Прием на работу. Как не стать обманутым. (ЧАСТЬ II)



Прием на работу. Как не стать обманутым. (ЧАСТЬ II)

Помните детскую песенку: «Висит на заборе, колышется ветром… бумаги листок?

И кто бы мог предположить, что настанет день, когда в поисках работы мы будем внимательно изучать каждый «заборный» листок. Работу, такую желанную, высокооплачиваемую и престижную, предлагают не только в расклеенных объявлениях, но и люди в вестибюле метро и на привокзальной площади.

Соблазн велик: каждое предложение сулит претенденту заработок от 500 до 4000 долларов в месяц, а то и больше. Но при внимательном рассмотрении чаще всего оказывается, что вам предстоит стать участником самой заурядной пирамиды. Например, в обмен на небольшую сумму, высланную по определенному адресу, опубликовывается номер вашего телефона, чтобы по нему звонили желающие разбогатеть. Им также необходимо переслать деньги, а затем ждать сообщения. С каждого «завербованного» вам причитается процент. Но вот получить его вряд ли удастся. В адресатах-то значится какой-нибудь а/я. И не проверишь, кто конверт с деньгами отослал, а кто ограничился одним лишь звонком!

Случается, что «работодатель» требует от соискателей пройти медосмотр или тестирование. Конечно же, за плату и срочно. А потом — привет, вы нам не подошли. Но это все примитив. Народ сейчас пошел творческий, некоторые «фирмы» так научились «лапшу на уши вешать», что сразу и не поймешь что к чему.

«Прочитали мы объявление: фирме требуются опытные машинистки. Я дочку и сагитировала попробовать, — делится опытом Нина Ивановна К. — Пришли мы, а народу — туча. Девчонки — как на подбор: и дипломы, и рекомендации. В общем, устроили нам отборочные испытания. Дали пухлую папку — печатайте. На следующий день звоним — оказывается, первый тур мы прошли, теперь предстоит второй. Снова полдня разные договоры и документы печатали. А на работу дочь так и не приняли. Сказали: не подошла. Честно говоря, мы так и не узнали, что же конкретно фирму не устроило. А когда поинтересовались, сколько же человек испытания прошли, и захотели с принятыми переговорить, на нас как-то странно посмотрели и быстренько выпроводили вон».

А теперь представьте, сколько человек в течение нескольких дней работали на догадливых «фирмачей»! И какой огромный объем работы старательные девушки выполнили за это время совершенно бесплатно, в надежде получить желанное место! И что мешает потом такой «отбор» повторить, если вдруг приключится аврал?

Бывает и так, что, позвонив по указанному в объявлении телефону, вы не получаете точной информации.

«Все подробности — на презентации», — обещает приятный голос в телефонной трубке и называет какой-нибудь адрес. Как правило, это клуб или дом культуры, порядком уставший от безденежья. На презентацию обычно собирается человек сорок. Причем посетителей четко можно разделить на новичков и тех, кто уже вкусил «сладкой» жизни от «гербалайфа» и тому подобных фирм. Неважно, куда вы попали: на презентацию очередного «гербалайфа» или «средства от облысения», но вам обязательно поведают трогательную историю о том, как президент фирмы решил помочь несчастным россиянам. В надежде осчастливить российских продавцов и покупателей заморский «дядя» завез свой продукт в Россию. Теперь у продавцов всегда будут деньги, у потребителей же заморского чуда — здоровье (красота, хорошая фигура, семейное счастье и т.п.). Тут же добровольцы поведают, как отлично действует чудо-препарат, а заодно и лишний раз упомянут, какое огромное состояние можно нажить, занимаясь его распространением.

Безусловно, для начала придется заплатить вступительный взнос (размер колеблется от 20 до 200 долларов) и приобрести со скидкой одну или несколько партий рекламируемого товара (косметику, таблетки, витамины, щетки для одежды). Все, вы на крючке. Волей-неволей, чтобы оправдать затраты, придется продавать «нечто» доверчивым простакам в метро или в вагонах пригородных электричек, предлагать разным конторам. Предполагается, что вы организуете и свою собственную сеть распространителей.

В конце концов, можно уже от своего имени предложить товар оптом друзьям, соседям, родным и знакомым, они, в свою очередь, — еще кому-нибудь

и так далее до бесконечности. Причем за каждого привлеченного вами и вашими «сотрудниками» сулят золотые горы.

По-научному это все называется многоуровневый маркетинг (MLM). В нем, как и в любой другой пирамиде, в выигрыше всегда тот, кто ближе к началу очереди, то есть к верхушке пирамиды. Поэтому реальное богатство и благополучие «грозит» лишь основателю сети. У остальных перспективы несколько иные. После долгих мытарств и попыток «распихать» товар вы вполне можете остаться один на один с партией купленного за свои деньги «средства против тараканов».

