Программа элективного курса по английскому языку для 9-го класса "SAVE OUR PLANET"



 

Программа элективного курса по английскому языку для 9-го класса "SAVE OUR PLANET"


Пояснительная записка

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился и статус иностранного языка. Усилилось его значение как действенного фактора социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса, как средства устного и письменного общения между представителями разных народов и культур и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.

Реализация идеи плюрализма в организации обучения иностранным языкам позволяет строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с принципами индивидуализации и дифференциации обучения. Наличие разных вариативных курсов обучения иностранным языкам (школы обычного типа с разным сроком начала обучения, школы и классы с углубленным изучением, факультативные курсы, иностранный язык как предмет по выбору в профильных и предпрофильных классах и т.п.) открывает перед учащимися возможность выбора форм образования по предмету. Многовариативность учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам делает возможным насытить курс этого предмета самым разнообразным содержанием, например, с преобладанием страноведческой, литературоведческой, общетехнической или экологической направленности.

Элективный курс по английскому языку с экологической направленностью “SAVE OUR PLANET!” рассчитан на учащихся 9-х предпрофильных классов, которые выберут для себя профиль естественнонаучного, агротехнического направления или естественно-математического направления. Учащиеся получат возможность осваивать иностранный язык под углом зрения своих профессиональных интересов. Так как у учащихся более высокий уровень интереса к предметам вышеперечисленных направлений, то и иностранный язык будет являться дополнительным и важным средством получения новой информации по этим областям знаний.

Экологическое направление данного курса выбрано не случайно.

Сложность и драматизм современных взаимоотношений между человеком и природой вызывают огромную озабоченность всего человечества. Важность решения экологических проблем очевидна. В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача формирования качеств личности, ее направленности, которые бы обеспечивали использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества. От тех, кто сидит сегодня за школьной партой, будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы - выживания человечества. В связи с этим в настоящее время за рубежом и в нашей стране наблюдается экологизация учебных предметов, что способствует развитию экологических знаний и экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания.

Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Иностранный язык, как средство общения между народами, может помочь людям понять друг друга и объяснить всему миру, что недостаточно беречь и сохранять только тот участок земли, на котором он живет. Ведь наш общий дом – Планета Земля, и для предотвращения экологической катастрофы и решения общечеловеческих проблем требуется консолидация сил всего человечества в рамках охраны окружающей среды, сотрудничества по выработке экологически чистых технологий.

Данный курс рассчитан на 16 часов учебного времени, т.е. на одну учебную четверть из расчета 2 урока в неделю.

Элективный курс “SAVE OUR PLANET!” позволит учащимся повысить уровень практического владения иностранным языком, более полно реализовать функции иностранного языка как средства общения, развить навыки работы над языком, расширить рецептивный и активный словарный запас, его комбинаторику, позволит учащимся более точно излагать свои мысли, обсуждать проблемы за счет больших возможностей использования разных грамматических явлений языка.

Элективный курс позволит также связать деятельность на иностранном языке с другими видами деятельности: учебно-трудовой, игровой, познавательной, и экологическая проблематика дает возможность легко ее осуществить. Так, предметом обсуждения на иностранном языке могут быть экскурсии, экспедиции, наблюдения за природой, ведение дневников, оформление рефератов, проведение фотоконкурсов, выполнение зарисовок любимого уголка природы, озеленение школьного двора и т.п.

Программа вариативна. Взяв за основу учебно-тематический план программы и определенные виды деятельности, увеличив количество изучаемого материала, можно расширить ее до 34 часов, и наоборот, сократив количество материала, уменьшить до 8 часов.

Настоящая программа содержит следующие разделы:

I. Цели и задачи курса.

II. Содержание обучения.

III. Учебно-тематический план.

IV. Список литературы.

V. Приложения, содержащие различного рода учебный материал для учащихся и учителя.

Цели и задачи.

Комплексная цель, направленная на воспитание, образование и развитие личности ученика в процессе овладения им основами иноязычной речевой деятельности, конкретизируется следующим образом:

  • воспитание потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности; экологическое воспитание;
  • расширение кругозора учащихся, их научной информированности и общей эрудиции;
  • развитие у обучаемых таких важных в профессиональном отношении познавательных процессов, как произвольное внимание, логическая память, аналитическое мышление;
  • подготовка школьников к участию в межкультурном общении в устной и письменной формах;
  • развитие умения чтения как адаптированной, так и неадаптированной литературы на иностранном языке.

Цели определяют следующие задачи:

  • обучать школьников чтению текстов на экологическую тематику;
  • обучать пониманию текстов, умению ориентироваться в них и выделять нужную информацию;
  • включать в активный словарь учащихся экологическую и профессионально направленную лексику;
  • расширять объем рецептивного словаря школьников, объем и глубину грамматических явлений;
  • учить умению письменно фиксировать значимую для них информацию;
  • способствовать приобщению учащихся к чтению по интересам, повышению экологической эрудиции, приобретения опыта самостоятельного использования иностранного языка для углубления и расширения знаний в различных областях науки.

Содержание обучения.

1.Чтение.

Чтение является тем видом речевой деятельности, овладение которым реально достижимо в условиях общеобразовательной школы, и который может оказать благоприятное воздействие на формирование других речевых умений.

Необходимо развивать все 4 типа чтения;

  • с целью извлечения полной информации (изучающее чтение);
  • основной информации (ознакомительное);
  • частичной информации (просмотровое);
  • с целью ориентировки в различных источниках информации и отбора необходимых материалов (поисковое).

