Урок 5 (I вариант) Отечественная война 1812 года


Урок по истории Отечественная война 1812 года

Урок 5 (I вариант) Отечественная война 1812 года

 

Цели урока:

рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне россий­ского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер; 

воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;

дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.

План урока, вариант I:

I.  Проверка домашнего задания.

II. Вторжение Наполеона в Россию.

III. Бородинское сражение.

IV. Совет в Филях и оставление Москвы.

V. Отступление и гибель «Великой армии».

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812 г. Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: контурные карты «Отечественная война 1812 г.», индивидуальные атласы «История России XIX в.», цветные карандаши/ручки.

Предварительная подготовка: Отдельные учащиеся готовят сообщения: «Полководец М. И. Кутузов», «Герои-партизаны: Д. Давыдов, Фигнер, Сеславин, В. Кожина», «Война 1812 г. в русской поэзии» (учащийся должен найти и выучить два отрывка из «Бородино» М. Ю. Лермонтова и отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Назовите основные направления внешней политики Александра I.
(Ближневосточное и европейское направления.)

Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.? (С конца XVIII в. В Европе шли непрерывные войны, в которых коалиция евро­пейских держав во главе с Англией противостояла республиканской Франции. С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной, захватнической политикой Франции.)

Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в на­чале XIX в.? {Надежды Александра I избежать участия в междуна­родных конфликтах   не оправдались, т.к. Франция перестала счи­таться с интересами России и пыталась ослабить ее влияние как на Западе, так и на Востоке.) 

Каковы были цели антинаполеоновких коалиций? Кто были союзни­ками России в войне против Наполеона в 1805 г.? {Установить в Ев­ропе порядок, который не позволил бы Франции вести захватниче­скую политику и угрожать независимости соседних государств. Союзники - Англия, Австрия.)

В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?
(Главная причина - несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной, каждый из ее участников имелсобственные интересы.) 

Каково было основное условия Тильзитского мира? Насколько оно было выгодно для России? (Присоединение к континентальной бло­каде против Англии. Чрезвычайно невыгодно - означало ухудшение ее экономического положения, подрыв экономических интересов рус­ского дворянства и купечества.)

Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней по­литике России? (Поставило во враждебные отношения с Англией; заставило вступить в войну со Швецией, которая отказалась при­
соединиться к континентальной блокаде.)

 

Чем закончилась война со Швецией? (Присоединением к России Фин­ляндии  по  Фридрихсгамскому договору,  подписанному в августе 1809 г.)

 

Что такое «восточный вопрос»? Какое значение он имел для внешней политике России? (Это международная проблема, возникшая в сере­дине XVIII в. и связанная с ослаблением османской империи и борьбой между европейским державами за раздел ее владений в своих инте­ресах. Для России «восточный вопрос» заключался в обеспечении вы­годных судоходных режимов через проливы Босфор и Дарданелл, от чего зависела безопасность черноморского побережья России и экономическое развитие южных окраин страны. Кроме того, Россию связывали дружественные отношения с народами Балканского полу­острова, помощь этим народам в их борьбе за освобождение от ига Османской империи.)

Чем закончилась русско-турецкая война 1896-1812 гг.? {Бухарест­ским мирным договором, по которому Бесарабия, часть черномор­ского побережья Кавказа с городом Сухум перешли к России.)

 

II. Вторжение Наполеона в Россию Беседа с учащимися и работа с учебником (ДК-2001, с. 25. ДК-2003, с. 22; Зах., с. 32-33; Зыр., с. 24-25)

Назовите причины войны 1812 г. между Россией и Францией.

Используя учебник, найдите и запишите данные о численности армий
России и Франции.

Запись на доске и в тетради:

К июню 1812 г.: французская армия - не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия; российская армия - около 220 тыс. чел., рекрутская система комплекто­вания.

Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской
и французской армий?

(Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую по­ловину составляли войны покоренных народов Европы, т. е. армия «двуна-десяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу — жаж­де славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е. все мужчины при­зывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять вой­ска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплек­товалась путем рекрутской повинности, т. е. из определенного числа муж­чин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского на­селения страны не были обучены военному делу.)

Каков был характер войны для обеих сторон? (Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захват­ническая и грабительская для армии Наполеона.)

Какую реку должны были перейти французские войска для вторже­ния в Россию? (Неман.)

Запись на доске и в тетради:

12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона вторглась на территорию России. С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми перепра­вились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на рус­ский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их сторо­ны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена та­кой угрожающей.

Работа с контурной картой

Отметьте на карте расположение русских армий и их численность на­ кануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман.

