Использование новых информационных технологий в обучении иностранным языкам



 

Использование новых информационных технологий в обучении иностранным языкам



 

Использование новых информационных технологий в обучении иностранным языкам

 

Я бы хотела  рассмотреть два основных вопроса: использование обучающих компьютерных программ на уроках иностранного языка (факультативах и кружках)  в средней школе и использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку.

   Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.

   Использование современных средств таких, как компьютерные программы и  Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи.

Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера,  знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах или олимпиадах, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что также требует особый вид подготовки.

  Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование ресурсов Интернет в обучении иностранным языкам, тем более - английскому.

  Если в больших городах у учащихся есть возможность общения с носителями языка, просмотра фильмов на языке оригинала, участия в международных проектах, то в мелких населенных пунктах одной из самых серьезных проблем обучения английскому языку является проблема мотивации, так как о «живом» общении не может быть и речи. Насколько легко эта проблема может быть решена с помощью Интернет понятно каждому: это и переписка по электронной почте со школьниками других стран, создание и проведение совместных телекоммуникационных проектов, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах, текстовых и голосовых чатах, публикации творческих работ детей на образовательных и художественных сайтах и получения отзывов на них из всех стран мира.  При этом создается не имитации общения, а идет интересный, захватывающий диалог двух или нескольких культур, а если проекты затрагивают страноведческий аспект, то расширяются общие знания школьников, возрастает заинтересованность не только в изучении английского языка, но и других предметов.   Все учащиеся, не зависимо от возраста и уровня обученности, принимают участие в любых видах связанной с использованием Интернет деятельности с истинным азартом, при этом интерес не угасает в течение нескольких лет. Исчезают языковые и культурные барьеры,  улучшается успеваемость, школьники становятся уверенными в своих силах.

Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении английскому языку,  следует выделить следующие как наиболее эффективные:

  1. Переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка и изучающими английский язык как  иностранный в других странах (современный, живой язык, оперативность информации, возможность изучения  другой культуры, получать знания из «первых рук»)

 

  1.  Участие в телекоммуникационных международных проектах (повышение уровня владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных, необходимых для выполнения конкретного проекта знаний).

 

  1. Участие в текстовых и голосовых чатах. (хотя этот вид деятельности и вызывает наибольший интерес у учащихся, но, к сожалению этот пункт не всегда работает в местах с недостаточно хорошей связью)

 

 

  1. Участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад).

При выполнении подобных заданий мы наблюдаем у большинства учащихся отсутствие отрицательного психологического момента, чувства страха, присущих учащимся в реальных ситуациях. 

 

  1. Возможность оперативной бесплатной публикации творческих работ учащихся (повышение мотивации, так необходимая подросткам возможность самоутверждения).

 

  1. Получение самообразования на курсах бесплатного или платного дистанционного обучения, включая обучение в ведущих Британских учебных заведениях.

 

 

      7. Для учителя - обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных  учебных                  комплексов, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, обмениваться опытом с зарубежными и Российскими коллегами (Виртуальные методические объединения), общаться самим на английском языке и приобщать к этому своих учеников

 

 

   Вот уже несколько лет я использую на факультативных и кружковых занятиях компьютерные обучающие программы как вспомогательное средство при обучении произношению, устной речи, чтению, письму, при отработке грамматического материала. Разнообразие тем, красочность увлекательность компьютерных обучающих программ вызывают огромный интерес у учащихся.

Формы работы с компьютерными программами разнообразны.

На начальном этапе обучения (5 класс) речевые умения и навыки учащихся могут быть закреплены и отработаны с помощью программ Мagic Land, Tandem, Play Room, Dinosaur и некоторые другие..

 С учащимися более продвинутого уровня мы используем программы, предназначенные для отработки грамматики: English Grammar in Use, LEARN, Active I.

Компьютер дает возможность индивидуализации процесса обучения. Каждый ученик работает так, как может, он имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибку.