В 9-ом классе, как правило, учащиеся знакомы с данными типами чтения. В информационно-содержательном плане иноязычные тексты должны быть научно-популярного характера, обогащающие кругозор и повышающие эрудицию учащихся на экологическую тему. Тексты общественно-политического характера, отражающие экологические новости текущей жизни, международные связи. Возможны тексты по профилю будущей специальности: по биологии, географии, физике, химии. Тексты научно-фантастического характера можно предлагать учащимся с достаточно высоким уровнем обученности. Специализированные тексты, т.е. тексты более узкого профиля, содержащие научно-техническую информацию по определенной группе специальностей. Исходя из возможностей и подготовленности учащихся, учитель может выбрать те или иные виды текстов.

2. Перевод.

Требования к переводу следующие:

  • умение оперативно находить слова в англо-русском словаре, выбирая нужное значение слова;
  • умение вырабатывать оптимальный режим включения словаря в процесс чтения;
  • умение ориентироваться в формальных признаках лексических и грамматических единиц;
  • умение передавать соответствующее содержание средствами литературного русского языка.

Перевод должен быть адекватным, выполняться на материалах как адаптированных текстов, так и неадаптированных.

3. Говорение. (Монологическая и диалогическая речь).

В данном курсе преимущественное развитие получает монологическая речь, как более информационная и простая для усвоения. А из 2-х разновидностей монологической речи (подготовленная и неподготовленная) – приоритет следует отдавать подготовленной, т.к. она обладает большей информационной ценностью и развивающим потенциалом, связанной с обучением другим видам речевой деятельности, в первую очередь чтением.

Необходимо формировать умение высказываться в связи с предложенной речевой ситуацией, делать устные сообщения по теме, передавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного текста, а также делать развернутые подготовленные сообщения в связи с прочитанным текстом, пользуясь планами или опорными словами. Продолжительность сообщения – 1,5-3 минуты в естественном темпе.

Для более подготовленного класса можно предлагать элементы делового общения, сближения диалогической и монологической форм речи. Упор делать на композиционную правильность высказывания, доступность для слушателей и продолжительность можно увеличить до 5 минут.

4. Аудирование.

В процессе аудирования важно обучать школьников умениям выделять в потоке речи незнакомые слова и выражения и осуществлять догадку об их значении, различать основную и второстепенную информацию. Естественно, дополнительным требованием является умение понять основное содержание аудиотекста на экологическую тему.

5. Письмо.

Письмо должно играть преимущественно вспомогательную роль при обучении чтению и говорению. Это может быть:

  • составление плана текста, озаглавливание его;
  • вопросы к прочитанному;
  • передача краткого содержания прочитанного;
  • выписки из текста;
  • записи в виде опор или плана устного высказывания;
  • написание письма стандартного содержания.

В продвинутом классе это может быть конспект прочитанного, реферат, аннотация.

Результат.

Планируемым результатом можно считать достижение элементарной коммуникативной компетенции в устной речи и письме и продвинутой компетенции в чтении. Т.е. у школьников должны быть сформированы иноязычные знания, в том числе и экологические, а также навыки и умения, а в целом способность и готовность осуществлять на указанных уровнях собственно речевые и учебно-речевые действия в русле основных видов речевой деятельности.

Учебно-тематический план
предметно-ориентированного элективного курса
“SAVE OUR PLANET!”

Каждый учитель, исходя из своих конкретных возможностей, а именно наличия необходимых материалов, степени языковой подготовленности классов и т.д., может составить индивидуальное календарно-тематическое планирование, взяв за основу данные ниже учебные ситуации, плавно переходящие одна в другую.

Учебные ситуации

Кол-во уроков

Виды деятельности

1. World around us (Weather, Climatic Changes, Wildlife, Nature’s Riches, Sun, Sky, Moon, Air, Rivers, Seas and Oceans…).

4

1.Чтение изучающее (полное понимание, пересказ).

2. Работа над лексикой (активный словарь и пассивный словарь).

3. Развитие навыков устной речи (описание картинок, фотографий).

4. Разучивание стихов и пословиц о природе, явлениях природы).

2. Natural World in Danger (Plant and Animal Life, Air Pollution, Water Pollution, Nuclear Pollution…).

4

Чтение поисковое (учащиеся делают выводы, оценивают информацию).

Работа над лексикой (активная, пассивная.)

Аудирование.

Деловая игра (деловое общение с целью выяснения экологических проблем для совместной деятельности).

3. Man and Natural World (Man the Creator, Man the Destroyer…).

4

Чтение ознакомительное (понимание общего содержания прочитанного без учета деталей).

Работа над лексикой.

Перевод (как самостоятельный вид речевой деятельности). Работа со словарями, справочниками.

Просмотр и обсуждение видеофильма на экологическую тему.

4. Ecology (We Must Protect our Planet).

4

Работа над экологическими проектами. Темы проектов определяют учащиеся вместе с учителем, например: “Clear Air”, “Green Classroom”, “Protecting our River”…

 Литература:

  1. Журнал “Иностранные языки в школе”

№ 4 – 1990 г.
№ 6 – 1993 г.
№ 3 – 1989 г.
№ 2 – 1995 г.
№ 4 – 2002 г.
№ 5 – 2002 г.
№ 6 – 1995 г.
№ 1 – 1992 г.

  1. Оценка качества по иностранному языку. Москва. “Дрофа” 2000.
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. Москва. “Просвещение”. 1998 г.
  3. Примерные программы основного общего образования. Москва. “Дрофа” 2000.

 



© 2010-2018