафильма про­водится, как правило, в конце изучения определенной темы, которая должна сов­падать с сюжетом фильма.

Рассмотрим примерную методику рабо­ты с диафильмами на уроке.

Подготовка к просмотру диафильма.

Демонстрация диафильма.

Развитие навыков устной речи и аудитивной компетенции обучаемых на мате­риале просмотренного фильма.

Прежде чем начать работу с диафильма­ми, отрабатывается лексика, необходимая для работы с экранным пособием.

Очень важно уделить должное внима­ние четкой организации урока с диафиль­мом, так как на уроке важны не только ми­нуты, но и секунды. Для учащихся с пони­женным фонематическим слухом диа­фильм приходится демонстрировать дважды.

Мы придерживались рекомендаций ме­тодистов: на начальном этапе обучения по­казывать фильм в 10-15 кадров, на сред­нем - до 25-30 кадров. На демонстрацию лучше отводить вторую часть занятий (15-20 мин.), кадр держать 30-40 секунд. Порядок работы с диафильмами со звуко­вым сопровождением и без звукозаписи неодинаков.

Работа с диафильмом со звуковым со­провождением:

-         подготовительная работа к просмотру диафильма;

-         просмотр сюжета и одновременно прослушивание текста;

-         повторный просмотр сюжета и выпол­нение упражнений.

Работа с диафильмом, имеющим только изобразительный ряд:

-         подготовительная работа;

-         ответы на вопросы учителя по кадрам сюжета;

-         составление вопросов по кадрам сю­жета и ответы на них;

-         пересказ содержания сюжета по клю­чевым словам или кадрам;

-         пересказ содержания по всем кадрам;

-         составление диалога (монолога) по те­ме сюжета.

Учитель составляет комментарии к диа­фильму, заранее намечает кадры, вокруг каких должна пойти беседа, какие из них следует повторить дважды, на какие обра­тить внимание учащихся предварительны­ми вопросами. Затем продумываются во­просы, которые будут заданы после про­смотра диафильма с целью выяснения по­нимания учащимися содержания. Вопро­сы составляются так, чтобы ответы на них давали возможность учителю судить о том, что ученики поняли дикторский текст.

С целью закрепления и повторения лек­сики на уроке могут быть проведены сле­дующие виды упражнений:

    -         Воспроизведение учителем отдель­ных предложений из дикторского текста, объяснение этих предложений. Цель - развитие умения понимать на слух, подго­товка к восприятию дикторского текста.

-        Ответы учащихся на вопросы учителя с включением в них слов из дикторского текста, подлежащих повторению. Цель - подготовка учащихся к умению отвечать на вопросы по содержанию диафильма.

-        Составление учащимися предложе­ний, включающих слова из дикторского
текста. Цель - закрепление этих слов.

-        Устный перевод отдельных предложений с русского языка на английский. Цель - подготовка учащихся к изложению содержания диафильма.

На первом уроке перед демонстрацией диафильма проводится инструктаж, сооб­щаются задачи. В зависимости от цели урока задачи могут ставиться разные. Эта установка учителя очень важна, так как она нацеливает детей на определенный вид работы, концентрирует их внимание, настраивает на то, чтобы они следили за действием, обращали внимание на факты, знание которых поможет лучше справить­ся с заданием. Демонстрация начинается в тот момент, когда ученики подготовлены к восприятию диафильма.

Основными приемами для проверки по­нимания дикторского текста могут быть следующие:

-         Полные и краткие ответы на иностранном языке на вопросы учителя.

-         Краткая передача основных положе­ний диафильма.

-         Неподготовленный (сразу же после просмотра) пересказ содержания на анг­лийском языке.

-         После повторного просмотра диафиль­ма проводится следующая работа:

-         Вопросо - ответные упражнения по содержанию диафильма.

-         Коллективное составление плана пе­ресказа.

-         Пересказ содержания диафильма по плану с использованием ключевых слов
(кадров).

-         Пересказ по цепочке.

-         Пересказ содержания диафильма от имени действующих лиц.

После просмотра диафильма можно провести следующую работу. Учащиеся смотрят кадр за кадром и слушают предло­жения из дикторского текста, которые либо подтверждают услышанное при первом просмотре, либо отрицают. Вполне понят­но, что эти предложения идут в такой по­следовательности, что не дают возмож­ность «угадать» правильный ответ.

Трудным является вопрос о домашнем задании. Опыт показывает, что учащиеся более серьезно относятся к выполнению письменных заданий, чем устных. Психо­логически это объясняется тем, что пись­менные задания материализуются с помо­щью внешней деятельности и результат та­кого задания налицо, что вызывает пози­тивное чувство достижения цели.

Второй урок с применением диафильма начинается с проверки домашнего зада­ния. Затем учитель, обращаясь к классу, рассказывает о порядке работы над ним. Далее демонстрируется диафильм со зву­ковым сопровождением. После просмотра учитель с помощью вопросов на англий­ском языке выясняет, все ли понятно уча­щимся, затем предлагает прослушать свой вариант рассказа о содержании фильма, заранее предупредив детей о том, что в рассказе будут новые факты, которые нужно отметить, и изложить, что в расска­зе было нового. Такого вида работа спо­собствует тренировке в восприятии на слух связного текста на основе просмот­ренного.

Необходимо остановиться на вопросе о пересказе содержания просмотренного фильма с методической точки зрения. Пе­ресказывая содержание диафильма, уча­щийся вынужден высказывать собствен­ные мысли по поводу увиденного и услы­шанного, так как готового печатного текс­та для заучивания нет. В этом - важное преимущество работы с экранно-звуковым пособием при обучении устной речи.