Каждая программа ориентирована на отработку одного или группы навыков. Так программа Tandem (применительно к английскому языку) отрабатывает правила чтения в игровой форме. Она представляет собой поле, поделенное на квадраты. Каждому квадратику соответствует какой-либо звук, а на одном из квадратиков находится монетка. Рядом с расчерченным полем находится список слов. Для продвижения по игровому полю ребенок должен подобрать к транскрипционному значку слово с нужным звуком. Цель игры – собрать как можно больше монеток. Ребенок может подстроить данную программу согласно своим силам (в игре есть несколько уровней сложности). Нужно отметить, что, дети с большим энтузиазмом воспринимают разрешение перейти на другой уровень.

На последних уровнях монетка не статична, она часто меняет свое местоположение. Для нижних уровней компьютер предлагает много времени на раздумья, а на верхних уровнях его почти нет.

 Работа с этой программой позволяет ребенку запомнить транскрипционные знаки и тренироваться в чтении (к сожалению, у игры нет звукового сопровождения, но я предлагаю учащимся первые пять минут работы с программой читать вслух слова, появляющиеся на правой панели и объяснять каждый свой шаг на пути к монетке; объяснять, почему он выбрал то или иное слово, каким правилом чтения он руководствовался).

 Отработав таким образом правила чтения, мы переходим к другой программе, которая называется Dinosaur. Цель этой программы – наработка лексики. Эта программа также представлена в виде игры. Вся игра разделена на десять уровней: каждый уровень соответствует определенному возрасту динозавра: 1 уровень – яйцо, 2 уровень – только что появившийся динозаврик и так далее до появления взрослого динозавра. Дети в игре стремятся реализовать свою мечту: стать динозавром (хорошо освоить данный этап при изучении английского языка). Первый уровень программы предлагает детям несколько слов на запоминание.

 

 

 

 

 

На следующих уровнях учащимся предлагается подобрать слово к картинке:

 

После того как дети запомнили предлагаемые им слова, они переходят на следующие уровни, на которых им предлагается дописать недостающую букву в слово.

 

 

Последние несколько уровней предлагают ребенку самому написать нужное слово. Начиная с четвертого уровня, у ребенка появляется еще один стимул - зарабатывание долларов. За хорошую работу на определенном этапе учащемуся полагается один доллар. А по окончании работы учащиеся получают оценки (в зависимости от количества собранных долларов). Все время работы с этой программой ребенок отрабатывает одни и те же слова, а дальше мы используем эту лексику на уроках (как примеры к грамматическим  конструкциям и для описательной речи).

 После завершения работы над этой программой мы переходим к работе с программой, которая называется Magic Land. В этом году мы освоили лишь небольшую часть программы, и я предполагаю продолжить работу над ней в следующем учебном году. Эта программа предполагает тренировку большинства грамматических явлений английского языка. Детям предлагается, выполняя задания, пойти путь от «ремесленника» до получения звания «мастера». Программа разделена на несколько уроков (units), которые, в свою очередь, подразделяются на десять заданий. Так в этом году мы работали с первыми двумя уроками и отрабатывали такие явления как: алфавит, количественные числительные, порядковые числительные, конструкции there is / there are. 

В отличие от предыдущих программ, эта предлагает работу не только ученику, но и учителю. Для учителя в ней предусмотрена программа «Teacher’s Lab», в которой учитель может самостоятельно создавать различные задания.

 Для пополнения словарного запаса учащихся я использую программы 1000_1, 1000_2 и 1000_3 , которые позволяют детям расширить словарный запас по нескольким темам: «В школе», «В доме», «На улице», «В саду», «На море», «Распорядок дня», «Фрукты, овощи», «В магазине», «Времена года», «Семейный альбом» и некоторым другим. Эта программа также позволяет отработать употребление прилагательных, цветов, форм предметов и др.

  Красочное оформление, игровые моменты, элементы мультипликации способствуют быстрому запоминанию и стимулируют детей к активной работе на уроке.

 Для работы с учащимися, начиная с 6 класса, я использую различные компьютерные программы, направленные на отработку грамматических навыков. Каждый урок посвящен отдельной теме и включает в себя большое количество упражнений, которые можно использовать как для тренировки и закрепления, так и для контроля знаний учащихся (перед началом выполнения упражнений учащиеся повторяют те или иные грамматические правила, а также они могут обратиться к правилам и в ходе выполнения тренировочных упражнений). Так три большие программы English Grammar in Use , LEARN и  Active I представляют собой  фактически электронные учебники по грамматике.

