Новый взгляд на систему оценок и рейтинговый учет знаний
НОВЫЙ ВЗГЛЯД
НА СИСТЕМУ ОЦЕНОК И РЕЙТИНГОВЫЙ УЧЕТ ЗНАНИЙ
В настоящее время для оценивания знаний учащихся используется пятибалльная система, которая дает учителю возможность отметить высший уровень владения знаниями оценкой «5»; средний - оценкой «3»; низший уровень -«1», два промежуточных уровня оцениваются баллами «4» и «2».
Но как показывает практика, реально используются только «4» и «5» как
положительные оценки, «3» ставится, если знания недостаточны, но удовлетворительны, оценка «2» ставится, если знания неудовлетворительны.
Сложившаяся система оценивания знаний, по мнению многих методистов, учителей, устарела и не отражает реальный уровень знаний учеников. Поэтому сейчас активно ведется поиск новых форм построения учебного процесса и определения уровня сформированности знаний.
Содержание обучения по иностранному языку включает в себя языковые, речевые, социокультурные знания и умения и предполагает способность и готовность выпускников использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия. Я думаю, учителям иностранного языка будет интересно познакомиться с системой диагностики степени обученности учащихся, которую предлагает В.П. Симонов. Он выделяет пять показателей степени обученности иностранному языку:
1-й показатель. Различение. При обучении иностранному языку учащимся важно узнавать знакомую речевую ситуацию, лексико-грамматические средства и отличать данный объект, процесс, явление или действие от их аналогов только тогда, когда им предъявляют их в готовом виде.
2-й показатель. Запоминание механическое (зубрежка), произвольное (ученики прилагают сознательные усилия для запоминания материала) и непосредственное (языковой материал оформлен и подается на занятии так, что легко удерживается в памяти). Этот показатель скорее количественный, чем качественный, так как материал можно запомнить и без уяснения его сути. Но непроизвольное запоминание возможно, когда языковой материал усваивается как средство решения речемыслительных задач.
3-й показатель. Понимание рассматривается как процесс нахождения существенных признаков исследуемых явлений. При изучении иностранного языка этому способствует стереотипизация. Стереотипами речи являются сочетания глаголов и наречий, прилагательных и существительных, стереотипы облегчают процесс построения высказываний.
4-й показатель. Простейшие элементарные умения и навыки. Учащиеся этой степени обученности умеют применять на практике в простых ситуациях полученные теоретические знания. При изучении иностранного языка этот показатель может иметь следующие формы: вариотипизация - способность по-своему комбинировать речевые средства и аналогия - умение выявлять сходства и расхождения между речемыслительными задачами и их решениями.
5-й показатель. Перенос. Учащиеся умеют творчески применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях, они отвечают на любой поставленный вопрос, выполняют любое задание в соответствии с программными требованиями.
При достижении учащимися этого показателя обученности имеют место эвристика и систематизация. Эвристика - умение принимать новые для себя решения. Эвристика формируется тогда, когда основу обучения составляет творческая учебная деятельность, проблемная по способу предъявления материала, имеющая интеллектуальное содержание и постоянно обновляемую форму. Систематизация означает развитие у учащихся высших психических функций обобщения и дифференциации, умение и потребность группировать языковой материал, соотносить его с родным языком, выделять фразеологизмы, пословицы.
Данная система оценивания учитывает все уровни сформированности знаний, даже низший (1) показатель: различение трактуется как первая ступень овладения иностранным языком и оценивает начальное знание, а не его отсутствие, как традиционная «двойка». Но, учитывая сложившееся восприятие оценок «2», «3», «4», «5», по моему мнению, целесообразно сменить оценочное количество баллов, соответствующее каждому показателю, или изменить наименование самих показателей, например: По Симонову: 1-й показатель - 1 балл 2-й показатель - 2 балла 3-й показатель - 3 балла 4-й показатель - 4 балла 5-й показатель - 5 баллов Предлагаемая шкала: Нулевой уровень - О Первый уровень - 1 (недостаточно) Второй уровень - 2 (удовлетворительно)
Третий уровень - 3 (хорошо) Четвертый уровень - 4 (отлично) Наряду с вышеописанной системой, существуют много других способов оценивания знаний учащихся. Это проведение промежуточных и итоговых тестирований, использование зачетной, а также 10-и 25-балльной систем. В последнее время в школах активно применяется рейтинговая форма оценивания и учета знаний, на которой я остановлюсь подробнее.
