ПОЛУЧЕНИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ, ФАНЕРЫ, ДВП, ДСП



 

ПОЛУЧЕНИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ, ФАНЕРЫ, ДВП, ДСП (для уроков труда)


ПОЛУЧЕНИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ, ФАНЕРЫ, ДВП, ДСП

(для уроков труда)

 

Древесина — ценный природный материал. Древесиной на­зывают плотный материал, из которого состоит ствол, корни, ветви дерева. Деловую древесину получают главным образом из стволов дерева при распиловке его на части. Древесина широко применя­ется в народном хозяйстве: в строительстве используют рамы для окон, двери, делают покрытия для полов; изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, иг­рушки, сувениры, детали мостов и судов и др. Используют древе­сину в производстве лаков, витаминов, смол, искусственных син­тетических масс и других веществ.

В лесах нашей страны произрастают деревья более 100 различ­ных пород. Все древесные породы подразделяются на хвойные (ель, сосна, лиственница, кедр и др.) и лиственные (дуб, бук, береза, осина и др.). Древесина каждой породы имеет свою текстуру -рисунок. Текстура древесины лиственных деревьев разнообразнее и красивее, чем хвойных, поэтому широко используется в декора­тивно-прикладном искусстве, при отделочных работах в строитель­ном и столярном делах.

Древесина имеет сравнительно высокую прочность, хорошо обрабатывается режущими инструментами, легко склеивается, соединяется гвоздями и шурупами.

По трудности обработки древесина подразделяется на мягкую (осина, липа, сосна и др.), твердую (дуб, береза и др.), очень твердую (акация белая, тис и др.).

Изделия из древесины имеют красивый внешний вид, но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости, коробится от высыхания, легко загорается. Имеет также пороки — сучкова­тость и червоточины, что ограничивает использование ее в про­мышленном производстве.

При заготовке древесины лесорубы при помощи специальных механических пил спиливают деревья, сучкорезными машинами обрезают ветви и отправляют на обработку, где ствол очищают от коры и разрезают на бревна. При продольном распиливании бре­вен получают пиломатериалы: доски обрезные и необрезные, гор­быль, бруски и брусья. Осуществляют эту работу специальные машины — пилорамы. Из пиломатериалов на предприятиях дела­ют различные изделия. Кроме названных видов пиломатериалов производят фанеру — искусственный древесный материал, состоя­щий из трех или более листов шпона. Шпон получают на специ­альных станках из бревен, предварительно пропаренных в горячей воде, путем строгания или лущения. Фанеру делают в основном из древесины березы. Листы шпона укладывают друг на друга так, -чтобы волокна в них были направлены перпендикулярно друг дру­гу. Это делает фанеру прочным материалом. Листы шпона нама­зывают клеем и сжимают под прессом определенное время. Фане­ра хорошо обрабатывается, но боится сырости.

Строганный шпон используют для облицовки мебели, луще­ный — для изготовления многослойной фанеры.

При заготовке древесины и ее обработке образуются отходы. Они в свою очередь служат ценным сырьем в производстве различных изделий и материалов: из стружек, опилок и других измель­ченных отходов древесины, спрессованных специальными маши­нами и с добавлением клея, изготавливают прочные древесностру­жечные или древесноволокнистые плиты — ДСП и ДВП. Они де­шевле, чем материалы из натуральной древесины, прочные, не коробятся, менее огнеопасны, легко обрабатываются. Широко применяются для изготовления дверей, мебели, для облицовки стен и потолков.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ:

Вышивка, ковроткачество.

Абрамцево-кудринская резьба.

Загорская игрушка.

Семеновские мастера золотой росписи — хохлома.

Богородская резьба.

Городецкая роспись.

Полхов-майданская матрешка.

Искусство изготовления игрушек — один из древнейших ви­дов художественного народного творчества.

Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из де­рева, в местах, богатых залежами глины, — из глины и т. д.

Деревянные и глиняные игрушка известны на Руси с глубокой древности. Самые ранние игрушки Древней Руси найдены на тер­ритории древних русских городов — Киева, Новгорода, Москвы.

