Использование ИКТ на уроках



Использование ИКТ на уроках

  

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Информационные технологии позволяют:

построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных , соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

усвоить базовые знания по предмету,

систематизировать усвоенные знания,

психологически настроить на атмосферу экзамена,

натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,

сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,

сформировать навыки самоконтроля,

сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,

оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

 В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:

во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Селекция» в 11 классе мною было дано задание найти сведения о современных методах селекции и успехах ученых по выведению новых пород животных и сортов растений. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данным вопросам.

во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении в 11 классе темы « Генетическая и клеточная инженерия» мною было дано задание найти сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что вопрос создания клона человека вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие точки зрения ученых. Тем более этот материал ценен потому, что его вообще нет в учебниках. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к данной проблеме.

в-третьих может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 11 классе при изучении темы «Классификация организмов» мною было дано задание сделать дайджест по материалам о СПИДе. Собранный материал учащиеся оформили в виде мультимедийных презентаций.

Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов. Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учитель биологии полезные обзорные материалы может найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов www.referat.ru, или поисковые системы. На серверах известных фирм производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания биологии. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебными материалами одновременно нескольким учащимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе.

 

Темпы жизни таковы, что акценты урока необходимо менять, переходить от сообщения информации к методике самостоятельной работы с ней, и главным помощником в этом может стать ПК и современные информационные технологии. Выходя на проблему использования мультимедиа на уроках истории и предметах обществоведческого цикла, мы видим его возможности в следующих аспектах: 1) как демонстрационное устройство 2) как средство индивидуализации учебного процесса 3) как одно из наиболее современных и перспективных средств в организации внеклассной работы. Последнее время одной из наиболее перспективных форм работы являются всевозможные Интернет-проекты, которые в большей степени отвечают решению задач творческого и коммуникативного характера. Такие, например, как ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России 20 века», или ежегодные Воронежские викторины для школьников. Наконец, еще один вариант работы. Это, безусловно, не урочная деятельность, скорее клубная или домашняя, дистанционные - интернет-дебаты. В зависимости от возраста учащихся и уровня их подготовленности можно использовать в работе элементы различных форматов: формат Карла Поппера – в работе с учащимися более младших классов и формат Парламентский – с учащимися 10-11 классов. Опыт использования ИКТ заставляет обратить внимание не только на положительные результаты, но и ряд проблем, высветившихся при этом. Первая и основная - отсутствие материальной базы. Речь идет не только об отсутствии свободного доступа к оборудованному соответствующим образом помещению, но и необходимых для этого программ обеспечения. То немногое, что мы имеем в своем распоряжении, например, программа «Кирилл и Мефодий», не может быть использовано в чистом виде и требует, как правило, серьезной доработки в плане адаптации к задачам конкретного урока. Выход в этом случае может быть только один - создавать самим, что мы и делаем силами творческих групп учащихся и учителей. И все же, оценив все плюсы и подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что использование ИКТ, способствует созданию благоприятных условий не только для становления и развития личности ребенка, но и качественного роста самого учителя.

