Содержание и методика проведения аттестации



Содержание и методика проведения аттестации профессиональной деятельности учителя иностранного языка среднего общеобразовательного учебного заведения

В.И. Блинов — кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета

К.С. Махмурян — кандидат филологических наук, профессор

Е.Н. Соловова — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета 

Содержание и методика проведения аттестации профессиональной деятельности учителя иностранного языка среднего общеобразовательного учебного заведения 

Аттестация учителя на II и I категории является важным событием в его профессиональной деятельности и по сути добровольным, со стороны самого учителя, актом представления своих достижений. Оцениваются результаты деятельности педагога по всем направлениям.

Профессиональная деятельность учителя общеобразовательной школы и других учебных заведений того же уровня регламентирована такими государственными документами, как Закон РФ "Об образовании” и Приложение 2 к Приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 года № 463/1268 (Тарифно-квалификационные требования к деятельности учителя).

Законом РФ "Об образовании” определены два основных направления деятельности общеобразовательных учреждений: воспитание и обучение. "Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства…” (Закон РФ "Об образовании”. Преамбула, Ст. 1.). Воспитание и обучение являются единым учебно-воспитательным процессом, и невозможно выделить первое либо второе в "чистом виде”. В обучении всегда присутствует воспитание, а воспитание невозможно без элементов обучения.

В соответствии с тарифно-квалификационными требованиями учителем реализуются шесть основных функций: 1) преподавание; 2) организация внеурочной деятельности учащихся; 3) помощь родителям учащихся; 4) развитие и поддержание деловых связей школы с общественными организациями, имеющими отношение к воспитанию и обучению учащихся; 5) участие в методической работе; 6) систематическое профессиональное самосовершенствование.

1. Учитель-преподаватель осуществляет организацию учебно-воспитательной деятельности учащихся на уроке. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения с учетом специфики преподаваемого предмета. Реализует конкретные учебные программы по своему предмету. Обеспечивает уровень знаний, умений и навыков обучающихся в рамках требований соответствующего государственного образовательного стандарта. Несет ответственность за качество реализации учебных программ.

2. Учитель-организатор осуществляет организацию урочной и внеурочной деятельности учащихся, направленной на умственное, нравственно-гражданское, эстетическое, экологическое, физическое воспитание и развитие личности. Способствует социализации личности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности и общении. Осуществляет руководство классом, организует деятельность сообщества учащихся, придавая ей развивающий и воспитывающий характер. Выполняя обязанности классного руководителя, следит за созданием здорового психологического климата, развитием отношений сотрудничества между учителями и учащимися. Информирует администрацию и других педагогов школы об особенностях состава учащихся класса, разрабатывает и организует взаимодействие педагогов с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Учитель оказывает помощь в определении профессиональных намерений и возможностей учащихся, в определении путей включения их в трудовую деятельность, перспектив продолжения образования.

3. Учитель осуществляет связь с родителями учащихся. Оказывает им помощь в воспитании их детей. Информирует родителей о состоянии успеваемости, ходе процесса развития и воспитания личности их детей в школе. Изучает условия жизни учащихся в семье. Помогает в организации консультаций для родителей по вопросам воспитания и обучения специалистами школы и общественных организаций. Учитель-классный руководитель знакомит родителей с Уставом школы, проводит родительские собрания.

4. Учитель осуществляет связь с общественными и государственными организациями, деятельность которых направлена на обеспечение правовой и социальной защиты обучающихся, охрану здоровья обучающихся, предоставление им дополнительного образования. Контактирует с организациями, осуществляющими профилактику правонарушений среди детей и подростков.

5. Учитель принимает участие в работе методических объединений школы. Ведет систематическую и творческую методическую работу по своему предмету и по проблемам организации внеклассной воспитательной деятельности учащихся.

6. Учитель постоянно повышает свою квалификацию. Один раз в пять лет проходит повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования. Постоянно повышает свой профессиональный уровень средствами самообразования.

Учитель руководствуется в своей деятельности нормами педагогической этики, Уставом учебного заведения, Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании”, Конвенцией о правах ребенка. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся.