Примерно в такую же ситуацию можно попасть, и откликнувшись на объявление типа «Приглашаем к сотрудничеству лиц с высшим образованием», «Работа в офисе» и тому подобное. И в самом деле, кто не хочет иметь непыльную и хорошо оплачиваемую работу? Вот «сетевики» и маскируются под какую-нибудь инофирму.

Как же не попасть на удочку недобросовестных работодателей? Как отличить «живую» вакансию от «мертвой»? Все очень просто. Кадровое агентство «Компания «Фрегат» советует: «живые» вакансии содержат достаточно подробную информацию о потенциальном работодателе, будущих должностных обязанностях, конкретных требованиях, предъявляемых к соискателю. Практически все уважающие себя компании имеют свой сайт в Интернете, на котором зарегистрирован почтовый адрес специалиста-кадровика или внутреннего рекрутера.

Настораживает, если скрывают информацию о компании, ссылаясь на коммерческую тайну, не могут подробно рассказать о деталях работы, на все вопросы предлагают прислать резюме. Если же так и не удалось поговорить с рекрутером, который ведет данную вакансию, внимательно посмотрите на ее описание: угадывается ли за ней какая-либо компания в данной отрасли. Не стоит принимать всерьез сообщения общего типа, несущие минимум информации (что-то вроде «нужен толковый помощник, сообразительный молодой человек», «требуются руководящие работники»).

Серьезная вакансия от внушающей уважение компании или рекрутингового агентства содержит краткие сведения о работодателе («крупнейший российский производитель сачков для ловли бабочек»), название позиции и условий к соискателю. Обычно это требования по опыту работы, образованию, знанию языков, компьютерных программ и специфическим навыкам («опыт работы

в данной сфере от 5 лет, высшее техническое образование, свободное владение английским, хорошее знание компьютера, программ...»). Иногда здесь же упоминаются и личные качества («энергичность, креативность»).

Кроме того, из объявления должно быть более-менее понятно, предстоит ли вам работать в команде или самостоятельно, где находится фирма, предлагающая работу. Уважающая себя организация, как правило, указывает зарплату. Если же она в объявлении не дана, то, возможно, компания невелика.

Но бывает и так, что работодатель размер зарплаты не указывает сознательно, стремясь привлечь людей, которые работают ради идеи, а не денег. И, наконец, в сообщениях о вакансиях обычно указывают размеры дополнительных выплат и предполагаемых льгот. Распространен вариант «оклад + проценты». В этом случае получаемые персоналом деньги напрямую зависят от результатов работы. Конечно, следует заранее оговорить процент и узнать, сколько вы станете получать после того, как войдете в курс дела. Льготы могут состоять из оплаты медицинской страховки, проезда, мобильного телефона, питания. В любом случае эти позиции тоже требуют уточнения и прояснения. Одним словом, чем внимательнее вы проанализируете объявление, тем удачнее сможете действовать, чтобы получить приглашение на собеседование. Если в объявлении указан телефон, имеет смысл сначала позвонить и прояснить наиболее важные вопросы, и только после этого отсылать резюме.

Но не зацикливайтесь на чем-то одном. Обращайте внимание и на сообщения о вакансиях несколько выше тех, на которые вы претендуете. Новый начальник часто производит кадровые перестановки, в этой ситуации могут появиться вакансии вашего уровня. И читайте объявления не только в той рубрике, где собраны предложения по интересующей вас специальности. Ведь очень часто компания дает объявления о целой группе вакансий, интересующая вас может оказаться одной из них, и, кроме того, неожиданно можно наткнуться на интересный вариант, который раньше не приходил в голову. Поэтому психологи советуют максимально широко раскинуть свои сети. Тогда выше вероятность поймать в них действительно что-то стоящее.

Конечно, прибегая к услугам кадровых агентств, вы заранее получаете гарантию порядочности работодателя. Ведь фирме-однодневке нет резона тратить время и деньги на серьезный поиск персонала. Тем не менее, стоит учитывать, что многие фирмы предпочитают проводить рекламную кампанию самостоятельно. Отсюда и многочисленные объявления в газетах типа «Работа» или «Нужен специалист с высшим образованием». Поэтому совсем сбрасывать со счетов такого рода рекламу не стоит. А вдруг действительно там предложат что-то стоящее?

Рекрутеры «Компании «Фрегат» рекомендуют: откликаясь на подобного рода объявления, будьте настороже и задавайте как можно больше вопросов. Как называется фирма? Где находится офис? Кто руководитель? Безусловно, прежде чем что-то решить, хорошо бы лично полюбоваться на регистрационное свидетельство и лицензию, при этом желательно подержать в руках оригиналы. Ну а если вам назовут точный размер оклада или четко опишут систему оплаты и сформулируют ваши должностные обязанности — можно смело заполнять анкеты и решаться на собеседование... И уж совсем излишне говорить о том, что серьезная компания просто не станет развешивать написанные от руки или отпечатанные на «слепой» машинке объявления. Не предназначены для серьезных предложений и заборы, телеграфные столбы и фонари.

 



© 2010-2018