Использовать компьютерные технологии в своей педагогической деятельности я начала давно. Сначала это были обучающие программы по английскому языку различных мультимедиа компаний, которые мы использовали на уроках для введения некоторых разделов грамматики и лексики. Но недостатками данных программ является то, что они не привязаны к определенным УМК, т.е. их тематика, вокабуляр и грамматический минимум не совпадают с учебником, поэтому их достаточно сложно встроить в логику уроков, зачастую они не отвечают возрастным и психологическим требованиям. Следующим этапом было использование текстового редактора Word на уроках английского языка для отработки орфографических навыков и навыков чтения. Дети также выполняли простые тесты на закрепление и контроль, которые были разработаны учениками старших классов в среде Visual Basic на основе подобранного мной лексического и грамматического материала, отвечающего целям и задачам конкретного урока. Огромный энтузиазм наших лицейских учителей информатики Шевцовой Л.А. и Каняниной Т.И., их готовность научить, показать, помочь, их творческий подход и постоянная генерация идей подтолкнули к участию в различных конкурсах, где нужно было представить результаты в виде компьютерных презентаций. И когда я и Степанова В.А. попали на «Инновационные курсы учителей английского языка», где по окончании нужно было представить свой проект – методическую разработку, учебное пособие, элективный курс, наш выбор темы проекта был однозначным – «Использование компьютерных технологий на уроке английского языка». В итоге появилось учебное пособие «Новый подход к изучению грамматики английского языка при помощи использования компьютерных технологий для 6 класса на базе УМК Кузовлева В.П.», которое мы успешно используем на уроках. Плодотворное сотрудничество с учителями информатики привело к тому, что мы теперь не зависим от готовых лицензионных мультимедийных программ, мы теперь сами можем создавать компьютерные презентации в среде Power Point исходя из своих собственных нужд и запросов, под определенные УМК, виды уроков, внеклассную работу. Так, например, для спецкурса по страноведению были созданы презентации по географическому положению России, США, Великобритании. Более того, к созданию презентаций привлекаются сами ученики. Т.е. учителя информатики и английского языка работают в тандеме: на уроках информатики ребятам дается алгоритм выполнения презентации, технические навыки, на уроках английского – тематика, лексическое и грамматическое наполнение. В результате появляются детские презентации, которые учителя могут использовать в качестве дидактического материала. Помимо применения информационных технологий на уроках, мы успешно используем компьютер и во внеклассной деятельности. Так, после поездки в С.Петербург с группой ребят, была подготовлена презентация-отчет об этом путешествии и показана на классном часе. Т.е. сегодня невозможно представить современную школу, различные аспекты ее деятельности без информационных технологий. Компьютерные технологии в жизнь!

Роль информационных технологий трудно переоценить. И я бы хотела присоединиться ко всему выше сказанному. В настоящее время урок не может быть интересен без использования информационных технологий, да и сам учитель не может быть интересен, если он не следит за современными педагогическими технологиями. Я начала применять и использовать компьютерные программы с 2001 года, после прохождения курсов при Лингвистическом Университете Иностранных Языков. Сколько интересного и полезного я узнала, насколько интересней стали мои уроки. При объяснении грамматики английского языка иногда трудно обойтись словами, нужна наглядность. Но рисунки и картинки отошли на второй план, я использую компьютерную презентацию, которую можно разработать самостоятельно , учитывая особенности обучения каждой конкретной группы. Проверочные упражнения, которые также выполняются за компьютером, позволяют отойти от привычной работы в тетради. Следующая стадия закрепления - это презентация, составленная, выполненная и представленная самим учеником. После такой работы новая тема просто не может забыться. Постоянным поиском новых методов обучения учителя на своем примере показывают насколько важно и интересно самосовершенствоваться.

На мой взгляд, информационные технологии являются прекрасным вспомогательным средством и в пространстве деятельности психологической службы лицея. Так, очень удобно и быстро я провожу и обрабатываю результаты психологического тестирования учащихся с помощью специальных программ на компьютере. С помощью Интернета я узнаю информацию и выбираю для прохождения психологические семинары и тренинги, необходимые для моего роста и совершенствования как профессионала, что необходимым образом сказывается на качестве и результатах моей работы. Особенно хочется отметить то, что использование информационных технологий позволяет мне организовать на принципиально ином, более высоком и вариативном уровне поисковую деятельность и общение на ее основе детей, занимающихся и интересующихся психологией.

 

Региональный опыт применения социальных Интернет-сервисов в педагогической практике

Развитие Интернет-технологий происходит стремительно – каждый год появляется что-то новое, усовершенствуются существующие системы. Считается, что сфера образования не может быстро реагировать на все происходящие изменения, однако уже сейчас намечаются основные направления деятельности по использованию сетевых нововведений [1, 50]. Выделим основные тенденции в развитии Интернет-технологий: развитие сетевой технологии (выделенные каналы ISDN, сеть ADSL и др.); систематизация информации (создание и совершенствование сетевых информационных роботов, использование «push-технологий», т.е. технологий целевой рассылки информации пользователям Интернет); визуализация информации (использование трехмерной графики, создание «виртуальных» миров, которые позволяют совершать «виртуальные» прогулки, проводить «виртуальные» эксперименты, посещать «виртуальные» музеи); развитие интерфейсов (системы голосового ввода информации, идентификация пользователя по отпечаткам пальцев или радужной оболочке глаз и др.); создание искусственного интеллекта (экспертные системы, системы – «помощники», «интеллектуальные агенты» и др.); развитие новых социальных форм программного обеспечения (social software: блоги, фотоменеджеры, системы создания коллективного гипертекста и др.).

