Правовое регулирование разработки рабочих программ в образовательном учреждении

             Актуальность данного проекта объясняется тем, что разработка рабочих программ учебных курсов, порядок их утверждения, форма представления требований государственного образовательного стандарта вызывали и до сих пор вызывают много вопросов и затруднений не только у учителей, но и у административных работников образовательных учреждений, представителей органов управления образованием. Цель  проекта: - показать правовые основы разработки и утверждения рабочих программ, которые  «раски...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования

«Институт развития регионального образования

Свердловской области»


Кафедра философии образования и андрагогики


Правовое регулирование разработки рабочих программ

в образовательном учреждении


Автор проекта:

Патенкова

Наталья Николаевна,

заместитель директора по УВР

высшей квалификационной категории


Научный руководитель проекта:

Чечулина Светлана Николаевна-

зав. кафедрой философии образования

и андрагогики ИРРО, к.социолог.наук




п.Лобва

Новолялинский городской округ

2010г

Содержание


  1. Введение 3 - 4


  1. Рабочая программа - нормативный документ в деятельности

педагога 4 - 10


  1. Правовая основа разработки и утверждения рабочих программ 10 - 12


  1. Литература 13













Введение

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников призваны осуществить основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях являются Примерные программы. Примерные программы отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Рассчитаны такие программы на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. (Перечень программ по учебным предметам федерального учебного плана для образовательных учреждений, а также сами программы размещены на сайте Минобрнауки РФ: http// mon.gov.ru).

Разработка примерных программ относится к компетенции Российской

Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Актуальность данного проекта объясняется тем, что разработка рабочих программ учебных курсов, порядок их утверждения, форма представления требований государственного образовательного стандарта вызывали и до сих пор вызывают много вопросов и затруднений не только у учителей, но и у административных работников образовательных учреждений, представителей органов управления образованием.

Цель проекта: - показать правовые основы разработки и утверждения рабочих программ, которые «раскиданы» в различных нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней.

Задачи: - актуализировать отношение педагогов к рабочей программе как нормативно-правовому документу, регулирующему образовательный процесс по определённому учебному предмету в образовательном учреждении;

- выделить основные нормативно-правовые акты и документы, на основании которых составляются рабочие программы общеобразовательных учреждений.

Предполагаемый результат: составление перечня основных нормативно-правовых актов и документов, на основании которых составляются рабочие программы общеобразовательных учреждений (разработка памятки-буклета по теме).

Рабочая программа - нормативный документ в деятельности педагога

Ст. 55 Закона РФ «Об образовании» определяет право каждого обучающегося на получение качественного образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Механизмом обеспечения этого права на уровне педагога является его рабочая программа.

В статье 32 Закона РФ "Об образовании" закреплена компетенция и ответственность образовательного учреждения, а п. 2.7. определяет право и ответственность учителя на самостоятельную разработку рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Норма права всегда существует в контексте ответственности. Актуализация этой нормы, существовавшей с 1992 года (года принятия Закона РФ «Об образовании»), произошла в связи с введением Государственного образовательного стандарта.

Сегодня к учителю предъявляются особые требования с позиции его профессиональной компетентности: ему необходимо знать и руководствоваться нормативными актами в образовании, школьными образовательными технологиями и методиками и эффективного их использования при организации процесса обучения. Это фактически нормы, задаваемые государством. Миссия учителя - обеспечивать выполнение задач государственной важности. С появлением Государственного образовательного стандарта учитель обрёл свободу. Это большое доверие школе, педагогу. С 1992 года прекратили существование типовые программы, которые диктовали учителю, что преподавать, сколько часов на это потратить. Учитель был «загнан» в жесткие рамки. Но нельзя забывать, что выбор всегда ограничение и всегда ответственность. Требуется определиться в основаниях. При разработке рабочей программы такими векторами в выборе оснований для педагога являются требования ГОС к уровню подготовки обучающихся. Норма ГОС направлена как на обеспечение сохранения здоровья ребенка, так и на обеспечение пространства его личностного развития.

Основная работа по освоению стандарта педагогом происходит в период разработки рабочей программы.

