Уроки 6-7. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА



 

Уроки 6-7. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА 

 

Цели урока:

сформировать у учащихся понимание глубоко народного ха­рактера Отечественной войны 1812 года;

способствовать воспитанию у них чувства гордости за нашу славную историю, чувства высокого патриотизма;

ознакомить учащихся с особенностями военной истории: стра­тегией, тактикой, состоянием вооружения изучаемой эпохи, чтобы учащиеся осознавали лучшие традиции русского военного искусства;

развивать историческое мышление, показав на конкретных со­бытиях Отечественной войны 1812 года зависимость военных дей­ствий от экономического и политического развития воюющих сто­рон, от характера войны.

  • Основные понятия: характер войны, причины войны, по­вод к войне, стратегия, тактика, партизанское движение, ополчение.

Ход урока

I.    Проверка    выполнения    домашнего    задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

(??) Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какова была международная обстановка в Европе в начале XIX века?
  • Каковы основные цели и направления внешней политики России в 1801-1812 гг.?
  • Как развивались русско-французские отношения в начале XIX века?
  • Какие противоречия существовали между Россией и Фран­цией? Беседа заканчивается обобщением учителя.

 

II. Изучение нового материала. 

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Причины войны 1812 года. Обострение русско-французских
отношений.

Цели воюющих сторон. Характер войны.

Начало и ход войны.

Бородинское сражение.

Изгнание французов с территории России.

Объяснение учителя.

1. Причины войны 1812 года. Обострение русско-французских отношений.

Из курса новой истории и из материала урока «Внешняя поли­тика. в 1801-1812 гг.» учащимся известно развитие русско-французских отношений в 1801-1812 гг., обострение противоречий между Россией и Францией.

Пришедшая к власти во Франции в конце XVIII века буржуазия хотела утвердить политическое и экономическое господство, стре­милась к владению рынками сырья, сбыта, расширению сфер влия­ния в Европе и в мире.

Франция добилась господства в Европе.

В борьбе против Англии Наполеон применил континентальную экономическую блокаду.

Однако осуществлению наполеоновских планов мешала неза­висимая политика России.

В 1811 году Наполеон говорил: «Через пять лет я буду госпо­дином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее».

Стремление освободиться от французского влияния отвечало экономическим интересам российского дворянства. Самодержавие также хотело укрепить свое влияние в Европе.

Такое объяснение русско-французских противоречий показы­вает причинно-следственную обусловленность войны 1812 года прежде всего экономическим и политическим развитием воюющих сторон. Это тот случай, когда экономика оказалась сильнее дипло­матии и царя.

2. Цели воюющих сторон. Характер войны.

Раскрывая характер войны 1812 года, учитель обращает внима­ние учащихся на то, что готовясь «раздавить Россию», Наполеон планировал не только разгромить русскую армию, но и подчинить Россию, превратить ее во второстепенную страну, стремился отторгнуть от нее ряд территорий и оттеснить от незамерзающих мо­рей. Так, Прибалтика была обещана Пруссии; Юго-западная Ук­раина - Австрии; Белоруссия, Литва и остальная часть Украины -Польше; Крым и Грузия - Турции; Восточное Закавказье - Ирану.

Посол России во Франции князь А. Б. Куракин в 1811 году пи­сал, что война, которую готовит Наполеон против России, имеет целью «поставить Россию в то положение, в котором она находи­лась до царствования Петра Великого, лишить того значения, кото­рое она имеет в Европе».

Далее учитель может задать ученикам вопрос: (??) - Чем угрожало России осуществление наполеоновских пла­нов?

Необходимо подвести учащихся к пониманию того, что Россия могла быть отброшенной на сотни лет назад.

Таким образом, со стороны России характер Отечественной войны 1812 года - справедливый, освободительный; со стороны наполеоновской Франции - несправедливый, захватнический.

По первому и второму вопросам плана можно провести закреп­ление на уроке или дать задание на дом ~ заполнить таблицу:

 

Государства

Причины войны

Характер войны

Россия Франция

 

 

 

[??] Можно также задать учащимся следующие вопросы:

  • Каковы причины войны 1812 года?
  • Какой характер имела война для воюющих сторон?
  • Каковы были планы сторон накануне войны? Как и почему они изменились в первый период войны?
  • Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войной?
  • В чем проявился народный характер войны?

3. Начало и ход войны.

12 июня 1812 года началось вторжение Наполеона на террито­рию России.

Только Англия, блокированная с моря, и Россия с ее самостоя­тельной внешней политикой мешали Наполеону реализовать идею мирового господства.

Война 1812 года для России - отечественная, то есть справед­ливая, за сохранение независимости.

Наполеоновская армия (640 тыс. чел.) почти втрое превосходи­ла численность русских войск М. Б. Барклая де Толли и П. И. Баг­ратиона (230 тыс. чел.). Наполеон рассчитывал их разбить пооди­ночке.

Учитывая превосходство противника, русские войска отступа­ли, избегая сражений. Единого командования у наших войск не было. В конце июля русским войскам удалось соединиться у Смо­ленска.

Взятие Смоленска стоило Наполеону 20 тыс. потерянных сол­дат.

После этого Александр I под давлением общественного мнения принимает решение о назначении главнокомандующим русскими войсками М. И. Кутузова.

