Доклад Использование в учебно-воспитательном процессе продуктивной педагогической технологии (ППТ) И. П. Подласого

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Георгиевская средняя школа





Использование

в учебно-воспитательном процессе Продуктивной педагогической технологии (ППТ) И.П.Подласого.



Материал подготовили:

зам.директора по УВР Павлова С.В.,

учитель начальных классов Латанская Л.Ю.






Продуктивная педагогическая технология (ППТ), основные теоретические положения которой изложены Подласым Иваном Павловичем в монографии «Продуктивная педагогика. Книга для учителя» (М., Народное образование, 2003 г.) - одна из перспективных педагогических технологий, которая основана на научных закономерностях познавательной деятельности и гарантирует высокий результат УВП.

По мнению автора, ППТ лучше приспосабливает выпускников школы к трудностям бытия в сложном и постоянно изменяющемся мире. В русле ППТ ребенок становится действительно центральной фигурой УВП и все учительские заботы направляются на то, чтобы создать ему максимальные условия для развития и самореализации в соответствии с его жизненной стратегией. Продуктивными являются знания и умения, обладая которыми выпускник школы обретает прочную основу для своей будущей жизни. Продуктивные - значит необходимые, прочные, постоянно актуальные знания.

«Продуктивная технология выделяет главное, дает нужное, программирует успех и гарантирует качество, поэтому становится наиболее востребованной в массовой школе» - считает автор технологии. И далее: «С технологиями, обслуживающими вчерашнюю школу, не гарантирующими ни должного спектра, ни качества знаний и умений, на рынке педагогических услуг делать нечего. Будут востребованы технологии, максимально способствующие удовлетворению потребностей и самореализации личности».

Основной причиной возникновения понятия «продуктивное обучение» является то, что в рыночных условиях люди смотрят на обучение и воспитание в основном с прагматической точки зрения и хотят продуктивного обучения, то есть такого, от которого можно было бы получать реальную и немедленную пользу. Продуктивное обучение, в отличие от традиционного, понимается как обеспечивающее реальную связь с жизнью, открывающее перспективу молодым людям с помощью своих знаний найти работу. Продуктивное воспитание понимается как присвоение личностью продуктов человеческой культуры. Но, прежде всего, - это востребованные человеком знания, умения, его квалификация и профессионализм как основные предпосылки обеспечения самостоятельной жизнедеятельности.

ППТ рассчитана на интенсивную компьютерную поддержку, как на этапе подготовки учебных занятий, так и на этапе практической деятельности в классе. Это соответствует современным требованиям информатизации казахстанского образования.

Изученные нами положения и теоретические основы продуктивной педагогической технологии И.П. Подласого, а также указанные выше преимущества ППТ по сравнению с традиционной системой обучения, соответствие её положений современным требованиям модели отечественного образования, ориентированной на результат в условиях перехода к 12-летнему образованию, вызывают естественное стремление и желание изучить и апробировать инновационную технологию в практике педагогической деятельности общеобразовательной школы.

В основе Продуктивной педагогической технологии И.П.Подласого лежит структура урока.

1.Пропедевтическая практика. Назначение этого этапа - проверить практическое наличие сохранения знаний, умений, полученных на предшествующем занятии. Уже с первых минут урока учитель предлагает задания, выполнение которого подскажет ему, можно ли переходить к изучению нового материала. Это задания должно быть занимательное, не труднее домашнего, чаще всего это тест на скорость. Используется стандартизированные записи, перфокарты, условные коды, поднятые руки.

2. Ориентация. На этом этапе задаются рамки, условия, характеристики предстоящего учебного занятия. Учитель разъясняет свои ожидания, четко излагает цель, определяет объем и структуру предстоящей работы, информирует, каким образом буду определяться результаты, указывает на связи между новыми и изученными знаниями. Ученики узнают, из каких частей будет состоять урок, какова роль учеников в каждой из этих частей.

3. Презентация. Это этап преподнесения новых знаний. Учитель объясняет, разъясняет, показывает, иллюстрирует, приводит примеры. Если это новая теория, концепция, то обстоятельно обсуждаются все входящие в неё понятия, даются им определения, формулируются правила и приводятся на них примеры. Если это новое умение, то определяются и четко излагаются все шаги его формирования. Каждый шаг обязательно иллюстрируется примерами. В традиционном объяснительно-иллюстративном обучении игнорируется именно это - недостаток примеров. Учителя обычно не учитывают того, что дети не знают столько, сколько они сами, и не все для них также очевидно, как для учителя.

