Программа "Основы эстетического воспитания" (в 2-х вариантах)



Программа "Основы эстетического воспитания" (в 2-х вариантах)


Цели:

  • Воспитание нравственной культуры личности, нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведение.
  • Формирование духовных качеств, высоких эстетических чувств.
  • Воспитание интереса к литературному, музыкальному, изобразительному и театральному наследию Орловского края.

Задачи:

  • Вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний.
  • Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре.
  • Развивать у детей вкус, творческие способности.
  • Прививать любовь к родному краю, природе.

Направления деятельности учителя:

  • Диагностика творческих способностей и возможностей младших школьников.
  • Формирование эстетически и этически организованной среды.
  • Воспитание у школьников средствами искусства нравственных принципов и этических норм культуры поведения.
  • Воспитание у детей интереса к изучению сокровищницы Орловского края, чувства прекрасного в окружающей действительности и навыка самообразовательной деятельности в этом направлении.

Данный план работы по предмету “Основы эстетического воспитания” являются региональным вариантом прочтения:

  1. Государственной программы “ИЗО и художественный труд” (Шпикаловой Т.Я., Алексеенко Е.В, и др. ) и основывается на учебно-тематическом планировании к программе (автор-составитель – Алексеенко Е.В, канд. пед. наук., доцент ОГУ, ИУУ) и включает в себя виды народно-художественного творчества России Орловской области;
  2. Государственной программы “Эстетическая грамматика” (Шемшурина А.И.) и основывается на учебно-тематическом планировании к программе (Автор Шемшурина А.И., канд. пед. наук ведущий научный сотрудник Института воспитания и развития личности Российской Академии образования) и включает уроки. Позволяющие осмыслить простые нормы нравственности их гуманистический смысл, научить жить среди людей;
  3. Регионального курса “устное народное творчество” (автор-составитель – Масленникова Р.А.) и включает в себя виды устного народного творчества Орловской области.

Контроль и оценка деятельности учащихся:

Отметки не выставляются, что существенно облегчает задачу учителя.
В этих случаях наиболее адекватной может быть признана система содержательных оценок, разработанная Ш.А.Амонашвили (гуманно-личностная технология).
Данная система позволяет выработать у учащихся правильное отношение к учёбе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям.

Основными характеристиками системы содержательных оценок является:

  • Доброжелательное отношение к ученику как личности.
  • Положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи (в данном случае – коммуникативной). Это положительное отношение учителя не ставится в прямую зависимость от успешности выполнения задачи: даже если ребёнку не удалось решить её, оценивается его старание.
  • Конкретный анализ трудностей, которые испытывал ученик при решении поставленной задачи, а также допущенных им ошибок.
  • Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат во время следующей попытки.

Подобный подход к контролю и оценке умений учащихся ориентирован на их успехи, а не на удачи, на их поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями ученика и учителя, направленными на улучшения качества обучения.

 Данное тематическое планирование разработано для учеников 1 класса (1 – 4) и рассчитан на 1 час в неделю. (Всего 34 часа).

Наименование темы, количество часов

Тип урока

1.

Введение. Что такое эстетика? (1 час)

Урок-знакомство

Раздел 1. Речевой этикет (10 часов). Развитие коммуникабельных способностей шестилетнего ребёнка.

Цель: формировать умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.

1.

Знакомство.

 

2.

Поведение за столом
У тебя в гостях подруга
Прощание с гостем

Практическое занятие
Игра в гости

3.

Вежливая просьба

 

4.

Прощание перед сном
Утреннее приветствие

 

 

Урок познавательной беседы с элементами театрализации

5.

Поведение в театре, кино, в поликлинике, детской библиотеке

6.

Утешение
Вежливая просьба

7.

Обращение к взрослому знакомому

8.

Вежливый разговор по телефону

9.

Поздравление и пожелание

10.

Утренник:
“Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть”

Раздел 2. Православный календарь (3 часа)

Цели:

  • Познакомить учащихся с наследием русского народа, разбудить потребность в овладении культурными богатствами народа, желании сохранить, оберегать.
  • Формировать бережное отношение к реликвиям прошлого.
  • Обучать вести исследовательскую работу, размышлять, анализировать.
  • Воспитывать любовь к своему Отечеству на примере исторических событий.

