Новый взгляд на систему оценок и рейтинговый учет знаний

 НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ ОЦЕНОК И РЕЙТИНГОВЫЙ УЧЕТ ЗНАНИЙ
НОВЫЙ ВЗГЛЯД
НА СИСТЕМУ ОЦЕНОК И РЕЙТИНГОВЫЙ УЧЕТ ЗНАНИЙ

В настоящее время для оценивания знаний учащихся используется пятибалльная система, которая дает учителю возможность отметить высший уровень владения знаниями оценкой «5»; средний - оценкой «3»; низший уровень -«1», два промежуточных уровня оцениваются баллами «4» и «2».

Но как показывает практика, реально используются только «4» и «5» как

положительные оценки, «3» ставится, если знания недостаточны, но удовлетворительны, оценка «2» ставится, если знания неудовлетворительны.

Сложившаяся   система   оценивания знаний, по мнению многих методис­тов, учителей, устарела и не отражает реальный уровень знаний учеников. По­этому сейчас активно ведется поиск но­вых форм  построения учебного процесса и определения уровня сформированности знаний.

Содержание обучения по иностранно­му языку включает в себя языковые, рече­вые, социокультурные знания и умения и предполагает способность и готовность выпускников использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимо­действия. Я думаю, учителям иностран­ного языка будет интересно познакомиться с системой диагностики степени обученности учащихся, которую предлагает В.П. Симонов. Он выделяет пять показа­телей степени обученности иностранному языку:

1-й показатель. Различение. При обу­чении иностранному языку учащимся важно узнавать знакомую речевую ситуа­цию, лексико-грамматические средства и отличать данный объект, процесс, явле­ние или действие от их аналогов только тогда, когда им предъявляют их в гото­вом виде.

2-й показатель. Запоминание механи­ческое (зубрежка), произвольное (учени­ки прилагают сознательные усилия для за­поминания материала) и непосредствен­ное (языковой материал оформлен и пода­ется на занятии так, что легко удерживает­ся в памяти). Этот показатель скорее ко­личественный, чем качественный, так как материал можно запомнить и без уяснения его сути. Но непроизвольное запоминание возможно, когда языковой материал усва­ивается как средство решения речемыслительных задач.

3-й показатель. Понимание рассматри­вается как процесс нахождения существен­ных признаков исследуемых явлений. При изучении иностранного языка этому спо­собствует стереотипизация. Стереотипами речи являются сочетания глаголов и наре­чий, прилагательных и существительных, стереотипы облегчают процесс построения высказываний.

4-й показатель. Простейшие элемен­тарные умения и навыки. Учащиеся этой степени обученности умеют применять на практике в простых ситуациях получен­ные теоретические знания. При изучении иностранного языка этот показатель мо­жет иметь следующие формы: вариотипизация - способность по-своему комбини­ровать речевые средства и аналогия - уме­ние выявлять сходства и расхождения между речемыслительными задачами и их решениями.

5-й показатель. Перенос. Учащиеся умеют творчески применять полученные теоретические знания в нестандартных си­туациях, они отвечают на любой постав­ленный вопрос, выполняют любое задание в соответствии с программными требова­ниями.

При достижении учащимися этого по­казателя обученности имеют место эврис­тика и систематизация. Эвристика - уме­ние принимать новые для себя решения. Эвристика формируется тогда, когда осно­ву обучения составляет творческая учеб­ная деятельность, проблемная по способу предъявления материала, имеющая интел­лектуальное содержание и постоянно об­новляемую форму. Систематизация озна­чает развитие у учащихся высших психи­ческих функций обобщения и дифферен­циации, умение и потребность группиро­вать языковой материал, соотносить его с родным языком, выделять фразеологизмы, пословицы.

