Аудирование как цель и как средство обучения



Аудирование как цель и как средство обучения


В реальном общении нам приходится много слушать, и то, на­сколько точно и полно мы воспринимаем полученную информа­цию, может определить наши последующие действия. Научить учащихся понимать звучащую речь — одна из важнейших целей обучения. Давайте вспомним, в каких ситуациях реального обще­ния мы сталкиваемся с аудированием как совершенно самостоя­тельным видом речевой .деятельности? Это происходит, когда мы слушаем: различные объявления; новости радио и телевидения; различные инструкции и поручения; лекции; рассказы собеседников; актёров в пьесах и в кино; телефон и др.

Часто помимо восприятия речи со слуха мы выполняем и дру­гие действия  -  наблюдаем, говорим, пишем и т.д., но, как прави­ло, для того, чтобы адекватно действовать в конкретной ситуации, необходимо понимать то, что слышишь.

На уроке практически невозможно формировать только рече­вой или только языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы па­раллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетичес­кие навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков гово­рения или письма. В этом случае аудирование является средством обучения. Провести чёткую грань в данном случае очень непросто. Даже термин " устная речь" изначально предполагает как навыки аудирования, так и навыки говорения.

Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеж­дают в том, что, помимо таких трудностей как одноразовость предъявления, индивидуальные особенности речи говорящего, су­ществует целый ряд объективных сложностей, препятствующих по­ниманию речи с первого раза. Рассмотрим их подробнее.

Объективные трудности при аудировании

(а) Трудности, обусловленные условиями аудирования. К ним можно отнести:

ü внешние шумы,

ü помехи, плохую акустику,

ü качество звукозаписи,

ü качество используемой на занятиях техники,

ü видимое наличие или отсутствие источника речи.

(б) Трудности, обусловленные индивидуальными особенностя­ми источника речи.

ü Отсутствие практики восприятия на слух речи людей противо­положного пола, разного возраста;

ü особенности дикции, тембра, темпа, паузации, а также воз­можные нарушения артикуляции; различные диалекты иностранного языка.

Именно уровень языковых сложностей и является предметом рассмотрения последней группы типологических трудностей ауди­рования.

(с) Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала.

К таким трудностям можно отнести использование:

ü большого количества незнакомой лексики,

ü идиоматических выражений,

ü разговорных формул,

ü специальных терминов,       

ü аббревиатур,

ü эллиптических конструкций,

ü прецизионных слов.

Знание вышеперечисленных групп сложностей позволяет пра­вильно оценить уровень трудности аудирования как такового, учесть их при организации учебного аудирования, снять их, а возможно и создать искусственно, максимально приближая учебное задание к ситуациям реального общения. Однако для того, чтобы опреде­лить методику формирования навыков и умений в аудировании, нам предстоит обратиться к помощи психологов и лингвистов. Ис­следования в области психологии, главным образом сформулиро­ванные Н.И. Жинкиным закономерности различения и узнавания при слуховом восприятии, значительно помогли методистам в оп­ределении основных механизмов аудирования. Знание этих меха­низмов необходимо учителю для того, чтобы развить навыки ауди­рования у тех, кто ими не владеет, и определить пути совершен­ствования этих навыков через систему упражнений и заданий. Обладая этими знаниями и профессиональными умениями, вы, как врач, сможете правильно поставить "диагноз" и выписать нуж­ное "лекарство". Рассмотрим данные задачи подробнее.

 

Механизмы аудирования

В отечественной методике выделяются 4 основных механизма аудирования.

1. Речевой слух — это один из важнейших механизмов.

Он обеспечивает восприятие устной речи, деление её на смыс­ловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря этому механизму происходит узнавание знакомых образов в потоке речи. Очевидно, что такое выделение единиц восприятия речи, их различение, а значит, и узнавание их характерных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха.

2. Память является следующим важным механизмом аудиро­вания.

В психологии выделяют два основных вида памяти: долговре­менную и кратковременную. Последняя удерживает воспринятое в течение 10 секунд. За это время происходит отбор того, что суще­ственно для человека в данный момент. Однако отбор может про­исходить лишь в случае узнавания, а узнавание есть сравнение воспринятого с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Отсюда очевидно, что оба вида памяти чрезвычайно важны для процесса понимания речи со слуха. Но в данной связи нас в боль­шей степени волнует формирование ещё одного вида памяти, ко­торый в психологии получил название оперативной памяти. Опе­ративная память - это кратковременная память, которая способна удерживать информацию значительно, дольше, чем в течение 10 секунд. Оперативная память работает наиболее эффективно при наличии установки на запоминание.

3. Вероятностное прогнозирование

Это порождение гипотез, предвосхищение хода событий. В ме­тодике выделяют структурное и смысловое прогнозирование.

Слова существуют в нашей памяти не изолированно, а включе­ны в сложную систему лексико-семантичестких отношений. Имен­но эти отношения и определяют характер прогнозирования.

