ПРОГРАММА «ПОДРОСТОК И ЗАКОН»

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.        Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров,  профилактики правонарушений.                      Одним из важных  средств правового воспитания является юридическая ответственность, установление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

«ПОДРОСТОК И ЗАКОН»

по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников на 2009-2014 гг.

Программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( № 120- ФЗ от 24.06.1999г.)

2. Закон РФ «Об образовании»

(№122 в последней редакции от 22.08.2004г.)

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях

(от30.12.2001года).

4. Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 15 октября 2007 г. N 131-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексные мероприятия по профилактике правонарушений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2008-2011 годы" (с изменениями от 11 апреля, 21 июля, 30 сентября 2008 г.)

5. Закон Ханты-Мансийского АО от 30 апреля 2003 г. N 24-оз "Об административных правонарушениях" (с изменениями от 8 октября 2004 г., 12 октября 2005 г., 11 января, 20 февраля, 10 октября, 16 декабря 2006 г., 18 апреля, 5 октября, 20 декабря 2007 г., 15 февраля 2008 г.)





















Содержание.

I. Основные положения Программы.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Обоснование необходимости воспитания правосознания, формирования законопослушного поведения школьников.

1.3. Цель и задачи Программы.

1.4. Основные направления деятельности по реализации Программы.

II. Общая характеристика содержания работы.

III. Этапы реализации Программы.

IV. План действий по реализации Программы.

4.1.Развитие нормативно-правовой базы и информационно - методическое обеспечение реализации Программы.

4.2.Повышение квалификации педагогических кадров образовательного учреждения.

4.3 Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения школьников.

V. Прогнозируемые результаты реализации Программы.

VI. Координация и контроль реализации Программы.

VII. Приложения.





















I. Основные положения Программы.

1.1. Пояснительная записка.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является юридическая ответственность, установление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

1.2. Обоснование необходимости формирования законопослушного поведения школьников.

«У того, кто решит изучать законы не останется времени их нарушать».

И.В.Гете

В методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённых приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

  • формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

  • защита прав и интересов обучающихся;

  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.

1.3. Цель и задачи Программы.

Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самосознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи:

1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.

3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников в образовательном учреждении

4. Привитие навыков избирательного права.

5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.

6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.

7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

1.4.Основные направления деятельности по реализации Программы

1. Содержательное направление.

  • Разработка образовательных, воспитательных, психосоциальных технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;

  • Организация работы школы правовых знаний «Я и мои права»

2. Социально-педагогическое направление.

  • Реализация системы просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;

  • Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;

3. Направление кадрового обеспечения.

  • Осуществление подготовки, повышения квалификации специалистов для работы по правовому и психолого-педагогическому сопровождению процесса правового воспитания школьников.

4. Управленческое направление.

  • Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

  • Создание условий для реализации основных направлений программы;

  • Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися, родителями и педагогами в образовательном учреждении по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

II. Общая характеристика содержания работы

Реализация поставленной в программе цели - формирование законопослушного поведения школьников - предполагает следующую систему работы.

Заместитель директора по воспитательной работе и социальный педагог учреждения организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, прокуратурой, СМИ, наркологическим диспансером, учреждениями дополнительного образования, Центром занятости населения, Центром социальной помощи семье и детям, общественными организациями.

Классные руководители, воспитатели и педагоги в свою очередь организуют работу с учащимися, родителями .

Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:

 Создание тематических наглядных стендов;

 Приобретение и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;

 Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов:

 проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания;

 создание банка данных о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования.

Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, СМИ, наркологического диспансера, Центра занятости населения).

III. Этапы реализации Программы

№ п/п

Содержание этапов

Срок реализации

1.

Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы и информационно-методическая деятельность в образовательном учреждении; использование контрольно-диагностических методик по выявлению уровня развития самосознания школьников по вопросу законопослушного поведения.

2009-2014 гг.

2.

Создание активно действующей системы правового воспитания, способствующей формированию законопослушного поведения школьников (активное включение учащихся, родителей, педагогов, общественности, соответствующих социально-правовых организаций).

2010-2014 гг.

3.

Анализ и обобщение деятельности учреждения по реализации Программы; совершенствование содержания правового воспитания и системы формирования законопослушного поведения школьников.

2013-2014 гг.

IV. План действий по реализации Программы

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

Исполнитель

I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации Программы

1.

Создание координационного Совета по реализации Программы

2009

Заместитель директора по воспитательной работе

2.

Проведение диагностических исследований в образовательном учреждении, с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере учащихся, отношения педагогов, родителей к данной проблеме.

2009-2014

Социальный педагог. Классные руководители

3.

Создание правовых площадок в учреждении по организации работы по данному направлению.

2009-2014

Координационный Совет

4.

Оформление и обновление в образовательных учреждениях информационно-консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов).

2009-2014

Заместитель директора по воспитательной работе

5.

Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы.

2009-2014

Координационный Совет

6.

Подготовка аннотированного списка периодических изданий, способствующих формированию законопослушного поведения школьников.

2009-2014

Библиотека ОУ,

7.

Обеспечение работы кружков, спортивных секций, групп дополнительного образования для обеспечения занятости учащихся

2009-2014

Администрация ОУ

8.

Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов

2009-2014

Социальный педагог

2.Повышение квалификации педагогических кадров

9.

Организация семинаров для заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психологов по данному направлению.

2009-2014

Руководитель ОУ

10.

Проведение обучающих семинаров при поддержке общественных некоммерческих организаций для педагогов и родителей образовательных учреждений.

2009-2014

Заместитель директора по воспитательной работе

3. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения школьников.

11.

Организация в образовательном учреждении общешкольного профилактического правового просвещения с учащимися 5-9 классов, один раз в каждой четверти

2009-2014

Социальный педагог

12.

Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов.

2009-2014

(2 раза в год)

Зам. директора по воспитательной работе

Координационный Совет

13.

Проведение викторин, дискуссий, классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения.

2009-2014

Воспитатели. Классные руководители

14.

Принимать участие в силу возможностей во Всероссийских акциях «Я - гражданин России»

2009-2014

Зам. директора по воспитательной работе. Социальный педагог


Изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения, для исправления дефектов искажённого правового представления с учетом данных о его здоровье

2009-2014

Психолог.

Социальный педагог

15.

Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, формирования законно-послушного поведения учащихся на коллегиях, на педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях с приглашением представителей правоохранительных органов.

2009-2014

Администрация ОУ. Социальный педагог


16.

Проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся.

2009-2014

Зам. директора по воспитательной работе. Классные руководители

17.

Организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

2009-2014

Классные руководители

18.

Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

2009-2014

Воспитатели. Социальный педагог

19.

Введение в практику торжественное вручение паспортов школьникам, достигшим 14 лет.

2009-2014

Зам. директора по воспитательной работе. Социальный педагог

20.

Проведение конкурсов рисунков: «Я и мои права», «Человек и закон».

2009-2014

Воспитатели

21.

Привлечение молодежной общественной организации к организации и проведению внеклассных мероприятий по правовому консультированию для учащихся, родителей, педагогов.

2009-2014

Зам. директора по воспитательной работе. Социальный педагог

22.

Оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

2009-2014

Юрист ОУ. Социальный педагог

V. Прогнозируемые результаты реализации Программы

Реализация Программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2009-2014 годы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательного учреждения должны:

-обладать основной системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок);

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации Программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.



VI. Координация и контроль реализации Программы

Координация и контроль реализации Программы возлагается на заместителя директора по воспитательной, который;

- осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение Программы;

- координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

- анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы.

Исполнители Программы несут ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий.

Исполнители обязаны один раз в год (январь 2009-2014) представлять аналитические данные по выполнению указанных мероприятий в Координационный совет.

По результатам реализации Программы исполнители Программы ежегодно заслушиваются на заседании Координационного совета .



