Некоторые подходы к анализу личностно ориентированного урока



Некоторые подходы к анализу личностно ориентированного урока

 Некоторые подходы к анализу личностно ориентированного урока

 

Анализ - это «мысленное расчленение изучаемого предмета на его элементы и исследование каждого элемента в отдельности как части целого». Он осуществляется с помощью: расчленения, изоляции, разложения, разъединения, разбора целого на составляющие. Используя анализ сам по себе без взаимодействия и синтеза с другими приемами формальной логики, невозможно проникнуть в суть урока, суть данного педагогического явления.

Педагогический анализ урока - это не только расчленение урока на составляющие, но и выявление соотношения этих составляющих. Это изучение связей, при помощи которых они объединяются в единое целое, это операции сравнения, обобщения, аналогии, переход от абстрактного к конкретному.

Какова же характеристика сущности анализа урока?

В «Педагогической энциклопедии» дается следующее определение анализу урока: «Анализ урока - разбор и оценка учебного занятия в целом и отдельных его сторон, один из видов методической работы в школе». Сопоставление этого вида познавательной деятельности с другими видами позволяет сказать, что педагогический анализ урока есть конкретная форма познания специфического объекта педагогической деятельности, именуемо­го уроком, осуществляемая как его распознавание. Родовым признаком процесса педагогического анализа являются все признаки, свойственные такой форме познания, как распознавание. Следовательно, можно дать бо­лее полное определение этому процессу.

Педагогический анализ урока есть процесс его распо­знавания, направленный на раскрытие сущности и ме­ханизма осуществления урока, выяснения через это путей и причин формирования именно такого конечного результата урока и соответствия последнего его триединой цели.

Педагогический анализ лежит у истоков такой важнейшей функции управления, как планирование. Практика показывает, что нельзя успешно управлять учебно-воспитательным процессом, не анализируя его ход и раз­витие, не раскрывая причин его положительных и отрицательных результа­тов. Благодаря педагогическому анализу в каждой конкретной ситуации развития учебно-воспитательного процесса могут своевременно прини­маться наиболее эффективные решения по осуществлению тех или иных задач, встающих перед педагогом в его деятельности.

Без осуществления педагогического анализа невозможно определить основные задачи нового урока.

Педагогический анализ урока есть не только способ познания, но и средство преобразования урока и практического совершенствования дея­тельности учителя.

Анализ урока - один из главных инструментов управления качеством преподавания в школе.

По мнению Ю.А. Конаржевского, анализ урока может быть предс­тавлен тремя основными видами:

Структурный анализ урока.

Аспектный анализ урока.

Комплексный анализ урока.

 

Структурный анализ является основой для всех анализов. Он опре­деляет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элемен­тов урока и выделяет дополнительные этапы урока. Структурный анализ (поэтапный) - это выделение и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Примерная схема структурного анализа урока:

1. Тема, цели урока.

2. Содержание урока.

3. Виды деятельности учителя и учеников.

4. Результаты урока.

Аспектный анализ урока осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока, например: цели урока; структуре и организации урока; содержанию урока; деятельности учителя на уроке; деятельности учащихся на уроке; домашнему заданию; са­нитарно-гигиеническим условиям урока; психологическим аспектам урока. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Примерные цели и программы аспектных анализов уроков таковы:

1. Планирование учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.

2. Организация учителем повторения пройденного материала.

3. Оптимальность типа и структуры урока.

4. Соблюдение требований к содержанию уроков.

5. Выбор методов, приемов и средств обучения.

6. Характер взаимоотношений учителя и учащихся.

7. Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.

8. Организация закрепления изученного учебного материала.

Комплексный или полный анализ урока

 - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и вы­воды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результатив­ность урока.   

Комплексный (полный) анализ может быть осуществлен одно­временно несколькими экспертами и является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.

Примерная схема комплексного (полного) анализа урока может быть такова:

1. Цели, задачи урока.

2. Готовность учителя и учащихся к уроку.

3. Организационная структура урока.

4. Содержание урока.