Обратите внимание учащихся на то, что каждая армия подчинялась своему командующему.

Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? (Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое
сердце».)

Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)

Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими дале­ко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной француз­ской армии.

Вся переписка французских генералов в первый период кампании на­полнена заботами о продовольствии и жалобами на недостаток его (см. До­полнительные материалы: урок 4 (II вариант), группа I, документ 2).

Первоначально местом соединения русских армий был назначен г. Ви­тебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель сообщает и показывает на карте.)

-    Назовите и отметьте место соединения 1 и 2 русской армии.

В Смоленске, 22 мая (3 августа) 1812 г. Багратион уступил Барклаю де Толли общее командование, как военному министру. Вывод: план Наполеона сорван.

В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику не­медленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновни­ком отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Его обвиняли: Багратион, Ермолов, Платов, Сен-При и масса второстепен­ных лиц. Его обвинили даже в измене. Легендарный Платов после сдачи Смоленска в запальчивости воскликнул: «Вы видите, я одет только в плащ! Я никогда не надену больше русского мундира, так как это стало позор­ным». Эти слова, <...> сказанные в минуту раздражения, несправедливы по отношению к Барклаю - человеку, который вопреки всем спас и продолжал спасать русскую армию. «Что касается до меня лично, - писал он в одном из писем, - то я не питаю иного желания, как доказать пожертвованием моей жизни мою готовность служить отечеству в каком бы то ни было чине и по­ложении».

Однако слухи об измене стали распространяться по всей России, и во­прос о назначении нового командующего был поставлен в конце концов го­лосом народным.

Кто же виноват в том, что Барклай де Толли попал в такое положение? Император, и только он. Ведь Барклай, с самого начала не облеченный полнотою власти, не мог требовать безусловного повиновения не только о Баг­ратиона, но и от второстепенных лиц.

(Недаром помнит вся Россия... М, 1987, С. 64.)

Запись на доске и в тетради:*

8(20) августа 1812 г. - М. И. Кутузов был назначен главнокомандующим
русской армии.

Сообщение учащегося: «Биография М. И. Кутузова» (см. Дополнитель­ные материалы, I).

Чтение стихотворения

Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

В городах шло формирование ополчений в помощь армии.

—  Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение. (Ополчение - военное форми­рование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. Народное ополчение созывалось в начале XVI11 в. во время смуты для изгнания поляков из Москвы и России.)

III. Бородинское сражение Работа с контурной картой

Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сра­жения, которое решил дать М. И. Кутузов.

Запись па доске и в тетради:26 августа 1812 г. - Бородинское сражение. Работа с картой-схемой «Бородинское сражение» и чтение соответст­вующих описаний сражения в учебниках. ДК-2001, с. 29; ДК-2003 (схемы нет, чтение соответствующего отрывка на с. 24); Зах., с. 38; Зыр., с. 32.

Один из учеников зачитывает определения терминов:

Флеши - полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла; Редут - сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа.

Батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также позиция, которую занимает такое подразделение.

Кавалерия - конное войско. Пехота - пешее войско. В XIX в. - инфантерия.

Артиллерия - 1) огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2) род войск с таким вооружением.

 

Чтение стихотворения

Ученики читают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»: Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой.

-    Каков был итог Бородинского сражения? Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву? (Потери с обеих сторон были колоссальны. Французы потеряли 35 тыс. человек, русские - 45 тыс. человек.)

Во время ответа необходимо вспомнить цели каждой из сторон в битве. Наполеон хотел прорваться к Москве. Русские войска несколько отступили со своих позиций, но прорвать их оборону французам не удалось. Следова­тельно моральная победа была на стороне русских. «А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской» (Е. В. Тарле.). Но от Бородина русские войска отошли к Москве.

Учитель может зачитать отрывки из документов, описывающих боро­динское поле во время и после сражения (см. Дополнительные материалы, группа II, документ 3).

IV. Совет в Филях и оставление Москвы

Запись на доске и в тетради:

Военный совет в Филях. Цель: оставить Москву или давать еще одно сраже­ние под Москвой.

Работа с учебником

Зах. (с. 39), Зыр. (с. 34) - прочитать о совете в Филях.

-    Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву? (Без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сра­жение. «Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна...»)

Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Совет в Филях» (ДК-2003, с. 24).

Для ДК-2001, ДК-2003 - учитель зачитывает аргументы Кутузова на Совете в Филях (см. Дополнительные материалы, группа III, документ 1).

Учитель подводит итог: 2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустев­ший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончи­лись пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.

Учащиеся читают отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою.

Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Алек­сандру I начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа.

-    Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные пере­говоры? Почему Александр I отказался?

Если исходить из целей, которые Наполеон ставил накануне войны, то для него она была окончена. Генеральное сражение на Бородинском поле было дано. Император считал, что он его выиграл. Москву - сердце России - он захватил. Наполеон рассчитывал завершить военную кампанию в тече­ние месяца. А был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем зи­ма, к которой французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращаются. Кроме того, коммуникационные линии Наполе­она, которые связывали его с Европой, были очень растянуты и ненадежны в виду действия русских партизан.

Кутузов оставлял Москву, чтобы, пополнив войска, запасы и вооруже­ния, дать новое сражение. Известны также слова Александра I, сказанные им накануне войны с Наполеоном: «Я не начну войну, но не положу ору­жия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России».

V. Отступление и гибель «Великой армии»

В стране разрасталось партизанское движение.

-    Кто такие партизаны? (Партизан — член народного вооруженного
отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.)

Необходимо отметить, что партизанское движение, как и народное опол­чение, свидетельствовало о неродном характере войны. Когда не только ар­мия, но весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего отечества.

При наличии времени можно выслушать сообщения учащихся о подви­гах партизан: Давыдова, Фигнера, Сеславина, Кожиной (см. Дополнитель­ные материалы, II).

Работа с картой

-    Отметьте на карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр,
напишите даты сражений.

Пребывание русской армии в Тарутино позволило добиться материаль­ного и численного превосходства над противником. Ополченцев - 100 тыс. человек. Всего 220 тыс. человек; 600 орудий. У Наполеона - около 350. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение францу­зов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город, сго­ревший до тла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оста­вили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

-    Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге? (Это путь, по
которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена,
селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.)

Началось отступление французской армии, инициатива в войне оконча­тельно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский импе­ратор имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - око­ло 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, все время угрожая отрезать францу­зам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победонос­ные столкновения с французской армией. Так, крупное сражение произошло под с. Красным, в котором погиб почти весь арьергард наполеоновской ар­мии, а маршал Даву едва избежал плена. (См. Дополнительные материалы, группа V, документ 4.)

Работа с контурной картой

-    Отметьте р. Березину.

В Районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогла­сованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся, правда, огромные потери (около 30 тыс. человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6(18) декабря 1812 г. он был в Пат риже.

6 января 1813г. Александр I издает манифест об окончании войны.

Домашнее задание

ДК-2001,§4;

ДК-2003, §4 и вопросы 2-6 в конце параграфа;

Зах., §4 и вопросы 1-2 к параграфу;

Зыр., §2-3 до с. 45 (вопросы 1, 3-6 на с. 35 и 1, 3 на с. 48).

Письменно ответьте на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?» Составить картосхему Бородинского сражения, используя текст учебника и отмечая то, о чем говорят его авторы.

Урок 5 (II вариант) Отечественная война 1812 года

Цели урока:

познакомиться с ходом Отечественной войны, героической обороне рос­сийского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;

развивать навыки работы с документами, с картой, умения выделять
главное, определять и объяснять понятия, сравнивать.

воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов
российского народа;

Новые термины и даты: Отечественная война, партизаны, народное опол­чение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: карта «Отечественная война 1812 г.», схема «Бородинское сражение», портреты Александра I, Кутузова, Наполеона, контурные карты для каждой группы «Отечественная война 1812 г.»

Подготовительный этап урока: Данный урок предлагается провести в ви­де групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.). Ученики дают ответы на вопросы от первого лица (солдата и офицера русской и французской армии, Кутузова, Барклая де Толли, Александра I).

1 группа. «Начало войны. Вторжение»

Документ 1 (от имени французского воина)

Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми перепра­вились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; ка­жется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Ев­ропа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», - было ответом. «Что нуж­но вам и зачем пришли вы в Россию?» - продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу!» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».

Колли: «...Им (Наполеоном - Сост.) овладело беспокойство и удивление: он понял, что безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления».

И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте­нами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магази­ны, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».

-   Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию? Удалось ли ему выполнить ее?

Документ 2 (от имени французского воина)

Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала круп­нейшие беспорядки».

Дедем: «Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, ус­ловия театра войны и характер действия противника дали себя почувствовать с пер­вых же шагов по переправе через Неман.

Дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми.

Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сокра­тили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в доста­точной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.

Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена за­ботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским удавалось его уничтожить, являлся событием едва ли не более важным, нежели успех, одержанный над неприятелем.

Можно с уверенностью сказать, что уже вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий голод».