Рабочая программа - это документ, созданный на основе примерной программы Минобрнауки РФ, с учетом национально-региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.

Главное назначение рабочей программы - обеспечение гарантий получения учащимися образования в соответствии с ГОС и учет специфики региона и ОУ.

В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования", - отмечают В.А. Сластенин, Л.С. Полымова.

Современные примерные программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, дают простор для педагогического творчества, отражая ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Они могут служить основанием для составления рабочих программ при условии, что педагогом проведена ревизия этих программ на предмет соответствия их ГОС в части соответствия требованиям к уровню подготовки обучающихся. Они зачастую избыточны и оставляют простор для педагога в отборе содержания.

Построение учебного процесса на основе проектирования рабочей программы как нормативного документа учителя - одна из проблем. Традиционные подходы к тематическому планированию учебного процесса, предлагаемые в педагогической, учебно-методической литературе, не раскрывают вариативные пути реализации содержания образования через авторский проект. "Гуманизация образования требует иной методологии управления, планирования, организации и оценки результатов. Невозможно провозгласить единственно правильный подход и метод в планировании" - необходимо представление "целой палитры" разнообразных подходов и методов, из которых учитель будет выбирать наиболее эффективные, в соответствии с конкретной ситуацией и условиями, опираясь на свой опыт и профессионализм, на основе тех ценностей, которые разделяет сообщество".

Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым учителем в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины. Главное, проектирование рабочей программы позволяет учителю целостно видеть, анализировать собственную деятельность и выйти на уровень системной организации учебного процесса.

Стремление к совершенствованию образовательного процесса привело к необходимости переосмысления и изменения подходов к обучению в системе повышения квалификации на базовых курсах (5) (как это было до 1990-х годов), которые ориентировали учителя преимущественно на репродуктивный стиль деятельности и не формировали способности системного видения организации образовательного процесса, потребности в творческой самореализации, в научно-исследовательском подходе к обучению и воспитанию школьников.

"С введением права образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы, с ориентацией российского образования на гуманистические тенденции проблема технологии разработки программ образовательных учреждений и индивидуальных программ для учащихся, учитывающих их личностные особенности (рабочих программ по учебным курсам, учитывающих специфику предмета, образовательного учреждения, личностных особенностей учащихся), стала достаточно острой".

Выделяют следующие основные функции рабочей программы:

Прогностическая функция. Рабочая программа задаёт предполагаемый конечный результат обучения, эта функция является главной.

Функция оперативного изменения курса. Тщательная структуризация материала учебного курса на основе целей курса обеспечивает возможность внесения изменений в курс непосредственно в процессе обучения без утраты его целостности.

Функция целеполагания. Цели курса определяют все основные компоненты курса.

Информационная функция. Рабочая программа представляет в сжатой форме информацию общего характера о курсе, на основе которой формируется о нем общее представление.

Организационно-методическая функция. Рабочая программа содержит информацию об основных организационных формах учебного процесса и особенностях методики ведения занятий.

Контрольно-диагностическая функция. Рабочая программа включает средства проверки степени достижимости учащимися в процессе обучения заявленных целей курса.

Оценочная функция. Рабочая программа содержит в концентрированной форме всю информацию о курсе, которая может быть использована для оценки качества данного учебного цикла, что важно при аттестации курса и для прогнозирования качества образования.

В соответствии с требованиями к курсу определяются цели курса, которые в свою очередь определяют структуру, содержание, деятельность учащихся по изучению материала и содержание итогового контроля.

Что за документ рабочая программа? Какова её роль и назначение в учебном процессе и кто её автор? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо разобраться в толковании тезиса "программа" в системе образования.

Сам термин «программа» согласно словарным толкованиям (греч., programma - объявление, распоряжение) означает содержание, план деятельности, работ; изложение содержания и цели деятельности; краткое изложение содержания учебного предмета; описание алгоритма решения задач (Энциклопедический словарь Ожегова, с.479).

Применительно к системе образования в Законе РФ "Об образовании", равно как и в некоторых российских справочниках дано следующее определение образовательной программы - "это документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности". В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

- общеобразовательные (основные и дополнительные);

- профессиональные (основные и дополнительные).