1.

Рождественская ёлка

Праздник

2.

Изготовление рождественских игрушек

Практическое занятие

3.

Детские игры и развлечения на Святках

Урок с элементами театрализации

Раздел 3. Природа и человек (5 часов)

Цель: формирование навыков наблюдения за эстетическими проявлениями окружающей природы, осознание, переживание и накопление эмоционально-эстетических чувств.

Формы:

  • экскурсии;
  • конкурсы рисунков, поделок из природного материала;
  • утренники;
  • заочные игры-путешествия.

1.

Красота родного края
Конкурс рисунков

Экскурсия

2.

Конкурс поделок из природного материала: “Природа-кудесница”

 

3.

Утренник: “Цветы в легендах, поэзии и музыке”

 

4.

Орловское полесье

Урок-путешествие (заочное)

5.

Подбор пословиц, поговорок о временах года
Сбор и оформления материала “Народный календарь”

 

Раздел 4. Искусство (12 часов). Живопись, литература, декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Ознакомление с различными видами искусства.
  • Накопление эстетических впечатлений и образов.
  • Пробуждение интереса к произведениям искусства.
  • Воспитание грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы осознанно созерцать произведение искусства.
  • Воспитывать стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
  • Воспитывать интерес к литературному, художественному наследию, к театральной жизни Орловского края.
  • Приобщать детей к истокам народного творчества родного края и музыкальной культуре Орловщины.

Живопись (4 часа)

1.

Что такое живопись?
Как художник создаёт картину?
Жанры.

Урок познавательной беседы.

2.

Учимся рассматривать картину
Экскурсия в Третьяковскую галерею. (Заочное путешествие)

Урок-экскурсия

3.

Творчество Виктора Васнецова

Урок-знакомство

4.

Творчество Ивана Билибина

Урок-знакомство

Литература (2 часа)

1 – 2.

Литературная гостиная, посвящённая творчеству детских поэтов и писателей.

Урок с элементами театрализации

Декоративно-прикладное искусство (6 часов)

1.

Дымковская игрушка

Урок познавательной беседы с элементами ИЗО и труда

2–3.

Филимоновская игрушка

4–5.

Плешковская игрушка

6.

Праздник: “Свистунья”

 

Раздел 5. “Истоки” (1 час)

Цель: воспитать любовь к малой родине, прошлому русского народа, творческому наследию через обращение к нашим истокам – славянским корням.

Задачи:

  • Формировать представления об истории родного края, интерес к её изучению.
  • Расширить представления детей о достопримечательностях города Орла, о героях, знаменитых людях, чьими именами названы улицы города.

1.

Устное народное творчество

Урок в музее Орловских писателей

Данное тематическое планирование разработано для учеников 2 класса (1 – 4) и рассчитан на 1 час в неделю. (Всего 34 часа).

Раздел 1. Эстетическая грамматика (13 часов)

Цель: формировать у школьников эстетическую культуру, то есть образ жизни, выработанные опытом всех предшествующих поколений.
Это, прежде всего, простые формы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.

1. Этикет. Эстетическая сущность этикета

Задача: познакомить детей с понятием “этикет”, включить его в работу по усвоению простых правил этикета.

Понятия, которые должны усвоить дети: этика, этикет, вежливость, внимательность, воспитанность.

Тема

Цель

Практическая работа

1. Введение. “Любимый уголок родной Отчизны”

Воспитать любовь к своей малой родине.

Рисунок: “Мой уголок родной Отчизны”.

2. Доброе слово, что ясный день

Акцентировать внимание детей на том, что рядом с ними живут люди, нуждающиеся в их заботе и внимании, что добрые слова и дела приносят радость окружающим

Заступиться за обиженного малыша, девочку

3. Ежели вы вежливы...

Способствовать пониманию детьми, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие относятся по-доброму

Приветствовать человека знакомого и незнакомого

4. Да здравствует мыло душистое

Показать и объяснить, как правильно следует мыть руки, умываться, пользоваться зубной щёткой

 

5. Простые правила этикета

Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета

Правильно войти в школу, класс, столовую, библиотеку

6. Повседневный этикет

Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета в каждодневном поведении

Игра: “Можно – нельзя”

7–8. Сказки об этикете

Обобщить получение сведения по этике, познакомить с основными правилами приёма пищи

Правильно разложить приборы на столе

2. Этика отношений к окружающим.