Данная система оценивания учитывает все уровни сформированности знаний, да­же низший (1) показатель: различение трактуется как первая ступень овладения иностранным языком и оценивает началь­ное знание, а не его отсутствие, как тради­ционная «двойка». Но, учитывая сложив­шееся восприятие оценок «2», «3», «4», «5», по моему мнению, целесообразно сме­нить оценочное количество баллов, соот­ветствующее каждому показателю, или из­менить наименование самих показателей, например: По Симонову: 1-й показатель - 1 балл 2-й показатель - 2 балла 3-й показатель - 3 балла 4-й показатель - 4 балла 5-й показатель - 5 баллов Предлагаемая шкала: Нулевой уровень - О Первый уровень - 1 (недостаточно) Второй уровень - 2 (удовлетворитель­но)

Третий уровень - 3 (хорошо) Четвертый уровень - 4 (отлично) Наряду с вышеописанной системой, су­ществуют много других способов оцени­вания знаний учащихся. Это проведение промежуточных и итоговых тестирова­ний, использование зачетной, а также 10-и 25-балльной систем. В последнее время в школах активно применяется рейтинговая форма оценивания и учета знаний, на ко­торой я остановлюсь подробнее.

Слово «рейтинг» - индивидуальный показатель достижений - давно вошло в нашу жизнь. Рейтинговая система может применяться для учета знании по одному предмету и вестись отдельными учителя­ми в отдельных классах и более широко — по одному предмету или по всем предме­там во всей школе. Проведение рейтинго­вых срезов требует большой подготовки учителя как до, так и после проведения среза, так как сведения должны быть тщательно обработаны, проанализирова­ны учителем и доведены до каждого уче­ника.

При определении качества знаний уча­щихся по иностранному языку объекта­ми контроля и оценивания являются че­тыре вида учебной деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение. Каж­дое из этих умений предполагает не­сколько составляющих. Чтение - ознако­мительное, поисковое и чтение с полным охватом содержания. При аудировании учитывается умение понять основную мысль аудиотекста и общее содержание. При оценивании навыков и умений пись­ма — готовность заполнить официальный бланк (анкету) и умение написать корот­кое сообщение. При оценивании говоре­ния - умение вести беседу на заданную тему, монологическая речь, а также вы­бор языковых средств. Критерии оцени­ваний каждого вида речевой деятельнос­ти должны учитывать их особенности. Чтение и аудирование проверяются с по­мощью задания закрытого типа (выбор правильного ответа из нескольких пред­ложенных), письмо проверяется по сле­дующим параметрам:

-         решение коммуникативной задачи,

-         относительная грамотность,

-         корректность употребления лексических единиц.

Параметры для оценивания устной ре­чи:

-         решение коммуникативных задач,

-         связанность речи,

-         лексико-грамматическое оформление речи,

-         фонетическое оформление речи.

Все виды речевой деятельности и пара­метры их оценивания должны быть отра­жены в шкале рейтингового учета знаний. При этом также необходимо учитывать особенности каждого этапа обучения (на­чального - V кл., среднего - VI-VII кл., за­вершающего - VIII-IX. кл.), см. таблицу 1.

таблица 1 

 

 

Чтение

Ознакомительное

Поисковое

С полным пониманием

Аудирование

Понимание общего содержания Понимание основной мысли

Письмо

Заполнение анкеты

Грамотность

Сообщение о себе

Грамотность

Решение коммуникативных задач

Корректность употребления лексических единиц

Говорение

Решение коммуникативных задач

Связность речи

Лексико-грамматическое оформление речи

Фонетическое оформление речи

 

Такая шкала идеальна для проведения итогового контроля обученности, но для ра­боты на разных этапах обучения с разными классами и по различным темам параметры шкалы оценивания могут варьироваться:

-         присутствие на уроке/готовность к уроку,

-         активность/работа на уроке,

-         выполнение домашнего задания,

-         чтение с общим охватом содержания,

-         чтение с полным пониманием,

-         поисковое чтение,

-         составление плана текста и сообщение по плану,

-         лексика/активный запас,

-         лексика/пассивный запас,

-         работа в парах/группах,

-         монологическая речь/сообщение по теме,

-         диалоги/выразительное чтение/рабо­та над интонацией,

-         диалогическая речь/составление диа­логов,

-         драматизация,

-         защита проекта,

-         грамматический материал,

-         выполнение упражнений,

-         ведение словарей,

-         домашнее чтение,

-         чтение наизусть,

-         сообщение по таблице/устное и пись­менное,

-         творческие задания.

Какие параметры оценивания включать в шкалу, учитель определяет, исходя из особенностей каждого класса/группы.

Вот пример рейтинговой шкалы для рабо­ты см. таблицу 2.