Смысловое прогнозирование определяется знанием контекста, а соответственно, и возможных ситуаций, которые, в свою очередь, предполагают использование определенных структур, клише, ре­чевых формул и т.д. Помимо смыслового прогнозирования суще­ствует и лингвистическое прогнозирование.

Что же такое лингвистичесткое прогнозирование? Каждое слово имеет определенный спектр сочетаемости. Появление нового слова значительно сужает употребление других слов. Чем больше объём семантического поля, чем прочнее лексические и грамматические навыки, чем лучше человек знает типовые речевые ситуации и вла­деет речевыми моделями, тем проще ему распознать их со слуха. Аудирование и говорение, чтение и письмо, лексика и грамматика неразрывны в реальном общении, а на уроке — тем более. Лингви­стическое прогнозирование подкрепляется смысловым, и наоборот.

Говоря о формировании и развитии навыков аудирования, нельзя забывать о механизме артикулирования.

 

4. Артикулирование

Психологи отмечают, что при аудировании происходит внут­реннее проговаривание речи. Чем чётче проговаривание, тем выше уровень аудирования.

Давайте рассмотрим влияние этого механизма на успех аудиро­вания на одном конкретном примере. Вы сейчас находитесь на лекции. Ваша задача состоит в том, чтобы прослушать передавае­мую вам информацию, понять и запомнить то, что в будущем по­может вам в профессиональной деятельности. Как вы слушаете? Кто-то слушает внимательно, кто-то нет, кто-то совсем не слуша­ет, но таких, надеюсь, меньшинство. Давайте рассмотрим действия лишь тех, кто наиболее внимателен. Скажите, вы повторяете ска­занное за лектором во внутренней речи? Вы повторяете сказанное дословно? Вы повторяете лишь основную информацию, выделяя ключевые слова, образные выражения? Вы записываете эту ин­формацию? Вы записываете ее дословно? Записывая, вы прогова­риваете её ещё раз?

Думается, не следует убеждать в том, что тот, кто имеет при­вычку внутренне проговаривать, фиксировать информацию, луч­ше поймёт и запомнит её.

А теперь поговорим о тех упражнениях, которые помогут нам сформировать или отработать обозначенные механизмы аудирова­ния у наших обучаемых.

 

Система упражнений на развитие навыков аудирования

Базовым упражнением можно считать повторение иноязычной речи за диктором:

а) в паузу,

б) синхронно на том же языке.

Это упражнение развивает все 4 механизма аудирования. Ведь, чтобы справиться с ним, надо услышать текст, разбить его на син­тагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить, их предварительно надо запом­нить, а это — память. Если же "по дороге" часть услышанного растеряли, то это можно восполнить благодаря догадке, исходя из знания лексической и грамматической сочетаемости, контекста, здравого смысла как такового, а это и есть вероятностное прогно­зирование. И, наконец, собственно проговаривание, а значит, и артикулирование.

 

Упражнения на развитие речевого слуха

Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зри­тельной опорой, где в качестве таковой можно применять как пе­чатный текст, так и иллюстрации к нему. Прекрасным источни­ком подобного аудирования являются учебные видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста.

Широко используется в практике обучения иностранным язы­кам и направленное аудирование. Это аудирование направлено на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной ин­формации. Оно может сопровождаться действием. Это же задание может выполняться и с заполнением пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, начала или конца предложения и т.д.

Упражнения на тренировку памяти

Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после про­слушивания текста. Вместо утверждений можно использовать воп­росы. Такое аудирование называют подготовленным аудированием.

Прослушать текст / сообщение, а затем сравнить его с печат­ным и найти расхождения.

Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употреблённые в тексте, и повторить их в той же последователь­ности.

Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо прин­ципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова при последующей группировке.

Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые от­носятся к какой-либо одной теме.

 

Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования

Подобрать как можно больше определений к словам.

Составить возможные словосочетания с существительными /глаголами / наречиями / прилагательными.

В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типич­ные словосочетания (клише) и переводить их. Задание будет более сложным, если устойчивые сочетания и клише переводить вразб­рос — с родного языка на иностранный и наоборот.

Упражнения на логическое развитие замысла, которые пред­полагают умение закончить фразу, текст и т.д.

Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, клю­чевым словам, вопросам и т.д.

Как видно из приведённых упражнений, формирование необ­ходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамма­тических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма. Это абсолютно закономерно, так как если вы по­мните, одним из основных принципов обучения иностранным язы­кам является принцип интеграции и дифференциации.

 

Система работы с аудиотекстами

Как в отечественной, так и в зарубежной методике, традицион­но предлагают разбить работу над текстом па 3 этапа:

1. до прослушивания,

2. во время прослушивания,

3. после прослушивания.

Поговорим подробнее о каждом из них.

