Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования смежных языковых и речевых навыков и умений



Обучение чтению

 

Обучение чтению

Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования смежных языковых и речевых навыков и умений

 

Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид ре­чевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом следует уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность из­влечения информации может быть различной.

Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить уча­щихся извлекать информацию из текста в том объёме, который не­обходим для решения конкретной речевой задачи, используя опре­делённые технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и конт­роля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:

  • использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
  • коммуникативно-ориентированные задания на контроль лек­сики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
  • упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

 

Требования, предъявляемые к учебным текстам

В настоящее время учитель не испытывает недостатка в тек­стах. Проблема состоит в том, как выбрать наиболее удачные учеб­ные материалы. Для этого необходимо кратко остановиться на тре­бованиях, предъявляемых сегодня к учебным текстам, а значит, и на принципах их отбора. Ограничимся самыми необходимыми из них.

I. Длина текста

Учебные тексты могут  быть разной длины - от одного слова до нескольких десятков страниц в книге для домашнего чтения, и другие важны и имеют право на существование в учебном процессе. При этом следует соблюдать, разумный баланс и обратить внимание на следующие аргументы.

В жизни встречаются разные тексты и каждый из них надо уметь правильна читать, извлекать необходимую нам информа­цию, а иногда и критически её переосмысливать.

Слишком длинные тексты утомляют, а иногда заведомо формируют мысль о невозможности их усвоения. Вот почему малень­кие дети любят читать маленькие книжки. Ощущение успеха и оп­ределённых достижений важно не только детям.

Только на коротких текстах невозможно формировать многие виды чтения, необходимые для реальной деятельности, в том чис­ле и учебной (например, подготовки к докладу, сообщению по теме).

Короткий текст может быть очень информативным, а длинный текст — нет.

Длина текста может определяться его форматом. Графики, таб­лицы, схемы — это тоже тексты, причём очень информативные.

 Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схе­ме, но это не значит, что это всегда лучше.)

 

II.         Место основной идеи текста

Доказано, что понимание текста будет достигнуто быстрее, если основная идея находится либо в начале, либо в конце текста. Это особенно важно учитывать при обучении маленьких детей. Дан­ное положение очень важно и для написания собственных текстов. При обучении написании эссе, писем и небольших сообще­ний это требование является одним из критериев определения эффективности письменного текста.

 

III. Тематика текста

Можно дать следующие рекомендации.

Убедиться в том, что тематика учебных текстов в выбранном базовом УМК соотносится с требованиями учебных программ (при­нятых в школе/округе/регионе/на федеральном уровне).

В случае неполного отражения программных требований в УМК подключать тексты из других источников.

С учетом реальных потребностей учащихся и особенностей учебного заведения можно расширять и частично видоизменять тематику учебных текстов. В таком случае необходимо закрепить данные изменения в школьной программе с целью сохранения единых требований в рамках школы

Соотносить тематику с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания, обра­зования и развития личности.

 

IV. Проблематика текста      

Помимо тематики текстов необходимо учитывать и тот спектр проблем, которые тексты затрагивают. Не столько тематика, сколько проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор языкового, речевого и социокультурного материала, помогает формировать необходимые языковые и речевые навыки и умения.

В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные про­блемы, и то, что актуально для старших школьников, может быть совсем не актуально для младшего подросткового возраста и для малышей. И наоборот. Вот почему так важно определить не просто уровень языка того или иного УМК, но и соответствие тематики и проблематики этого учебного комплекта по возрасту, интересам и воз­можностям обучаемых. Хорошо подобранные проблемные тексты не только обеспечат получение фактической информации по широ­кому спектру обсуждаемых вопросов, но и могут служить содержа­тельной и речевой опорой для создания собственных речевых про­изведений аналогичного плана; помогают соединить разрозненные сведения из различных областей знания в единую картину мира.

Тексты и поднимаемые в них проблемы могут помочь нам в деле воспитания личности, однако не стоит переоценивать их воз­можности. Один и тот же текст может нести разное количество информации разным людям и приводить к разным выводам. Роль учителя при работе с текстом вряд ли можно переоценить.

 

V. Степень аутентичности

В последнее время слово «аутентичный» стало очень популяр­ным. Говорят об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, даже об аутентичном звучании и аутентичных учебниках. Далеко не всегда понятно, что под этим подразумевают.

Возникает вопрос: «Можно ли полностью перейти на аутентич­ные тексты, а если нет, то почему?»

Однозначного решения в данном вопросе нет и быть не может. Чисто психологически современный учители» должен быть готов к принятию самостоятельных решений, но для того чтобы их обо­сновать, необходимо иметь определённую информацию и вырабо­тать своё отношение к проблеме.

 Использование аутентичных текстов на различных этапах обу­чения имеет целый ряд плюсов и целый ряд минусов. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Аутентичные материалы идеально подходят по содержанию для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом (лексическом и грамматическом) отношении они могут представ­лять значительные трудности.

Когда эти материалы перестают быть трудным в языковом отношении, они зачастую утрачивают актуальность в содержательном плане и не вписываются в проблематику учебного материала.