Рассмотрим более подробно последнее направление, так как именно ему в настоящее время уделяется большое внимание в контексте реализации развивающих возможностей для учителей и учащихся. [2-4]. Среди новых социальных форм программного обеспечения выделим следующие: среду создания коллективного гипертекста ВикиВики, блоги (например, на основе Живого Журнала, в котором можно создавать индивидуальные блоги и блоги сообществ для взаимодействия и самовыражения), коллективные фотоменеджеры, позволяющие создавать цифровые коллекции изображений. Эти сервисы характерны своей социальной направленностью, позволяющей устанавливать общение и взаимодействие на новом уровне. Мы согласны с мнением исследователей, которые считают подобные технологии  самыми перспективными в отношении преобразования учебного процесса.

Перечисленные приоритетные направления в развитии информационно-коммуникационных технологий обусловливают необходимость опережающей подготовки учителей к их использованию. Мы согласны с мнением Крейга Барретта: «ИКТ-индустрия подобна велосипеду, в ней нельзя стоять на месте, иначе вы упадете». Эту цитату можно перефразировать по отношению к повышению квалификации современного учителя в сфере ИКТ – здесь тоже нельзя стоять на месте.

При этом необходимо учитывать и другие мнения, так в работах  Д. Севеджа отражается своевременность и необходимость перехода от «технологичного» к «личностному» подходу в области применения  ИКТ: «На заре восьмидесятых мы были увлечены всем тем, что можно сделать с помощью компьютера, программного обеспечения и периферийных устройств. Например, очень популярными в то время были обсуждения скорости процессоров. То есть невозможно было отвлечься от самих технологий. Сегодня же самой популярной становится фраза «личностно ориентированное обучение» и акцент делается на совершенствовании процесса обучения, а не технологии. Это не означает полного игнорирования ИКТ: мы занимаемся самыми разными вопросами – связь, широкополосный доступ, электронное портфолио, электронное оценивание, защита данных, интерактивные доски, программное обеспечение, контент, аппаратное обеспечение. Но мы возвращаемся к осознанию того, что доверие учителей – это то, что будет продвигать вперед процесс трансформирования обучения» [5, 7].

В работах ученых акцентируется внимание на том, что важную функцию в процессах, связанных с повышение квалификации в области ИКТ, выполняют профессиональные сообщества учителей. Применение информационных, и в большей мере, коммуникационных технологий делает такие сообщества более доступными, поскольку увеличивается их географический охват.

В сентябре 2005 года педагоги и учащиеся псковской области  начали участвовать в сетевом проекте "Виртуальное путешествие по древнему городу", взаимодействие и представление материалов в рамках которого осуществлялось на основе новых сетевых сервисов - ВикиВики, Живой Журнал, Фликр. Проект объединял школьные команды из Пскова и Псковской области, Саратова, Нижнего Новгорода. Примером сообщества, созданного для координации работы над сетевыми проектами, может служить Педагогическое сообщество Псковской области, которое создавалась для участия в этом проекте. Приведем комментарий одного из участников проекта педагога Наталии Яниковой (Тямшанская гимназия, Псковская обл.), опубликованный в Живом Журнале при подведении итогов проекта: «Просматривая результаты и читая отзывы вспомнила, как всё начиналось. А вы помните? Помните, как нам было тяжело? Помните, как мы не могли понять, зачем придумали Фликр и ВикиВики? А как сложно нам было представить и даже наметить пути наших исканий, помните? А как всё потом завертелось, как работали дети!». Отметим, что положительный опыт участия школьников и педагогов этой гимназии в сетевой образовательной деятельности обобщен в выступлении Н. Яниковой на международной конференции «ИТО – Псков - 2006» с докладом «Участие в сетевых проектах как элемент инновационной деятельности современной школы».

