Программа "Основы эстетического воспитания" (в 2-х вариантах)
Программа "Основы эстетического воспитания" (в 2-х вариантах)
Цели:
- Воспитание нравственной культуры личности, нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведение.
- Формирование духовных качеств, высоких эстетических чувств.
- Воспитание интереса к литературному, музыкальному, изобразительному и театральному наследию Орловского края.
Задачи:
- Вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний.
- Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре.
- Развивать у детей вкус, творческие способности.
- Прививать любовь к родному краю, природе.
Направления деятельности учителя:
- Диагностика творческих способностей и возможностей младших школьников.
- Формирование эстетически и этически организованной среды.
- Воспитание у школьников средствами искусства нравственных принципов и этических норм культуры поведения.
- Воспитание у детей интереса к изучению сокровищницы Орловского края, чувства прекрасного в окружающей действительности и навыка самообразовательной деятельности в этом направлении.
Данный план работы по предмету “Основы эстетического воспитания” являются региональным вариантом прочтения:
- Государственной программы “ИЗО и художественный труд” (Шпикаловой Т.Я., Алексеенко Е.В, и др. ) и основывается на учебно-тематическом планировании к программе (автор-составитель – Алексеенко Е.В, канд. пед. наук., доцент ОГУ, ИУУ) и включает в себя виды народно-художественного творчества России Орловской области;
- Государственной программы “Эстетическая грамматика” (Шемшурина А.И.) и основывается на учебно-тематическом планировании к программе (Автор Шемшурина А.И., канд. пед. наук ведущий научный сотрудник Института воспитания и развития личности Российской Академии образования) и включает уроки. Позволяющие осмыслить простые нормы нравственности их гуманистический смысл, научить жить среди людей;
- Регионального курса “устное народное творчество” (автор-составитель – Масленникова Р.А.) и включает в себя виды устного народного творчества Орловской области.
Контроль и оценка деятельности учащихся:
Отметки не выставляются, что существенно облегчает задачу учителя.
В этих случаях наиболее адекватной может быть признана система содержательных оценок, разработанная Ш.А.Амонашвили (гуманно-личностная технология).
Данная система позволяет выработать у учащихся правильное отношение к учёбе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям.
Основными характеристиками системы содержательных оценок является:
- Доброжелательное отношение к ученику как личности.
- Положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи (в данном случае – коммуникативной). Это положительное отношение учителя не ставится в прямую зависимость от успешности выполнения задачи: даже если ребёнку не удалось решить её, оценивается его старание.
- Конкретный анализ трудностей, которые испытывал ученик при решении поставленной задачи, а также допущенных им ошибок.
- Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат во время следующей попытки.
Подобный подход к контролю и оценке умений учащихся ориентирован на их успехи, а не на удачи, на их поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями ученика и учителя, направленными на улучшения качества обучения.
Данное тематическое планирование разработано для учеников 1 класса (1 – 4) и рассчитан на 1 час в неделю. (Всего 34 часа).
№ |
Наименование темы, количество часов |
Тип урока |
1. |
Введение. Что такое эстетика? (1 час) |
Урок-знакомство |
Раздел 1. Речевой этикет (10 часов). Развитие коммуникабельных способностей шестилетнего ребёнка.
Цель: формировать умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
1. |
Знакомство. |
|
2. |
Поведение за столом |
Практическое занятие |
3. |
Вежливая просьба |
|
4. |
Прощание перед сном |
Урок познавательной беседы с элементами театрализации |
5. |
Поведение в театре, кино, в поликлинике, детской библиотеке |
|
6. |
Утешение |
|
7. |
Обращение к взрослому знакомому |
|
8. |
Вежливый разговор по телефону |
|
9. |
Поздравление и пожелание |
|
10. |
Утренник: |
Раздел 2. Православный календарь (3 часа)
Цели:
- Познакомить учащихся с наследием русского народа, разбудить потребность в овладении культурными богатствами народа, желании сохранить, оберегать.
- Формировать бережное отношение к реликвиям прошлого.