Задача: включить учащихся в осмысление принципов отношений с окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека.

9. Путешествие в волшебную страну. Я могу быть волшебником

Фиксировать внимание детей на важности соблюдения нравственности заповеди: “Поступай так, как бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”

 

10. Я люблю маму милую мою

Воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких людях, оказывать знаки внимания маме

Конкурс рисунков: “Моя мама” к Международному Дню Матери

3. Этика отношений в коллективе.

Задача: приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе, включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.

Понятие, которые должны усвоить дети: доброжелательность, тактичность.

11. Мой класс – мои друзья

Объяснить детям, что все в классе должны уважать другого человека, считаться с ним, быть доброжелательным, стремиться помочь слабому, чтобы класс был дружный

Пригласить одноклассников к себе на чай

12. Мальчики и девочки

Дать представление о том, почему мальчику нужно проявлять уважение к девочке, пропускать её вперёд, уступать место, защищать; что девочки должны быть вежливыми, не дразниться, выражать мальчикам благодарность за их заботу

Игра: “Ручеёк” (мальчики и девочки образуют пару)

13. Самолюб никому не люб

Объяснить детям, что тот, кто вредничает, жадничает, дерётся, слишком любит себя и совсем не думает о других, – это самолюб

 

Заключительный урок “Праздник вежливых ребят”.

Раздел 2. “Истоки” (4 часа)

Цель: воспитать любовь к малой родине, прошлому русского народа, творческому наследию через обращение к нашим истокам – славянским корням.

Задачи:

  • Формировать представления об истории родного края, интерес к её изучению.
  • Расширить представления детей о достопримечательностях города Орла, о героях, знаменитых людях, чьими именами названы улицы города.
  • Воспитывать интерес к литературному, художественному наследию, к театральной жизни Орловского края.

Тема.

Тип урока.

1.

Знакомство с краеведческим музеем

Экскурсия

2.

Из глубины веков. Как произошли названия: “Русь”, “Россия”. За далью лет. Основание города Орла

Урок познавательной беседы

3.

Герб города Орла

Урок познавательной беседы

4.

По старинным улочкам Орла

Заочное путешествие

Раздел 3. “Православный календарь” (3 часа)

Цели:

  • Познакомить учащихся с наследием русского народа, разбудить потребность в овладении культурными богатствами народа, желании сохранить, оберегать.
  • Формировать бережное отношение к реликвиям прошлого.
  • Обучать вести исследовательскую работу, размышлять, анализировать.
  • Воспитывать любовь к своему Отечеству на примере исторических событий.

1.

Славянские боги праздники. Покров Пресвятой Богородицы. (14 октября)

Урок познавательной беседы.

2.

Зимний праздник в России. Масленица. (Смесь языческих и христианских обычаев)

Праздник – Масленица.

3.

День Славянской письменности

  • Рисуночное письмо или пиктограмма предшественник письма
  • Изображение буквы азбуки; подбираем соответствующее изображение

Урок познавательной беседы с элементами ИЗО

Раздел 4. “Природа и человек” (2 часа)

Цели:

  • Формирование навыков наблюдения за проявлениями окружающей природы, осознание, накопление эмоционально-эстетических чувств.
  • Развивать интерес к природе родного края.
  • Воспитывать чувство бережного отношения к природе родного края.

1.

Памятники природы. Красота родного края

Заочное путешествие по карте Орловской области

2.

Праздник осени

 

Раздел 5. “Искусство” (12 часов)

Задачи:

  • Ознакомление с различными видами искусства.
  • Накопление эстетических впечатлений и образов.
  • Пробуждение интереса к произведениям искусства.
  • Воспитание грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы осознанно созерцать произведение искусства.
  • Приобщать детей к истокам народного творчества родного края и музыкальной культуре Орловщины.

Живопись “Волшебная кисть” (4 часа)

1–2.

Знакомство с творчеством Ивана Левитана

Урок-знакомство

3.