В 2006 году наблюдается все возрастающая активность псковских учителей и их учеников к представлению собственных достижений и успехов на всероссийском уровне. Отдельные школы области принимают участие в Летописи российских деревень, поселков, железнодорожных станций и малых городов – транснациональном Интернет-проекте «Время вернуться домой», основанном на использовании новых интересных сетевых возможностях: среды создания коллективного гипертекста ВикиВики. Участие в проектах (и особенно в сетевых) на самом деле действенный способ формирования навыков критического мышления, осмысленного обучения и толерантности у учащихся. Во время участия в таких проектах формируется сетевое сообщество обмена знаниями. Это очень важно, потому что происходит накопление области знаний, что задает общую почву для взаимодействия, побуждает участвовать в общей деятельности и вносить свой интеллектуальный вклад. На всю деятельность накладывается отпечаток большей ответственности. Обмен результатами, подведение общих итогов – мощная база для осуществления рефлексии как для учителей, координаторов проектов, так и для учащихся, участников проектов.

Важным шагом   в развитии сетевой активности псковских педагогов стали инициативы команды менеджеров и экспертов программы Intel «Обучение для будущего» в использовании среды коллективного гипертекста при проведении общепрограммных конкурсов [7]. В 2006 году для участия в конкурсе «В фокусе учебный проект-2006» подали заявки уже 7 участников от нашего региона, в десятку победителей по всей стране вошла представительница Псковской области с проектом «Обустраиваем наш край» Елена Ларионова (учитель химии, Середкинская средняя общеобразовательная школа, Псковский район). В 2006 году во всероссийском конкурсе для тьюторов программы «Обучение для будущего» принимали участие 8 псковских тьюторов из экспериментальной группы, трое из них вошли в десятку победителей, это Галина Васильева, тема разработки «Как научиться планировать учебный проект»; Оксана Петрова, тема разработки «Планирование проекта на основе технологии развития критического мышления», Алексей Прокофьев, тема разработки посвящена освоению новых сетевых сервисов «Вы все еще не с Wiki? Тогда мы идем к вам!». 

В ноябре 2006 года программой Intel «Обучение для будущего» совместно со «Школьным сектором» Ассоциации РЕЛАРН и при поддержке компании «Кирилл и Мефодий» был объявлен конкурс для тьюторов и сетевых преподавателей на разработку учебных заданий для самостоятельных исследований учащихся 10-х классов в рамках профильного обучения (по 15 учебным предметам). Представители Псковской области Петрова Оксана (Псковский р-н) и Безгодова Галина (Дедовичский р-н) заняли  соответственно 2 и 3 места. Внешняя высокая оценка работы псковских учителей и тьюторов говорит о высоком уровне ИКТ-компетентности тьюторского состава. Представление материалов конкурса в Летописи, их открытое обсуждение было воспринято нашими участниками как должное. 

Кроме того, при планировании очередного VII областного конкурса проектов (который состоится 26 апреля 2007 года) мы решили включить в положение конкурса подобную инициативу. Один из пунктов положения конкурса представлен следующим образом: «Для того чтобы сделать конкурс максимально открытым, привлечь к нему внимание образовательного сообщества, предоставить возможность обсуждения материалов, внесения комментариев и поправок, а также с целью освоения псковскими педагогами новых сервисов Интернета мы предлагаем использовать региональную систему ВикиВики. Для участия в конкурсе необходимо пройти регистрацию и завести персональную страничку в ПскоВики по адресу wiki.pskovedu.ru, на которой опубликовать информацию о себе, заполнить в ПскоВики визитку проекта, представляемого на конкурс (при необходимости за помощью можно обращаться к школьному (районному) тьютору или в РЦДО)».

Региональная система ПскоВики была создана в июле 2006 года (идея зародилась весной 2006 года в процессе участия в проекте Летописи). Предполагалось, что в этой среде  педагоги и ученики нашей области будут вносить вклад в процесс формирования и развития свободного сообщества обмена знаниями. На страницах региональной образовательной ВикиВики можно публиковать новости, размещать интересные разработки, совместно создавать учебные материалы, виртуальные экскурсии, словари, библиотеки примеров, советов, полезных ссылок, эссе и др., а также сетевые отзывы, аннотации, комментарии и примечания к текстам.

