ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8—е классы



ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8—е классы

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

8—е классы (34 ч)

 

Автор: Л. Н. Боголюбов (руководитель авторского коллектива),

академик РАО;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Введение в обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством об­разования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, полити­ческие, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обус­ловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других лю­дей, процессов, происходящих в окружающем природном и соци­альном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Цели курса:

создание условий для социализации личности;

формирование  знаний  и  интеллектуальных умений,  мини­мально необходимых и достаточных для выполнения типичных ви­дов деятельности каждого гражданина, осознания личных и соци­альных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;

формирование основ мировоззренческой, нравственной, со­циальной, политической, правовой и экономической культуры;

содействие   воспитанию   гражданственности,   патриотизма,
уважения  к социальным  нормам,  регулирующим  взаимодействие
людей, приверженности гуманистическим и демократическим цен­ностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Курс включает в себя два раздела.

Первый раздел

— «Человек, природа, общество» — опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, вклю­ченном в жизнь природы, малой группы, больших социальных общ­ностей, в экономику, политику, культуру и общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных от­ношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятель­но определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающая­ся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуаци­ях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с тре­бованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и со­циальных образований, в которые он включен. Такой подход при­зван помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманиза­цию всей социальной системы.

Введение к курсу призвано сформировать у учащихся положи­тельную установку на изучение нового для них обществоведческо­го предмета, а также познакомить с его ключевой идеей — идеей гуманизма. Эта идея в дальнейшем рассматривается в развитии в самых разных связях и проявлениях.

В теме «Что такое человек?» с опорой на психологию, этику, философскую антропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, потребностей, способностей и интере­сов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ста­вит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? и т. п. Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам са­мопознания, самоопределения.

 

Тема «Человек и природа» включает в себя два содержатель­ных блока: первый — общефилософские аспекты взаимодействия человека с естественной природной средой; второй — вопросы со­циальной экологии, охраны окружающей природы, активного про­явления человеческого отношения к живому и неживому в приро­де. Именно в этой теме целесообразно идти от местного материала, стимулировать учащихся к внимательному, вдумчивому и ответ­ственному отношению к хрупкому миру вокруг нас. Тема позволя­ет раскрыть сущность человека через понимание им последствий собственного поведения в природе.

 

Тема «Человек среди людей» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, обще­ния. Здесь дается взгляд на общество сквозь призму представле­ний различных малых групп, первичных коллективов, в которых ре­ализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а дает возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколе­ний. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и дру­гих активных форм обучения, которые помогают развивать и обо­гащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности дает эта тема и для обсуждения актуальных молодежных проблем — моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живу­щими рядом людьми.

В теме «Человек в обществе» учащиеся знакомятся с основ­ными сферами общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной), изучают многообразные общественные связи и отношения человека, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе. При этом они осознают за­висимость судьбы человека не только от состояния общества, но и от собственной социальной активности. На занятиях целесо­образно привлекать текущую информацию, позволяющую раскры­вать изучаемые положения на актуальных примерах.

 

Второй раздел

— «Гражданин, мораль, право» — знакомит с системой социальных норм (прежде всего моральных и право­вых), гражданских качеств личности. Отображение нормативных требований, социальных норм в сознании человека позволяет ему полнее и адекватнее осознать социальную действительность, ори­ентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы и цели деятельности, сознательно регулировать свое поведение. С помощью социальных норм человек формирует собственные оценки и отношение к себе и другим, к своему поведению и по­ведению других членов общности или группы, к партнерам в не­посредственном общении, к обществу в целом. Они являются и условием, и продуктом, и средством познания социальной дейст­вительности. Овладевая ими, человек вырабатывает отношение к фактам и процессам социальной жизни, социальным условиям своего существования и поведения, благодаря им оценивает эти ус­ловия и возможности. Только имея целостное представление о со­циальных нормах и следуя им, человек способен выработать выс­шие формы и средства регуляции поведения — ценностные системы и критерии, убеждения, идеалы, понимать взаимосвязь прав, свобод личности и ее гражданской ответственности.