Слово «рейтинг» - индивидуальный показатель достижений - давно вошло в нашу жизнь. Рейтинговая система может применяться для учета знании по одному предмету и вестись отдельными учителями в отдельных классах и более широко — по одному предмету или по всем предметам во всей школе. Проведение рейтинговых срезов требует большой подготовки учителя как до, так и после проведения среза, так как сведения должны быть тщательно обработаны, проанализированы учителем и доведены до каждого ученика.
При определении качества знаний учащихся по иностранному языку объектами контроля и оценивания являются четыре вида учебной деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение. Каждое из этих умений предполагает несколько составляющих. Чтение - ознакомительное, поисковое и чтение с полным охватом содержания. При аудировании учитывается умение понять основную мысль аудиотекста и общее содержание. При оценивании навыков и умений письма — готовность заполнить официальный бланк (анкету) и умение написать короткое сообщение. При оценивании говорения - умение вести беседу на заданную тему, монологическая речь, а также выбор языковых средств. Критерии оцениваний каждого вида речевой деятельности должны учитывать их особенности. Чтение и аудирование проверяются с помощью задания закрытого типа (выбор правильного ответа из нескольких предложенных), письмо проверяется по следующим параметрам:
- решение коммуникативной задачи,
- относительная грамотность,
- корректность употребления лексических единиц.
Параметры для оценивания устной речи:
- решение коммуникативных задач,
- связанность речи,
- лексико-грамматическое оформление речи,
- фонетическое оформление речи.
Все виды речевой деятельности и параметры их оценивания должны быть отражены в шкале рейтингового учета знаний. При этом также необходимо учитывать особенности каждого этапа обучения (начального - V кл., среднего - VI-VII кл., завершающего - VIII-IX. кл.), см. таблицу 1.
таблица 1
Чтение |
Ознакомительное |
|
Поисковое |
||
С полным пониманием |
||
Аудирование |
Понимание общего содержания Понимание основной мысли |
|
Письмо |
Заполнение анкеты |
Грамотность |
Сообщение о себе |
Грамотность |
|
Решение коммуникативных задач |
||
Корректность употребления лексических единиц |
||
Говорение |
Решение коммуникативных задач |
|
Связность речи |
||
Лексико-грамматическое оформление речи |
||
Фонетическое оформление речи |
Такая шкала идеальна для проведения итогового контроля обученности, но для работы на разных этапах обучения с разными классами и по различным темам параметры шкалы оценивания могут варьироваться:
- присутствие на уроке/готовность к уроку,
- активность/работа на уроке,
- выполнение домашнего задания,
- чтение с общим охватом содержания,
- чтение с полным пониманием,
- поисковое чтение,
- составление плана текста и сообщение по плану,
- лексика/активный запас,
- лексика/пассивный запас,
- работа в парах/группах,
- монологическая речь/сообщение по теме,
- диалоги/выразительное чтение/работа над интонацией,
- диалогическая речь/составление диалогов,
- драматизация,
- защита проекта,
- грамматический материал,
- выполнение упражнений,
- ведение словарей,
- домашнее чтение,
- чтение наизусть,
- сообщение по таблице/устное и письменное,
- творческие задания.
Какие параметры оценивания включать в шкалу, учитель определяет, исходя из особенностей каждого класса/группы.
Вот пример рейтинговой шкалы для работы см. таблицу 2.