Но, сетевой ресурс не будет развиваться, если он не будет отражать реальную деятельность конкретных людей, и являться средой взаимодействия и общения в рамках этой деятельности. Поэтому в регионе  развернут инновационный сетевой проект «Живые зеркала», направленный на эффективное использование сервисов формата Веб 2.0 для формирования и развития учебных сетевых сообществ. Автор идеи и координатор проекта тьютор из Великолукского района Андрей Лапшин. Проект предполагает деятельность в трех направлениях: участие в развитии регионального ресурса ПскоВики, участие в конкурсах общенационального образовательного проекта Летописи.ру - и освоение правил работы в открытой Интернет-энциклопедии Википедия.

К участию в проекте «Живые зеркала» приглашаются школьные учителя, педагоги дополнительного образования, преподаватели средних профессиональных учебных заведений, учащиеся и их родители. Приветствуется участие школьных команд. Отметим, что в рамках  одного из направлений этого проекта (развитие региональной ПскоВики) предполагается  проведение конкурсов открытых уроков с использованием ИКТ, отдельные номинации будут посвящены вопросам, связанным с применением интерактивного оборудования (интерактивные доски появляются в псковских школах благодаря Национальному проекту «Образование»).

На страницах ПскоВики отражается  опыт использования  методистами и преподавателями  ПОИПКРО интегрированного программного продукта «КМ-Школа» фирмы «Кирилл и Мефодий», разработанном для средней школы на основе Интернет/Интранет технологий. «КМ-школа»  объединяет уникальный образовательный мультимедийный контент, систему управления им, а также удобные и эффективные средства для автоматизации администрирования в школе. Этот продукт полностью отвечает современным требованиям к формированию единой образовательной среды в школе. Среди главных достоинств мы выделяем то, что он ориентирован на вовлечение в учебный процесс всех его участников, включая родителей, содержит обширный массив уникальной эксклюзивной мультимедиа-информации, безупречно оформленный согласно законодательству в области авторских прав, обладает интуитивно понятным интерфейсом, легок в использовании. 

Мы проводим Skype-конференции с коллегами из Саратовского ИПКиПРО, активно использующих этот продукт в процессе повышения квалификации педагогов, с сотрудниками фирмы «Кирилл и Мефодий» по возникающим техническим и методическим вопросам. При этом все ключевые моменты общения отражаются разделах Обсуждение на страницах ПскоВики.

На наш взгляд очень важно поддерживать и развивать подобную практику, предоставляя возможность учителям узнавать о лучших программных образовательных продуктах, новом интерактивном оборудовании, вести обсуждение возникающих проблем, распространять положительный педагогический опыт применения ИКТ.

В заключение отметим, что перед современной школой стоят важные задачи, связанные с новой инфраструктурой, обеспечивающей создание и поставку в школы образцов современных вариативных образцов учебной работы, а также помогающей педагогам различных школ осваивать, использовать и развивать эти технологии, постепенно трансформируя работу своего образовательного учреждения. По мнению А.Ю. Уварова «даже в сложнейших условиях, в которых существует наша школа, можно найти примеры ее успешной информатизации (порой не благодаря, а вопреки). Интересно понять: как выросли эти полевые цветы, что послужило источником их успеха? Как приготовить вытяжку из этого опыта? Как сделать процесс информатизации школы не только не обратимым, но и в максимальной степени эффективным?» [6, 88].

Тем самым еще подчеркивается необходимость изменения педагогической деятельности в связи с внедрением ИКТ, при этом привлечение в этот процесс социальных Интернет-сервисов имеет немаловажное значение.

Библиография

  1. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. канд. пед. наук М.В.Моисеевой. – М.: Издательский дом  «Камерон», 2004. – 216 с.
  2. Патаракин Е.Д. Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. – Москва, 2006. – с. 4-6. – 47 с.
  3. Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи.ру – М.: Институт развития образовательных технологий, 2006. – 32 с.
  4. Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокешинг, Геотагинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: Новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ – М.: Институт развития образовательных технологий, 2005. – 36 с.
  5. Сэвэдж Д. ИКТ: пришло время стать персональными / Информатика и образование. – 2006. – № 3. – с. 6-10.
  6. Уваров А.Ю. О некоторых дискуссионных вопросах информатизации школ // Информатика и образование. – 2006. – № 1. – С. 77-89.
  7. Ястребцева Е.Н. Система обеспечения качества программы обучения учителей школ и студентов педагогических специальностей. – Сайт программы Intel® «Обучение для будущего», 2006. – Режим доступа: http://www.iteach.ru/about.

 



© 2010-2022