Технология проектного обучения



Вовлеки меня – и я научусь»

В настоящее время ведущим принципом образования становится гуманизация. Для его реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является технология проектного обучения (ПО)

Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится  не в русле учебного предмета.

Цель ПО:

  1. 1.     Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника ПО:

-позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;

-развивать у каждого позитивный образ себя и других;

-развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.

  1. 2.     Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
  2. 3.     Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи;
  3. 4.     Развивать у учащихся исследовательские умения ( выявление проблем, сбор информации и т.д.) наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Суть ПО  состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию  новых процессов, объектов и т.д.

Проектное обучение может быть:

-индивидуальным, т.е. когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект;

-командным , т.е. когда класс делится на группы ( команды) по подготовке проекта.

Командный способ имеет следующие правила и принципы:

v В команде нет лидеров; все члены команды равны;

v Команды не соревнуются;

v между всеми членами команды  доброжелательные отношения, они должны получать удовольствие от общения с друг другом при выполнении проектного задания;

v каждый член команды  уверен в себе ;

v все члены команды должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;

v Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

 

Этапы работы над проектом.

 

  1. 1.     Постановка цели.
  2. 2.     Обсуждение вариантов исследования, выбор способов.
  3. 3.     Самообразование и актуализация знаний.
  4. 4.     Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
  5. 5.     Исследование: решение отдельных задач, постановка и т.д.
  6. 6.     Обобщение результатов и выводы.
  7. 7.     Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

 

Виды проектов.

 

  1. 1.     Информационный и исследовательский проект ( например, «История рок-поп-мызыки»,»что мы можем сделать, чтобы помочь людям»)
  2. 2.     Обзорный проект (например,»Доска Почета»,»Древо знания»,»Люди, которыми я горжусь»
  3. 3.     Продукционный проект («создание проекта школы будущего»,»Давайте сделаем мир лучше. Экологические проблемы»)
  4. 4.     Проекты-инсинеровки или организационные проекты ( например, «праздники, Рождество в Великобритании, День св.Валентина.)

 

Методику проектного обучения,  я опробовала в более подготовленном профильном классе для обобщения знаний и умений по изученной теме.Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы изготовить рекламный плакат, буклет, афишу, альбом с краткими текстами, рисунками, фото, открытками, отражающими самое существенное содержание темы.

Метод проекта позволяет на уроках английского языка формировать коммуникативную компетенцию. В понятие коммуникативной компетенции входят:

v Речевая компетенция – предполагает создание возможности проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности: аудирование, говорение, письме,, чтение,переводе в пределах определенной темы;

v Лингвистическая компетенция – предполагает овладение учащимся лексикой по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;

v Социокультурная компетенция -  ограничивается знанием культуры стран изучаемого языка, в странах Европы, Америки. ( литература, живопись, архитектура, градостроительство, театр, музыка)

v Методическая компетенция – проявляется в общеизучаемых умениях и навыках: умением самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимые знания по разным отраслям знаний ( образование, досуг,спорт, искусство, страноведение и т.д.)

Проектное изучение способствует развитию интереса у учащихся к данному предмету, повышению мотивации учения вообще, расширяет его кругозор.

Технологию проектного обучения нужно вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно-нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.

В последнее десятилетие наблюдается снижение положительной мотивации к учению вообще и   к изучению английского языка в том числе у значительной части учащихся, хотя общество в настоящее время все больше осознает значимость его изучения.

Этот пародоксальный факт  может быть вполне объясним: с одной стороны, ученик средней школы понимает важность получения высшего образования ( иначе не преуспеешь в жизни) а с другой стороны, понимает его недоступность для своей семьи. Эти ученики не видят перспективы для себя лично и не заинтересованы в изучении иностранного языка, считая, что он не нужен для его будущей профессии шофера, слесаря, швеи и т.д. У части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, т.к. при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей ( особенностей памяти, восприятия, мышления)

Проведенное анкетирование учащихся нашей школы показало, что 85% понятна цель учебной деятельности по иностранному языку, но работа на уроке вызывает интерес только у 60% ( иностранный язык опережает географию, экономику, химию, обществознание. На уроках иностранного языка преподаватели нашей школы используют различные формы работы но больше работают с определенными учащимися 58 % со всем классом – 63 % , популярна на уроке и парная работа – 66%, а вот в групповой работе участвуют только 39% учащихся.