Далее, в методической и педагогической литературе даются определения этого термина в различных контекстах.

Общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Учебная программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению. Это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основ мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение (Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. /Под ред. С.А. Смирнова, - М., 1998.- с. 240).

Программа определяет общую научную духовно - ценностную направленность преподавания предмета, оценок, теорий, событий, фактов. Её можно рассматривать как проект конкретной учебной дисциплины, внесенной в учебный план. Учебная программа включает в себя: цели изучения дисциплины; содержание, обозначенное в темах, разделах; продолжительность и последовательность изучения тем и разделов; требование к изучению материала.

Примерная (до 1992 г. - типовая) программа - определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.

На основе примерных программ создаются рабочие программы.

Здесь к месту вспомнить такой термин как адаптация - (лат.) приспособление к изменяющимся условиям. Процесс создания рабочей программы предполагает адаптацию примерной программы к определенным условиям. Учебная программа может быть адаптирована на уровне принципов, особенностей, а так же целеполагания, содержания методики и т. д. с учетов определенных условий.

Рабочая программа непосредственно отражает требования образовательного стандарта, в отличие от примерной, в ней описывается национально - региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении, в конкретной социально - педагогической ситуации (10). Как правило, рабочие программа составляются учителями-предметниками по определенному учебному курсу.

В Письме Министерства образования России от 24.06.97 г. № 12-52-91 ин/12-23 "О разработке рабочих планов по специальностям и рабочих программ по учебным дисциплинам в средних специальных учебных заведениях" рабочая программа учебной дисциплины определена как "документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студента по конкретной учебной дисциплине рабочего учебного плана образовательного учреждения; разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе Примерной программы учебной дисциплины; должна содержать требования к подготовке студента по результатам изучения данной дисциплины".

Рабочая программа может быть представлена как авторская программа, которая, учитывая требования образовательного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, соответственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов.

Опираясь на приведенные выше определения, проведем иерархическое разделение понятий.

Схема категориальной иерархии образовательных программ

Правовое регулирование разработки рабочих программ в образовательном учреждении

Проектирование учебного процесса предусматривает определение уровня планирования программы. Анализ определений показывает, что в программе выделяются различные аспекты планирования и проблемы, которые возникают при проектировании. Уровень планирования программы взаимообусловлен основными положениями, общими для всех, независимо от специфики содержания образования и подхода, используемого составителем программы:

- тип программы

- соответствие нормативным требованиям

- рассматриваемые аспекты (методический, алгоритмический, содержательный и др.)

- компоненты и структура

На основании выше изложенного можно дать следующее определение рассматриваемому документу:

  • Рабочая программа - это документ, созданный на основе примерной программы Министерства образования и науки РФ, с учетом национально - региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.

Главное назначение рабочей программы - обеспечение гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом и учетом специфики местных условий, позволяющее более, полно реализовать себя.

Определяемые требования к рабочей программе являются основой для его построения:

- концептуальность - обоснованность идеи проекта,

- системность - взаимообусловленность компонентов программы,

- полнота - сохранение обязательного базисного компонента содержания образования, учет региональных и национальных особенностей, образовательных и социокультурных потребностей,

- целостность - необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь по отношению к цели образования, основанной на «модели выпускника», анализа потребностей и возможностей школы,

- сбалансированность - рациональное распределение содержания образования в рамках федерального, регионального и школьного компонентов, а так же между разделами и темами программы,

- преемственность в реализации содержания образования в начальной, средней и полной школе,

- гибкость тематического планирования, наличие резервов в способах обучения во избежание перегрузки учащихся,

- управляемость - наличие диагностического инструментария

- эффективность - оценка качества обучения школьников по данной программе.

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ГОС.

В чем отличие календарно-тематического планирования от рабочей программы педагога?

Календарно-тематическое планирование не учитывает индивидуальных особенностей учащихся класса. Как правило, используется в течение 5 лет без изменений. Составляется по образцу.