Профессиональная педагогическая деятельность отличается от непрофессиональной, то есть той, в которой, так или иначе, принимают участие все люди, являясь родителями детей, степенью осознанности. Учитель, заявляющий о себе как о профессионале высокого уровня, обязан иметь собственную педагогическую концепцию, из которой вытекает его индивидуальная педагогическая технология. Педагогическая концепция учителя должна складываться как система обоснованных целей и задач деятельности, устойчивого представления о результате его труда — личности учащегося, качествах этой личности. В концепцию также должны входить выработанные учителем на практике педагогические принципы, которых он придерживается в работе.

Цели деятельности, ее задачи, представления о результате и принципы составляют методологический базис профессиональной концепции педагога. Наличие у аттестуемого такой концепции должно проверяться на первом этапе изучения деятельности учителя, для того, чтобы была возможность увидеть реализацию заявленных целей и задач в практике. Изложение концепции необходимо представить комиссии в письменном виде. Оценке подлежит точность и научная обоснованность изложения, соответствие требованиям российского Закона об образовании, а также степень отрефлексированности. Обычно профессиональный учитель осознает, что стопроцентного результата по всем направлениям деятельности быть не может. Цель педагогической деятельности состоит из направляющего, скорее всего заведомо недостижимого, абстрактного комплекса представлений о воспитательных ценностях и блока достижимых — конкретных, реальных компонентов. Реальные составляющие цели выполняют для учителя мотивирующую функцию и определяют его технологические подходы.

Принципы педагогической деятельности учителя отражают его собственное профессиональное кредо, выработанное многолетним жизненным и деятельностным опытом. Эти принципы должны быть индивидуальны и не повторять буквально принятые в педагогике воспитательные и дидактические принципы. При проведении аттестации важную роль играет наличие корреляции между собственными принципами учителя и его представлениями личности ребенка как о результате обучения и воспитания.

Общая цель аттестационной проверки в части изложения учителем его педагогической концепции — оценка его умения профессионально мыслить, научно формулировать, защищать и обосновывать свои идеи. Кроме того, это еще и оценка соответствия личностных установок учителя в профессиональной деятельности с потребностями личности обучающегося, общества и государства.

Педагогическая деятельность школьного учителя — это, прежде всего, работа организатора познавательной, трудовой или спортивно-оздоровительной деятельности детей. Учителю как организатору необходимо владеть планированием, включая самостоятельную постановку цели и системы задач, приемами создания у детей мотивационных установок, приемами руководства и различными формами контроля и оценки деятельности детей, прогнозированием процесса и результата совместной учебно-воспитательной деятельности, уметь корректировать и проектировать процесс.

Контроль этой гаммы профессиональных умений в процессе аттестации необходимо осуществлять в русле всех функциональных направлений деятельности учителя: в преподавании и организации обучения на уроке; в процессе организации внеурочной деятельности учащихся; в помощи родителям учащихся; развитии и поддержании деловых связей школы с общественными организациями, имеющими отношение к воспитанию и обучению учащихся; в методической работе; в профессиональном самосовершенствовании.

Ниже представлена сводная таблица, в которой показано возможное представление общих результатов аттестации:

 

Функции

 

 

Умения

Преподавание,

Организация учебной деятельности на уроке

Организация внеурочной деятельности учащихся

Помощь родителям учащихся

Методическая работа
и педагоги-
ческое общение с коллегами

Работа по развитию и поддер-
жанию деловых связей
школы

Профессио-
нальное самосовер-
шенствование

Уровень (высокий, средний, низкий)

Планирование целей, задач, процесса и результатов деятельности

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

Создание мотивационных установок у учащихся и других субъектов педагогического общения

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

Коммуникативные умения

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

-

-

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

Анализ процесса деятельности

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

Прогнозирование результата деятельности

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

Корректировка и проектирование процесса

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

7.6.

 

Вместо оценки уровня деятельности учителя в данной таблице приведены цифры, обозначающие пункты, по которым учитель должен подготовить материал к аттестации.

