ПОЛУЧЕНИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ, ФАНЕРЫ, ДВП, ДСП

ПОЛУЧЕНИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ, ФАНЕРЫ, ДВП, ДСП
(для уроков труда)
Древесина — ценный природный материал. Древесиной называют плотный материал, из которого состоит ствол, корни, ветви дерева. Деловую древесину получают главным образом из стволов дерева при распиловке его на части. Древесина широко применяется в народном хозяйстве: в строительстве используют рамы для окон, двери, делают покрытия для полов; изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, игрушки, сувениры, детали мостов и судов и др. Используют древесину в производстве лаков, витаминов, смол, искусственных синтетических масс и других веществ.
В лесах нашей страны произрастают деревья более 100 различных пород. Все древесные породы подразделяются на хвойные (ель, сосна, лиственница, кедр и др.) и лиственные (дуб, бук, береза, осина и др.). Древесина каждой породы имеет свою текстуру -рисунок. Текстура древесины лиственных деревьев разнообразнее и красивее, чем хвойных, поэтому широко используется в декоративно-прикладном искусстве, при отделочных работах в строительном и столярном делах.
Древесина имеет сравнительно высокую прочность, хорошо обрабатывается режущими инструментами, легко склеивается, соединяется гвоздями и шурупами.
По трудности обработки древесина подразделяется на мягкую (осина, липа, сосна и др.), твердую (дуб, береза и др.), очень твердую (акация белая, тис и др.).
Изделия из древесины имеют красивый внешний вид, но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости, коробится от высыхания, легко загорается. Имеет также пороки — сучковатость и червоточины, что ограничивает использование ее в промышленном производстве.
При заготовке древесины лесорубы при помощи специальных механических пил спиливают деревья, сучкорезными машинами обрезают ветви и отправляют на обработку, где ствол очищают от коры и разрезают на бревна. При продольном распиливании бревен получают пиломатериалы: доски обрезные и необрезные, горбыль, бруски и брусья. Осуществляют эту работу специальные машины — пилорамы. Из пиломатериалов на предприятиях делают различные изделия. Кроме названных видов пиломатериалов производят фанеру — искусственный древесный материал, состоящий из трех или более листов шпона. Шпон получают на специальных станках из бревен, предварительно пропаренных в горячей воде, путем строгания или лущения. Фанеру делают в основном из древесины березы. Листы шпона укладывают друг на друга так, -чтобы волокна в них были направлены перпендикулярно друг другу. Это делает фанеру прочным материалом. Листы шпона намазывают клеем и сжимают под прессом определенное время. Фанера хорошо обрабатывается, но боится сырости.
Строганный шпон используют для облицовки мебели, лущеный — для изготовления многослойной фанеры.
При заготовке древесины и ее обработке образуются отходы. Они в свою очередь служат ценным сырьем в производстве различных изделий и материалов: из стружек, опилок и других измельченных отходов древесины, спрессованных специальными машинами и с добавлением клея, изготавливают прочные древесностружечные или древесноволокнистые плиты — ДСП и ДВП. Они дешевле, чем материалы из натуральной древесины, прочные, не коробятся, менее огнеопасны, легко обрабатываются. Широко применяются для изготовления дверей, мебели, для облицовки стен и потолков.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ:
Вышивка, ковроткачество.
Абрамцево-кудринская резьба.
Загорская игрушка.
Семеновские мастера золотой росписи — хохлома.
Богородская резьба.
Городецкая роспись.
Полхов-майданская матрешка.
Искусство изготовления игрушек — один из древнейших видов художественного народного творчества.
Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах, богатых залежами глины, — из глины и т. д.
Деревянные и глиняные игрушка известны на Руси с глубокой древности. Самые ранние игрушки Древней Руси найдены на территории древних русских городов — Киева, Новгорода, Москвы.
Русскими мастерами-игрушечниками создана целая галерея ярких образов старой Руси.
Во всем мире славится также ярко раскрашенная деревянная матрешка.
Современная дымковская игрушка отличается большим разнообразием форм и сюжетов (нарядные модницы, красавцы индюки, фантастические козлы и олени).
Эти нарядные праздничные игрушки очень декоративны, хорошо вписываются в современный интерьер. Необычайно красочна и фантастична народная глиняная игрушка из села Филимонов< Тульской области. Сказочные кони с чрезмерно длинной шеей, фантастические коровушки, стройные барыни с детьми или уточками в руках. Все игрушки представляют собой свистульки. Филимоновские игрушки поражают фейерверком солнечных красок. Для изготовления игрушек никогда не существовало специальных поделочных материалов. В северных деревнях сказочных «лесовиков» делали из шишек, мха, бересты. Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться в новых формах на традиционной основе и тесно связаны с особенностями национальной культуры каждой республики.
Один из самых распространенных промыслов России — вышивка. Вышивкой занимаются почти в каждом крае, автономной республике, области: Новгородской (Крестецкий р-н); Нижегородской (Чкаловская, Лысковская, Городецкая, Арзамасская строче-вышивальные фабрики), Рязанской, Смоленской, Калужской (г. Таруса), Владимирской (с. Мстёра и г. Александров), Ивановской (Палехская, Пестяковская, Шуйская, Пучежская строчевы-шивальные фабрики) и во многих других областях.
