Как определить, какие виды целей вы используете в вашей оценке потребностей?
Как определить, какие виды целей вы используете в вашей оценке потребностей?
- Вас волнуют дальнейшие успехи тех, кто прошёл через вашу систему? Это итоги.
- Вас волнует уровень и широта знаний и навыков, система ценностей выпускников? Это результаты.
- Вас волнует сколько обучающихся посещает различные курсы? Это продукты.
- Если вы озабочены методами преподавания и административной практикой, то вас волнует процесс.
- Озабоченность содержанием учебного плана и уровнем финансирования относится к ресурсам.
Общие ошибки при оценке потребностей:
а) оценка начинается с анализа организации без определения её места в обществе;
b) для определения целей используются ресурсы и методы (например, переход от традиционного преподавания к обучению посредством исследования), а не желаемые результаты (например, развитие способностей к оригинальному мышлению);
c) при определении потребностей или проблем не указывается их (возможная) связь с итогами;
d) потребности и проблемы не обеспечивают связь «продукты – результаты – итоги».
Алгоритм формулировки целей был предложен Дж.Л.Морриссеем, показавшим, что правильная формулировка целей управления должна начинаться с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие, и отражать основные направления:
- конкретизировать требуемый конечный результат;
- конкретизировать заданный срок достижения цели;
- конкретизировать максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;
- давать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;
- оговаривать только то , «что» и «когда» должно быть сделано, не вдаваясь в детали, «как» и «почему» это должно быть сделано;
- отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям данного исполнителя;
- быть понятной всем, кто будет работать для ее достижения;
- быть реальной и достижимой, но не легкой;
- обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;
- быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;
- исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;
- должна соответствовать основным принципам и методам научной организации труда;
- совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации;
- фиксироваться в письменном виде;
- быть согласованной менеджером в личной беседе с подчиненными.
Скачать файлом: