• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Рефлекисивный отчёт на основе рекомендаций ОЭСР и данных исследования стартовых возможностей школы о необходимых в ней преобразованиях

Рефлекисивный отчёт на основе рекомендаций ОЭСР и данных исследования стартовых возможностей школы о необходимых в ней преобразованиях

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уразаков Адилжан Таурбаевич отчёт С

3 группа Портфолио учителя первого уровня

ЦПМ г. Костанай

Рефлективный отчёт о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей и рекомендаций ОЭСР

Разработка Плана развития школы - это трудоёмкий процесс, требующий тщательного изучения стартовых возможностей школы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики были успешными и конкурентоспособными. Поэтому план должен быть не случайным набором мероприятий, а целенаправленной системой мер для улучшения школьной практики.

Осознание того, что данный документ является стратегическим, хотя пока и краткосрочным, планом развития школы, потребовало от меня изучения нормативных документов в сфере образования Республики Казахстан, предварительных рекомендаций экспертов ОЭСР для нашего государства, основанных на результатах исследования школьного образования.

Н. Назарбаев определил основную задачу развития современного образования государства: внедрение в Казахстане ряда принципов и стандартов ОЭСР. Президент подчеркнул, что сегодня индикатором успешности реформирования казахстанской системы образования стали страны ОЭСР. На основании полученных рекомендаций меняется фокус образовательной политики Казахстана. Убеждён, что вопрос о раннем выявлении и поддержке слабоуспевающих учеников, рекомендованный для улучшения системы образования Казахстана экспертами ОЭСР, является актуальным для каждой школы и нашей школы в частности. Сокращение контингента учащихся классов с русским языком обучения, в нашей школе привело к объединению классов, в результате чего возникла проблема недостатка опыта работы в малокомплектных объединённых классах. И рекомендации ОЭСР о необходимости увеличения подготовки многопредметных учителей для МКШ дают надежду на решение этого вопроса на уровне государства. На сегодняшний день в нашей школе курсы переподготовки учителей для обучения в МКШ прошёл всего один учитель, и это является большой проблемой в организации УВП в объединённых классах. Обмен опытом через семинары и взаимопосещение уроков на уровне школы, как показала практика, - малоэффективные формы профессионального взаимодействия учителей. Поэтому проблема профессионального развития учителей школы в данном направлении сегодня является одной из самых важных для нас. Казахстанская педагогическая общественность с одобрением отнеслась к рекомендации пересмотреть Базовый учебный план средней школы и оставлять для изучения после 7 класса предметы, которые требуют развития творческих способностей учеников, их умения работать в команде, что будет способствовать успешной социализации каждого выпускника школы. Сегодня казахстанские школы не имеют права вносить изменения в учебный план, но изменить подходы к обучению может и должен каждый учитель. Изменения практики обучения и преподавания, внедряемые учителями, прошедшими по Программе третьего уровня, позволяют решать именно проблему формирования навыков взаимодействия учеников. И в нашем школьном коллективе формированию именно коммуникативной компетентности учеников уделяется очень много внимания: активно внедряются групповые формы работы, получившие высокую оценку в ученической среде. Но полученных результатов недостаточно и останавливаться на достигнутом сегодня учитель не имеет права. Именно поэтому приоритетным направлением развития школы мы по-прежнему считаем профессиональное развитие учителя.

Эта потребность выявлена и определена в результате опроса учителей и учеников школы. Голос ученика показал, что ученики не удовлетворены результатами традиционных уроков, что интерактивные методы обучения они считают наиболее интересными и полезными для собственного развития (странно, что раньше тому, что ученики тоже оценивают процесс обучения, деятельность учителя на уроке, я не придавал должного значения). И только учитель, находящийся в состоянии постоянного профессионального поиска, сам находящийся в процессе профессионального развития, может удовлетворить потребности современного ученика и идти в ногу со временем.

Обучение на курсах по Программе повышения квалификации работников образования Республики Казахстан изменило мой взгляд на многие школьные процессы. Пришло понимание того, что наступило время лидеров, готовых повести за собой единомышленников и увлечённых своей работой учителей. Но без поддержки и эффективного управления процессом развития преобразование школы просто невозможно. Стихийное и хаотичное внедрение инноваций, не соответствующих потребностям конкретной школы, не учитывающих её специфики обречено на провал. Поэтому, осознавая ответственность за запланированный процесс улучшения школьной практики, я постарался тщательно спланировать свою работу.

Приоритетными для работы в период практики я определил три основных направления:

  • оказание содействия учителям школы во внедрении инновационных процессов в преподавание и обучение;

  • реализация процессов коучинга и менторинга;

  • улучшение профессионального взаимодействия учителей в рамках сетевого сообщества.