В таблицу включены те параметры оценивания и те виды учебной деятельности, которые можно использовать, работая по названному учебнику. Кроме того, учитель должен привлекать дополнительный материал. В графе «Присутствие на уроке» количество колонок соответствует количеству уроков, запланированных по теме, отсутствие ученика отмечается буквой «н». Далее в колонках 1-19 выставляются оценки по предложенной системе от «4» (отлично) до «О». Критерии оценивания объясняются ученикам заранее. На первом же уроке работы по теме ученик узнает, что, если он не удовлетворен своим ответом и оценкой, он может ответить еще раз и исправить полученную оценку на более высокую.
1. Лексика. Введение и тренировка лексики начинается с первого урока работы по теме, а выставление оценок возможно в течение всего периода работы по ней.
2. 3. Чтение с общим охватом содержания. В параграфе помещены два текста. Проверка понимания проводится с помощью упражнений, помещенных после текстов, а второй текст может быть использован для творческого задания, например, написать на основе этого текста театральную пьесу.
4. 5. 6. Чтение с полным пониманием содержания текста. Текст является основным информационным текстом данного раздела. Понимание содержания текста проверяется с помощью вопросов, составляется план, выделяются ключевые слова к каждой части текста, затем ученики пересказывают текст по плану. Оценки выставляются в течение двух - трех уроков.
7. Для развития навыка поискового чтения учащимся предлагаются другие тексты и упражнения после них. Сильные ученики могут выполнять это задание раньше, сразу после пересказа текста. Оценивание производится также в течение двух - трех уроков.
8. Аудирование проводится с использованием аудиозаписи, и оценка выставляется каждому учащемуся на одном уроке.
9. 10. Чтение диалогов. Для работы над интонацией могут быть использованы диалоги из учебника. В зависимости от уровня обученности учащихся предлагается разыграть эти диалоги, дополнить их, придумать свои. Для составления диалогов можно использовать текст и задания к нему, а также упражнения из раздела.
11.12. Грамматика. Предполагается изучение придаточных определительных предложений и местоименных наречий, повторение времени. Учащиеся знакомятся с грамматическим правилом и выполняют упражнения в разделах грамматики. Оценки могут выставляться в течение нескольких уроков.
13. Сообщение по таблице. Таблица содержит выражения и вопросы, с помощью которых можно рассказать о значении иностранных языков, о том, как их нужно изучать в школе. Каждый учащийся, используя эту таблицу, делает сообщение на заданную тему. Подготовка рассказа о пользе изучения иностранных языков может быть также и домашним заданием.
14. 15. 16. Домашнее чтение. С первого урока работы по теме ученикам дается задание прочитать определенные тексты из книги для чтения (по усмотрению учителя) и выполнить задания к ним. Проверку понимания можно проводить в ходе беседы со всем классом, с помощью вопросов (работа в группах).
17. Сообщение по теме является логическим завершением работы над темой. Ученики рассказывают о школе в Англии и в России, о своих одноклассниках, об отношениях с ними, о любимых/нелюбимых предметах и учителях. Можно предложить им сделать короткое сообщение о какой- нибудь конфликтной или забавной ситуации на уроке, дома.
18. 19. Творческое задание. Это решение кроссворда, написание письма, создание иллюстраций и пояснений к ним, сообщение о школьном обмене и т.д.
20. Итог. 21. Место. На последнем уроке все баллы, полученные в течение работы над темой, суммируются и каждый ученик узнает свое место в рейтинге по данной теме. Задача учителя - прокомментировать успехи учащихся и указать на недостатки, повлиявшие на снижение рейтинга.
Рейтинг активизирует работу учащихся, исключает случайность в оценивании, учитывает индивидуальные возможности и дает четкое представление об уровне сформированности знаний.
Практика показывает, что ученики легко ориентируются в данной системе оценивания, меньше становится скучающих учеников на уроках, повышается мотивация обучения и эффективность урока.