Своеобразны строчевышивальные изделия Карелии, Башкирии, Коми, Мордовии, Тверской области.
Художественные изделия с росписью тканей производят предприятия Москвы и Московской области, С.-Петербурга, Нижнего Новгорода, Владимира, Иванова, Тамбова, Пензы, Ростова-на-Дону, Саратова, Ставрополя, Удмуртии, Татарии, а также Узбекистана, Эстонии.
Самобытное искусство ковроткачества имеется почти во всех республиках страны. Ковры и ковровые изделия вырабатывают на Северном Кавказе, где ведущее место занимают Дагестан, Ставропольский край, Карачаево-Черкесия. Изготовлением ковров занимаются на Урале, мастера Курганской области, в Центральном Черноземье — умельцы Курской, Воронежской, Тульской, Пензенской, Тамбовской областей. В Западной Сибири основные промыслы по производству, ковровых изделий находятся в Тюменской (г. Тобольск и г. Ишим) и Омской областях, в ближнем зарубежье -- в Туркмении, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, Грузии, Армении, Украине, Молдавии, Эстонии.
Художественные изделия из дерева — старинный народный промысел. Искусством декоративной росписи по дереву занимаются в Нижегородской области (хохломская, Городецкая, полхов-майданская росписи).
Достойное место по производству изделий из дерева занимает Московская область, которая выпускает игрушки-сувениры с применением абрамцево-кудринской резьбы, резьбы по самшиту, загорской росписи с выжиганием. Художественной обработкой дерева занимаются на Украине, в Белоруссии, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджане, Казахстане, Киргизии.
Изделия из бересты производят мастера Вятской, Нижегородской, Пермской, Архангельской областей, в Эстонии и Белоруссии.
Большую ценность среди народных художественных промыслов представляют лаковые миниатюры на папье-маше и металле. Основные, традиционно сложившиеся, промыслы лаковой миниатюры на папье-маше находятся в с. Федоскино Московской области, в селах Палех и Холуй Ивановской области. Лаковую живопись на металле производят на Урале в Нижнем Тагиле, в д. Жос-тово Московской области и в Москве.
Большое число предприятий занято производством художественных изделий и сувениров из керамики. Самыми крупными из них являются Турыгинский фарфоровый, Дмитровский фарфоровый и Гжельский заводы в Московской области, Скопинская мастерская художественной керамики в Рязанской области, Кисло-водская сувенирная фабрика в Ставропольском крае, Санкт-Петербургское объединение по производству фарфоровых изделий имени М. В. Ломоносова, Конаковский фаянсовый завод. Фарфоровую скульптуру малых форм, различную художественную посуду, декоративные изделия и сувениры высокого качества выпускают Дулевский (Московская обл.), Первомайский (Ярославская обл.) фарфоровые заводы.
Керамическую игрушку изготавливают мастера и художники Кировской области (знаменитая дымковская игрушка), села Филимоново Тульской области и г. Каргополя Архангельской области. Гончарную неглазурованную посуду с белой ангобной росписью изготавливают мастера из дагестанского селения Балхар.
Ярким национальным своеобразием расцветают в нашей стране и другие виды народных художественных промыслов: кружева и кружевные изделия, изделия из меха, из кожи, из пластмасс и полиэтилена, из стекла.
РОССИЙСКИЕ МАСТЕРА ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ
Дерево — один из наиболее распространенных поделочных материалов, используемых в строительстве и производстве изделий народных художественных промыслов. Художественная обработка дерева была известна еще в 1Х-Х веках. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и использовали многие поколения мастеров народных промыслов. Они умели выявлять его красоту, использовать пластические свойства древесины. Искусством обработки дерева издавна славились народные умельцы районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом главным образом мастера, жившие в лесных районах Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской, Нижегородской, Владимирской губерний.
Дерево также широко используют в производства скульптур, разнообразных изделий бытового назначения, игрушек, декоративных изделий — настенных тарелок, панно, а также различных сувениров — памятных плакеток, макетов, брелоков и других изделий.
Для изготовления художественных изделий и сувениров применяют древесину различных пород деревьев, хорошо поддающихся обработке (резьбе, строганию, точению, выпиливанию) и отделке (шлифованию, полировке, росписи). Принимаются во внимание также художественные особенности текстуры (естественный рисунок древесины на поверхности разреза) древесины, природные изгибы и сучки.
Помимо древесины используют кап, капокорень, древесный картон, бересту, щепу, солому, лозу, бамбук, камыш.
Наибольшее распространение в производстве художественных изделий и сувениров из дерева имеет древесина мягких лиственных пород: липы, березы, ольхи, осины, реже — твердых: ореха, дуба, самшита и др. Из хвойных пород деревьев в незначительном количестве используют древесину сосны, ели, тиса, можжевельника. Деревянные изделия вырабатывают на токарных или столярных станках, а также вырезают вручную с помощью стамесок, ножей и других приспособлений.