Русскими мастерами-игрушечниками создана целая галерея ярких образов старой Руси.

Во всем мире славится также ярко раскрашенная деревянная матрешка.

Современная дымковская игрушка отличается большим разно­образием форм и сюжетов (нарядные модницы, красавцы индю­ки, фантастические козлы и олени).

Эти нарядные праздничные игрушки очень декоративны, хоро­шо вписываются в современный интерьер. Необычайно красочна и фантастична народная глиняная игрушка из села Филимонов< Тульской области. Сказочные кони с чрезмерно длинной шеей, фантастические коровушки, стройные барыни с детьми или уточ­ками в руках. Все игрушки представляют собой свистульки. Филимоновские игрушки поражают фейерверком солнечных красок. Для изготовления игрушек никогда не существовало специальных поделочных материалов. В северных деревнях сказочных «лесови­ков» делали из шишек, мха, бересты. Традиции народного искус­ства в настоящее время продолжают жить и развиваться в новых формах на традиционной основе и тесно связаны с особенностями национальной культуры каждой республики.

Один из самых распространенных промыслов России — вы­шивка. Вышивкой занимаются почти в каждом крае, автономной республике, области: Новгородской (Крестецкий р-н); Нижегород­ской (Чкаловская, Лысковская, Городецкая, Арзамасская строче-вышивальные фабрики), Рязанской, Смоленской, Калужской (г. Таруса), Владимирской (с. Мстёра и г. Александров), Иванов­ской (Палехская, Пестяковская, Шуйская, Пучежская строчевы-шивальные фабрики) и во многих других областях.

Своеобразны строчевышивальные изделия Карелии, Башки­рии, Коми, Мордовии, Тверской области.

Художественные изделия с росписью тканей производят пред­приятия Москвы и Московской области, С.-Петербурга, Нижнего Новгорода, Владимира, Иванова, Тамбова, Пензы, Ростова-на-Дону, Саратова, Ставрополя, Удмуртии, Татарии, а также Узбе­кистана, Эстонии.

Самобытное искусство ковроткачества имеется почти во всех республиках страны. Ковры и ковровые изделия вырабатывают на Северном Кавказе, где ведущее место занимают Дагестан, Став­ропольский край, Карачаево-Черкесия. Изготовлением ковров за­нимаются на Урале, мастера Курганской области, в Центральном Черноземье — умельцы Курской, Воронежской, Тульской, Пен­зенской, Тамбовской областей. В Западной Сибири основные про­мыслы по производству, ковровых изделий находятся в Тюменс­кой (г. Тобольск и г. Ишим) и Омской областях, в ближнем зару­бежье -- в Туркмении, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, Грузии, Армении, Украине, Молда­вии, Эстонии.

Художественные изделия из дерева — старинный народный промысел. Искусством декоративной росписи по дереву занима­ются в Нижегородской области (хохломская, Городецкая, полхов-майданская росписи).

Достойное место по производству изделий из дерева занимает Московская область, которая выпускает игрушки-сувениры с при­менением абрамцево-кудринской резьбы, резьбы по самшиту, за­горской росписи с выжиганием. Художественной обработкой де­рева занимаются на Украине, в Белоруссии, Латвии, Литве, Эс­тонии, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджане, Казахста­не, Киргизии.

Изделия из бересты производят мастера Вятской, Нижегородс­кой, Пермской, Архангельской областей, в Эстонии и Белоруссии.

Большую ценность среди народных художественных промыс­лов представляют лаковые миниатюры на папье-маше и металле. Основные, традиционно сложившиеся, промыслы лаковой мини­атюры на папье-маше находятся в с. Федоскино Московской обла­сти, в селах Палех и Холуй Ивановской области. Лаковую живо­пись на металле производят на Урале в Нижнем Тагиле, в д. Жос-тово Московской области и в Москве.

