Самоанализ проекта по биологии «Загадка многообразия животных» в 8 классе учителя средней школы



 

 

 

Самоанализ проекта по биологии

«Загадка многообразия животных»

в 8 классе

учителя средней школы

 

  1.    Тема «Тип Хордовые» по программе «Биология. 6 – 11 классы» авторского коллектива под руководством А.Н. Мягковой (учебник «Биология. Животные.7-8» авт. Никишов А.И., Шарова И.Х.) является предпоследней, завершающей изучение многообразия мира животных. Тема продолжает развивать знания учащихся о внешнем строении животных и о среде их обитания; о строении внутренних органов животных в связи с их функциями; об основных признаках усложнения строения и поведения животных в процессе эволюции; о значении животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека  и подводит учащихся к изучению темы «Развитие животного мира на Земле».
  2.    С целью более успешного формирования сложных мировоззренческих понятий эволюции ученики 8 класса были предварительно включены в исследовательско-практическую деятельность по методу проектов. Главная проблема проекта – «Загадка многообразия живых организмов».
  3.    Продолжительность выполнения проекта: 3 урока в теме

     «Тип Хордовые»: № 1, № 2  и № 13

  1.    При выборе метода учебной деятельности и планировании проекта были учтены следующие особенности учащихся 8 класса «А»:
  • В классе 28 человек, из них -11 мальчиков и 12  девочек.
  • В классе преобладают сангвиники(80%) и флегматики(19%), 1- холерик (Ярунин Олег).
  • Очень высокий уровень памяти имеют 20% учащихся, высокий -  48%, средний – 28%, низкий – 4%.
  • Преобладает образный тип мыслительной деятельности (80%), остальная часть класса имеет смешанный тип .
  • В целом коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития.
  • Уровень обученности класса в целом (по итогам 1 полугодия) достаточно высокий = 65%.
  • Уровень обученности по биологии (по итогам 1 полугодия) = 68%,     качество знаний = 73%
  • По уровню развития в классе выделяют 3 группы учащихся:

- 1 группа -   3 ученика имеют высокий уровень развития: Елисеев Иван, Столицын Александр, Тарабакин Андрей. Эти дети обладают развитым логическим мышлением, умеют сравнивать и обобщать учебный материал, делать выводы, применять знания в новой ситуации. Они обладают высокой познавательной активностью, умеют работать в режиме творческого поиска, стремятся к лидерству в учёбе.

- 2 группа -   12 человек имеют средний уровень развития. В их нервной деятельности преобладают процессы торможения. Объём, концентрация и устойчивость их внимания имеют средний уровень. В процессе работы проявляется утомление. У них преобладает механическая память. Этим ученикам для прочного усвоения знаний и умений требуется повторение и опора на несколько видов памяти, включая зрительно-эмоциональную. Новый материал усваивается ими легче «поэтапно». В этой группе ученики обладают преимущественно практическим мышлением.

- 3 группа -   2 человека имеют низкий уровень развития. У них слабо развита память. Отсутствует способность к длительной сосредоточенной учебной деятельности. К волевым усилиям не склонны. Учебный материал усваивают медленно и непрочно. Требуют постоянного контроля и помощи.

  • Необходимо отметить, что ученики 8 класса находятся в подростковом возрасте. Это пора перехода к взрослости, когда у ребёнка возникают качественные изменения в физическом, нравственном, умственном, эстетическом и трудовом развитии и формировании личности. Это пора неадекватной самооценки - или чересчур заниженной или чересчур завышенной, что приводит к частым конфликтным ситуациям. В общении для подростка приоритетным является общение со сверстниками, именно характер этих отношений определяет социальную направленность личности подростка. Решающее значение в учебной и  внеклассной работе с детьми подросткового возраста имеет формирование положительной социальной направленности личности подростка, активной жизненной позиции. В подростковом возрасте проявляется интерес к выбору будущей профессии, формируются научные интересы к определённым областям знаний, художественно-эстетические наклонности. Задача школы – закрепить эти стремления в различных видах доступной и интересной для подростков деятельности.  
  • Большинство учеников 8 «А» класса проявляют интерес к биологии. Девять человек являются членами школьного экологического центра «Родники». Используя метод проектов, ребята выполняют исследовательскую и общественно-значимую экологическую работу как индивидуально, так и в группах.