 Программа Active I предлагает грамматическую теорию и далее 15 упражнений. Упражнения 1-5 отрабатывают тему Indefinite, 6-10 – Progressive, 7-14 – Perfect, упражнение 15 – это тест на все ранее отработанные временные формы. Каждая программа предусматривает, кроме теоретических выкладок и практических заданий, также систему оценок и словарь. Использование этих программ позволяет отработать столь сложную грамматику английского языка и позволить учащимся работать в том темпе, который свойственен их характеру. Итогом работы, вне зависимости от темпа ее выполнения, является выполнение последнего (контрольного) задания.

Особое внимание хочется уделить использованию Интернет-технологий на уроках иностранного языка. Я проводила со своими учениками урок с использованием Интернет на тему "American Famous People”. Для подготовки к этому уроку были просмотрены многие сайты (в том числе и официальный сайт Белого Дома). При подготовке к этому уроку был задействован не только учитель, но и весь класс. Учащимся было дано задание найти информацию об известных людях Америки (они использовали различные источники, в том числе и Интернет). Урок получился достаточно интересным и для детей и для учителя, так как он включал в себя много новой, интересной информации.

 

Новые информационные технологии, на мой взгляд,  открывают большие возможности расширить  образовательные рамки по каждому предмету. В нашей  школе это особенно почувствовали учащиеся, которые принимали участие в проектных работах по английскому языку. Окунуться целиком в английский язык,  использовать аутентичную информацию из  англоязычных стран позволяет нам (и учителям, и детям) участие в международных сетевых проектах.

Мы принимали участие во многих проектах:  “My Virtual Home”, “My Virtual Home-2”, “My Sweet Valentine”, “We write a Novel”, “Future Landers”, “I have a dream”, “Poetic Fantasy”, “Orange Rabbit”, “Small Russian Towns”.

 Наш первый проект был My Virtual Home”. Он был предложен Дистанционным Образовательным Центром "Eidos".

В мае 1998 года школьники из разных городов и стран, участвовали в проекте "Мой виртуальный дом-1", организованном Центром "Эйдос". Они построили себе необычайные виртуальные дома, в которых выразили свои жизненные устремления, образ своего будущего. Ребята выполнили цветные иллюстрации-описания своих домов, сочинили музыкальное оформление. Эти дома интернациональны - работы на английском языке позволяют понять их мировому сообществу.

В конкурсе необычных виртуальных домов приняли участие школьники и взрослые из Москвы, Калуги, Иркутска, Новокузнецка, Перми, Санкт-Петербурга, Нытвы Пермской области, Черноголовки Московской области, Самары, Рыбинска Ярославской области, Омска, Ангарска Иркутской области, Плимут (Англия), Гейлорд (штат Мичиган, США).

Учащиеся нашей школы решили участвовать в этом проекте. Они писали свои рассказы, отсылали на сайт «Eidos"

   Результатом участия в этом проекте явилось то, что рассказ Прусова Виталия занял призовое (третье) место и его разместили на сайте «Eidos» и Прусов Виталий, получил  возможность бесплатного обучения на дистанционных курсах Центра «Eidos». На этих курсах ему предлагались различные задания: написать рецензии на работы других призеров, задать им вопросы по их работам, обменяться мнениями по различным вопросам.

  В следующем году мы принимали участие в другом международном проекте My Virtual Home-2”, который также предлагался центром «Эйдос».

Виртуальное жюри очень тщательно рассматривало каждую работу, присланную на конкурс. Оценка работ происходила по следующим критериям:

Оригинальность, нестандартность идеи и формы ее воплощения в графике и тексте.

Умение выразить на английском языке свое видение виртуального дома человека.

Владение основными языковыми категориями: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком.

Умение применять компьютерные средства для создания рисунка и выражение содержания рассказа в нестандартной форме.

Качество графических иллюстраций к разработанному описанию.

Выполнение технических требований, прилагаемых в алгоритме к проекту.