После этого большинство изделий шлифуют, полируют, покрывают лаком. Многие мастера украшают поверхность изделий росписью анилиновыми, масляными, гуашевыми и нитрокрасками, выжиганием, насечкой металлов, инкрустацией (украшение древесины врезанными в нее кусочками другого материала: древесины более ценных пород, перламутра, металла и др.).
Изделия из дерева, вырабатываемые различными промыслами, отличаются техникой обработки, отделки, орнаментом и другими признаками, присущими тому или иному промыслу. Поэтому их классифицируют по названию сложившихся промыслов: аб-рамцево-кудринские, богородские, загорские, хохломские, полхов-майданские, городецкие и другие,
Главная особенность абрамцево-кудринской плоскорельефной резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов с заоваленным контуром, слегка углубленным фоном. Зародился в конце XIX века.
Богородская резьба по дереву — яркий и своеобразный вид русского народного творчества — зародилась в XVI—XVII вв. в селе Богородском в 25 верстах от Сергиева Посада Московской области. Богородские резчики по дереву делают изделие без предварительного эскиза, «с маху» (отсюда и название — маховая резьба). Зоркая наблюдательность, богатая фантазия и юмор присущи богородским мастерам. Богородские резчики изготавливают разнообразные скульптуры на сюжеты, навеянные любимыми песнями, фантастическими образами, народными сказками, баснями, былинами.
Среди скульптур жанрового характера следует выделить фигурки зверей, домашних животных, а также крестьянский труд и различные жанровые сцены. Изготавливают мастера и движущиеся игрушки.
Сергиево-посадские игрушки зародились в XVII веке. Сначала вырабатывались братины, «красные ложки», потешные возки, забавлявшие русских царевичей.
В конце XIX века налаживают массовое производство деревянной точеной матрешки. Матрешки изготавливались разнообразные: «шар в шаре», изображение русской девушки в цветастом платке, с букетом цветов или в полушубке и шали с кистями, выпускались также матрешки на темы русских сказок. Чаще всего матрешки состояли из шести, восьми и двенадцати кукол.
Нижегородская область — родина искусства золотой росписи. Происхождение промысла связано с торговым селом Хохломой. Расписную деревянную посуду изготавливали мастера, проживающие по берегам рек Креженец и Узол с незапамятных времен. Начиная с XV века изготавливались веши, похожие на хохломские, с киноварным фоном. С XVII—XVIII веков в целях экономии золота распространилась техника окраски изделий в золотистый цвет без применения золота. За время развития промысла до настоящего времени хохломская роспись постоянно видоизменялась. На сноп изделия мастера переносили мотивы окружающей природы: грану, цветы, кусты и деревья с пышной кудрявой листвой. В настоящее время также появляются новые мотивы растительного орнамента: спелые колосья, ветки, отягощенные плодами, гроздья винограда, крыжовника, пышные цветочные гирлянды. Кроме того, художники вводят в орнамент изображение памятников архитектуры, гербов, эмблем, портреты. Основные цвета орнамента -- красный, черный, золотой. В настоящее время хохломской промысел сосредоточен в селе Семино и городе Семенов Нижегородской области.
Особенность техники золотой окраски — получение золотого цвета без применения золота. Цвет получают путем нанесения тампоном тонко протертого порошка олова или алюминия в процессе специальной технологической обработки изделий.
Многообразен ассортимент предметов обихода: столики, стульчики, кухонные полки, посуда, бочонки, коробочки различного назначения, вазы, тарелки и блюда, стаканы для салфеток и др.
Городецкая роспись возникла во второй половине XIX века на базе старинного промысла, объединявшего жителей деревень, расположенных на реке Узоле Нижегородской губернии. Мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня, игрушки с росписью на сюжеты крестьянского, купеческого и городского быта с изображением сказочных птиц, коней.
Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на деревянных изделиях (древесина лиственных и хвойных пород) токарной и столярной обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному "фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.
Характерная особенность городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий, как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.
Городецкие мастера изготавливают детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера: детские столики и стульчики, шкафчики, вешалки для одежды, кухонные разделочные доски, тарелки, чашки, поставцы, большое место занимают качалки, сундучки.
Полхов-майданский промысел значительно моложе промыслов Нижегородской области. Возник он в начале XX века на базе токарного производства. Изделия украшались выжиганием и раскраской кистевой росписью анилиновыми красителями.
Особенность полхов-майданских изделий, вырабатываемых в настоящее время, заключается в том. что они расписываются только анилиновыми красками в отличие от изделий Московской и Кировской областей, где используются масляные краски. Черный контур растительного орнамента сначала наносится пером и тушью на предварительно загрунтованную крахмаиом поверхность. Затем изделия расцветают яркими красками. Сейчас используется и свободная кистевая роспись без предварительного нанесения рисунка с изображением птиц, дерева, реки, домика, солнца, органически сочетающаяся с растительным орнаментом,
Полхов-майданские мастера изготавливают сувенирные и декоративные изделия: матрешки, птички-свистульки, декоративные тарелки, коробочки и др.