5. Методическое обеспечение урока.

6. Поведение и деятельность учащихся на уроке.

7. Характеристика деловых качеств учителя.

8. Общие результаты урока.

Некоторые вышеизложенные подходы к построению педагогического анализа урока явились для нас общенаучной основой при разработке моде­ли анализа личностно ориентированного урока. Предлагая далее несколько вариантов анализа личностно ориентированного урока, нами были учтены общие характеристики всех видов педагогического анализа - и структурно­го, и аспектного, и комплексного, а также представлены их инварианты в рамках личностно ориентированного подхода к обучению. По нашему мне­нию, схемы анализа (самоанализа) личностно ориентированного урока должны обязательно отражать сущность и основное целевое назначение данного подхода - направленность каждого урока на развитие личности учащихся, выращивание их субъектной позиции в учебном (познава­тельном) процессе, создание условий для самореализации школьни­ков и актуализации их личностного потенциала.

В практике методической работы могут быть использованы различные виды анализа урока. Обратимся к структурно-временной характеристике урока.

Структурно-временная характеристика (анализ) урока

Цель использования данного вида анализа в традиционной педа­гогической практике - овладение учителем рациональным использованием времени на уроке. Применительно к личностно ориентированному уроку це­лесообразно анализировать следующие аспекты структурно-временной ха­рактеристики урока:

- распределение времени между диалогическим и монологическим поведением учителя на уроке;

- распределение времени  между продуктивными (творческими) и репродуктивными видами деятельности на уроке;

- количество времени, отведенное на самостоятельную работу, в том числе самоконтроль (самопроверку, взаимопроверку, взаимо­контроль);

- представленность в уроке структурных компонентов учебной дея­тельности (соответствие структуры урока структуре учебной дея­тельности): учебной задачи, учебных действий, контроля и оценки;

- целесообразность количества времени, отведенного на тот или иной вид деятельности, на ту или иную работу, на то или иное задание;

- качественное использование времени на отдельные элементы урока (по целевому назначению ли использовалось отведенное время, «плотность» времени);

- рациональность использованных приемов и методов обучения, их целесообразность в данных условиях, адекватность (соответствие) поставленным педагогическим целям;

- разумность (обоснованность выбора) связи между содержанием учебного материала и теми методами, с помощью которых он со­общался и усваивался.

На основе требований к личностно ориентированному уроку и крите­риев его оценки, предложенных И.С. Якиманской, может быть составлен аспектный анализ урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аспектный анализ урока

«Создание условий для проявления познавательной активности учеников»

Инструкция для экспертов: оцените в баллах наличие или отсутствие на данном уроке названных в схеме анализа признаков личностно ориентирован­ного подхода к обучению. Поставьте знак «+» в той колонке таблицы, которая соответствует избранному баллу (то есть степени выраженности признака).

        

№ п/п

Обеспечение условий для проявления познавательной активности учеников (показатели)

Данный

признак

на уроке был

ярко выражен

Данный признак

на уроке

отсутствовал

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

4

3

2

1

0

1.

Использование проблемных творческих заданий

 

 

 

 

 

2.

Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала

 

 

 

 

 

3.

Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий

 

 

 

 

 

4.

Поощрение стремления учеников находить свой способ работы (решения задачи)

 

 

 

 

 

5.

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения

 

 

 

 

 

6.

Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся и каждого ученика в отдельности

 

 

 

 

 

7.

Создание ситуаций для проявления учениками инициативы, самовыражения

 

 

 

 

 

8.

Использование форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся

 

 

 

 

 

9.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе учащихся, всего класса

 

 

 

 

 

10.

Получение от учеников «обратной связи» не только по поводу того, что они узнали, но и что им понравилось - не понравилось, запомнилось - не запомнилось

 

 

 

 

 

               

 

Такой вариант аспектного анализа личностно ориентированного урока имеет количественную оценку. Максимальное количество баллов, которое учи­тель может набрать по оценке урока экспертом - 40. Соответственно, уровень решения учителем на уроке поставленной педагогической задачи - создание условий для проявления познавательной активности учеников - может быть высоким (31-40 баллов), средним (10-30 баллов) и низким (1-9 баллов).