 

  1. 5.    Цели и задачи  проекта:

 

1)   Образовательные:

-         закрепить знания отличительных признаков классов типа Хордовые;

-         сформировать понятие пластичности жизни;  

-         сформировать представление о взаимосвязи между изменением формы жизни и условиями её существования.        

3)           Развивающие:

-         развитие умения выявлять черты сходства и различия в строении животных;

-         развитие умения устанавливать причинно-следственные связи факторов окружающей среды и особенностей строения и функционирования организмов;

-         развитие умения пользоваться научно-популярной, энциклопедической и словарной литературой.                       

4)           Воспитательные: 

-            стимулирование потребности учащихся в самореализации, самовыражении, в творческой и общественно-значимой работе;

-         развитие интересов и способностей учащихся;

-         формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.

 

6.  Методы организации

     учебно  –  познавательной деятельности:

 

  • словесный (сообщения учащихся в ходе работы над проектом и защиты проектов; рассуждение, беседа); 
  • исследовательский   (изучение научно-популярной, учебной, энциклопедической и справочной литературы по теме проекта; поиск других источников знаний); 
  • практический    (создание и презентация проектов, буклетов; заполнение таблиц); 
  • репродуктивный (воспроизведение знаний о классах типа Хордовые);
  •  частично – поисковый (установление причинно-следственных связей факторов окружающей среды и особенностей строения и жизнедеятельности животных); 
  •  стимулирования  и мотивации интереса к  учению  (самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по использованию биологических знаний). 
  • наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).

 

  1. 7.     Средства обучения:
    1. a.    технические –

рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором;

  1. b.    информационные
    1.                                                              i.      слайд – фильм учителя;
    2.                                                           ii.      проекты учащихся (в форме презентации);
    3.                                                        iii.      обучающая программа 1С.Биология. 
    4.                                                        iv.      энциклопедии; справочники; научно-популярная литература.

 

 

 

 

  1.    Организация учебной деятельности по методу проектов выбрана мной как наиболее соответствующая учебной теме, конкретному классу и имеющейся в школе материальной базе. Творческий потенциал учащихся, уровень их знаний, умений и навыков позволили сформировать учебные пособия нового поколения в подтверждение педагогической значимости метода проектов. Основной принцип метода проектов – «изучение в деятельности». Метод проектов способствовал решению актуальной школьной проблемы, выработке у учащихся активной жизненной позиции в процессе приобщения их к общественно-значимой деятельности, актуализировал их знания, умения и навыки не только по биологии, но и по информатике, рисованию, русскому языку. Метод проектов позволил вывести учеников-подростков на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества. Метод проектов позволил активно и плодотворно изучить сложный учебный материал, выйти за рамки школьной программы, подготовить учеников к восприятию заключительной темы в курсе Зоологии – «Учение Ч. Дарвина об историческом развитии органического мира».

    Родоначальник метода проектов В. Кильпатрик писал: «…Если мы при слове проект будем представлять себе нечто брошенное, пущенное вперёд… то смысл этого термина выяснится определённее».

     Наш проект закончен, но для учеников определилась следующая «от всего сердца деятельность»: создание серии буклетов «Красная книга Павловского района».    

 

 

 

На основании вышеизложенного я считаю задачи проекта вполне реализованными.

 

 

 

Например, на данном уроке поставленные задачи оказались в основном решены. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы. Урок пошел по третьему пути. Для ребят оказалось достаточно трудным самостоятельно найти решение проблемы, однако в микрогруппе способ оказался открыт, что еще раз подтвердило преимущества групповой формы работы, которая предполагает больший психологический комфорт во время обсуждения проблемы со сверстниками без давления со стороны учителя.

Самоанализ урока будет не полон без учета своих ошибок и выводов на будущее.

Например, на данном уроке были несколько затянуты письменные виды работы. Это произошло из-за низкой скорости письма детей данного класса. В результате мы не успели выполнить несколько очень интересных и полезных заданий, направленных на отработку открытого способа.

Этот недостаток был мной учтен, и следующий урок по открытию способа сложения двузначных чисел прошел в более высоком темпе.

Таким образом, я считаю, что работа по самоанализу урока, несмотря на всю сложность, способствует повышению эффективности работы учителя.

 

Скачать файлом: samoanaliz-proekta-po-biologii.docx [49,34 Kb] (cкачиваний: 78)