Компьютерное обучение английскому языку как инновационная технология



 

Компьютерное обучение английскому языку как инновационная технология

 Т.М. Пьяненкова

Введение

Сегодня, цели и задачи, стоящие перед современным образованием, меняются – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной безличной педагогике. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Именно применение инновационных технологий на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.

При этом каждый учитель, применяющий информационно-коммуникативные и компьютерные технологии или проектную деятельность с использованием мультимедийной презентации Power Point на уроках английского языка, должен знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методологическим требованиям:

  • Ø концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
  • Ø системность: наличие всех признаков системы (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность)
  • Ø эффективность: гарантируя результаты, соответствующие образовательным стандартам;
  • Ø гибкость: возможность вариаций в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической действительности;
  • Ø динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;
  • Ø воспроизводимость: возможность использования технологии другими учителями в данном образовательном учреждении или в других.

 

Обоснование

Образовательное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы, которые, безусловно, являются неплохим подспорьем в обучении. Они ориентируют учащегося на свободный темп обучения, индивидуальную логику познания. Контроль знаний проводится немедленно с гарантией перехода на новый уровень. Казалось, цель создателей этих обучающих программ достигнута: обучаемый может обойтись без учителя.

Такой подход к процессу обучения легко объясним. Однако, на деле все гораздо сложнее. Внедрение компьютерных образовательных технологий в массовую школу показывает, что роль педагога по-прежнему остается весьма существенной. Несмотря на огромное преимущество компьютера, по сравнению с другими техническими и наглядными средствами обучения, именно учитель может обеспечить целостность и системность в обучении.

В условиях информатизации образования учитель выступает в роли режиссера, который призван направить информационный поток  в целях наиболее эффективного обучения. Учитель должен прагматично подходить к использованию компьютерных и информационно-компьютерных технологий, и  смотреть на компьютер не как на своего конкурента, а как на более совершенный по сравнению с другими средствами обучения инструмент.

Существует несколько компьютерных образовательных технологий, наиболее часто применяющихся на уроках английского языка для решения разных задач:

  • Ø использование Интернет-ресурсов;

Очень часто Интернет позволяет найти интересующий ученика и учителя наглядный материал, причем высокого качества. Ресурсы Интернета помогают сделать освоение учебного материала эффективным и вовлечь учащихся в самостоятельное обучение.

  • Ø мультимедийная презентация Power Point;

Овладев программой составления презентаций Power Point, учитель может использовать технологию проектной деятельности в обучении английскому языку в решении какой-либо образовательной проблемы. На уровне творческого применения знаний возможна организация самостоятельного проектирования учебных задач учащимися.

  • Ø Использование компьютерных образовательных программ;

Применение компьютерных программ в обучении английскому языку, никоим образом, не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает ее эффективность, так как учитель может сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.

Гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, нежели показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целый урок, а иногда и более. Учитель может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Современная мультимедийная продукция позволяет копировать часть материала, вывести определенный отрывок на большой экран, использовать необходимый видеосюжет или аудио на уроке английского языка, при наличии проектора.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.

 

Практическое применение компьютерных образовательных программ

 

Я считаю, что применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка должно быть адекватно целям и содержанию обучения.

Ниже приводится один из уроков с использованием компьютерных образовательных программ:

 

The English lesson in the computer class. (the 8th form) (2005-2006 уч. г.)

Objection: Development of skills and habits in using Conditionals I,II.

Additional aim: development of skills and habits in audial (specific information) and unprepared monological speech.

Additional materials: computer programme "Reward”. Pre-Intermediate. Computer programme "Higgins”. Handouts.  Assessing card.

 

  1. Warming-up.
    1. Today at the lesson we’re going to talk about the lottery using Conditionals I and II.
    2. First, I’d like you to answer the question: Do you think it’s right to spend money on the lottery?

 

             II.  Watching the first part of the film.

  1. Watch the clip about the lottery in Britain and mark the best answer  in  your handouts.
  2. Answer the questions.
  3. How do you think the lottery company should spend the profits?

 

          III.  Watching the first and the second parts of the film.

  1. Watch the first part again checking your answers.
  2. Watch another clip and mark the things people will do if they win the National lottery.
  3. What grammar is used in the film?
  4. Say what British people will do if they win the National lottery.
  5. And what about you? What will you do if you win a great sum of money?

 

         IV.  Watching the first, the second and the third parts of the film.

  1. Watch the first and the second parts again checking up your answers.
  2. Watch another clip and mark the things people mention if they won 10 pounds.
  3. Say what British people would buy if they won 10 pounds.
  4. And what would you buy if you won 100 roubles?

 

            V.  Consolidation of the theme.

  1. Tell me, would it change your life if you won lots of money in the lottery?

 

         VI.  Working on the computer using the programme "Professor Higgins”.

  1. Now you’re working on the computer practicing in usage of Conditionals. Do Unit 36. Task 1 and 2. When you finish exercise 1 invite me to see your work.

      VII.        Assessing the pupils’ discussion and their work on the computer.

   VIII.        Giving H/W.  Write 3 sentences in Conditional 1 and in Conditional 2.

 

Заключение

 

Компьютерные образовательные программы являются эффективными только в том случае, если они соответствуют коммуникативным задачам, целям и содержанию обучения.

 

Литература:

  1. А. Фурсенко «Модернизация образования на новом витке: цели и средства».

 

  1. «Перспективы развития отечественной системы образования».
  2. Сборник «Вестник образования» № 11, 2005 г.
    1. «Стратегия совершенствования преподавания иностранных языков в средних школах». Сборник «Вестник образования» № 15, 2005 г.
    2. «Инновационные технологии как ресурс эксперимента».
    3. 6.     Профессиональный педагогический журнал «Учитель» № 5, 2005 г.


© 2010-2018