Другой подход к анализу личностно ориентированного урока предложен авторским коллективом под руководством Е.Н. Степанова (г. Псков), который разработал следующую схему анализа личностно ориентированного урока.

Мотивационно-ориентационный аспект

1. Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и по­ложительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приемы для этого были использованы?

2. Насколько  точно  и  доходчиво  разъяснены   целевые  ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? На­целена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству?

Содержательный аспект

1. Является ли отобранный учебный материал адекватным требо­ваниям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?

2. Смог  ли   учитель   правильно  определить   групповые   и   индиви­дуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребенка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для школьников?

3.Пытался ли учитель сформировать системное представление уча­щихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нем наиболее важ­ное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и меж­предметные связи?

4. Очевидна ли практическая направленность учебного материала? Какое значение он имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей ребенка?

Организационный аспект

1.Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?

2.Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия?

3. Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида задания, формы и способов его выполнения?

4. Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учеб­ном взаимодействии?

5. Были ли  созданы  на уроке условия для  проявления  самостоя­тельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся?

6. Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?

7. Насколько соответствовали технологические приемы и методы со­держанию изучаемого на уроке учебного материала?

Оценочно-результативный аспект

1. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только пра­вильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

2. Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной «Я-концепции» личности учащихся, выра­ботке у ребенка индивидуального стиля познания?

По мнению авторов данной схемы анализа, ее применение позволит упорядочить совместную рефлексивную деятельность, сосредоточить вни­мание ее участников на анализе и оценке тех сторон учебного занятия, ко­торые непосредственно связаны с процессом и результатом использования личностно ориентированного подхода. Коллективный анализ уроков станет более целенаправленным и продуктивным.

Однако не каждое занятие можно и нужно анализировать с помощью групповых форм и методов рефлексии. Даже более важным представляется проводимый учителем самоанализ урока. С этой целью тот же авторский коллектив в составе консультантов и педагогов определил основные аспек­ты самоанализа и перечень вопросов для его осуществления.

 

Аспекты самоанализа

 

Вопросы для самоанализа

1. Цели (задачи) урока

 

В чем заключается основной замысел проведенного мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно- воспитательного процесса в данном классе? Какие цели (задачи) планировал(а) достичь (решить) в ходе урока?

2. Содержание и организация учебного занятия

 

Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам личностно ориентированного подхода, целям (задачам) урока?

 

3. Технология работы педагога

 

Какие технологические приемы я использовал(а) для того, чтобы на уроке:

- актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся;

- стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности;

- создавать для учеников ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения;

- строить учебное взаимодействие на основе диалога и полилога;

- учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельнос­ти школьников?

 

4. Результативность проведенного урока

 

Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь (решить) поставленные мной цели (задачи)? Насколько проведенное занятие было направлено на:

- становление и проявление индивидуальности учащихся;

- развитие творческих способностей школьников;

- формирование положительной «Я-концепции»

личности учеников;

- выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения?

В чем заключаются достоинства и недостатки моего урока? Что не удалось решить при его

проведении? Как можно исправить недостатки урока?   

 

Использование вышеприведенной схемы самоанализа личностно ориентированного урока поможет учителям глубже осмыслить осново­полагающие идеи-принципы личностно ориентированного подхода, более де­тально разобраться в технологических аспектах организации такого урока, что в итоге способствует совершенствованию профессионального мастер­ства педагогов, обогащению их теоретического и методического арсенала.

Однако данная схема анализа хотя и указывает на некоторые харак­теристики личностно ориентированного урока, но не может претендовать на достаточную полноту, а также не является технологичной.

Возникает необходимость в разработке такого варианта анализа (са­моанализа) личностно ориентированного урока, в рамках которого акцент делается на выявление конкретных психолого-дидактических харак­теристик личностно ориентированного урока, отличающих его от традиционного.


 



© 2010-2018