Роль преподавателя в системе управления качеством образования
Роль преподавателя в системе управления качеством образования
В системе управления качеством образования возрастает роль преподавателя. Особенно велика роль преподавателя истории в последнее десятилетие, в меняющихся общественно - политических, экономических, социальных условиях. Любой столкнувшийся с каким - нибудь изменением, должен понимать и уметь с ним справляться. Добиться более высоких, качественных результатов учитель истории может, если умеет определять результативность занятия в целом и наиболее значимых тем, аспектов, способов познавательной деятельности, гарантирующих углубление интереса школьников к изучению истории, прогнозировать, проектировать и моделировать те качества учащегося, которые он предполагает увидеть по окончании процесса его обучения.
Насколько полно, последовательно, эффективно удается учителю подойти к намеченным целям, выясняется в процессе наблюдения и анализа учебного занятия. Поэтому считаем, что и руководителям, и учителям будет полезно познакомиться со схемой анализа урока кафедры методики преподавания истории и обществознания МПГУ.
( Методические рекомендации к педагогической практике для студентов исторического факультета. МПГУ, 1994, с. 16-31 и 44 - 45.)
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА.
1. Тема урока; место урока в теме, курсе.
2. Цель урока, его образовательно-воспитательные задачи.
3. Тип урока, его основные этапы; рациональное распределение времени.
4. Содержание и методика проверки знаний и умений уч-ся. Форма и виды проверки: индивидуальная, фронтальная, групповая, практическая и самостоятельная работа, дифференцированные задания.
Содержание, характер и методика использования вопросов и заданий, полнота проверки, принцип тематической связи. Место. форма, последовательность вопросов и заданий, приемы активизации уч-ся.
Результативность: качество ответов уч-ся. Дополнения, исправления, вопросы отвечающим, рецензирование; активность класса;
количество опрошенных, оценка работы уч-ся - итоги.
5. Переход к новому материалу. Название темы, ее связь с ранее изученной; перспектива для последующего изучения материала, включение уч-ся в познавательную деятельность - выполнение заданий, ответы на вопросы.
6. Содержание и методика изучения нового материала. Приемы изложения новой темы учителем, соответствие содержания возрастным особенностям уч-ся ( объяснение, характеристика, сюжетное повествование и т.д.). Образность, конкретность, эмоциональность, логическая последовательность, связность, доступность и т.д.
Соотношение эмпирического и теоретического уровней. Средства обучения: карта, картина, аппликация.
Приемы организации последовательной деятельности уч-ся. Тема и цель самостоятельного изучения уч-ся учебного материала. Характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов. Приемы: беседа, составление планов, таблиц, анализ документов, чтение текста учебника, дополнительной литературы и т.д. Роль наглядности в активизации познавательной деятельности уч-ся.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая. Преобладающий уровень познавательной самостоятельности уч-ся на уроке. Соответствие методов и приемов образовательно-воспитательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание.
7. Содержание, методика и отбор материала для закрепления. Самостоятельная работа дифференцированного характера.
8. Содержание и методика организации домашнего задания: объем, вид, инструкция по выполнению.
Литература:
1. Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей. М., Русское слово, 1997г.
Материал подготовила методист УМК обществознания Ушакова О.А.