- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья: ОСОБЕННОСТИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Статья: ОСОБЕННОСТИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кабина А.М. |
Дата | 10.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Автор: Кабина А.М.
Должность: учитель
Стаж: 24 года
Тема: «ОСОБЕННОСТИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ».
Современное состояние преемственности обучения в педагогике начальной и средней школой характеризуется разносторонностью охвата многих вопросов. В педагогической литературе система преемственности разделена на отдельные компоненты.
Все компоненты учебного процесса необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применение определённых методов, организационных форм и средств обучения. В процессе обучения необходимо также обеспечить контроль, регулирование, оценивание и получение определённых результатов.
Рассогласованность этих компонентов вёдёт к возникновению проблемы дезадаптации учащихся начальных классов при переходе в среднее звено. Причины возникновения рассматриваемой проблемы можно разместить в схеме.
Причины возникновения проблемы преемственности в обучении
Анализируя причины дезадаптации и компонентов системы преемственности, мы выделили основные направления деятельности по облегчению адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. К работе в этом направлении привлечены не только учителя, но и социально-психологическая служба школы, администрация, родители.
1) Преемственность в становлении личности.
Результатом образования, т.е. совокупности процессов обучения, развития и воспитания, является личность. Преемственность в становлении личности проявляется в динамике личности, предполагающей изменение свойств и качеств учащихся. Обеспечить преемственность в данном вопросе помогают единые для всей школы воспитательно-образовательные программы "Самосовершенствование личности" и "Нравственное воспитание". Классные руководители начальных классов и среднего звена проводят классные часы по этим программам, что является ещё одной ступенью к взаимопониманию класса и классного руководителя.
Личность классного руководителя имеет огромное значение в вопросе преемственности, поэтому при назначении классного руководителя в 5 класс администрация по возможности старается подобрать классного руководителя в соответствии со стилем руководства и общения с детьми учителя начальных классов. Будущий классный руководитель изучает особенности системы внеклассной работы и классного коллектива.
Классные руководители 5 классов строят свою работу, руководствуясь памяткой.
Классному руководителю (памятка учителю 5-го класса)
-
Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
-
С первых дней обучения в 5-м классе организуйте работу ученического актива.
-
Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.
-
Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
-
Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы, логопедического пункта.
-
Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышай социальный статус ребёнка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.
2) Преемственность в содержании обучения предполагает опору на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков, так и приобретение новых, основанных на изучении отобранной и зафиксированной в учебном материале учебной информации. Этому способствуют линии учебников, которые используют в работе учителя начальных классов и учителя-предметники.
3) Преемственность в методах, формах, приёмах и средствах обучения проявляется в рациональности выбора методов и форм обучения, в выявлении в учебном процессе наиболее эффективных дидактических приёмов. Реализация этой преемственности предусматривает сохранение и совершенствование отдельных методов и дидактических приемов, способов учебной работы, показавших хорошие результаты и эффективность на всех ступенях обучения, применение новых, отвечающих современным требованиям и психологическим особенностям учащихся.
В работе стараться использовать следующие методы, приёмы работы: проблемный, диалогический, поисковый, исследовательский, сравнение, наблюдение, дискуссия, проектирование и др.; формы работы - коллективная, индивидуальная, фронтальная, групповая.
По основной классификации большинство из них лежат в области проблемно-развивающего обучения, хотя используются там, где это необходимо, традиционные методы.
Большим подспорьем в работе по организации преемственности являются единые методические дни, где учителя наглядно знакомятся со стилем работы своих коллег, и педсоветы, где обсуждаются насущные вопросы преподавания и воспитания. Таким образом, при переходе из начальных классов в среднее звено дети не испытывают особенных трудностей и на уроках быстро и активно включаются в работу.
В старшей школе должна быть единая система педагогических требований к учащимся: внешний вид, правила поведения в школе и вне её, единый орфографический режим при оформлении письменных работ. При проверке тетрадей, особенно в 5 классах, администрация обращает особое внимание на соблюдение ЕОР. Классные руководители, учителя, администрация должны требовать выполнения этих правил от всех учащихся с 1 по11 класс.
Адаптационная программа
Администрация
Учащиеся
Родители
Учителя
Социально-психологическая служба
1.К январю определить преподавателей-предметников с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе.
1.Изучение кабинетной системы.
1.Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.
1.Изучение методов работы учителей нач. классов и средней школы
1. Изучить психологические особенности детей 4 классов.
2. В апреле провести общее собрание родителей учеников 4 классов и учителей-предметников с целью ознакомления с требованиями учителей средней школы, учебниками, программами.
2. Выполнение правил для учащихся.
2. Тесная связь с учителями и классным руководителем.
2. Выполнение единых требований к учащимся
(ЕОР, правила поведения, нормы выставления оценок.)
2. Ознакомить учителей-предметников с психологическими особенностями пятиклассников
3. В марте определить классного руководителя в 5 классы с учётом стиля руководства учителя начальных классов.
4. Организация мониторинга успешности пятиклассников, выявление проблем, работа по их ликвидации.
3. Выполнение требований учителей-предметников
3. Поддержка требований школы.
4. Помощь классному руководителю во внеклассных делах.
Не ставить отрицательных оценок в течение месяца.
Не превышать объём д/з.
Учителю нач. классов, передающих детей в 5 класс, давать подробную характеристику каждого ученика.
Новому классному руководителю ознакомить учителей с особенностями класса.
Классному руководителю 5-го класса держать под дополнительной опекой детей девиантного поведения.
3. Диагностика адаптационных процессов у учащихся
5 классов.
4. Помощь в ликвидации проблем адаптации.
5. Помощь классному руководителю в работе с "трудными детьми и семьями".
План работы по преемственности на 20___- 20___ учебный год
№
Содержание работы
Сроки
Ответственные
1.
Комплектация 5-х классов. Консультации с учителями начальных классов.
август
Зам.директора.
2.
Сбор информации об особенностях учащихся 5-х классов.
Характеристика учащихся.
август
Классные руководители, учителя начальных классов
3.
Классный час "Особенности организации учебной деятельности в 5 классе".
1 неделя сентября
Классные руководители
4.
Контрольные работы по русскому языку и математике.
4 неделя сентября
Зам.директора.
5.
Собеседование с учителями по вопросу адаптации учащихся 5-х классов.
1 неделя октября
Зам.директора.
Классные руководители
6.
Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 классов.
октябрь-ноябрь
Зам.директора психолог
7.
Административные контрольные работы за 1 четверть
октябрь
Зам.директора
8.
Анализ результатов обучения пятиклассников в 1 четверти.
ноябрь
Зам.директора.
9.
Скоординировать домашнюю работу учащихся 5 классов.
ноябрь
Зам.директора.
10.
Классно-обобщающий контроль в 5 классах.
январь
Зам.директора
11.
Совещание администрации по вопросу организации обучения в 5 классах с учётом преемственности, подбор учителей и классных руководителей в 5 класс на следующий год.
январь
директор
12.
Взаимопосещение уроков учителей начальных классов и средней школы.
в течение года
Руководители м/о
13.
Изучение личности выпускников начальных классов.
апрель
Зам.директора.
Психолог
14.
Общее собрание родителей учеников 4 классов и учителей-предметников с целью ознакомления с требованиями учителей средней школы, учебниками, программами.
апрель
Зам.директора
Эти мероприятия позволяют создать для учащихся пятых классов комфортные условия при переходе из начальных классов в среднее звено. Мониторинг успеваемости подтверждает работоспособность разработанной программы.
7