Свою деятельность по управлению процессом внедрения преобразований школьной практики я начну с формирования команды развития. Изучая опыт коллег, я отметил, что многие начинают процесс реализации ПРШ со встречи с администрацией школы. Но для меня первым этапом станет встреча с педагогическим коллективом: хочу предупредить возникновение ситуации навязывания и авторитаризма в процессе реализации плана. Думаю, что если смогу донести до каждого учителя своё видение предстоящих изменений, построить диалог на принципе «равный - равному», то это будет первым шагом к успешности предстоящей работы. При этом надеюсь, что учителя не останутся равнодушными, и мы коллегиально внесём изменения в составленный мной ПРШ. Ведь это не догма, а динамический процесс, требующий постоянного улучшения. Возможно, что при составлении SWOT-анализа мной были упущены некоторые важные аспекты в определении сильных и слабых сторон школы, не учтены реальные возможности и угрозы.

Весь процесс планирую построить на организации работы команды развития и творческой группы учителей: рассчитываю на их помощь в подготовке и проведении коучингов, организацию исследования урока по проблеме обучения слабоуспевающих учащихся.

Коллектив нашей школы успешно работает над внедрением семи модулей обучения в практику преподавания, ведётся планомерная работа по исследованию урока. И я думаю, что учителя школы готовы к углубленному исследованию, направленному на решение конкретно поставленной задачи. В данном случае на коучинге я предложу детально изучить подходы к обучению слабоуспевающих учеников, оценить их эффективность. К сожалению, в нашей школе эта проблема решается индивидуально каждым учителем, а целевой локальный документ, определяющий стратегию, в школе не разработан. На основании полученных результатов планирую, что будет составлена общешкольная Программа работы с данным контингентом учеников.

Организацию исследования урока по данной проблеме, считаю, будет рациональнее начать с организации работы группы сертифицированных учителей. Поэтому процесс менторинга будет направлен на развитие лидерских качеств менти и сплочение команды в работе над проблемой.

Работу сетевого сообщества школы необходимо вывести хотя бы на уровень региона. Но, так как я в настоящее время не владею полным объёмом информации о работе сетевых сообществ учителей других школ, прежде всего мне необходимо встретиться с лидерами школ города, ознакомиться с системой их работы и составить общую программу развития и взаимодействия. Думаю, что проведение семинара с целью развития практики сетевого сообщества будет результативным. Предполагаю, что не все учителя осознают эффективность этого подхода к организации профессионального взаимодействия, обмена знаниями и инновациями. Ожидаю, что в результате совместной работы коллеги поймут, что информационная изоляция препятствует профессиональному развитию и становлению педагогов. Важно довести до учителей то, что сегодня образовательные сети являются одной из важнейших стратегий, которые отражают понимание профессиональным сообществом изменения процесса обучения.

На уровне школы в настоящее время недостаточно эффективно ведётся работа по наполнению кейсов школьного сайта. Проблема того, что учителя неохотно предоставляют материалы для публикации на сайте неоднократно поднималась в школе. Основная причина - учителя убеждены, что только после получения лицензии могут выставлять свои работы. Поэтому при встрече с коллективом, считаю необходимым информировать коллег о том, какие сайты всемирной сети выдают авторские свидетельства на работу, как получить стандартный номер книги ISBN через Национальную государственную книжную палату Республики Казахстан. Такая информация позволит учителям распространять свой опыт работы на международном уровне через интернет. Выявить другие причины торможения процесса поможет встреча с администратором сайта школы. Возможно, это объективные причины, связанные с доступом к сети интернет на территории села. В таком случае, я считаю, необходимо инициировать обращение администрации школы в органы управления об установлении в школе высокоскоростной системы Megaline. Ведь сейчас в селе физическим лицам успешно устанавливается эта сеть и население получает свободный и доступ к ресурсам и высокую скорость интернета. Так почему государственное образовательное учреждение лишено такой возможности?

В своей работе опираться я буду, прежде всего, на уже сформированную в школе команду развития. Но думаю, что в коллективе есть учителя, чей лидерский потенциал раскрыт не до конца. Так, к сожалению, лидерство сертифицированных учителей третьего уровня, остаётся на уровне класса. Они улучшают практику преподавания и обучения, но, я глубоко убеждён, что они готовы к расширению диапазона преобразований и с энтузиазмом поддержат меня. Думаю, что творческая группа этих учителей станет двигателем в процессе реализации ПРШ и предложенная тема исследования будет интересна им. Возможно, что моя следующая мысль будет несколько дерзкой, но меня интересует вопрос: почему не разработан модуль обучения слабоуспевающих учащихся, тогда как обучению талантливых и одарённых уделено достаточно много внимания. Ведь даже независимые эксперты стран ОЭСР определили эту проблему в образовании нашей страны.

