Проблема формирования эмоциональной сферы будущего педагога



Проблема формирования эмоциональной сферы будущего педагога
Проблема формирования эмоциональной сферы будущего педагога в теории и практике высшего педагогического образования

Алексеева Фаина Сергеевна

Одной из актуальных проблем высшего образования является такое построение процесса обучения, которое могло бы являться основой формирования учебной и профессиональной деятельности, способствовать высокому уровню развития индивидуальности, в частности, эмоциональной сферы студента. В связи с этим, чтобы ответить на основной вопрос поставленной проблемы– каким образом возможно формировать эмоциональную сферу студента–будущего педагога, необходимо проанализировать научную литературу, посвященную стратегиям формирования эмоциональной сферы непосредственно в процессе обучения.

Результаты проведенного теоретического анализа позволили установить, что формированию эмоций как особой задаче воспитания придавали огромное значение такие отечественные ученые, как П.П. Блонский, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, В.И. Запорожец, А.В. Луначарский, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, П.М. Якобсон и др. Данный факт доказывает, что в настоящее время проблема формирования эмоциональной сферы не является новой в области психолого-педагогических исследований, более того, в научной литературе накоплен обширный материал относительно подходов к формированию эмоциональной сферы. Однако необходимо выяснить, каким образом решается данная проблема в практике высшего педагогического образования. В связи с этим были выделены следующие вопросы:

  • Какими возможностями обладает теоретический и практический блок профессиональной подготовки будущего педагога в свете данной проблемы?
  • Дисциплинами каких циклов наиболее полно реализуется вышеуказанное направление?
  • Развитие каких компонентов эмоциональной сферы предусмотрено в содержании образования?

Изучение проблемы формирования эмоциональной сферы студента возможно с точки зрения двух направлений подготовки будущего специалиста к предстоящей деятельности: теоретической и практической. Рассмотрение данного вопроса с позиции первого течения (выявление потенциала теоретической подготовки студента–будущего педагога в свете исследуемой проблемы) заключается в изучении современных учебных пособий по педагогике, государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [5], а также рабочих учебных программ. Второе направление в изучении проблемы формирования эмоциональной сферы студента–будущего педагога подразумевает анализ концепций педагогической практики, разработанных в различных вузах страны.

Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [5] показал, что дисциплины различных циклов, предусмотренные данным документом, располагают неодинаковым потенциалом формирования эмоциональной сферы. Так, например, общие гуманитарные, математические, естественнонаучные, социально – экономические дисциплины не имеют такой возможности. В содержании дисциплин предметной подготовки (методика преподавания естествознания, литературы, труда, ИЗО, музыкального воспитания) предусмотрены незначительные возможности: развитие способности вызывать эмоциональный отклик со стороны учащихся, адекватный отклик на эмоциональные состояния других людей; формирование эмоционально-образного восприятия действительности, экспрессивных умений студентов. Учебные предметы, включенные в общепрофессиональный цикл (общая психология, экспериментальная психология, возрастная и педагогическая психология, введение в педагогическую деятельность, психолого-педагогический практикум и др.), в большей мере располагают потенциалами формирования эмоциональной сферы. В связи с этим, дальнейшее изучение содержания дисциплин данного цикла проводилось одновременно с исследованием соответствующих учебных рабочих программ, разработанных в разных вузах (педагогических университетах г.г. Волгограда, Санкт-Петербурга, Ярославля, а также факультета педагогики и психологии КалГУ).

Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (специальность 031200.00 – педагогика и методика начального образования) показывает, что наибольшей возможностью по формированию теоретических знаний студентов располагают следующие дисциплины: общая психология, возрастная психология, психолого-педагогический практикум, саногенное мышление младшего школьника. Так, в курсе «Общая психология» на изучение эмоциональной сферы отводится 5,8 часа; в дисциплине «Возрастная психология» рассматриваются вопросы непосредственно связанные с особенностями данного феномена у лиц различных возрастов (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, период юности) (3 часа); в курсе «Психолого-педагогический практикум» выделяется 4 часа на изучение эмоциональности педагога, основ мимической и пантомимической выразительности педагога, техники эмоциональной регуляции и саморегуляции; в дисциплине «Саногенное мышление младшего школьника» предусмотрено изучение взаимосвязи эмоций и саногенного (патогенного) мышления, рассматривается вопрос о саногенном мышлении педагога как средстве саногенного воспитания младшего школьника (4часа).

Незначительные потенциалы заложены в содержании таких учебных предметов, как введение в специальность, коррекционная педагогика и специальная психология, педагогическая этика, теория и методика воспитания, основы дефектологии. Вышеперечисленные дисциплины располагают возможностями формирования эмоциональной сферы студента за счет рассмотрения следующих проблем: профессионально – личностное становление и развитие педагога; формирование эмоционального опыта; создание благоприятной, доброжелательной атмосферы как фактора поведения, общения и результативности обучения; нарушения в эмоциональной организации личности.