Большое число предприятий занято производством художес­твенных изделий и сувениров из керамики. Самыми крупными из них являются Турыгинский фарфоровый, Дмитровский фарфоро­вый и Гжельский заводы в Московской области, Скопинская мас­терская художественной керамики в Рязанской области, Кисло-водская сувенирная фабрика в Ставропольском крае, Санкт-Пе­тербургское объединение по производству фарфоровых изделий имени М. В. Ломоносова, Конаковский фаянсовый завод. Фар­форовую скульптуру малых форм, различную художественную по­суду, декоративные изделия и сувениры высокого качества выпус­кают Дулевский (Московская обл.), Первомайский (Ярославская обл.) фарфоровые заводы.

Керамическую игрушку изготавливают мастера и художники Кировской области (знаменитая дымковская игрушка), села Филимоново Тульской области и г. Каргополя Архангельской облас­ти. Гончарную неглазурованную посуду с белой ангобной роспи­сью изготавливают мастера из дагестанского селения Балхар.

Ярким национальным своеобразием расцветают в нашей стране и другие виды народных художественных промыслов: кружева и кружевные изделия, изделия из меха, из кожи, из пластмасс и полиэтилена, из стекла.

 

РОССИЙСКИЕ МАСТЕРА ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ

Дерево — один из наиболее распространенных поделочных мате­риалов, используемых в строительстве и производстве изделий на­родных художественных промыслов. Художественная обработка де­рева была известна еще в 1Х-Х веках. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и использовали многие поколения мастеров народных промыслов. Они умели выявлять его красоту, использо­вать пластические свойства древесины. Искусством обработки дере­ва издавна славились народные умельцы районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом главным образом мастера, жившие в лесных районах Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской, Нижегородской, Владимирской губерний.

Дерево также широко используют в производства скульптур, разнообразных изделий бытового назначения, игрушек, декоратив­ных изделий — настенных тарелок, панно, а также различных суве­ниров — памятных плакеток, макетов, брелоков и других изделий.

Для изготовления художественных изделий и сувениров приме­няют древесину различных пород деревьев, хорошо поддающихся обработке (резьбе, строганию, точению, выпиливанию) и отдел­ке (шлифованию, полировке, росписи). Принимаются во внима­ние также художественные особенности текстуры (естественный рисунок древесины на поверхности разреза) древесины, природ­ные изгибы и сучки.

Помимо древесины используют кап, капокорень, древесный картон, бересту, щепу, солому, лозу, бамбук, камыш.

Наибольшее распространение в производстве художественных изделий и сувениров из дерева имеет древесина мягких лиственных пород: липы, березы, ольхи, осины, реже — твердых: ореха, дуба, самшита и др. Из хвойных пород деревьев в незначительном коли­честве используют древесину сосны, ели, тиса, можжевельника. Деревянные изделия вырабатывают на токарных или столярных стан­ках, а также вырезают вручную с помощью стамесок, ножей и других приспособлений.

После этого большинство изделий шлифуют, полируют, покрывают лаком. Многие мастера украшают поверхность изделий росписью анилиновыми, масляными, гуашевыми и нитрокраска­ми, выжиганием, насечкой металлов, инкрустацией (украшение древесины врезанными в нее кусочками другого материала: древе­сины более ценных пород, перламутра, металла и др.).

Изделия из дерева, вырабатываемые различными промысла­ми, отличаются техникой обработки, отделки, орнаментом и дру­гими признаками, присущими тому или иному промыслу. Поэто­му их классифицируют по названию сложившихся промыслов: аб-рамцево-кудринские, богородские, загорские, хохломские, полхов-майданские, городецкие и другие,

Главная особенность абрамцево-кудринской плоскорельефной резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов с заоваленным контуром, слегка углубленным фоном. За­родился в конце XIX века.

Богородская резьба по дереву — яркий и своеобразный вид русского народного творчества — зародилась в XVI—XVII вв. в селе Богородском в 25 верстах от Сергиева Посада Московской области. Богородские резчики по дереву делают изделие без предварительного эскиза, «с маху» (отсюда и название — маховая резьба). Зоркая наблюдательность, богатая фантазия и юмор присущи богородс­ким мастерам. Богородские резчики изготавливают разнообразные скульптуры на сюжеты, навеянные любимыми песнями, фантас­тическими образами, народными сказками, баснями, былинами.