Поддержка и высокий уровень вовлеченности в процесс руководителей школы, для меня является бесспорным: директор школы и один завуч прошли курсы руководителей организаций образования Республики Казахстан по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Поэтому полученные ими знания и опыт во внедрении преобразований в практику школы, думаю, позволят мне избежать ошибок. Вторая завуч школы прошла курсы первого уровня, и на сегодняшний день уже работает над проблемой профессионального развития учителей школы. Поэтому, я думаю, что согласованность наших действий должна обязательно дать положительный результат.

Талантливые учителя школы также являются лидерами и членами команды развития. В силу своей высокой профессиональной увлечённости они поддерживают и активно внедряют в свою практику новые подходы в обучении и преподавании. В своём большинстве эти учителя проработали в нашей школе более 25-30 лет и не могут оставаться сторонними наблюдателями школьных инноваций. Особые надежды я возлагаю на молодых учителей. В настоящее время в нашей школе работает 12 молодых специалистов со стажем работы до 3 лет. Среди них есть инициативные, открытые, увлечённые своей работой, и это позволяет мне быть уверенным в эффективности их работы в команде.

Активная позиция родительской общественности также позволяет рассчитывать на поддержку со стороны родителей. Думаю, что привлечение родителей к работе школьного интеллектуального клуба и проведение Дня дублёра будет одной из форм вовлечения родителей в команду развития школы.

Планируемая школьная конференция даст возможность донести суть вопросов преобразований школьной практики до учеников. Здесь я ожидаю услышать мнение учеников, их оценку эффективности внедряемых инноваций, результатах их влияния на процесс обучения. Совпадает ли мнение учеников и учителей об успешности реализуемых планов? - этот вопрос является, на мой взгляд, самым актуальным, ведь все процессы улучшения школьной практики направлены на создание условий для комфортного обучения каждого ученика, реализацию его индивидуальных способностей. Возможно, что мнение учеников будет несколько неожиданным, но мы обязательно учтём их точку зрения в дальнейшем планировании, коррекции плана развития школы. Наблюдения педагогов-психологов позволят сделать выводы об уровне вовлеченности учеников в инновационные процессы школы.

Таким образом я планирую привлечь к процессу реализации ПРШ всех участников образовательного процесса.

План развития школы составлен на основании результатов опроса всех участников учебно-воспитательного процесса, поэтому сомневаться в его соответствии потребностям школы, думаю, не стоит. Кроме результатов опроса мной были проанализированы статистические отчёты, школьная документация, данные по успеваемости учеников школы за три года. И изучая и сравнивая списки хорошистов и отличников, я выявил, что эти списки стабильно неизменны. Единственное, что по итогам успеваемости по четвертям эти ученики получают одну-две четвёрки или наоборот по итогам четверти являются отличниками. Меня удивило, что списки не расширяются, а ведь в школе есть дети, которые имеют тройки только по одному или двум предметам. Из чего я сделал вывод о том, что индивидуальной работе с этими детьми уделяется мало внимания. Школа обеспечивает 100 % успеваемость учеников, но за этой цифрой также кроется ряд проблем. Это завышение оценок (с целью не испортить показатели школы и оградить себя от дополнительного, часто неэффективного контроля со стороны администрации, во избежание конфликтных ситуаций с родителями), «уравнивание» знаний учеников, обучающихся на твердые тройки и действительно слабоуспевающих, которые не усваивают учебный материал. В неформальных беседах учителей эти проблемы озвучиваются, но остаются так и не решёнными. Поэтому мой выбор проблемы исследования урока в действии не случаен, а обусловлен потребностью учителей изменить и улучшить подходы к обучению слабоуспевающих учеников.

Анализируя план своей работы, я вижу, что, несмотря на сжатые сроки его реализации, он вполне реален и осуществим. Хотя я предполагаю, что ожидаемый результат будет достигнут не сразу, и понадобится проведение дополнительных мероприятий. Кроме того возможно, что в процессе работы изменятся и запланированные мероприятия, но ключевые направления работы будут сохранены. Особенно меня тревожит реализация плана исследования в действии. Ведь изучение проблемы, подготовка и проведение нескольких исследовательских уроков, обсуждение и обобщение полученных результатов, презентация работы требуют больших временных затрат. Но, в том случае, если исследовательская группа не уложится в отведённые сроки, то продолжит свою работу самостоятельно. Думаю, что менти, как лидер группы, к этому времени будет готов взять на себя ответственность за ход дальнейшей работы. А синтезировать и обобщать полученные результаты я смогу уже находясь на втором этапе обучения на курсах. И такой вариант развития событий станет доказательством успешности внедрения процесса менторинга в период моей практики в школе. Конечно, в идеале на период практики хотелось бы заниматься только процессом реализации ПРШ, что позволило бы обеспечить его более успешную практическую реализацию. Но тем не менее, я убеждён, что практика поможет мне осмыслить идеи Программы и адаптировать их к условиям нашей школы.