-    С какими трудностями столкнулась французская армия в России?

Документ 3 (от имени М. Барклая де Толли)

С. Селивановский: «Одни уходили в леса, другие следовали за армией, со все­ми их имуществами, семействами и скотом, предавая пламени все то, что могло быть полезным неприятельской армии».

И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте­нами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магази­ны, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

М. Барклай де Толли: «По соединению обеих армий состояло под ружьем око­ло 110 тысяч, противу коих между Двиной и Днепром стоял Наполеон с 250 000. Атаковать его при таких несоразмерных силах было бы совершенное сумасшествие; почему я и должен был удовлетвориться только тем, чтобы беспокоить его одними легкими войсками».

М. Барклай де Толли: «...Еще ни один полководец ни в одной армии не нахо­дился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые облечены были полно­мочиями, вполне соответствующими таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армией. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решился вос­пользоваться этим правом...»

-    Какой тактики ведения боевых действий придерживалась русская ар­
мия? В чем заключалась трудность положения военного министра М.
Барклая де Толли?

Документ 4 (от имени российского война)

А. Ермолов: «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление».

А. Ермолов: «...солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении наде­ялся найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ста­вил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование были у каждого на него (М. Барклая де Толли - Н. С.) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смолен­ский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

-    Как относились русские воины к тактике «отступления»?

Запись па доске и в тетради:

12(24) июля 1812 г. - французская армия вторглась в Россию.

М. Барклай де Толли - военные министр, командующий Первой армии.

Багратион - командующий Второй армии.

22 июля 1812 г. - Первая и Вторая армии соединились у Смоленска.

 

Учитель подводит итог: 22 мая армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьез­ная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии по одиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Напо­леоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сда­чей Смоленска дорога на Москву была открыта.

Ученики читают отрывок из «Бородино» М. Ю. Лермонтова:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

2 группа. «Бородинское сражение» 26 августа (7 сентября) 1812 г.

Документ 1 (от имени российского офицера)

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий вос­торг и в войске и в народе».

Сегюр: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».

- Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812 г.?

- Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

Учащиеся знакомятся с краткой биографией Кутузова (ДК-2001, с. 26; ДК-2003, с. 36. Также см. Дополнительные материалы, I).

Документ 2 (от имени историка-исследователя)

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях; у русских было примерно 150 тыс. воинов и всего 640 орудий.

- Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы.
Схематично изобразите расположение основных сил противников.

- Выясните, что такое инфантерия, флеши, пехота, кавалерия, бата­
рея, редут (посмотрите в словаре)?

Документ 3 (для двух учащихся: от имени российского и французского воинов)

И. Т. Радожицкий: «На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несмет­ною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удержи­вая стремление превосходящих сил неприятеля».

Е. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».

С. Селивановский: «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истребле­нию и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время пере­живающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскален­ные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопа­ясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчез­ла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал по­следние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, - все сие смешива­лось, придавало ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, со­ставил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, уско­рив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».

Н. Муравьев: «Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в ко­тором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпу­щено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебст­вия...»

Приведите примеры героизма русских воинов.

Почему обе армии считали себя победоносными и обе разбитыми?
Как вы понимаете смысл этой фразы?

Запись на доске и в тетради:

26 августа (7 сентября) 1812 г. - Бородинское сражение.

Август 1812 г. - назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской

армии. Соотношение сил: русские - 150 тыс. воинов, 640 орудий; французы - 130- 135 тыс. человек, 587 орудий. Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 35 тыс. человек.

Ученики читают отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородина»:

Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой.

Подводя итог Бородинской битве необходимо отметить: 1) В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимо­сти, усилилось недовольство длительностью похода;

3) Несмотря на продолжившееся отступление русской армии, Бородин­ское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравст­венную победу.

3 группа. «Совет в Филях. Пожар Москвы»

Документ 1 (от имени М. И. Кутузова)

Кутузов (из пьесы «Пожар Москвы» Е. П. Карпова): «Позиция наша на Во­робьевых горах <...> крайне невыгодна <...> Многие дивизии разобщены непрохо­димыми оврагами... В одном глубоком овраге речка!... Позади позиции Москва-река... За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии - вся армия будет уничтожена до последнего человека... Пока це­ла армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва -вся Россия будет потеряна...»

М. И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой обязанно­стью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную ги­бель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской до­роге...Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!»

-    Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение
было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения?

Документ 2 (от имени французского воина)

А. Ермолов: «...Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Де-ла-Флиз: «...С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы на­селение из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье: «...Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.