(Здесь учитель напоминает ученикам о заслугах этого великого полководца, а также талантливого дипломата.)

4. Бородинское сражение.

Силы сторон перед Бородинским сражением были примерно равны. Наполеон рассчитывал разбить русскую армию и добиться капитуляции России.

М. И. Кутузов стремился нанести врагу наибольший урон, при этом сохранить боеспособность своей армии. Не желая рисковать, он придерживался оборонительной тактики.

Прелюдией сражения стал бой за Шевардинский редут 24 авгу­ста.

26 августа проходило главное сражение у деревни Бородино. Сражение длилось 15 часов. План Наполеона провалился. Потери французов составили 58 тыс. чел., у русских - 45 тыс. чел.

Историческое значение Бородинской битвы велико:

а) Наполеон не смог разгромить и принудить к капитуляции русских;

б) французские войска получили удар, от которого они уже не смогли оправиться.

5. Изгнание французов с территории России.

Не желая рисковать и ввязываться в бессмысленные сражения (по мнению М. И. Кутузова), русская армия отошла за Москву. После того как французы вошли в Москву, их войска были демора­лизованы и потеряли свою боевую готовность.

Кутузов с войсками отступил на юго-восток по Рязанской доро­ге, но затем, обманув французов, занял Калужскую дорогу, встав лагерем в селе Тарутино.

Таким маневром он отрезал французам путь к тульским ору­жейным заводам и к черноземным, не разоренным войной губерниям.

Развернулось партизанское движение под командованием Д. Давыдова и Я. Фигнера.

В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не по­лучив ответа на мирные предложения, он в октябре покинул Москву.

Пройти по Калужской дороге Наполеону не удалось. В двух упорных сражениях под Тарутином и Малоярославцем (этот город восемь раз переходил из рук в руки) Наполеон потерпел поражение и стал отступать по разоренной им же Смоленской дороге.

Таким образом, русская армия перешла в наступление.

Практически полностью французская армия была уничтожена при переправе через реку Березину. Наполеон бросил остатки ар­мии и бежал в Париж.

1 января 1813 года Россия праздновала победу над сильнейшим в мире противником. Эта победа привела не только к независимо­сти России, но и спасла народы Европы.

В заключение урока учитель проводит беседу с учениками о причинах победы России и значении Отечественной войны 1812 года.

В своих ответах учащиеся, конечно же, назовут в числе причин справедливый, освободительный, народный характер поистине Отечественной войны 1812 года, отметят патриотизм русского на­рода, мужество наших солдат и искусство, и отвагу русских полко­водцев.

Подводя итоги обсуждения вопроса о значении Отечественной войны 1812 года, учитель может привести слова А. И. Герцена: «С 1812 года начинается наша новая история».

Декабристы говорили, что «они были детьми 1812 года».

В. Г. Белинский писал: «Напряженная борьба насмерть с Напо­леоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть «в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе не подоз­ревала».

III. Закрепление изученного материала.

В качестве закрепления по всему уроку или как задание на дом -ответить на контрольные вопросы (письменно или устно): (??) Каковы причины войны 1812 года?

=> Каков характер войны 1812 года?

=» Каковы основные противоречия, приведшие к войне?

=» Расскажите о подготовке к войне и о соотношении сил в на­чале войны.

=> Каковы были планы сторон на войну?

=> Расскажите о ходе войны (основные этапы войны, главные сражения, окончание и итоги войны).

=> Каково значение войны 1812 года (социальные, политиче­ские и другие последствия войны).

Можно также   дать задание учащимся - составить опорный конспект по материалу из учебника и конспекту лекции учителя.

Такая работа весьма продуктивна и охотно выполняется уча­щимися.

Отечественная война 1812 года (примерный опорный конспект)

 

Начало и ход войны

Причины войны

 

12 июня 1812 года вторжение Наполеона

 

Соотношение сил

 

Тактика русских армий

Соединение русских ар­мий под Смоленском

 

Назначение командую­щим М. И. Кутузова

 

 

- Россия - помеха в захватни­ческих планах Наполеона

- 640 тыс. чел. - 230 тыс. чел.

- организованное отступление

- соединение русских армий

- избегание генерального сражения

 

  

 

 

Бородинская битва 

Намерения

Шевардинский редут

 

Багратионовы флеши

 

Батарея Раевского

 

Рейд Платонова

 

Потери

 

Историческое значение битвы

Наполеон - разгром и капитуля­ция русской армии

Кутузов - обескровить врага, изменить соотношение сил в свою пользу французы - 58 тыс. чел. русские - 45 тыс. чел.

Крушение планов Наполеона, созданы условия для коренного перелома

 

 

Изгнание врага с территории России

1 сентября военный совет в Филях

Оставление Москвы

 

Тарутинский маневр

 

Партизанская война

 

Отступление Напо­леона

 

Историческое значе­ние победы России в Отечественной войне 1812 г.

 

 

- пожар

- разложение армии Наполеона

- закрыт путь в разоренные войной районы

- Давыдов, Фигнер, Василиса Кожи­на

- Малоярославец

- Смоленск

- Вязьма, переправа через реку Бере­зину

- русский народ отстоял независи­мость своей Родины

- спасены народы Европы

 

 

Задание на дом. 

§ 4. Ознакомиться с документами, ответить на вопросы, выпол­нить задания.