В таблицу включены те параметры оце­нивания и те виды учебной деятельности, которые можно использовать, работая по названному учебнику. Кроме того, учитель должен привлекать дополнительный мате­риал. В графе «Присутствие на уроке» ко­личество колонок соответствует количест­ву уроков, запланированных по теме, отсут­ствие ученика отмечается буквой «н». Да­лее в колонках 1-19 выставляются оценки по предложенной системе от «4» (отлично) до «О». Критерии оценивания объясняются ученикам заранее. На первом же уроке ра­боты по теме ученик узнает, что, если он не удовлетворен своим ответом и оценкой, он может ответить еще раз и исправить полученную оценку на более высокую.

1. Лексика. Введение и тренировка лек­сики начинается с первого урока работы по теме, а выставление оценок возможно в течение всего периода работы по ней.

2.  3. Чтение с общим охватом содержа­ния. В параграфе помещены два текста. Проверка понимания проводится с помощью упражнений, поме­щенных после текстов, а второй текст может быть использован для творческого задания, например, написать на основе этого текста театральную пьесу.

4. 5. 6. Чтение с полным пониманием содержания текста. Текст является основным инфор­мационным текстом данного раздела. По­нимание содержания текста проверяется с помощью вопросов, составляется план, выделяются ключевые слова к каждой ча­сти текста, затем ученики пересказывают текст по плану. Оценки выставляются в те­чение двух - трех уроков.

7. Для развития навыка поискового чте­ния учащимся предлагаются другие тексты и упражнения после них. Сильные ученики могут выполнять это задание раньше, сразу после пересказа текста. Оценивание производит­ся также в течение двух - трех уроков.

8. Аудирование проводится с использо­ванием аудиозаписи, и оценка выставляет­ся каждому учащемуся на одном уроке.

9. 10. Чтение диалогов. Для работы над интонацией могут быть использованы диало­ги из учебника. В зависи­мости от уровня обученности учащихся пред­лагается разыграть эти диалоги, дополнить их, придумать свои. Для составления диало­гов можно использовать текст и задания к нему, а также упражне­ния из раздела.

11.12. Грамматика. Предполагается изу­чение придаточных определительных пред­ложений и местоименных наречий, повто­рение времени. Учащиеся знакомятся с грамматическим правилом и выполняют упражнения в разделах грамматики. Оценки могут выставляться в те­чение нескольких уроков.

13. Сообщение по таблице. Таблица содержит выражения и вопросы, с помощью которых можно рас­сказать о значении иностранных языков, о том, как их нужно изучать в школе. Каж­дый учащийся, используя эту таблицу, де­лает сообщение на заданную тему. Подготовка рассказа о пользе изучения иност­ранных языков может быть также и до­машним заданием.

14. 15. 16. Домашнее чтение. С первого урока работы по теме ученикам дается зада­ние прочитать определенные тексты из книги для чтения (по усмотрению учителя) и вы­полнить задания к ним. Проверку понимания можно проводить в ходе беседы со всем клас­сом, с помощью вопросов (работа в группах).

17. Сообщение по теме является логи­ческим завершением работы над темой. Ученики рассказывают о школе в Англии и в России, о своих одноклассниках, об отношениях с ними, о любимых/нелю­бимых  предметах  и  учителях.  Можно предложить им сделать короткое сообще­ние о какой- нибудь конфликтной или за­бавной ситуации на уроке, дома.

18. 19. Творческое задание. Это реше­ние кроссворда, написание письма, созда­ние иллюстраций и пояснений к ним, со­общение о школьном обмене и т.д.

20. Итог. 21. Место. На последнем уро­ке все баллы, полученные в течение работы над темой, суммируются и каждый ученик узнает свое место в рейтинге по данной те­ме. Задача учителя - прокомментировать успехи учащихся и указать на недостатки, повлиявшие на снижение рейтинга.

Рейтинг активизирует работу учащих­ся, исключает случайность в оценивании, учитывает индивидуальные возможности и дает четкое представление об уровне сформированности знаний.

Практика показывает, что ученики лег­ко ориентируются в данной системе оце­нивания, меньше становится скучающих учеников на уроках, повышается мотива­ция обучения и эффективность урока.



© 2010-2018