- Обучать вести исследовательскую работу, размышлять, анализировать.
- Воспитывать любовь к своему Отечеству на примере исторических событий.
1. |
Рождественская ёлка |
Праздник |
2. |
Изготовление рождественских игрушек |
Практическое занятие |
3. |
Детские игры и развлечения на Святках |
Урок с элементами театрализации |
Раздел 3. Природа и человек (5 часов)
Цель: формирование навыков наблюдения за эстетическими проявлениями окружающей природы, осознание, переживание и накопление эмоционально-эстетических чувств.
Формы:
- экскурсии;
- конкурсы рисунков, поделок из природного материала;
- утренники;
- заочные игры-путешествия.
1. |
Красота родного края |
Экскурсия |
2. |
Конкурс поделок из природного материала: “Природа-кудесница” |
|
3. |
Утренник: “Цветы в легендах, поэзии и музыке” |
|
4. |
Орловское полесье |
Урок-путешествие (заочное) |
5. |
Подбор пословиц, поговорок о временах года |
|
Раздел 4. Искусство (12 часов). Живопись, литература, декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Ознакомление с различными видами искусства.
- Накопление эстетических впечатлений и образов.
- Пробуждение интереса к произведениям искусства.
- Воспитание грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы осознанно созерцать произведение искусства.
- Воспитывать стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
- Воспитывать интерес к литературному, художественному наследию, к театральной жизни Орловского края.
- Приобщать детей к истокам народного творчества родного края и музыкальной культуре Орловщины.
Живопись (4 часа) |
||
1. |
Что такое живопись? |
Урок познавательной беседы. |
2. |
Учимся рассматривать картину |
Урок-экскурсия |
3. |
Творчество Виктора Васнецова |
Урок-знакомство |
4. |
Творчество Ивана Билибина |
Урок-знакомство |
Литература (2 часа) |
||
1 – 2. |
Литературная гостиная, посвящённая творчеству детских поэтов и писателей. |
Урок с элементами театрализации |
Декоративно-прикладное искусство (6 часов) |
||
1. |
Дымковская игрушка |
Урок познавательной беседы с элементами ИЗО и труда |
2–3. |
Филимоновская игрушка |
|
4–5. |
Плешковская игрушка |
|
6. |
Праздник: “Свистунья” |
|
Раздел 5. “Истоки” (1 час)
Цель: воспитать любовь к малой родине, прошлому русского народа, творческому наследию через обращение к нашим истокам – славянским корням.
Задачи:
- Формировать представления об истории родного края, интерес к её изучению.
- Расширить представления детей о достопримечательностях города Орла, о героях, знаменитых людях, чьими именами названы улицы города.
1. |
Устное народное творчество |
Урок в музее Орловских писателей |
Данное тематическое планирование разработано для учеников 2 класса (1 – 4) и рассчитан на 1 час в неделю. (Всего 34 часа).
Раздел 1. Эстетическая грамматика (13 часов)
Цель: формировать у школьников эстетическую культуру, то есть образ жизни, выработанные опытом всех предшествующих поколений.
Это, прежде всего, простые формы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
1. Этикет. Эстетическая сущность этикета
Задача: познакомить детей с понятием “этикет”, включить его в работу по усвоению простых правил этикета.
Понятия, которые должны усвоить дети: этика, этикет, вежливость, внимательность, воспитанность.
Тема |
Цель |
Практическая работа |
1. Введение. “Любимый уголок родной Отчизны” |
Воспитать любовь к своей малой родине. |
Рисунок: “Мой уголок родной Отчизны”. |
2. Доброе слово, что ясный день |
Акцентировать внимание детей на том, что рядом с ними живут люди, нуждающиеся в их заботе и внимании, что добрые слова и дела приносят радость окружающим |
Заступиться за обиженного малыша, девочку |
3. Ежели вы вежливы... |
Способствовать пониманию детьми, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие относятся по-доброму |
Приветствовать человека знакомого и незнакомого |
4. Да здравствует мыло душистое |
Показать и объяснить, как правильно следует мыть руки, умываться, пользоваться зубной щёткой |
|
5. Простые правила этикета |
Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета |
Правильно войти в школу, класс, столовую, библиотеку |
6. Повседневный этикет |
Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета в каждодневном поведении |
Игра: “Можно – нельзя” |
7–8. Сказки об этикете |
Обобщить получение сведения по этике, познакомить с основными правилами приёма пищи |
Правильно разложить приборы на столе |
2. Этика отношений к окружающим.
