Уроки 6-7. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА
Уроки 6-7. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА
Цели урока:
сформировать у учащихся понимание глубоко народного характера Отечественной войны 1812 года;
способствовать воспитанию у них чувства гордости за нашу славную историю, чувства высокого патриотизма;
ознакомить учащихся с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения изучаемой эпохи, чтобы учащиеся осознавали лучшие традиции русского военного искусства;
развивать историческое мышление, показав на конкретных событиях Отечественной войны 1812 года зависимость военных действий от экономического и политического развития воюющих сторон, от характера войны.
- Основные понятия: характер войны, причины войны, повод к войне, стратегия, тактика, партизанское движение, ополчение.
Ход урока
I. Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
(??) Беседа с учащимися по вопросам:
- Какова была международная обстановка в Европе в начале XIX века?
- Каковы основные цели и направления внешней политики России в 1801-1812 гг.?
- Как развивались русско-французские отношения в начале XIX века?
- Какие противоречия существовали между Россией и Францией? Беседа заканчивается обобщением учителя.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Причины войны 1812 года. Обострение русско-французских
отношений.
Цели воюющих сторон. Характер войны.
Начало и ход войны.
Бородинское сражение.
Изгнание французов с территории России.
Объяснение учителя.
1. Причины войны 1812 года. Обострение русско-французских отношений.
Из курса новой истории и из материала урока «Внешняя политика. в 1801-1812 гг.» учащимся известно развитие русско-французских отношений в 1801-1812 гг., обострение противоречий между Россией и Францией.
Пришедшая к власти во Франции в конце XVIII века буржуазия хотела утвердить политическое и экономическое господство, стремилась к владению рынками сырья, сбыта, расширению сфер влияния в Европе и в мире.
Франция добилась господства в Европе.
В борьбе против Англии Наполеон применил континентальную экономическую блокаду.
Однако осуществлению наполеоновских планов мешала независимая политика России.
В 1811 году Наполеон говорил: «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее».
Стремление освободиться от французского влияния отвечало экономическим интересам российского дворянства. Самодержавие также хотело укрепить свое влияние в Европе.
Такое объяснение русско-французских противоречий показывает причинно-следственную обусловленность войны 1812 года прежде всего экономическим и политическим развитием воюющих сторон. Это тот случай, когда экономика оказалась сильнее дипломатии и царя.
2. Цели воюющих сторон. Характер войны.
Раскрывая характер войны 1812 года, учитель обращает внимание учащихся на то, что готовясь «раздавить Россию», Наполеон планировал не только разгромить русскую армию, но и подчинить Россию, превратить ее во второстепенную страну, стремился отторгнуть от нее ряд территорий и оттеснить от незамерзающих морей. Так, Прибалтика была обещана Пруссии; Юго-западная Украина - Австрии; Белоруссия, Литва и остальная часть Украины -Польше; Крым и Грузия - Турции; Восточное Закавказье - Ирану.
Посол России во Франции князь А. Б. Куракин в 1811 году писал, что война, которую готовит Наполеон против России, имеет целью «поставить Россию в то положение, в котором она находилась до царствования Петра Великого, лишить того значения, которое она имеет в Европе».
Далее учитель может задать ученикам вопрос: (??) - Чем угрожало России осуществление наполеоновских планов?
Необходимо подвести учащихся к пониманию того, что Россия могла быть отброшенной на сотни лет назад.
Таким образом, со стороны России характер Отечественной войны 1812 года - справедливый, освободительный; со стороны наполеоновской Франции - несправедливый, захватнический.
По первому и второму вопросам плана можно провести закрепление на уроке или дать задание на дом ~ заполнить таблицу:
Государства |
Причины войны |
Характер войны |
Россия Франция |
|
|
[??] Можно также задать учащимся следующие вопросы:
- Каковы причины войны 1812 года?
- Какой характер имела война для воюющих сторон?
- Каковы были планы сторон накануне войны? Как и почему они изменились в первый период войны?
- Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войной?
- В чем проявился народный характер войны?
3. Начало и ход войны.
12 июня 1812 года началось вторжение Наполеона на территорию России.
Только Англия, блокированная с моря, и Россия с ее самостоятельной внешней политикой мешали Наполеону реализовать идею мирового господства.
Война 1812 года для России - отечественная, то есть справедливая, за сохранение независимости.
Наполеоновская армия (640 тыс. чел.) почти втрое превосходила численность русских войск М. Б. Барклая де Толли и П. И. Багратиона (230 тыс. чел.). Наполеон рассчитывал их разбить поодиночке.
Учитывая превосходство противника, русские войска отступали, избегая сражений. Единого командования у наших войск не было. В конце июля русским войскам удалось соединиться у Смоленска.
Взятие Смоленска стоило Наполеону 20 тыс. потерянных солдат.
После этого Александр I под давлением общественного мнения принимает решение о назначении главнокомандующим русскими войсками М. И. Кутузова.
(Здесь учитель напоминает ученикам о заслугах этого великого полководца, а также талантливого дипломата.)