65% учащихся отменим , что учитель замечает их успехи, оказывает помощь ( меньше на ОИВТ, географии и экономике) 90% учащихся всегда выполняют домашние задания по иностранному языку ( 44: быстро, 46% медленно) , 10% совсем не делают домашнюю работу. Задание на уроке предлагает выполнить в большинстве случаев сам учитель ( 58%) и лишь выбрать по интересу могут 37%, по сложности – 29%.

Уже несколько лет существует и у нас в школе применяется проектная методика, которая позволяет создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные  возможности ребенка.

Метод проектов может использоваться при обучкении английскому языку в рамках программного материала практически по любой теме в учебнике Кузовлева В.П. для 7 класса, т.к. отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника (Человек и его окружение)

Я опробовала данный метод в 8 классе ( класс технический, в котором были в основном сильные ребята по всем предметам, слабо успевали по английскому языку только двое) Надо сразу оговориться, что проектная форма применима только в сильных классах, где ребята могут говорить на языке, в слабом классе он не пойдет .Ибо, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны  владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом. (выделять главную мысль, внести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п.; умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать  свою мысль. Т.о. для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая, осуществляется в целостной системе обучения в школе. ( не только в обучении иностранного языка), причем совсем необязательно , чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводится постоянно, систематически и параллельно  с работой над текстом. Поэтому я и выбрала для данной работы класс, который соответствует этим требованиям.

Прежде чем использовать метод проектов при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, нужно все тщательно продумать разработать, просчитать; четко определить учебные задачи, продумать , какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

Как ее можно организовать коллективную учебную деятельность по первому разделу УМК В.П. Кузовлева «Happy English 2 »

В данном разделе авторы учебника предлагают такие темы проектов ( упр.3-4 стр.19 ) «                                                                 «

1.

2.

3.

а также задания для обсуждения при работе над каждым из проектов:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

На первом этапе работы учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень.

Учащиеся должны владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения.

Но т.к. в учебнике они представлены недостаточно , то необходимо привлечь « Рабочую тетрадь» , либо самому составить упражнения типа: «Обрадуй нужную грамматическую форму глагола», Назови отрицательный вариант данного предложения», «Уточни информацию», « Приведи предложения с русского на английский» и т.д. Кроме того, школьники должны уметь составлять все типы вопросов, включая разделительный ( поскольку он часто используется носителем языка) Необходимо повторение или изучение таких разделов грамматики:

1.

2.Модельные глаголы:

Работа над проектом занимает 10 уроков, 3 этапа работы:

1 этап упр.1

Учащиеся должны самостоятельно выявить и сформулировать проблему при помощи наводящих вопросов учителя:

-Все ли тебе нравиться в школе ?

-Хотел бы ты что-нибудь изменить?

-Есть ли в школе клубы? И т.п.

Итогом работы может быть вывод:

«В школе  что-то нужно изменить. Что? Все предложения учащихся записываются на доске без комментариев. Затем наводящими вопросами, навести ребят на те пункты плана, которые наметила заранее. Потом начинается коллективное обсуждение этих пунктов.»

В результате остаются только запланированные учителем вопросы. Далее можно разделить учащихся на группы, я давала задание каждому ученику разработать свой проект по принятому плану. Например , 1.Описание школы . Для того чтобы научить ребят описывать здание школы, нужно вспомнить и активизировать: а) грамматические конструкции:

 

Б)необходимую лексику. После выполнения упражнений на закрепление лексики можно предложить учащимся свою школу или на картинке.

Для этого предлагаются вопросы:

-

-

-

-

Например, 1.Твой друг по переписке из Англии попросил тебя описать школу, в которой ты учишься. (можно для образца привести описание его школы – в форме аудирования или в виде текста письма.)

2.Нравится ли тебе твоя школа? Мотивируй свой ответ.

3.Как ты представляешь себе идеальную школу? Опиши ее ( это может быть домашним заданием)

В результате должны быть получены развернутые высказывания по каждому заданию.

