Концепция развития школы



 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

Концепция развития школы была разработана в соответствии со следующими принципами:

  • Ø концепция отражает основные направления государственной поли­тики России в области образования в соответствии с Законом РФ

«Об образовании», с государственными стандартами изучения со­ответствующих учебных предметов, с нормативными документами городского управления образования, с Уставом школы;

  • Ø концепция охватывает такие аспекты совершенствования муници­пальной общеобразовательной средней (полной) школы, как:
    • учебно-воспитательные;
    • научно-методические;
    • организационно-управленческие;
  • Ø концепция исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он не только готовит­ся к будущей жизни, но уже живет в том микросоциуме, которым яв­ляется школа; поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образователь­ного процесса, но, прежде всего, - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.

Выпускнику современной общеобразовательной школы необходимо владеть умением критически мыслить, способностью к самостоятельной по­знавательной деятельности.

Если рассматривать деятель­ность, в том числе и познавательную, с личностной точки зрения, то необ­ходимо осознать единство интериоризации[1] и экстериоризации[2]

Продуктом учебной деятельности школьника являются не только и не столько знания, умения и навыки, которые он приобретает в процессе обучения, сколько спо­собы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности. Специфиче­ской особенностью любой человеческой деятельности является то, что это сознательная и целенаправленная деятельность. Следовательно, говоря об интеллектуальном и нравственном развитии личности, необходимо иметь в виду, что учебно-познавательная деятельность, которой ученик занят в шко­ле, должна носить вполне сознательный, целенаправленный характер.

Главное стратегическое направление развития школы - решение про­блемы личностно ориентированного образования, так как перед коллективом поставлена задача - заменить традиционную парадигму образования «учитель- учебник - ученик» на новую парадигму «ученик - учебник - учитель». Это, в свою очередь, требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который бы в максимальной мере учитывал особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для раскрытия и развития его по­тенциальных возможностей. В этом плане наиболее приемлемыми следует признать технологии, основанные на личностно ориентированном обучении. В условиях личностно ориентированного обучения учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной ак­тивной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их дея­тельности, чтобы вовремя помочь ква­лифицированными действиями устра­нить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль зна­чительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются:

  1. 1.     Технология метода обучения в сотрудничестве.
  2. 2.     Технология метода проектов.
  3. 3.     Технология модульного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕХНОЛОГИЯ[3] МЕТОДА[4] ОБУЧЕНИЯ

В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

 

Обучение в сотрудничестве, или обучение в малых группах, отно­сится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совме­стной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Ученики разные - одни быстро схватывают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Если объединить учащихся в небольшие гетерогенные группы, дать им одно об­щее задание, оговорив роль каждого ученика группы в решении этого зада­ния, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Сильные ученики заинтересо­ваны в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале, а заодно и сами могут проверить собственное понимание вопроса. Таким образом, ученики совместными усилиями ликвидируют пробелы.

Основным содержанием новых отношений в системе «учитель - уче­ник» является отмена принуждения (в разумных пределах), организация та­кого учения, которое характеризует:

  • требовательность без принуждения, основанная на доверии;
  • увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
  • замена принуждения желанием, которое порождает успех;
  • ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
  • применение косвенных требований через коллектив.

Технология метода обучения в сотрудничестве предполагает новую трактовку и индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхо­да состоит в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ре­бенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми распола­гает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые не­обходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

 

Метод проектов, или метод проблем, также связан с идеями гуманистического направления в образовании. Основоположником данного способа познавательной деятельности является Дж. Дьюи, идея которого заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс. При этом считается необходимым, чтобы познавательная деятельность организовывалась на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации. Таким образом, метод проектов как способ познавательной деятельности позво­ляет учащимся овладеть умением осуществлять деятельность, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителем, приобрести самостоятельность.

Наличие требующей исследования проблемы - обязательного компо­нента метода проектов - обуславливает организацию поисковой, исследо­вательской деятельности учащихся, индивидуальной или групповой, которая предусматривает не только достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.

Проектная деятельность - как индивидуальная, так и групповая -должна иметь целью познавательных действий учащихся не просто усвое­ние содержания, но и решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение полученных знаний либо для полу­чения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

Следует отметить, что метод проектов может быть отнесен к высшему уровню проблемности в обучении - исследовательскому, которым может ов­ладеть не каждый учащийся. Поэтому, применяя принцип проблемности в обучении и учитывая индивидуальные учебные способности учащихся, наря­ду с методом проектов мы будем использовать и такие методы проблемного обучения, как проблемное изложение, частично-поисковый метод. Выделен­ные уровни проблемности позволят учителю достаточно четко планировать свою деятельность на занятиях и, следовательно, уровень познавательной самостоятельности учащихся при решении проблем. В то же время примене­ние метода проектов в сочетании с методом обучения в сотрудничестве по­зволит реализовать свои учебные возможности каждому учащемуся.

Совершенно очевидно, что перевод учащихся в позицию организуемо­го, направленного извне или активного самостоятельного поиска обнаруже­ния, переработки и применения информации не может успешно протекать, если учащиеся не будут владеть общеучебными умениями. Под общеучеб­ными умениями мы понимаем универсальные для многих предметов спосо­бы получения и применения знаний.

Имея информацию о видах общеучебных умений таких групп, как учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические, нам необходимо будет разработать программу формирования общеучебных умений обозначенных групп у учащихся школы первой и второй ступени. Реализация такой программы снова потребует технологической проработки учебного процесса.

3.  ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

В связи с этим большой интерес представляет технология модульного обучения. Сущность модульного обучения заключает­ся в том, что составляется модульная программа обучения, соотнесенная со структурой деятельности учащихся и состоящая из отдельных элемен­тов, называемых «модулями» или «модульными блоками». Модульный блок, или модуль, представляет собой законченную часть работы - дейст­вия учащегося с четко обозначенным началом и концом, в то же время мо­дуль является структурным элементом программы обучения.

При необходимости для каждого учащегося составляется индивиду­альная программа обучения на основе базовой модульной программы с учетом стартовой подготовки.

Взаимодействие педагога и учащегося происходит на паритетной ос­нове. Оно опосредовано изучением учащимися материала «учебных эле­ментов» или «обучающих моделей». Таким образом, модульное обучение позволяет организовать самостоятельную познавательную дея­тельность, осуществить мотивационное управление учением, так как, интегрируя все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике, данная технология обеспечивает образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями и возможностями.

Указанные выше технологии в своей основе предусматривают инди­видуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию уча­щихся и отнесены нами к наиболее приемлемым, так как в условиях суще­ствующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко впи­сываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено стандартом и государственными программами. Эти технологии позволяют учителю достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету альтерна­тивными или традиционным методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.

Применение данных технологий позволит осуществить смену приори­тетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятель­ную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей, всегда укладывающуюся в систему уроков.

 

 

 

 



[1] Интериоризация - формирование личностных характеристик чело­века с учетом условий его жизни и деятельности.

 

[2] Экстериоризация - реализация способностей и замыслов человекам в продуктах его деятельности.

 

[3] Технология - это детально про­писанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

 

[4] Метод в дидактике - совокупность приемов, действий, позволяющих реализовать конкретную задачу оп­ределенным способом.