Приложение №1

Правовой статус несовершеннолетних

с рождения до совершеннолетия

Возраст

ребенка

Права, обязанности, ответственность

Необходимость знаний, умений, навыков для реализации прав, ответственности

1

2

3

С рождения

•Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ);

•Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ);

•Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27 Конвенции ООН о правах ребенка).

С начальной школы - необходимость знаний о международных и российских документах о правах человека, правах ребенка, их основное содержание.

С рождения

•Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

•Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

•Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.56, 57 СК РФ).

С начальной школы - необходимость знаний органов по защите прав ребенка, их компетенции, навыки обращения к ним за защитой своих прав, знание основ процессуального законодательства.

С рождения

Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст.9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка,ст.54, 57 СК РФ)

С начальной школы - необходимость знаний основ семейного права, гражданского права, наследственного права.

С рождения

•Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость знаний основ законодательства РФ о гражданстве и правовом статусе иностранных граждан.

С рождения

•Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).

С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей.

С рождения

•Право на отдых и досуг;

•Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка);

•Право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость знаний основ трудового законодательства, основ законодательства об охране здоровья.

С рождения

•Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).

С начальной школы - необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства

С рождения

•Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за противозаконные действия сексуального характера.

С рождения

• Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость знаний уголовного законодательства, законодательства о защите прав ребенка

С 6 лет

• Право на образование

Обязанность получить основное общее образование (ст. 43 Конституции РФ)

С начальной школы - необходимость знаний об обязанности родителей обеспечения получения детьми основного общего образования, о гарантиях государства на получение образование

С 6 лет

Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ)

С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, основ законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли-продажи, договоров на оказание услуг

С 8 лет

Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, навыков общественной жизни, работы в коллективе, решения общих задач, составление учредительных документов, уставов

С 8 лет

Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции по делам несовершеннолетних и защите их прав

С 10 лет

• Право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства

С 11 лет

• Ответственность в виде помещения в специальное воспи­тательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолет­них, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебных органов

С 14 лет

Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»)

Необходимость знаний основ законодательства о гражданстве

С 14 лет

• Право отмены усыновления

(ст. 142СКРФ);

Право требовать установле­ния отцовства в отношении своего ребенка в судебном по­рядке (ст. 62 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного, процессуального законодательства

С 14 лет

• Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами;

• Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллек­туальной деятельности;

Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ);

самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ)

Необходимость знаний основ семейного, трудового, гражданского законодательства, умение заключения трудового договора, трудового соглашения, договора на оказание услуг, знание случаев ограничения вышеуказанного права, ответственности за причиненный вред, порядка возмещения материального и морального вреда

С 14 лет

Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ)

Необходимость знания о судебной системе, процессуального законодательства, навыков обращения в суд, составления искового заявления

С

14 лет

Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ);

Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ)

Право на поощрение за труд (ст. 191 ТКРФ);

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ);

• Право на объединение в профсоюзы;

Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ);

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ);

Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работников и работодателей, способов защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю

С 14 лет

• Обязанность иметь паспорт

(Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ)

Необходимость знаний о компетенции паспортно-визовых служб, значении паспорта в жизни гражданина, ситуаций, в которых необходимо предъявление паспорта, ответственности за утерю паспорта, умение обращаться с паспортом, навыки обращения в паспортно-визовую службу

С 14лет

Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ

Необходимость знаний основ уголовного,

уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, навык поведения в случае задержания, предъявления обвинения, привлечения к судебному разбирательству

С 15 лет

• Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан)

Необходимость знаний основ законодательства о здравоохранении, охране здоровья, о защите прав потребителей, умение заключения договоров на оказание медицинских услуг

С 15 лет

• Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, по­рядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работодателей, способов защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю

С 16 лет

Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 1З СК РФ);

Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 16 лет

Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, законодательства об охране труда, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умение заключения трудового договора, навык общения с ра­ботодателем

С 16 лет

Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 16 лет

• Административная ответственность (ст. 2 КАП РФ)