Умение участников представлять свои работы в дистанционной конференции, проводимой с помощью E-mail и Chat.

 По итогам этого проекта Макарова Алина  заняла третье место в группе «индивидуальные застройщики», а Прусов Виталий был назван лауреатом за разработку проблемы экологии в Городе. Работы Виталия и Алины были опубликованы на сайте Edios.

В телекоммуникационном проекте My Sweet Valentine” мы принимали командное участие (в этом проекте участвовало 11 человек). И этот проект был также предложен центром «Эйдос». Учащимся предлагалось создать открытку к празднику и не только (смотрите приложение). Победителем в этом проекте оказался Демиденко Кирилл. Его работа размещена на сайте Edios. В прошлом учебном году мы приняли участие в трех проектах: We write a Novel”, “Future Landers”, “I have a dream”.

Задания первого проекта звучали так: 1 задание: Вы представляете группу космического корабля и вам предлагается представить отчет о своем путешествии к планете Upsilon; 2 задание: Вы прилетели на планету, на которой уже долгое время воюют две нации, Вы должны предложить способ разрешения данного конфликта. Тема второго проекта: «У меня есть мечта: жить на планете без войн…».

 В проекте “Future Landers” приняли участие учащиеся 9 и 10 классов. Они придумывали и прорабатывали маршрут своего путешествия, решали вопрос о местоположении планеты Upsilon, до хрипоты спорили о расах, его населяющих, распределяли обязанности каждого члена экипажа…

Перед работой над данными проектами мы обсуждали тему мира и войны на уроках английского языка, пытались найти наиболее подходящие способы разрешения конфликтов и общим советом было решено отправить на конкурс предложения Прусова Виталия и Цуверкаловой Натальи.

Проект I have a dream…” предлагал детям помечтать о мире без войны, предложил создать единую паутину мира через написание рассказов, создание слоганов и т.д.

 И последний проект, в котором мы принимали участие в прошлом году We write a Novel”, был предложен французами и имел цель: повысить качество владения английским языком через написание романа. В этом проекте приняли участие две ученицы: Макарова Алина (10 класс) и Цуверкалова Наталья (9 класс). В 2001-2002 учебном году мы принимаем участие в проектах Orange Rabbit”, “Poetic Fantasy” и разработали свой проект Small Russian Towns”. В проекте Orange Rabbit” принимают участие учащиеся 6 класса, которые на уроках технологии создавали игрушки. Далее они должны были придумать историю о своей игрушке и отправить ее в виртуальное путешествие для знакомства с игрушками из других городов. Целью проекта является развитие коммуникативных навыков учащихся.

Проект  Poetic Fantasy” предназначен для любителей поэзии и имеет целью развитие творческих способностей учащихся посредством иностранного языка.

Проект Small Russian Towns” был разработан учителями английского языка средней школы №6 города Калуги Пушкаревой Еленой Валерьевной и учителем английского языка санаторно-лесной школы №180 г. Железногорска Красноярского края  Пасечкиной Татьяной Николаевной. Это первый проект, разработанный нами. Идея создания проекта появилась во время обучения на курсах повышения квалификации работников образования в Московском центре Интернет-образования. Идея проекта: познакомиться с малыми городами России.

Цель  проекта: развитие коммуникативных навыков на русском, английском и  французском языках, навыков сочинительства на русском и иностранном языках,  совершенствование  навыков  работы  на  компьютере (научиться применять текстовые и графические редакторы).

 

Метод проектов можно использовать при изучении многих тем, их можно проводить только в своей школе, но интереснее создавать проекты совместно с другими школами, особенно, с другими странами. Этот вид работы очень полезен для учащихся и самого учителя.

  Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно. Необходимо искать способы  включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Всё это расширяет кругозор учащихся, активизирует их деятельность, творчество, способствует проведению исследовательской работы, улучшает знание иностранного языка.

Участие во всех проектах, связанных непосредственно с иностранным языком расширяет лингвистический и образовательный кругозор учащихся и позволяет работать над качественными знаниями иностранного языка, не на    словах, а на деле формировать образованную личность, способную свободно ориентироваться и активно существовать в мире информации.

 

Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

 



© 2010-2018