Следующий этап работы - только с изо­бразительным рядом. Зрительный ряд диа­фильма отображает динамику развития явлений объективной действительности посредством образов. Работа по развитию навыков устной речи по просмотренному диафильму включает в себя:

-         Краткий комментарий происходящего на экране во время второй демонстрации (младшая ступень обучения).

-         Составление диалогов по содержанию фильма и тренировка в практике устной
речи на основе этих диалогов.

-         Более полный комментарий на иностранном языке при повторной демонстра­ции фильма (на средней ступени обуче­ния).

-         Такие упражнения помогают развивать и совершенствовать ситуативную речь обучаемых. Посмотрев диафильм, учащие­ся могут ответить на вопросы учителя по кадрам сюжета.

-         С целью развития умения вести диалог учитель предлагает учащимся пересказать содержание диафильма от имени действу­ющих лиц по опорам, затем без зритель­ных опор.

Если класс имеет опыт в такой работе, можно предложить одному-двум учени­кам изложить содержание без подготовки или провести пересказ по цепочке, предва­рительно коллективно составив план пе­ресказа.

После пересказа содержания просмот­ренного фильма дается домашнее задание:

Составить пять-шесть вопросов по содержанию диафильма.

Изложить содержание диафильма от первого лица или от лица одного из героев.

Написать краткое изложение (план) по содержанию просмотренного диа­фильма.

Составить десять коротких предложе­ний о своей семье на повторенные слова.

Перевести (устно) текст, предложен­ный учителем.

В старших классах домашнее задание может включать составление диалогов. За­дание проверяется на следующем уроке.

На уроке по теме «Семья» использо­вался изготовленный нами диафильм. Класс разделили на несколько групп, ко­торые совместно подготовили сообщения о разных сторонах жизни семей Англии и Америки. После сообщений, которые со­провождались иллюстрациями из журна­лов и газет, последовал показ диафильма. Часть урока была организована как пресс-конференция. Учащиеся, представ­ляющие жителей Англии и Америки, от­вечали на вопросы всего класса. В тече­ние всего урока ученики говорили на анг­лийском языке.

Приложение

Примерное содержание кадров диафильма - «Наша семья»

 

This is my family. We are four all together: my mother, my father, my sister and me.

Мы видим семью: папу, маму и двух до­черей.

 

I have a grandmoth­er and a grandfather, too. They live in the village.

We often go to visit them in the summer.

Домик в деревне. На скамейке, сидит дедушка, рядом стоит бабушка.

Бабушка с дедуш­кой встречают при­ехавших к ним вну­чек и их родителей

My family lives in a block of flats in Sadovaya Street.

Жилой квартал. Крупным планом в окне дома показана одна из сестер.

We have a very big flat with four rooms.

Изображение пла­на квартиры.

This is my room. It is light and cosy.

 

На кадре - комна­та с окном и мебелью.

My father is an engineer. He works at a plant.

Папа с чертежны­ми инструментами в руках стоит у кульма­на.

My mother is a teacher.

Учительница у до­ски объясняет урок по географии.

My sister Ann is a schoolgirl. She studies at school № 4. She studies very well.

В кадре на фоне входа в школу стоит девочка с дневником. В дневнике отличные отметки.

I am a pupil too

Школьница сидит за партой в классе.

This is our dog, Rexy, and that is our cat, Foxy. They are good friends.

На лужайке рядом сидят кот и собака.

 

This is my friend, Nick. He lives near our house.

Во дворе у много­этажного дома играет мальчик.

Every morning we go to school together. We go to school by bus.

На остановке авто­буса дети помогают друг другу сесть в ав­тобус.

In the evening, my family gathers in the living room.

Большая комната. В ней собралась вся семья.

My father watches TV or reads the news­paper.

В кресле сидит пе­ред телевизором па­па, в руках у него га­зета.

My mother knits something for me or my sister.

Мама сидит на ди­ване и вяжет.

My sister Ann and I play "Star Wars" or read books.

Девочки на полу в комнате сидят за ком­пьютером. На столе лежат книги.

Sometimes, my sis­ter and I go for a walk with our dog and Foxy. They run in front of us.

Девочки ведут на поводке собаку, впе­реди бежит кот.

Sometimes our father takes us to the park where we listen to the music, play games or go boating.

Парк культуры и отдыха, аттракционы. Девочки и папа ката­ются на лодке по озеру.

In winter, we go skating or skiing.

Зимний пруд. Де­вочка катается на коньках. На берегу реки на лыжах ката­ются дети.

My sister and I like to help our parents.

Девочки на кухне производят генераль­ную уборку.

On Sundays, we go to see our friends or they come to see us.

В прихожей. Хозя­ева квартиры встреча­ют пришедших гос­тей.

We like to celebrate our holidays

За столом сидят гости. На столе пирог с зажженными свеча­ми.

My mother cooks tasty things for my birthday and when my uncle and aunt come to see us.

Крупным планом показана кра­сивым пирогом в ру­ках.

 

After a good meal, we dance to music or sing songs.

В комнате дети по­ют и танцуют.

After supper, my sister, Ann, helps my mother clean the table.

Девочка убирает со стола посуду.

 

We all go to the park with our friends.

 

В парке по аллее идет семья в окруже­нии друзей.

Then we have a delicious tea with cakes.

За столом гости и хозяева пьют чай с пирогом.

Late in the evening, friends leave our       house.

Гости и озяева прощаются в прихожей.

We go to bed at 11 o'clock

Девочка спит. На часах 11. За окном ночь.

The next day, my grandparents come

to see us.

Радостно встречают бабушку и дедушку всей семьей.

We are a very good family.

Семейная фотография.

 

Скачать файлом: didakticheskaya-igra-5-6-kl.-angl.-yaz..docx [35,84 Kb] (cкачиваний: 23)