Задача: включить учащихся в осмысление принципов отношений с окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека.
9. Путешествие в волшебную страну. Я могу быть волшебником |
Фиксировать внимание детей на важности соблюдения нравственности заповеди: “Поступай так, как бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе” |
|
10. Я люблю маму милую мою |
Воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких людях, оказывать знаки внимания маме |
Конкурс рисунков: “Моя мама” к Международному Дню Матери |
3. Этика отношений в коллективе.
Задача: приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе, включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.
Понятие, которые должны усвоить дети: доброжелательность, тактичность.
11. Мой класс – мои друзья |
Объяснить детям, что все в классе должны уважать другого человека, считаться с ним, быть доброжелательным, стремиться помочь слабому, чтобы класс был дружный |
Пригласить одноклассников к себе на чай |
12. Мальчики и девочки |
Дать представление о том, почему мальчику нужно проявлять уважение к девочке, пропускать её вперёд, уступать место, защищать; что девочки должны быть вежливыми, не дразниться, выражать мальчикам благодарность за их заботу |
Игра: “Ручеёк” (мальчики и девочки образуют пару) |
13. Самолюб никому не люб |
Объяснить детям, что тот, кто вредничает, жадничает, дерётся, слишком любит себя и совсем не думает о других, – это самолюб |
|
Заключительный урок “Праздник вежливых ребят”.
Раздел 2. “Истоки” (4 часа)
Цель: воспитать любовь к малой родине, прошлому русского народа, творческому наследию через обращение к нашим истокам – славянским корням.
Задачи:
- Формировать представления об истории родного края, интерес к её изучению.
- Расширить представления детей о достопримечательностях города Орла, о героях, знаменитых людях, чьими именами названы улицы города.
- Воспитывать интерес к литературному, художественному наследию, к театральной жизни Орловского края.
№ |
Тема. |
Тип урока. |
1. |
Знакомство с краеведческим музеем |
Экскурсия |
2. |
Из глубины веков. Как произошли названия: “Русь”, “Россия”. За далью лет. Основание города Орла |
Урок познавательной беседы |
3. |
Герб города Орла |
Урок познавательной беседы |
4. |
По старинным улочкам Орла |
Заочное путешествие |
Раздел 3. “Православный календарь” (3 часа)
Цели:
- Познакомить учащихся с наследием русского народа, разбудить потребность в овладении культурными богатствами народа, желании сохранить, оберегать.
- Формировать бережное отношение к реликвиям прошлого.
- Обучать вести исследовательскую работу, размышлять, анализировать.
- Воспитывать любовь к своему Отечеству на примере исторических событий.
1. |
Славянские боги праздники. Покров Пресвятой Богородицы. (14 октября) |
Урок познавательной беседы. |
2. |
Зимний праздник в России. Масленица. (Смесь языческих и христианских обычаев) |
Праздник – Масленица. |
3. |
День Славянской письменности
|
Урок познавательной беседы с элементами ИЗО |
Раздел 4. “Природа и человек” (2 часа)
Цели:
- Формирование навыков наблюдения за проявлениями окружающей природы, осознание, накопление эмоционально-эстетических чувств.
- Развивать интерес к природе родного края.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе родного края.
1. |
Памятники природы. Красота родного края |
Заочное путешествие по карте Орловской области |
2. |
Праздник осени |
|
Раздел 5. “Искусство” (12 часов)
Задачи:
- Ознакомление с различными видами искусства.
- Накопление эстетических впечатлений и образов.
- Пробуждение интереса к произведениям искусства.
- Воспитание грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы осознанно созерцать произведение искусства.