Знакомство с творчеством Маковского

4.

Знакомство с творчеством Перова

 

Литература (2 часа)

1–2.

Литературная гостиная, посвящённая творчеству детских писателей и поэтов

Урок с элементами театрализации

Музыка (1 час)

1.

Праздник: “Звуки музыки”

 

Декоративно-прикладное искусство (5 часов)

1–2.

Орловский спис

  • Знакомство с искусством орловских вышивальщиц; цветная перевить, крест, орловский спис
  • Зарисовка мотивов орловского списа: цветы, птицы, деревья
  • Зарисовка узоров набора: “саобачьи рёбра”, “морская волна”, “дробнушки” и тому подобное

 

Урок в краеведческом музее

Урок с элементами ИЗО

3–4.

Русская матрёшка

  • Знакомство с русской матрёшкой (Сергеевопасадской, Семёновской, Полхов-майдановской), традиционными образами, особенностями росписи
  • Росписи силуэтов шаблонов (акварель)

Урок познавательной беседы с элементами ИЗО

5.

Праздник: “Русская матрёшка”

 

Итоговый тест по курсу: “Основы эстетического воспитания” 2 класс.

Данное тематическое планирование разработано для учеников 3 класса (1 – 4) и рассчитан на 1 час в неделю. (Всего 34 часа).

Раздел 1. “Эстетическая грамматика” (14 часов)

Этикет.

Цель: продолжить знакомство детей с понятием “этикет”, выработать практические навыки поведения за столом и в общественных местах; организовать игры и упражнения, помогающие детям овладеть правилами этикета.

Понятия, которые должны усвоить дети: этикет, воспитанность, внимательность, предупредительность, благодарность и радость.

Тема

Цели

Практическая работа

1. Что такое этикет? Учимся правилам этикета

Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета

Акцентировать внимание детей на соблюдении правил поведения при появлении гостя в доме, о времени визитов, поведении детей в чужом доме

Правильно войти в школу, а в школе – в класс, столовую

Появиться в доме в качестве гостя (в праздник, день рождения)

2. Приглашаем всех к столу

Убедить детей в необходимости соблюдения правил поведения во время приёма пищи

С помощью игр и упражнений объяснить детям правила этикета за столом

Накрыть стол для вечернего чая

Как поступишь, если ты обедаешь, а в это время пришёл твой друг (подруга)

3. Учимся делать покупки

Воспитать у детей необходимость соблюдения правил поведения в магазине, чтобы людям было проще и приятнее, чтобы никто не испытывал неудобства, неловкости

Игра: “В магазине”

4. Этикет в театре

Развить навыки культурного поведения в театре (и в других культурных местах)

Правильно подать вещи гардеробщику, пройти в зрительный зал и найти своё место

Тест: “Знаешь ли ты, как вести себя за столом?”

Праздник чая

Этика отношений с окружающими

Задачи: формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе; включить детей в овладение гуманистических принципов отношений друг к другу с помощью игр и заданий творческого характера.

Понятия, которые должны усвоить дети: дружба, друг, товарищ, коллектив, уважение и трудолюбие.

5. От чего зависит настроение

Объяснить детям, что настроение людей зависит от формы и тона общения; о роли общения в жизни людей

Игра: “Волшебное зеркало”

6. Умею дарить радость

Акцентировать внимание детей на том, что когда даришь радость другому, радуешься сам

Игра: “Учимся делать комплименты”

7. Поздравляем наших мам

Научиться правильно, подбирать подарки близким людям, составлять письменное поздравление и пожелание

Написать текст поздравления

Этика отношений в коллективе

Задачи:

  • Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе.
  • Включать детей в овладение гуманистических принципов отношений друг к другу с помощью игр и заданий творческого характера.

Понятия, которые должны усвоить дети: дружба, друг, товарищ, коллектив, уважение и трудолюбие.

8. Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались!

Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе

Игра: “Настроение”

9. Мальчики и девочки (общее и особенное)

Акцентировать внимание детей на вопросах этики поведения и отношений между мальчиками и девочками, выявить проблемы, существующие в этом плане в классе

Игра: “Свиток”

10. Советуем друг другу

Заставить детей задуматься над теми нравственными чертами, какие зам



© 2010-2018