Чтобы быть готовым к выполнению вышеперечисленных функций, учитель должен обладать определенным уровнем профессиональной компетентности. Под компетентностью обычно понимают личные возможности и опыт специалиста, его готовность принимать оптимальные решения благодаря наличию у него определенных знаний, навыков и умений (Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. Педагогическое общество России. — М., 1999. — С. 63). Основы профессиональной компетентности закладываются в образовательных учреждениях разных типов и уровней: педвузах, университетах, педколледжах, факультетах профессиональной переподготовки, институтах повышения квалификации. Все эти государственные учреждения ведут педагогическую деятельность, основываясь на требованиях государственного образовательного стандарта. Новый государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033200 "Иностранный язык, квалификация: учитель иностранного языка” вводит новые требования к уровню подготовки педагогических кадров. Выпускник должен "продемонстрировать определенный уровень билингвальной коммуникативной компетенции, включающей лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, дискурсивную, в соответствии с общеевропейской шкалой требований по всем видам речевой деятельности; знать язык реалий, связанных с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими ассоциациями и т.д.; выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и некоторые другие (Государственный образовательный стандарт профессионального образования. Специальность 033200 иностранный язык. — М.,2000)”.

К сожалению, в образовательном стандарте не систематизированы требования к выпускнику, отсюда они несколько расплывчаты, не указаны виды деятельности, которые они должны выполнять, нет критериев измерения уровней профессионализма. В связи с тем, что степень готовности учителя к профессиональной деятельности может быть определена только соотнесением реально достигнутых результатов требованиям квалификационных характеристик, необходимых для того или иного вида учительской деятельности, важно прежде всего определить, что входит в понятие профессиональной компетентности и какие виды деятельности выполняют учителя иностранного языка.

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка представляет синтез, неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, реализуемых через:

  1.  
    1. коммуникативную компетенцию в области родного и иностранного языков, базирующуюся на лингвистической (фонетические, лексические, грамматические, орфографические навыки), социокультурной (знания о родной стране и стране изучаемого языка, нормах поведения и культуры), дискурсивной (умение логически строить общение), стратегической (умение прогнозировать трудности в общении), компетенциях;
    2. филологическую компетенцию, включающую языковедческую, литературоведческую, риторическую, культуроведческую компетенции;
    3. психолого-педагогическую компетенцию (знания базовых психологических и педагогических понятий, возрастных особенностей учащихся, формирования речи, общения, учебного процесса, педагогических технологий, научно-исследовательские навыки, педагогические качества, такие, как открытость, любовь к детям, способность к творческой деятельности и др.);
    4. социальную компетенцию (готовность вступать в общение, слушать и слышать собеседника, умение выбрать соответствующий набор языковых средств в соответствии со статусом и социальной ролью адресата и т.д.);
    5. методическую компетенцию, включающую методологические знания, профессионально-методические умения и навыки (умения сформулировать конечные и промежуточные цели, спланировать, провести и проанализировать урок, установить и реализовать междисциплинарные связи с предметами языкового, психолого-педагогического и общекультурного циклов, обеспечить необходимый уровень профессионально-методической рефлексии на собственный опыт преподавания/обучения иностранным языкам, выбрать оптимальные формы работы, средства обучения и контроля в зависимости от характера курса, особенностей аудитории, условий среды, адаптировать учебные материалы и т.д.);
    6. компенсаторную компетенцию (умение спрогнозировать и преодолеть коммуникативные, филологические, психолого-педагогические, социальные, методические трудности в случае отсутствия требуемых знаний, навыков и умений);
    7. общекультурную компетенцию;
    8. педагогическое и языковое мышление, включающее методологическое, тактическое и оперативное мышление;
    9. личностные качества, включающие моральные, нравственные, деловые.

Важное место в структуре профессиональной компетентности учителя иностранного языка занимают его мировоззрение, способность к рефлексии, саморазвитию и самосовершенствованию, его духовные ценности, культура речи и поведения, культура внешнего вида.

Процесс формирования профессиональной компетентности имеет перманентный, непрерывный характер и на каждом этапе ей присущи определенные особенности выполнения профессиональной деятельности, что дает возможность выделить уровни ее формирования, описать их, с тем, чтобы можно было измерить и произвести оценку эффективности работы учителя. Динамика развития профессиональной компетентности отражена в карьерном росте и разрядах: учитель первой категории, учитель высшей категории.