- Приобщать детей к истокам народного творчества родного края и музыкальной культуре Орловщины.
Живопись “Волшебная кисть” (4 часа) |
||
1–2. |
Знакомство с творчеством Ивана Левитана |
Урок-знакомство |
3. |
Знакомство с творчеством Маковского |
|
4. |
Знакомство с творчеством Перова |
|
Литература (2 часа) |
||
1–2. |
Литературная гостиная, посвящённая творчеству детских писателей и поэтов |
Урок с элементами театрализации |
Музыка (1 час) |
||
1. |
Праздник: “Звуки музыки” |
|
Декоративно-прикладное искусство (5 часов) |
||
1–2. |
Орловский спис
|
Урок в краеведческом музее Урок с элементами ИЗО |
3–4. |
Русская матрёшка
|
Урок познавательной беседы с элементами ИЗО |
5. |
Праздник: “Русская матрёшка” |
|
Итоговый тест по курсу: “Основы эстетического воспитания” 2 класс.
Данное тематическое планирование разработано для учеников 3 класса (1 – 4) и рассчитан на 1 час в неделю. (Всего 34 часа).
Раздел 1. “Эстетическая грамматика” (14 часов)
Этикет.
Цель: продолжить знакомство детей с понятием “этикет”, выработать практические навыки поведения за столом и в общественных местах; организовать игры и упражнения, помогающие детям овладеть правилами этикета.
Понятия, которые должны усвоить дети: этикет, воспитанность, внимательность, предупредительность, благодарность и радость.
Тема |
Цели |
Практическая работа |
1. Что такое этикет? Учимся правилам этикета |
Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета Акцентировать внимание детей на соблюдении правил поведения при появлении гостя в доме, о времени визитов, поведении детей в чужом доме |
Правильно войти в школу, а в школе – в класс, столовую Появиться в доме в качестве гостя (в праздник, день рождения) |
2. Приглашаем всех к столу |
Убедить детей в необходимости соблюдения правил поведения во время приёма пищи С помощью игр и упражнений объяснить детям правила этикета за столом |
Накрыть стол для вечернего чая Как поступишь, если ты обедаешь, а в это время пришёл твой друг (подруга) |
3. Учимся делать покупки |
Воспитать у детей необходимость соблюдения правил поведения в магазине, чтобы людям было проще и приятнее, чтобы никто не испытывал неудобства, неловкости |
Игра: “В магазине” |
4. Этикет в театре |
Развить навыки культурного поведения в театре (и в других культурных местах) |
Правильно подать вещи гардеробщику, пройти в зрительный зал и найти своё место |
Тест: “Знаешь ли ты, как вести себя за столом?”
Праздник чая
Этика отношений с окружающими
Задачи: формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе; включить детей в овладение гуманистических принципов отношений друг к другу с помощью игр и заданий творческого характера.
Понятия, которые должны усвоить дети: дружба, друг, товарищ, коллектив, уважение и трудолюбие.
5. От чего зависит настроение |
Объяснить детям, что настроение людей зависит от формы и тона общения; о роли общения в жизни людей |
Игра: “Волшебное зеркало” |
6. Умею дарить радость |
Акцентировать внимание детей на том, что когда даришь радость другому, радуешься сам |
Игра: “Учимся делать комплименты” |
7. Поздравляем наших мам |
Научиться правильно, подбирать подарки близким людям, составлять письменное поздравление и пожелание |
Написать текст поздравления |
Этика отношений в коллективе
Задачи:
- Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе.
- Включать детей в овладение гуманистических принципов отношений друг к другу с помощью игр и заданий творческого характера.
Понятия, которые должны усвоить дети: дружба, друг, товарищ, коллектив, уважение и трудолюбие.
8. Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались! |
Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе |
Игра: “Настроение” |
9. Мальчики и девочки (общее и особенное) |
Акцентировать внимание детей на вопросах этики поведения и отношений между мальчиками и девочками, выявить проблемы, существующие в этом плане в классе |
Игра: “Свиток” |
10. Советуем друг другу |
Заставить детей задуматься над теми нравственными чертами, какие зам |