Проектная методика в обучении иностранному языку



 

 

 

Проектная методика в обучении иностранному языку


Т.В. Гарданова,
преподаватель Бирского медицинского колледжа


     Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
     В начале ХХ в. перед педагогами встала проблема разработки способов обучения, направленных на развитие активного, самостоятельного мышления обучаемого, что позволило бы ему применять полученные знания на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и др. предложили в качестве одного из возможных метод проектирования, в котором используется активная познавательная и творческая совместная деятельность группы студентов при решении одной общей проблемы, конкретной практической задачи. К достоинствам метода относится возможность сформировать у обучаемого потребность и умение саморазвиваться и самообучаться. Поэтому проектная методика, на наш взгляд, относится к личностно ориентированным технологиям, что подтверждается эффективностью ее использования.
     Применение метода проектирования при обучении иностранному языку основано на активной устной практике каждого студента в группе. При этом возникает необходимость не только насытить занятие коммуникативными упражнениями, но и предоставить учащимся возможность использовать иностранный язык как средство общения при решении проблемы. Чтобы поддерживать у студентов познавательный интерес к языку, развивать желание и потребность его изучения, надо сформировать в них восприятие языка как средства межкультурного взаимодействия. Для этого необходимо не только знакомить студентов со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур, учитывающий национальные и региональные особенности страны, в которой проживают студенты. Составление проектов решения практических, реально значимых, интересных и доступных для студентов проблем, касающихся их личных запросов, потребностей, уклада жизни, создает предпосылки для реализации личностно ориентированных технологий.
     Чтобы эффективно использовать метод проектов в обучении, необходимы следующие условия:
     1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированных знаний (например, проблема свободного времени, семьи, проблема охраны окружающей среды, проблема здорового образа жизни и т. д.);
     2) наличие у студентов умения осуществлять самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность на уроке или во внеаудиторное время;
     3) структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;
     4) использование исследовательских методов: определение проблемы, обсуждение ее, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы, проведение совместного обсуждения в форме «круглого стола», творческие отчеты, защита проекта и т. д.
     В процессе разработки структуры проекта и его реализации можно выделить следующие этапы:
     o предъявление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
     o выдвижение гипотез решения поставленной проблемы;
     o обсуждение возможных источников информации, оформление результатов;
     o работа в группах над поиском фактов, аргументов для защиты проектов;
     o защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
     Выполнение заданий проекта, как правило, выходит за рамки занятия и требует достаточно много времени, но эти затраты и приложенные усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
     - занятия не ограничиваются приобретением студентами определенных знаний и умений, а выходят на практические действия, затрагивают эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация деятельности студентов;
     - студенты в рамках заданной темы ведут творческую работу, самостоятельный поиск необходимой информации, в том числе и лингвистической, в различных источниках;
     - используются разнообразные формы учебной деятельности, предполагающие взаимодействие студентов друг с другом и с преподавателем, роль которого меняется: он становится партнером и консультантом, а не контролером;
     - учебный процесс ориентирован на студента, так как учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
     - воспитывается индивидуальная и коллективная ответственность за конкретную работу, потому что, участвуя в проекте, каждый студент работает и индивидуально, и в микрогруппе и представляет результаты своей деятельности, которые имеют значение для достижения поставленной цели;
     - формируется умение доводить дело до конца, так как студенты должны представить результаты своего труда в виде статьи, сообщения, собрать и обработать статистические данные, сделать аудиозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку и т. д.
     Метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, так как отбор тематики проводится с учетом практической значимости для личности студента. Особый интерес вызывает у учащихся защита проектов по краеведческому материалу. В нашем колледже были представлены проекты по темам «Бирск в будущем», «Мой родной город (село)», «Будущее медицинского училища», «Уфа - столица Башкортостана», «Лучшие здравницы Башкирии», «Традиционная кухня народов Башкортостана», «Что я могу сделать для защиты окружающей среды», «Спорт и здоровый образ жизни».
     Работа по данной методике имеет большое образовательное и воспитательное значение, так как позволяет развивать умение пользоваться иностранным языком как средством межкультурного взаимодействия, формировать навыки самостоятельного поиска знаний, воспитывать в студентах гражданственность, патриотизм, помогает решать вопросы нравственного воспитания.
     Литература
     1. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным обучением// «Иностранные языки в школе». 2000. № 6.
     2. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. Учебное пособие. М., 2000.
     3. Солова Е.Н. Обучение английскому языку сегодня: проблемы и задачи. ELT News and Views. М., 1996. № 3.
     4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка // «Иностранные языки в школе». 2000. №№ 2, 3.
     5. Круглова О.С. Технология проектного обучения// «Завуч». 1999. № 6.