Среди скульптур жанрового характера следует выделить фигурки зверей, домашних животных, а также крестьянский труд и различ­ные жанровые сцены. Изготавливают мастера и движущиеся иг­рушки.

Сергиево-посадские игрушки зародились в XVII веке. Снача­ла вырабатывались братины, «красные ложки», потешные возки, забавлявшие русских царевичей.

В конце XIX века налаживают массовое производство деревян­ной точеной матрешки. Матрешки изготавливались разнообразные: «шар в шаре», изображение русской девушки в цветастом платке, с букетом цветов или в полушубке и шали с кистями, выпускались также матрешки на темы русских сказок. Чаще всего матрешки состояли из шести, восьми и двенадцати кукол.

Нижегородская область — родина искусства золотой росписи. Происхождение промысла связано с торговым селом Хохломой. Расписную деревянную посуду изготавливали мастера, проживаю­щие по берегам рек Креженец и Узол с незапамятных времен. Начиная с XV века изготавливались веши, похожие на хохломс­кие, с киноварным фоном. С XVII—XVIII веков в целях экономии золота распространилась техника окраски изделий в золотистый цвет без применения золота. За время развития промысла до настоящего времени хохломская роспись постоянно видоизменялась. На сноп изделия мастера переносили мотивы окружающей природы: грану, цветы, кусты и деревья с пышной кудрявой листвой. В настоящее время также появляются новые мотивы растительного орнамента: спелые колосья, ветки, отягощенные плодами, гроздья винограда, крыжовника, пышные цветочные гирлянды. Кроме того, художни­ки вводят в орнамент изображение памятников архитектуры, гер­бов, эмблем, портреты. Основные цвета орнамента -- красный, черный, золотой. В настоящее время хохломской промысел сосре­доточен в селе Семино и городе Семенов Нижегородской области.

Особенность техники золотой окраски — получение золотого цвета без применения золота. Цвет получают путем нанесения там­поном тонко протертого порошка олова или алюминия в процессе специальной технологической обработки изделий.

Многообразен ассортимент предметов обихода: столики, стуль­чики, кухонные полки, посуда, бочонки, коробочки различного назначения, вазы, тарелки и блюда, стаканы для салфеток и др.

Городецкая роспись возникла во второй половине XIX века на базе старинного промысла, объединявшего жителей деревень, расположенных на реке Узоле Нижегородской губернии. Мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня, игрушки с рос­писью на сюжеты крестьянского, купеческого и городского быта с изображением сказочных птиц, коней.

Характерная особенность Городецкого промысла — исполне­ние рисунка на деревянных изделиях (древесина лиственных и хвой­ных пород) токарной и столярной обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному "фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отдел­ке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность городецкого промысла — исполне­ние рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, си­нем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий, как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.

Городецкие мастера изготавливают детскую мебель, игруш­ки, предметы бытового назначения и предметы декоративного ха­рактера: детские столики и стульчики, шкафчики, вешалки для одежды, кухонные разделочные доски, тарелки, чашки, постав­цы, большое место занимают качалки, сундучки.

Полхов-майданский промысел значительно моложе промыс­лов Нижегородской области. Возник он в начале XX века на базе токарного производства. Изделия украшались выжиганием и раскраской кистевой росписью анилиновыми красителями.

Особенность полхов-майданских изделий, вырабатываемых в настоящее время, заключается в том. что они расписываются только анилиновыми красками в отличие от изделий Московской и Кировс­кой областей, где используются масляные краски. Черный контур растительного орнамента сначала наносится пером и тушью на пред­варительно загрунтованную крахмаиом поверхность. Затем изде­лия расцветают яркими красками. Сейчас используется и свобод­ная кистевая роспись без предварительного нанесения рисунка с изображением птиц, дерева, реки, домика, солнца, органически сочетающаяся с растительным орнаментом,

Полхов-майданские мастера изготавливают сувенирные и деко­ративные изделия: матрешки, птички-свистульки, декоративные тарелки, коробочки и др.