4. Бородинское сражение.
Силы сторон перед Бородинским сражением были примерно равны. Наполеон рассчитывал разбить русскую армию и добиться капитуляции России.
М. И. Кутузов стремился нанести врагу наибольший урон, при этом сохранить боеспособность своей армии. Не желая рисковать, он придерживался оборонительной тактики.
Прелюдией сражения стал бой за Шевардинский редут 24 августа.
26 августа проходило главное сражение у деревни Бородино. Сражение длилось 15 часов. План Наполеона провалился. Потери французов составили 58 тыс. чел., у русских - 45 тыс. чел.
Историческое значение Бородинской битвы велико:
а) Наполеон не смог разгромить и принудить к капитуляции русских;
б) французские войска получили удар, от которого они уже не смогли оправиться.
5. Изгнание французов с территории России.
Не желая рисковать и ввязываться в бессмысленные сражения (по мнению М. И. Кутузова), русская армия отошла за Москву. После того как французы вошли в Москву, их войска были деморализованы и потеряли свою боевую готовность.
Кутузов с войсками отступил на юго-восток по Рязанской дороге, но затем, обманув французов, занял Калужскую дорогу, встав лагерем в селе Тарутино.
Таким маневром он отрезал французам путь к тульским оружейным заводам и к черноземным, не разоренным войной губерниям.
Развернулось партизанское движение под командованием Д. Давыдова и Я. Фигнера.
В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не получив ответа на мирные предложения, он в октябре покинул Москву.
Пройти по Калужской дороге Наполеону не удалось. В двух упорных сражениях под Тарутином и Малоярославцем (этот город восемь раз переходил из рук в руки) Наполеон потерпел поражение и стал отступать по разоренной им же Смоленской дороге.
Таким образом, русская армия перешла в наступление.
Практически полностью французская армия была уничтожена при переправе через реку Березину. Наполеон бросил остатки армии и бежал в Париж.
1 января 1813 года Россия праздновала победу над сильнейшим в мире противником. Эта победа привела не только к независимости России, но и спасла народы Европы.
В заключение урока учитель проводит беседу с учениками о причинах победы России и значении Отечественной войны 1812 года.
В своих ответах учащиеся, конечно же, назовут в числе причин справедливый, освободительный, народный характер поистине Отечественной войны 1812 года, отметят патриотизм русского народа, мужество наших солдат и искусство, и отвагу русских полководцев.
Подводя итоги обсуждения вопроса о значении Отечественной войны 1812 года, учитель может привести слова А. И. Герцена: «С 1812 года начинается наша новая история».
Декабристы говорили, что «они были детьми 1812 года».
В. Г. Белинский писал: «Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть «в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе не подозревала».
III. Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления по всему уроку или как задание на дом -ответить на контрольные вопросы (письменно или устно): (??) Каковы причины войны 1812 года?
=> Каков характер войны 1812 года?
=» Каковы основные противоречия, приведшие к войне?
=» Расскажите о подготовке к войне и о соотношении сил в начале войны.
=> Каковы были планы сторон на войну?
=> Расскажите о ходе войны (основные этапы войны, главные сражения, окончание и итоги войны).
=> Каково значение войны 1812 года (социальные, политические и другие последствия войны).
Можно также дать задание учащимся - составить опорный конспект по материалу из учебника и конспекту лекции учителя.
Такая работа весьма продуктивна и охотно выполняется учащимися.
Отечественная война 1812 года (примерный опорный конспект)
Начало и ход войны |
Причины войны
|
12 июня 1812 года вторжение Наполеона
|
|
Соотношение сил
|
|
Тактика русских армий Соединение русских армий под Смоленском
|
|
Назначение командующим М. И. Кутузова
|
- Россия - помеха в захватнических планах Наполеона
- 640 тыс. чел. - 230 тыс. чел.
- организованное отступление
- соединение русских армий
- избегание генерального сражения
Бородинская битва |
Намерения |
Шевардинский редут |
|
|
Багратионовы флеши |
|
Батарея Раевского |
|
Рейд Платонова |
|
Потери |
|
Историческое значение битвы |
Наполеон - разгром и капитуляция русской армии
Кутузов - обескровить врага, изменить соотношение сил в свою пользу французы - 58 тыс. чел. русские - 45 тыс. чел.
Крушение планов Наполеона, созданы условия для коренного перелома
Изгнание врага с территории России |
1 сентября военный совет в Филях |
Оставление Москвы
|
|
Тарутинский маневр
|
|
Партизанская война
|
|
Отступление Наполеона
|
|
Историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 г.
|
- пожар
- разложение армии Наполеона
- закрыт путь в разоренные войной районы
- Давыдов, Фигнер, Василиса Кожина
- Малоярославец
- Смоленск
- Вязьма, переправа через реку Березину
- русский народ отстоял независимость своей Родины
- спасены народы Европы
Задание на дом.
§ 4. Ознакомиться с документами, ответить на вопросы, выполнить задания.