Таким образом, указанные выше дисциплины позволяют студентам получить информацию о психологическом аспекте эмоциональной сферы, эмоциональной организации личности; о возрастных особенностях данного феномена, а также об основах управления эмоциональными состояниями субъектов педагогического процесса. При этом основной акцент делается на передачу знаний о способах развития эмоциональной сферы младшего школьника, на формирование умений управлять эмоциональными состояниями последних. Недостаточно внимания уделяется информации о способах развития данного феномена у самих студентов, приемах эмоциональной саморегуляции, моделированию и решению эмоциогенных ситуаций в педагогической деятельности. Более того, практически не изучается вопрос относительно педагогической наблюдательности (перцептивный и эмпатийный компоненты), а также диагностики эмоциональных состояний.

В ходе исследования было проанализировано достаточное количество современных учебных пособий по педагогике [1; 2; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12], авторы которых затрагивают проблему формирования эмоциональной сферы будущего педагога. Однако, анализ учебных пособий по педагогике показывает, что в них нет ни главы, ни отдельного параграфа, посвященного эмоциональной сфере педагога. Более того, авторы современных учебных педагогических изданий отмечают актуальность проблемы формирования эмоциональной сферы студента – будущего педагога, но не останавливаются на детальном рассмотрении данного вопроса.

Очевидно, что анализ содержания высшего образования будет неполным без изучения возможностей практической подготовки студентов к профессиональной деятельности. Исходя из концепций педагогической практики, разработанных в различных вузах (педагогических университетах г.г. Волгограда, Санкт-Петербурга, Ярославля, а также факультета педагогики и психологии КалГУ), были выявлены следующие потенциалы формирования эмоциональной сферы студентов: формирование адекватной самооценки; навыков самодиагностики; анализа собственных эмоциональных состояний, а также последующее овладение способами эмоциональной саморегуляции; развитие умения подавлять страх, волнение, т. е. способствовать развитию саногенного мышления.

На основании проведенного анализа учебной и методической литературы выявляется недостаток в овладении студентами умениями педагогической наблюдательности (перцептивный и эмпатийный компоненты), диагностики эмоциональных состояний учащихся, а также отсутствие возможности подкрепления теоретической базы практическими умениями, навыками в управлении эмоциональными состояниями учащихся. В виду важности, большой профессиональной значимости формирования эмоциональной сферы возникает проблема поиска потенциалов профессиональной подготовки в ее решении. Многочисленные наблюдения, а также исследования, выполненные в последние годы, показывают, что в настоящее время в печати появилось большое количество упражнений, заданий, тренингов, семинаров, спецпрактикумов, направленных на развитие эмоциональной сферы студента. А.А. Дергач, Г.О. Павлюк, А.О. Прохоров, А.Я. Чебыкин, И.Е. Шварц и др.утверждают, что работу в данном направлении необходимо начинать уже в период обучения будущих педагогов в вузе.

В заключение необходимо отметить, что вышеописанные программы отражают принципы традиционной педагогики. В то же время, сейчас предлагаются новые подходы, ориентированные на развитие индивидуальности человека. С этой точки зрения, проблема формирования эмоциональной сферы, к сожалению, не рассматривается. Следует также заметить, что невозможно расширять рамки теоретической и практической программы, поскольку данные блоки составляют ограниченную часть профессиональной подготовки, да и формирование эмоциональной сферы студента не является единственной задачей процесса обучения. Поэтому необходим такой подход, который обеспечит развитие индивидуальности студента, в частности эмоциональной сферы, в течение всего процесса обучения в вузе.

Итак, из анализа психолого-педагогической литературы, посвященной вопросу формирования эмоциональной сферы будущего педагога в теории и практике высшего педагогического образования, становится очевидным следующее:

1. Проблема формирования эмоциональной сферы студента–будущего педагога является одной из ведущих в области профессионального образования. В научной литературе накоплен обширный материал относительно подходов к формированию эмоциональной сферы, выделены цели, критерии, показатели формирования данного феномена.

2. Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [5] показал, что дисциплины, предусмотренные данным документом, позволяют студентам получить информацию о психологическом аспекте эмоциональной сферы, эмоциональной организации личности; о возрастных особенностях данного феномена, а также об основах управления эмоциональными состояниями субъектов педагогического процесса. В содержании учебных программ, а также педагогической практики предусмотрены задания, направленные на развитие данного феномена, однако это носит ознакомительный и фрагментарный характер.

3. На сегодняшний день разработаны и применяются различные упражнения, задания, тренинги, семинары, спецпрактикумы, направленные на развитие эмоциональной сферы студента, которые могут быть использованы в качестве дополнительного материала в ходе практической и теоретической подготовки студента–будущего педагога.

Список литературы

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000. – 413с.

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. – 344с.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов средних и высших учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560с.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 304с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 031200.00 – педагогика и методика начального образования)

6. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. Гос. Ун-т. – Калининград, 1996. – 106с.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523с.

8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогический колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

9. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высших и средних учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. – 3-е издание, испр. И доп. – М.: Академия, 1999. – 512с.

10. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 512с.

11. Подласый И.В. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 1991. – 576с.

12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов пед. спец. Вузов. – 6-е издание. – Минск, 2000. – 560с.

 



© 2010-2022