Необходимость знаний основ законодательства об административных правонарушениях и ответственности за их совершение, особенностях административной ответственности несовершеннолетних, правонарушениях, за которые они могут быть привлечены к административной ответственности, об органах, компетентных к привлечению к административной ответственности и их правомочиях

С 17 лет

•Обязанность юношей, встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство

(ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 18лет

• Право на вступление в брак

(ст. 1 З СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 18 лет

Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, структуре органов власти, их компетенции, избирательного законодательства, навыков участия в управлении делами государства

С 18 лет

Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ)

Необходимость знаний Правил дорожного движения, ответственности за их нарушение

С 18 лет

Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний о правах и ответственности общественных объединений, порядка их регистрации и деятельности, навыки общественной работы, умение составления уставов, учредительных документов

С

18 лет

Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 18 лет

Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТКРФ)

Необходимость знаний трудового, гражданского законодательства о материальной ответственности граждан, порядка возмещения материального и морального вреда, процессуального законодательства о порядке воз­мещения вреда, навыки составления исков, объяснительных записок

С 18 лет

• Полная уголовная ответственность

(ст. 20, 87 УК РФ)

Необходимость знаний об основах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые может наступить уголовная ответственность несовершеннолетних

Приложение 2

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  • устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка;

  • регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов;

  • определяет цели государственной политики;

  • законодательно закрепляет основные гарантии прав ребенка;

  • устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей;

  • определяет различные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, на охрану здоровья, отдых и оздоровление.

Чрезвычайно важно, что законодатель называет категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • дети-инвалиды;

  • дети, имеющие недостатки в психическом и \ или физическом развитии;

  • дети,- жертвы вооруженных межнациональных конфликтов, экономических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

  • дети-жертвы насилия;

  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

  • дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении;

  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В области образования и воспитания ребенка закон закрепляет ряд мер и гарантий по защите прав ребенка:

  • учащиеся старше 8 лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и учреждения не вправе препятствовать их созданию;

  • учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;

  • в случае несогласия учащихся с решением администрации образовательного учреждения они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;

  • учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать в их проведении, если они соответствуют установленным правилам, отвечающим образовательному и воспитательному процессу;

  • учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов. В целях реализации этого права в образовательном учреждении, в местах, доступных для детей и родителей (законных представителей),должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Приложение 3

Обязанности и ответственность несовершеннолетнего.

Перечислим некоторые (но не все) обязанности несовершеннолетних.

 Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет.

 Несовершеннолетние мужского пола понесут воинскую обязанность в виде воинского учёта и подготовки к военной службе.

В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке.

 По достижении 17 лет несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учёта и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учёт.

 После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований для освобождения или отсрочки от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждения или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может, заменить обязательную военную службу на альтернативную гражданскую службу.

 Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.

Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

С 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе:

  • грабеж;

  • разбой;

  • умышленное убийство;

  • изнасилование;

  • насильственные действия сексуального характера;

  • хулиганство;

  • угон автотранспортного средства;

  • захват заложников;

  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

  • хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных средств;

  • вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

 в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет. А по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, - в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;

 в комиссиях по делам несовершеннолетних - на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и в возрасте от 14 до 16 лет - общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса.

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16- летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения:

К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как

  • приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ;

  • жестокое обращение с животными;

  • повреждение транспортных средств общего пользования;

  • групповые передвижения с помехами для дорожного движения,

  • повреждение телефонов-автоматов;

  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах;

  • приобретение самогона и др.

применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как

 мелкое хулиганство;

 нарушение правил дорожного движения;

 нарушение порядка обращения с оружием;

 правил пограничного режима и др.,- применяются меры наказания на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Существуют следующие виды административного наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который является орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, лишение права на управление транспортными средствами либо права охоты, исправительные работы сроком от 15 дней до 2 месяцев с удержанием 20% зарплаты, административный арест на срок до 15 суток. Однако к подросткам, беременным женщинам или инвалидам I и II групп административный арест применяться не может. Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет - в спецпрофучилище.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) детьми, имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава школы ученик, достигший 15 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.



© 2010-2022