Опыты по физике



  Опыты по физике

 

Возможность использования различных по своим физическим и химическим свойствам материалов для конструирования одного и того же прибора удобно показать, например, на так называемом «Шаре Паскаля». Если в кабинете физики нет прибора, выпускаемого промышленностью для демонстрации закона Паскаля, то легко изготовить его самим.
В детской соске шилом или иголкой проделывают несколько отверстий. Затем соску надевают на водопроводный кран. Струя воды начинает бить во все стороны, перпендикулярно к поверхности образовавшегося резинового шара.
Можно надеть соску на стеклянную трубку. Внутрь трубки вставить поршень, и пространство под ним заполнить водой. Небольшое давление, которое мы создаем, не может теперь образовать шаровой поверхности, но, независимо от этого, демонстрация закона Паскаля получается весьма удачной. Соску подбирают такого размера, чтобы она с трудом надевалась на стеклянную трубку.
Тот же опыт удобно выполнить и в другом оформлении.
Берут флакон из полиэтилена, заполняют его водой или смесью воды с одеколоном (получается жидкость молочного цвета). Флакон закрывают завинчивающимся колпачком, имеющим много узких игольчатых отверстий в различных точках поверхности.
Если рукой давить на стенки флакона, из отверстий колпачка перпендикулярно к его поверхности в различных направлениях начинают бить струи воды.
Прибор из полиэтиленового флакона с успехом может заменить промышленный прибор «Шар Паскаля», который часто выходит из строя, так как ломается стеклянная трубка. Кроме того, от воды ржавеют железные винтовые соединения, портится поршень, прибор неудобно заполнять водой.
Все недостатки «Шара Паскаля» промышленного изготовления отсутствуют у прибора из полиэтиленового флакона, да плюс к тому же получается экономия металла.
В данном случае учащиеся не только увидят несколько различных вариантов решения одного и того же вопроса, но и познакомятся со свойствами пластмасс и с тем, как они с успехом заменяют металлы.
Бригады, добившиеся наилучших результатов при разрешении поставленных конструктивных задач, получают право приступить к постройке прибора и не только по своему проекту, а с учетом отдельных элементов конструкций, удачно разрешенных в других проектах.
Нередко юным конструкторам из-за отсутствия нужных материалов и деталей приходится заниматься исправлением и переделкой конструкций приборов, описанных в литературе, иногда ребята стремятся улучшить качество и наглядность модели. В результате коллективного творческого труда появляется на свет новый проект, а затем и действующий прибор.
Если при постройке того или иного прибора возникает какое- либо затруднение, или что-либо не ладится с работой прибора, юный физик обязательно обращается в свое «конструкторское бюро», как кружковцы называют в шутку конструкторскую секцию.

  

 

Опыты по физике

 

 

Не всегда «конструкторам» удается заниматься разрешением «больших» проблем, чаще им приходится разрешать «мелкие» конструкторские неполадки: думать об окраске прибора, форме и размерах стрелки к какому-либо измерителю, о подсвете при проведении опыта, о замене одного материала в приборе другим, одной детали — другой. Без этой мелкой, на первый взгляд, незначительной работы невозможны творческие занятия.
Совместная работа над разрешением поставленной задачи помогает созданию хорошего, дружного коллектива, создает ядро кружка.
Для конструкторской секции работа находится ежечасно. В начальной стадии ее организации руководителю необходимо проявить максимум инициативы, чтобы заинтересовать учащихся, провести 4—5 занятий, посвященных разработке всем коллективом какой-нибудь проблемы (например, объявить конкурс на создание самого чувствительного прибора для демонстрации теплового расширения тел, лучшей схемы электрифицированного макета и т. д.).



© 2010-2022