 

Дотекстовый этап (Before listening)

Если в реальных ситуациях человек примерно представляет, о чём может быть устное сообщение, и, соответственно, опреде­ляет для себя стратегии его восприятия, то в условиях учебного аудирования это возможно лишь на данной стадии работы с аудиотекстом. От первичной установки зависит и степень моти­вации слушателей, а следовательно, и процент усвоения содер­жания.

Рассмотрим несколько наиболее типичных установок и зада­ний для этого этапа работы с текстом и проанализируем их досто­инства и недостатки.

I. Обсуждение вопросов/ утверждений до прослушивания Безусловно, точно определить правильность ответа можно бу­дет только после прослушивания, но разве не интересно предвос­хитить события, используя свой жизненный опыт и догадку?

Упражнения и вопросы не столько запрашивают информацию, сколько несут её. Знакомясь с ними и обсуждая ответы, наши студенты слышат те слова, которые затем будут использованы в тексте, ведь контекст уже определён, а вместе с ним и семанти­ческое поле. Здесь хотелось бы отметить, что многое зависит от содержания вопросов и утверждений, их смысловой и лингвис­тической ценности. С их помощью можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте; обратить вни­мание на прецизионные слова, которые иначе могут ускользнуть отвнимания неопытного слушателя; подчеркнуть те нюансы содер­жательного и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достойны обсуждения.

Если же предлагаемые утверждения и вопросы слишком пря­молинейны, безлики или примитивны, то это настораживает уча­щихся, лишает задание смысла, а вместе с ним и интереса.

Приведём примеры вопросов из книги для чтения на английс­ком языке. (Вопросы переведены на русский.) Какие из них вам нравятся больше и почему? Смогли бы вы предвосхитить содержа­ние данных текстов?

2. Догадка по заголовку / новым словам / возможным иллюстрация.

Учитель может предложить учащимся догадаться о примерном содержании текста по заголовку, незнакомой лексике, которую предварительно объяснил или проиллюстрировал. Давайте попро­буем поэкспериментировать на себе и проверить, насколько дан­ное задание готовит к восприятию текста и помогает в преодоле­нии возможных сложностей.

Итак, название текста – Fast Food (Еда быстрого приготовле­ния). Как вы думаете, о чём пойдет речь в данном тексте? Какие вопросы и проблемы, связанные с этой темой, будут обсуждаться? (Перечень обычно включает названия блюд, ресторанов быстрого питания в мире и в России, рост популярности данной еды, ставшей почти интернациональной, способы её приготовления, её плю­сы и минусы для современного человека с его бешеным ритмом жизни и т.д.)

А теперь мы предложим небольшой список слов, которые могут оказаться неизвестными, а вас попросим прокомментировать, на­сколько они помогают развитию догадки и сужают круг проблем.

3. Краткое изложение основной темы учителем, введение в про­блематику текста

Это сообщение можно превратить в небольшую беседу, предло­жив учащимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хоте­ли бы получить. Это задание является и установкой на прослуши­вание, поскольку учащиеся будут искать эти ответы, а знающий учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спро­воцировать вопросы, которые, как он знает, в тексте освещены.

Этап собственно слушания текста (While listening)

В ходе первого прослушивания учащиеся выполняют те задания, о которых мы говорили выше, однако при формировании навыков аудирования таких прослушиваний может быть несколь­ко. В этом случае очень важно не потерять мотивацию. Новизна задания поможет нам в этом.

Рассмотрите некоторые из них. Как вы определите их учеб­ную цель? Какие механизмы аудирования можно развивать с их помощью?

1. Прослушайте текст и вставьте пропущенные слова в следую­щих предложениях.

Как вы думаете, какие слова могут быть пропущены и почему выбор падает именно на них?

Ключевые, несущие основную информацию; предлоги; артик­ли; незнакомые слова.

2. Прослушайте текст и скажите, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нём без каких либо изменений.

3. Прослушайте текст и скажите, какие определения к следую­щим словам в нём встречались.

дисциплина, ситуация, отношение и т.д.

4. Закончите следующие предложения.

Здесь также возможны варианты. Какой из них вам кажется легче и почему?

а) Есть начало предложения, а конец пропущен;

б) пропущена середина предложения;

    в) пропущено начало предложения, но есть окончание.

    5. Прослушайте текст и скажите, что в нём говорилось о...

6. Прослушайте текст и найдите русский (английский и т.д.) эквивалент следующих слов в параллельном столбце.

 

Послетекстовый этап (Follow-up activities)

Прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи. Чтение и аудирование многое объединяет, поскольку они являют­ся рецептивными, то есть основанными на понимании передавае­мой информации.

Примерные варианты заданий на контроль навыков аудирова­ния можно найти в следующей лекции, посвящённой контролю этих видов речевой деятельности.

 

Скачать файлом: audirovanie-kak-cel-i-kak-sredstvo-obucheniya.docx [45,36 Kb] (cкачиваний: 183)



© 2010-2018