Литература:

  1. Руководство для учителя первого уровня.

  2. Руководство LS.Пита Дадли.




Приоритетное направление развития школы:


Улучшение процесса преподавания и обучения через профессиональное развитие учителей.

ПЛАН РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ


Цель

Задача

Критерии успеха


  1. Повышение профессионального уровня учителей через внедрение идей внедрение новых подходов преподавания и обучения


  1. Создать благоприятную коллаборативную среду для изучения и внедрения ключевых идей семи модулей Программы

  2. Внедрить в практику школы исследование урока.

  3. Продолжить внедрение менторинга и расширить сетевое сообщество

1. 100% учителей будут информированы о новых тенденциях в образовании, узнают о требованиях к компетенциям, предъявляемым к педагогическим работникам системы общего среднего образования.

  1. Более 80 % учителей активно внедряют в практику идеи семи модулей уровневой программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.

  2. 80 % учителей вовлечены в процесс внедрения в практику школы исследования урока.

  3. Организована работа школьного сетевого сообщества учителей.

  4. В практику взаимодействия учителей внедрён менторинг.

Действия

Цель

Участники

Ресурсы

Ответственные

Сроки

Критерии успеха

Доказательства изменений

1

Встреча с коллективом школы

Обсуждение подходов к реализации ПРШ с коллегами

Педагогический коллектив школы

ПРШ № 1, Руководство для учителя первого уровня

Уразаков А.Т.

14.09.2015

Учителя мотивированы к внедрению инноваций

Сценарий встречи, фото и видеоматериалы

2

Первая встреча с командой развития

Обсуждение и коррекция ПРШ

Творческие учителя

Проект ПРШ

Команда развития

15.09.2015

Обсуждён и откорректирован план работы на месяц.

Протокол встречи, фотоматериалы

3

Организация работы сетевого сообщества учителей

Руководство и оказание содействия обучению в условиях профессионального взаимодействия

Учителя школы, лидеры школьных сообществ школ города

Планы работы сетевых сообществ школ

Модератор школьного сетевого сообщества

октябрь

  1. Составлен план работы сетевого сообщества.

  2. Организована работа творческих групп учителей школы.

Планы СС и творческих групп

4

Менторинг

Создание условий для профессионального развития менти и вовлечение в процесс руководства реализацией плана развития школы.

Наставник - подопечный

Программа повышения квалификации педагогических работников. 1 уровень

Уразаков А.Т.

16.09.2015 г

Менти - координатор работы творческих групп учителей

Протокол встречи

5

Организация работы творческой группы сертифицированных учителей над исследованием урока

изменение подходов к обучению слабоуспевающих учеников

учителя 3 уровня

Презентация «Работа со слабоуспевающими учащимися»

Жаксылыкова Г.А.

20-25 сентября

составлен план работы группы, проведено 2 урока - исследования

план работы группы, материалы исследования

6

Коучинг «Сетевые сообщества школ»

Расширение знаний учителей о сетевых профессиональных сообществах

учителя школы

Жаксылыкова Г.А.

2.10 2015 г

внесены дополнения и изменения в план работы школьного сетевого сообщества

План коучинга, фотоматериалы, обратная связь

7

Коучинг «Исследование урока»

Инициирование работы по исследованию урока

Коллектив школы

Руководство LS.Пита Дадли, материалы проведенных в школе уроков LS

Уразаков А.Т.

9.10. 2015 г

Составлена программа исследования урока

План коучинга, фото, видео материалы

8

Родительское собрание «Роль родителей в процессе развития школы»

Вовлечение родителей в инновационные процессы развития школы

Родители, педколлектив

Доклад, презентации

Зам директора школы по ВР

16.10. 2015 г

Родители знают об изменениях в школе, понимают и принимают их необходимость

Протокол собрания, обратная связь

9

Школьная конференция

Анализ инновационных процессов школы, получение обратной связи

Ученический совет, родители, команда развития

Творческие отчёты учителей

Команда развития

20.10.2015 г

Получение обратной связи от участников УВП

Эссе учеников, презентации, фото и видеоматериалы





7



© 2010-2022