Цикл классных часов на тему: "Я — гражданин России"
Цикл классных часов на тему: "Я — гражданин России"
Великие символы России.
(Звучит колокольный звон. Выход хоровода девушек под русскую народную песню.)
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Сегодня, друзья мои, мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. Скажите мне, а что для вас является символом России?
(Учащиеся перечисляют – гимн, герб, флаг, блины, баня, матрёшка, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.)
Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.
Какая беседа без хлеба и соли?
Без хлеба и соли на свете нет доли!
Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Без хлеба и соли не будет и песни.
(Участники выносят каравай “хлеб – соль”.)
(Учащиеся исполняют песню “Коробейники”, под которую выносят подносы с изделиями народных промыслов России. Параллельно звучит текст стихотворений.)
Ещё чем славится Россия?
Людьми Россия хороша.
У них и руки золотые
и необъятная душа.
И замирает восхищенно
надменный иноземный взор
увидев русскую матрёшку
И Гжели кружевной узор.
А что вы можете рассказать об истории возникновения и становления русских народных промыслов?
(Учащиеся рассказывают о том, что знают по данной теме.)
(Звучит музыка.)
В любом селе из века в век
труд с уваженьем почитают.
и ратный подвиг сыновей
Россия вечно прославляет.
(На экране появляются портреты великих людей России разного времени.)
Есть люди на Руси, чьи лица, имена
Известны нам едва ль не с колыбели.
Горжусь тобой великая страна!
В своих делах они тебя воспели.
Посмотрите на экран. Вы узнаёте чей это портрет?
(Вновь появляются портреты. Учащиеся называют изображённых на них людей.)
Да, друзья мои. Мы можем бесконечно долго перечислять имена великих сыновей и дочерей России. Это ли не повод для гордости?
(Звучит патетическая музыка.)
Звони земля колоколами,
своими гордыми делами.
Россия – символ славного народа,
его отваги, чистоты, свободы!
Подвиг в камне и бронзе.
(Звучит патетическая музыка.)
О память! Верным ты верна.
Твой водоём на дне колышет
Знамёна, лица, имена,
И мрамор жив, и бронза дышит.
В час испытаний поклонись Отчизне
По- русски, в ноги, и скажи ей: -Мать!
Ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!
С тобою жить, с тобою - умирать!
Будь верен ей, и как бы не был длинен
Тяжкий день военной маяты,
Коль пахарь ты, отдай ей всё как Минин,
Будь ей Суворовым, коль воин ты.
(Звучит фонограмма песни “Священная война”. На экране появляются кадры, повествующие о начале войны.)
Мальчишки 41-го – подъём!
Чужие сапоги грохочут в мире.
Зовёт горнист, - он был убит в четыре.
Труба поёт, и мы с тобой встаём.
(Звучит “Песня защитников Москвы”. На экране отрывки военной хроники обороны Москвы.)
О ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба –
Он почти не весит на руке…
(Звучит метроном. На экране кадры хроники блокадного Ленинграда.)
Затвердело сердце у земли,
А солдаты шли, и шли, и шли.
Шла Урала тёмная руда,
Шли, гремя, железные стада.
(Звучит песня “Горячий снег”. на экране кадры хроники Сталинградской битвы.)
Шел Смоленщины дремучий бор,
Шел глухой зазубренный топор.
Шли пустые, тусклые поля.
Шла большая русская земля.
(Учащиеся исполняют песню “Шёл солдат”.)
(Звучит музыка)
Человек!
Будь ты стариком или подростком, женщиной или мужчиной, если ты увидишь в большом городе или в маленьком селении, у дороги или на опушке леса, в поле или на берегу реки памятник советскому солдату, остановись, человек!
Обнажи свою голову и склони её. Знай, человек. Здесь покоится прах того, кто не щадил в борьбе своей жизни ради тебя, твоих детей, братьев, сестёр.
Поклонись памятнику воину-патриоту!
С любовью к родному краю.
(Звучит музыка. Разыгрывается сценка №1.)
Поздней осенью лета 1658 от рождества Христова царь и великий князь всея Руси, Алексей Михайлович, будучи на охоте соколиной, заночевать изволил в Ермолинской роще. И явилась во сне ему святая великомученица Екатерина.
(На экране демонстрируются фотографии Екатериненской Пустыни, находящейся на территории Ленинского района.)
- НЕ за мной ли пришла, Ты, святейшая? Отче наш, неужели разгневался?
- НЕ кручинься, Алексий Михайлович. Я с небес снизошла не за душами, а благую весть огласить тебе. Ты сейчас на охоте Соколинской, убиваешь зверьё не повинное, а в родимой земле народилося чадо доброе, непорочное. Не наследник, потомок царевичей, не могучий боец Алексеевич, а красавица дочь появилася на Господний свет, людям к радости. Справедливой, умелою, мудрою, будет дочь Алексея Михайловича .
Дабы память о чуде явленном, о былом в веках сохранялася, повелел Алексей Михайлович, где шатёр его в роще раскинулся, возвести там часовенку с башнею в благодарность о вести благостной и назвать это место пустынью, пустынью Екатериненской.
(Разыгрывается сценка №2)
- Неужели я, коллежская асессорша Степанова, не могу позволить в своём имении делать всё, что мне вздумается. А?
Вот захочу сады яблоневые, будут у меня сады, и аллеи липовые будут.
А пруды-то, пруды…
И будет моё имение видно со всех сторон!
А что, пускай моё владение в документах Подольского уезда так и пишется: “Имение Видное, Апаринки тож.”
(Разыгрывается сценка №3.)
- Товарищи, нам оказана высокая честь, воплотить в жизнь решение партии. В то время, когда промышленность нашей страны двигается вперёд семимильными шагами, мы должны приложить все усилия для того, чтобы обеспечить максимальный экономический подъём СССР. Даёшь кокс и газ Родине?! УРА! Коксогазовому заводу – быть! УРА, товарищи, УРА!
(Звучит фонограмма “Священная война”. На экране – кадры военной хроники.)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
и что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
(Звучит музыка. На экране – фотографии родного края.)
Край родной, ты светел и достоен.
Вся история твоя перед глазами.
Ты от Пустыни до новостроек
Расцветай прекрасными садами!