 

2.Обсуждение расписания.

Сначала ребята учатся описывать готовое расписание  ( упр.2 стр.10) Повторяется лексика: дни недели и название предметов.

С помощью вопросов учитель помогает ученикам как можно полнее проанализировать данное расписание:

-

-

-

-

-

-

Таким образом, ребята готовятся к рассказу о своем собственно расписании уроков. Далее учащимся предлагается сравнить школьное расписание британского школьника и свое собственное ( упр.2 стр.10)

Примерно по такой же схеме ведется работа над остальными вопросами: (упр.3 стр.11, упр.4 стр.12)_________________________

(упр.2 стр.18)_______________________________________________

(упр.2 стр.22)_______________________________________________

Таким образом, весь языковой материал проекта прорабатывается на уроках.

Большое значение имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. В начале ребята учатся выражать свое собственное мнение. В данном   случае используются :

 

 

 

 

Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия. Их можно ввести на этапе обсуждения вопроса:                                                                                    (упр.4 стр.17)

А) согласие:

 

 

Б)несогласие:

 

В)обобщение сказанного:

 

Для тренировки этих речевых клише можно дать задание в парах  разработать мини-диалог  с их использованием.при этом виде деятельности ребята не только занимают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей, этичному обращению к собеседнику.

Это надо тренировать регулярно и поощрять учащихся к использованию данных клише.

Для успешной реализации задач, стоящих перед учителем и учеником, авторы учебника предлагают различные тексты функциональных стилей. Их содержание служит стимулом последующих высказываний учащихся. Здесь важно  научить ребят использовать тексты в качестве образца высказывания, применяя к себе то, что необходимо и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям школьника. Рекомендации по работе с текстами можно прочитать в книге для учителя к данному учебнику. Итак, на подготовительном этапе проектной работы совершентствуются   сформированные  ранее навыки иноязычного обобщения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учащихся .

3 этап (защита и обсуждение текстов)  - заключительный этап. Каждая группа или ученик защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После этого предполагается общая дискуссия , которую учитель продумывает заранее. Кроме того , заранее следует предложить ребятам:

  1. 1.     подготовить возможные вопросы по теме проекта;
  2. 2.     определить правила ведения дискуссии ( использование речевых клише , аргументированность высказываний , этичность и т.д.

Учитель предлагает возможный сценарий дискуссии. Учитель говорит:

«Я – мэр города. Город планирует строительство новой экспериментальной школы. И сегодня состоится конкурс наиболее интересных проектов. Выездное задание проводится в нашей школе, т.к. все ее ученики будут, потом там учится"

Заслушиваются проекты по всем темам, предложенным учащимся. Учащиеся задают выступающему вопросы, которые их интересуют. Например:

-

-

-

-

-

После презентации проектов учащиеся выбирают наиболее интересный на их взгляд  проект, а затем, им предлагается для общего обсуждения один из вопросов ( исходя из уровня обученности группы)

  1. 1.     Какое школьное здание вам кажется наиболее удобным и почему?
  2. 2.     Какие предметы вы хотели бы изучать в школе и почему? Какие предметы вам кажутся необязательными и почему? Какое учебное расписание отвечает интересам большинства из вас?
  3. 3.     Нужны ли домашние задания? Мотивируйте ответ.

 

В результате обсуждения учащиеся должны придти к общему решению по вопросу. Учитель оценивает не только сам проект и его защиту, а также активность учащихся во время дискуссии ( ученики могут заработать баллы за удачный ответ или вопрос, использование активной лексики, употребление коммуникативных  клише и т.д. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.

Следует отметить, что при такой форме работы с наряду с преимуществом имеются определенные трудности из-за недостаточного уровня языковой подготовки, нехватки времени, непривычности этой формы работы, недостаточной подготовленностью учителя к данной форме работы, невысокой мотивации к данному виду деятельности, трудности вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию .

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы над проектом строятся отношения и учащегося. Учитель становится консультантом, помощником.

Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.

Данной методикой необходимо овладеть каждому учителю , т.к. они -  прогрессивная и развивающая , а это технологии 21 века.



© 2010-2018