Рабочая программа - локальный (созданный для данного ОУ) и индивидуальный (разработанный учителем проект собственной педагогической деятельности) документ, определяющий пути реализации им целей ГОС с учетом индивидуальных особенностей учащихся данного класса. Содержание РП корректируется педагогом «под класс» каждый год. Не имеет аналога или образца.

Факторы, которые необходимо учитывать при составлении рабочей программы:

- целевые ориентиры и ценностные основания современного российского образования и своего образовательного учреждения;

- состояние здоровья учащихся;

- уровень способностей детей и качество их учебных достижений;

- возможности педагога;

- состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ОУ.

Основные документы, необходимые для составления рабочей программы:

- Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент), 2004 г..

- Региональный (национально-региональный) компонент ГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (2006 г.).

- Примерная учебная программа по предмету или авторская программа, на основании которых педагог готовит рабочую программу.

- Методические рекомендации для учителей по составлению рабочих программ;

- Образовательная программа школы

- Учебный план школы.


Правовая основа разработки и утверждения рабочих программ

Выделяют следующие основные нормативно-правовые акты и документы, на основании которых составляются рабочие программы общеобразовательных учреждений.

Федеральный уровень

1. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент).

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Типовые положения об образовательных учреждениях.

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

5. Примерные (типовые) образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки РФ.

6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

7. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.

Региональный уровень

1. Закон Свердловской области «Об образовании».

2. Государственный образовательный стандарт общего образования (региональный компонент Свердловской области).

3. Региональный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

4. Примерные (типовые) образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.

Локальный уровень

1. Устав образовательного учреждения.

2. Государственный образовательный стандарт общего образования (компонент образовательного учреждения) - отражается в целях, задачах, образовательной программе школы или утверждается как отдельный нормативно-правовой документ.

3. Образовательная программа образовательного учреждения.

4. Положение о рабочих программах образовательного учреждения.

В Законе Свердловской области «Об образовании» к рабочим программам относятся следующие положения:

«В Свердловской области разрабатывается и утверждается региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования (далее - областной компонент государственных образовательных стандартов).

Областной компонент государственных образовательных стандартов определяет в дополнение к федеральному компоненту обязательный минимум содержания образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся и воспитанников и выражает особенности, уровень и тенденции развития Свердловской области и образовательные потребности жителей области» (ст.5, п.3).

«Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает компонент образовательной организации государственных образовательных стандартов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с федеральным законом образовательные организации самостоятельно в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов на основе базисных учебных планов и примерных программ курсов и дисциплин с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов разрабатывают и утверждают образовательные программы, учебные планы, рабочие программы учебных курсов и дисциплин» (ст.5, п.5).

В региональном компоненте ГОС Свердловской области имеются следующие положения, касающиеся рабочих программ:

«Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области является нормативным основанием для разработки:

- образовательных и учебных программ;

- учебников, учебных пособий и других методических и дидактических материалов, обеспечивающих реализацию стандарта;

- технологий оценки соответствия содержания и качества подготовки (образованности) обучающихся требованиям регионального (национально-регионального) компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области;

- перечня учебно-материальной базы образовательного процесса.

(О региональном /национально-региональном/ компоненте дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области. Утверждён постановлением Правительства Свердловской области от 17.01 2006.).






Литература


1. Государственный образовательный стандарт общего образования. //

Официальные документы в образовании. - 2004. № 24-25.


2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в

документах и комментариях. - М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.


3. Гайнанова О.В., Почечихина В.Н., Денисенко Л.И., Кислякова Н.М. Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочей программы педагогов. Екатеринбург, ИРРО, 2004г


4. Иванов С.А. Рабочая программа педагога. Информационно - методические материалы. Екатеринбург, ИРРО. 2007г


5. Методические рекомендации по разработке и утверждению рабочих

программ учебных дисциплин базисного учебного плана образовательного

учреждения -Учебно-методический центр, г. Серпухов,2008. - 10 с.


6. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов - СПб:

Питер, 2001. - 544 с.


7. Хуторской А.В. Стандарты и примерные программы как основания для

разработки рабочих учебных программ по технологии // prosvipk.

ru/demo.






© 2010-2022