Аутентичные тексты могут быть и проводниками определен­ной идеологии, не всегда приемлемой для нас. При работе с таки­ми текстами необходимо формировать критическое осмысление прочитанного.

Помнимо собственно текстов, большое значение имеет методи­ка работы с ними, тот методический аппарат, который помогает их интерпретировать и формировать необходимые навыки и уме­ния, жизненно необходимые утащимся для реального общения в современном многополярном мире. Сами аутентичные тексты та­кого аппарата не предоставляет.

Различные виды чтения, их роль в процессе реального общения и обучения ИЯ.

Если речь идет о чтении как о самостоятельном виде речевой деятельности, то такое чтение имеет цель извлечь из текста ин­формацию. В реальной жизни мы читаем по-разному, и характер чтения определяется той целью, которую мы в каждом конкрет­ном случае преследуем.

В отечественной методике выделяют следующие виды чтения:

аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознако­мительное и т.д.

В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько разновидностей, или умений, чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связан­ных с использованием письменных текстов:

skimming  (определение основной темы/идеи/текста);

scanning (поиск конкретной информации в тексте);

reading for detail  (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла).

Для эффективного чтения на иностранном языке необходи­мо сформировать и такие навыки, о которых уже говорилось выше:

игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

вычленять смысловую информацию;

читать по ключевым словам;

работать со словарем;

использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

интерпретировать и трансформировать текст и т.д.
    Таким образом, можно смело сказать, что в отечественной и зарубежной методике нет серьёзных разногласий в понимании того, ка­кими видами чтения необходимо овладеть в процессе изучения ино­странного языка. Отличия в большей степени носят терминологи­ческий характер .

 

Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста

При работе с любым текстом (печатным/ звуковым/ видео) можно выделить три основные этапа работы: дотекстовый, тек­стовый и послетекстовый.

Очевидно, что послетекстовый этап/будет присутствовав лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктив­ных умений в устной или письменной речи, а проще говоря - умений говорить и писать на иностранном языке.

Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов, а так­же и те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

 

I. Дотекстовый этап (этап антиципации)

Цели:

  • Определить (сформулировать) речевую задачу для первого про­чтения; 
  • создать необходимый уровень мотивации у учащихся;
  • по возможности сократить уровень языковых и речевых труд­ностей.

Упражнения и задания

1. Работа с заголовком.

По заголовку можно попросить учащихся определить:

  • тематику текста,
  • перечень поднимаемых в нём проблем,
  • ключевые слова и выражения и т.д.

2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.

  • К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
  • Кто, по-вашему, будет главным героем, его профессия, наци­ональность и т.д.
  • Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. Ознакомление с новой лексикой и определение тематики/ про­блематики текста на основе языковой догадки.

5. Например: предъявляются новые слова. Задача - определить основную идею текста.

6. Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чём этот текст.

7. Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.

8. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

 

II. Текстовый этап

Цели:

  • проконтролировать степень сформированности различных язы­ковых навыков и речевых умений;
  • продолжить формирование соответствующих навыков и уме­ний.

Упражнения и задания

1. Найди/выбери/прочти/соедини/вставь:

  • ответы на предложенные вопросы;
  • подтверждение правильности/ ложности утверждений;
  • подходящий заголовок к каждому из абзацев;
  • подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;
  • предложения со следующими словами/грамматическими явлениями / идиоматическими выражениями и т.д.;
  • глаголы/прилагательные/эпитеты и другие тропы, используе­мые автором при описании;
  • описание внешности/места, события/отношения кого-то к чему-то и т.д.

 

ВНИМАНИЕ!!!

При составлении собственных вопросов и утверждений жела­тельно:

•  избегать общих вопросов, при необходимости заменять их разделительными, чтобы избежать односложных ответов;

•  ориентировать вопросы и утверждения не на содержание, а на смысл, поскольку последние предполагают цитирование и позво­ляют проверить глубину понимания. Одновременно учащиеся осу­ществляют/творческий анализ текста и/готовятся к работе по интерпретадии.

2. Догадайся:

  • о значении слова по контексту;
  • какой из предложенных, переводов/ какая дефиниция наибо­лее точно отражает значение слова в данном контексте;
  • как будут развиваться события во второй главе/ части текста.

III. Послетекстовый этап
    Цель:    

  • использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письмен­ной речи.
  • Упражнения и задания
  • Опровергни мои утверждения или согласись с ними.
  • Докажи, что...
  • Охарактеризуй....
  • Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.
  • С каким из данных выражений был бы не согласен автор.
  • Составь план текста, выделив его основные мысли.
  • Расскажи текст от лица главного героя /злодея /наблюдателя /сплетника /журналиста и т.д.
  • Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию к тек­сту /дай рецензию на текст и т.д.
  • Подумай, что могло бы случиться, если бы... Придумай новый конец текста.
  • Придумай новое название.
  • Подбери/ отбери пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.
  • На основе ситуации текста напиши собственный текст в дру­гом жанре и т.д.

Скачать файлом:  obuchenie-chteniyu.docx [27,83 Kb] (cкачиваний: 94)