Важнейшим средством поддержания академических и профессиональных стандартов является аттестация учителей. Она также служит формой оценивания. Введение аттестации диктуется рядом объективных причин, а именно, необходимостью разработки и внедрения новых стандартов, нуждой в инструментарии педагогического мониторинга, стимулом повышения квалификации. Отсюда, цели аттестации следующие:

  •  
    • оценка профессиональной компетентности учителя;
    • совершенствование качества преподавания;
    • профессиональный рост учителей;
    • повышение зарплаты;
    • продвижение по службе;
    • выявление новых методик;
    • разработка новых авторских материалов.

Объектами проверки аттестации учителей являются:

  •  
    • уровень профессиональной компетенции;
    • общекультурный уровень;
    • стиль преподавания;
    • тип профессионального мышления;
    • личностные качества.

Критериями аттестации являются:

  •  
    • результаты работы учителя, т.е. знания, умения и навыки учащихся;
    • знания, умения и навыки учителей;
    • позиция педагога.

Реализация аттестации возможна при соблюдении ряда условий: нормативно-правовых, содержательно-целевых, организационно-процессуальных, операционно-технологических и технических. Условия аттестации должны быть оптимально комфортными, позволяющие учителю показать глубокие, всесторонние знания, с теоретических и практических позиций продемонстрировать интеграционные навыки и умения, проявить свою педагогическую позицию, раскрыть свой тип мышления, выявить общечеловеческие ценности учителя и его личные качества. В процессе аттестации могут использоваться такие методы, как анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы, наблюдение и т.д.

Возможные подходы к оцениванию во время аттестации.

1. Субъективный — анализ экспертами достижений учителя (анализ урока и т.д.).

2. Субъективно-объективный — рассмотрение формальных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств), результатов тестирования учащихся и т.д.

3. Функциональный — рассмотрение эффективности учителя с точки зрения видов его деятельности.

Нельзя не согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что:

  1.  
    1. аттестация должна быть гуманной, не приводить к стрессам и перегрузкам;
    2. желательно, чтобы оценка являлась квалиметрией учебных ситуаций, свидетельствующих о качестве деятельности учителя, т.е. учащиеся оценивают не качества учителя, а учебные ситуации и свое отношение к ним;
    3. если нет независимой службы и отсутствует культура оценивания, необходимо использовать аттестацию скорее как средство диагностики, чем принятие решений. (Скок Г.Б. "Об оценке качества педагогической деятельности”. Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Ч.1. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. — М., 1992. — С. 86.).

Аттестация учителей носит комплексный характер, может идти поэтапно и включать в себя: а) самооценку; б) первоначальное обсуждение работы; в) наблюдение за работой учителя в классе; г) беседу с учителем с целью оценки концепции его работы; д) оценку качества методических материалов, составленных учителем; е) наличие научных публикаций; г) беседы (интервью, анкеты) с учителями-коллегами, учащимися и родителями. Можно включить проведение анкеты учащихся. В этом случае учащимся необходимо выбрать лишь один вариант из двух ответов: "да” или "нет”. Примерными вопросами могут быть следующие:

  1.  
    1. Задает ли учитель слишком сложные (легкие) задания?
    2. Если что-то непонятно, боишься ли ты задать вопрос?
    3. Помогает ли тебе учитель, когда помощь необходима?
    4. Кричит ли на вас учитель?
    5. Хочешь ли ты, чтобы этот учитель продолжил работу с вами на следующий год? и т.д.

Таким образом, оценивание проводится по нескольким уровням и этапам, затем сводится воедино.

Перед аттестацией в течение года учитель может получить консультации и практические рекомендации по процедуре и содержанию аттестации в институтах повышения квалификации, при независимых центрах аттестации и аккредитации. Вероятно, учителям будет легче проходить аттестацию, если она будет объединена с повышением квалификации и сдача зачетов и экзаменов на курсе будет засчитана полностью или частично как аттестация. В другом случае часть учителей старшего возраста может отказаться проходить аттестацию, либо из-за боязни посещения серии уроков, либо из-за нежелания собирать документы. Другой проблемой может оказаться интерпретация результатов оценивания. Вероятно поэтому, следует ввести оценочные таблицы и подготовить команду независимых экспертов. Успеху аттестации будет способствовать доброжелательная обстановка в школе, помощь коллег и руководства в школе. Предлагается в качестве примера следующая оценочная таблица для аттестации учителей.




© 2010-2018