В первой теме

— «Личность и мораль» — характеризуются мо­ральные ценности как критерий оценки нравственного поведения гражданина. При этом мораль понимается как изначально — по своей природе и сути — общечеловеческий феномен, как одно из проявлений культуры, духовной жизни наряду с другими (правом, искусством и т. д.).

Моральное добро рассматривается как точка отсчета в мире высших человеческих ценностей; оно обозначает то духовное про­странство, внутри которого все общественные связи индивидов приобретают разумный человеческий смысл. При изучении темы важно избежать опасности педагогически необоснованной назида­тельности и излишнего морализаторства, не навязывать учащимся однозначные, готовые оценки человеческих поступков, а, напротив, представить школьнику возможность выработать собственное отно­шение к нравственному выбору в той или иной ситуации, рассмо­треть его возможные последствия.

Во второй теме

— «Гражданин, государство, право» — дается целостное представление о гражданине как свободном и ответст­венном члене общества.

 

В третьей теме

— «Права человека и гражданина» — характе­ризуются важнейшие стороны его частной и общественной жизни, которые раскрываются с позиций частного и публичного права, а также во взаимосвязи норм права и морали.

При изучении второй и третьей тем привлекается текст Консти­туции Российской Федерации как для конкретизации общих поло­жений курса, так и для расширения знаний учащихся о правах и свободах граждан, о конституционном строе России.

Настоящая программа полностью соответствует Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования для основ­ной школы, утвержденному Министерством образования Россий­ской Федерации.

Преподавание курса в основной школе обеспечивается учебным пособием «Введение в обществознание» под редакцией Л. Н. Бого­любова, Л. Ф. Ивановой, А. Т. Кинкулькина, А. И. Матвеева. Его содержание, изложенное в 52 параграфах, может быть изучено в рамках того минимума учебного времени (2 ч в неделю, всего 68 ч), который отведен базисным учебным планом для изучения курса. Однако этот минимум не позволяет полностью реализовать педаго­гические возможности нового курса. Его экспериментальная про­верка показала особое значение самостоятельной работы учащих­ся, связанной с изучением разнообразных источников, решением познавательных задач, выполнением практических заданий. Раз­вернуть эту учебную деятельность можно, располагая дополнитель­ным временем. Наличие различных вариантов учебного плана, пра­ва школы разрабатывать свой собственный учебный план на основе предложенных примерных планов позволяют, увеличив время на изучение курса, создать более благоприятные условия для эффек­тивной работы.

Важно также разумно разместить  курс в учебном плане. Он мо­жет быть изучен только в 8 или только в 9 классе, но может быть развернут и на оба года. Однако нежелательно превращать его в одночасовой предмет, поскольку это значительно снизит эффек­тивность его изучения. Учебное время целесообразно использовать так, чтобы иметь 2 ч в неделю (например, при наличии минималь­ного количества часов можно разместить их во втором полугодии 8 и в первом полугодии 9 класса).

Помимо учебного пособия, содержащего большое количество познавательных задач, подготовлены пособия: «Тесты и задания по обществознанию. 8 класс основной школы» (1997), «Обществозна­ние в тестах и заданиях. 9 класс» (J 998), «Методические рекомен­дации по курсу «Введение в обществознание» (поурочное пособие для учителя), рабочие тетради по первому и второму разделам кур­са, созданные авторами учебного пособия.

Преподавание нового курса вызывает острую необходимость об­ращения учителя к литературе, особенно к той, где излагаются со­временные научные воззрения.

 

ПРОГРАММА

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА   ОБЩЕСТВО

Введение

Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительно­сти и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.

 

Тема 1. Что такое человек

 

Отличие человека от других живых существ. Природное и об­щественное в человеке. Мышление и речь — специфические свой­ства человека. Способность человека к творчеству.

Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие гуман­ного отношения к людям. Возможности человека: физические и ин­теллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достиже­ния людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.

Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, ге­ниальность — степень развития способностей. Сила воли, ее зна­чение и воспитание. Характер — устойчивые индивидуальные осо­бенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.

Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золо­тое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.

Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре — необходимое условие человеческого сущест­вования. Духовность и бездуховность.

Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление чело­века к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет по­сле меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

 

Тема 2. Человек и природа

 

Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие че­ловека и окружающей природной среды.

Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Чело­век — звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды»?

Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей сре­ды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса.

Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса.

Природа — источник прекрасного. Природа и нравственность. Зна­чение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.

 

Тема 3. Человек среди людей

 

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и сопер­ничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.

Содержание, формы и культура общения. Особенности обще­ния со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.

Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочув­ствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.

Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.

Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юно­шеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялю­бием и своекорыстием.

Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства — интерес, влюбленность. Особенности юношеской люб­ви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви.

Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психоло­гический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека.

Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспита­ния в формировании культуры общения и поведения.

Юность — пора активного социального взросления. Расшире­ние сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизнен­ные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

 

Тема 4. Человек в обществе

 

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Из­менение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие обществен­ные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное об­щество.

Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее со­циальные последствия.

Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потреб­ности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложе­ние. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие.

Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.

Социальная структура. Социальные группы и общности. Про­блемы социального равенства. Социальные роли. Социальный ста­тус. Социальный конфликт и пути его разрешения.

 

Нации и межнациональные отношения. Отношение к историче­скому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнацио­нальных отношений в современном обществе.

Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколе­ний? Детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.

Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая дея­тельность: основные условия успеха.

Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально-государственное устройство. Местное самоуправление.

Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека.

Многообразие и единство современного мира. Глобальные про­блемы человечества. Перспективы развития общества.

 

РАЗДЕЛ II. ГРАЖДАНИН. МОРАЛЬ. ПРАВО

 

Тема 1. Личность и мораль

 

Личность и моральная ответственность. Что такое личность? Мораль и право — величайшие общечеловеческие ценности. Мо­ральный выбор, моральный контроль.

Что такое мораль? Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Моральные ценности и идеалы.

Добро и зло — основные понятия этики. Добро — выражение положительных моральных явлений. Зло — нарушение морали. Критерий морального поведения.

Роль морали в жизни человека и общества. Моральная оцен­ка. Мораль — регулятор деятельности. Человек не раб обстоя­тельств. Роль внутренних духовных убеждений. Воспитательная роль морали.

Долг и совесть. Объективные обязанности и ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний са­моконтроль человека.

Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль. Брак, семья и мораль. Моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье.

Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек — творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение челове­ка. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

 

Тема 2. Гражданин. Государство. Право

 

Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражда­нин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право — особый регулятор общественных отно­шений. Право — мера свободы. Нормы права, отрасли права. Со­отношение права и закона.

 

Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и ви­ды. Административный проступок. Преступление. Правоохранитель­ные органы.

Власть и право: право выше власти. Развитие учения о право­вом государстве. Соединение силы государства и справедливости права.

Гражданское общество и государство. Общественные объедине­ния граждан.

Правовое государство: сущность и основные признаки. Верхо­венство права. Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президентства. Становление правового государст­ва в РФ.

Конституция Российской Федерации. На пути к Конституции. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стан­дартов прав человека. Федеративное устройство РФ.

 

Тема 3. Права человека и гражданина

 

Гражданин — человек свободный и ответственный. Гражда­нин — человек, имеющий права и ответственный за свои поступ­ки. Высшие проявления гражданственности. Обязанности граж­данина.

Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека как иде­ал современного права. Права человека — мера его свободы.

Международное гуманитарное право. Необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комите­та Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв вой­ны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права.

Частная жизнь гражданина. Основные стороны частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право.

Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Пра­вовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Пред­принимательская этика.

Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. Духов­но богатый человек. Человеческое достоинство.

Свобода совести. Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести.

Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в се­мье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка.

 

Домашнее строительство. Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет. Деловая жилка. Справедливое рас­пределение хозяйственных обязанностей в семье. Потребитель и его права.

Публичная жизнь. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и право­вая культура гражданина.

Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Сво­бода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения граждан­ских и политических свобод.

Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудо­вой договор. Дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Без­работица. Рынок труда.

Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под ох­раной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное го­сударство. Социальная политика.

Право на образование. Образование — сочетание интересов личности и общества.  Гуманизация  образования. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.

 

Заключение. Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть? Овладение умением совершенствовать самого себя.