Важно не только сообщить информацию устно, но максимально прояснить её с помощью наглядных средств, чтобы у учеников на этой стадии изучения материала сложились прочные зрительные ассоциации.

4. Практика на примерах. Сначала педагог разбирает вместе с учениками примеры. Затем практические задания выполняются всем классом, затем в подгруппах, четверках, тройках, парах. Хорошим подспорьем, сопровождающим этот этап работы, будет кодоскоп. Когда учитель записывает ход решения на задачи на кодограмме, все видят, как получается конечный результат. Роль учителя в том, чтобы поддерживать обратную связь, чутко реагируя на все ответы детей. Правильные ответы поддерживаются, неправильные - отсеиваются или исправляются.

5. Управляемая практика. Практика проводится под руководством учителя. Ученики имеют возможность попрактиковаться в присутствии учителя. На этом этапе учитель может оценить, способны ли ученики самостоятельно выполнить учебные задания по данной теме. Учитель неспешно обходит всех учеников, при необходимости прерывает работу отдельных учеников, указывает на неверное решение, может задать вопрос классу: все допущенные ошибки анализируются.

6. Независимая (полностью самостоятельная) практика в классе. Она возможна тогда, когда ученики достигают не ниже 85-90% точности выполнения задания на этапе управляемой практики. Цель этого этапа - закрепить новое знание, обеспечить его запоминание на длительный период времени. Во время независимой практики ученики выполняют практические упражнения без помощи учителя.

7. Домашняя самостоятельная практика. Учитель определяет объем оптимальной тренировочной работы, необходимой для безусловно прочного закрепления изученного и приобретения твердых навыков. Своих целей он достигает не перегрузкой, не увеличением объема упражнений, а системой - перспективой дальнейшего повышения уровня знаний, когда изученное должно стать прочной базой для дальнейшего обучения.

Продуктивную педагогическую технологию И.П.Подласого мы применяем на основе педагогических технологий, используемых в работе и изученных ранее.

Приложение №1.

Использование Продуктивной педагогической технологии И.П.Подласого на уроках геометрии.

Тема урока: Средняя линия трапеции

Цели:

1. Ознакомить с понятием средней линии трапеции и её свойствами, научить применять свойства при решении задач.

2. Развивать далее логическое мышление учащихся, навыки парной работы.

3. Воспитывать чувство коллективизма, сотрудничество, взаимопонимание.

Оборудование:

Интерактивная доска, магнитная доска, оценочный лист, разноцветные магнитные фишки, «волшебная шкатулка» с вопросами-заданиями, таблица с опорным конспектом, карточки-задания для парной и для самостоятельной работы.

План урока:

  1. Наша готовность (пропедевтика) -

  2. Дойти до цели (ориентация) -

  3. Вверх по лестнице знаний (презентация) -

  4. О самом главном -

  5. Теория и практика -

  6. В поисках решения (парная работа) -

  7. Думаем сами (самостоятельная работа) -

  8. Итоги.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1. Наша готовность

Учитель предлагает вспомнить, что изучено на предыдущих уроках.

Повторение материала предлагает осуществить с помощью игры «Волшебная шкатулка».

Заслушав ответ каждого ученика, на оценочном листе напротив его имени прикрепляет цветной магнитный жетон-оценку

Называют с места темы: «Средняя линия треугольника», «Параллелограмм», «Трапеция» и т.д.

Поочередно по желанию вытаскивают из шкатулки карточку, читают вопрос или задание и отвечают. Если это задача- находят нужный чертеж на интерактивной доске (заранее заготовлен флипчарт с нужными чертежами) и рассказывают по нему, добавляя нужные обозначения

Происходит настрой учащихся на работу.

Проверяется усвоение учащимися предыдущего материала, их готовность к восприятию нового.

2. Дойти до цели

Показывает чертеж трапеции с проведенной средней линией МК и задает вопрос классу: «Что вы видите на рисунках? Как вы думаете, что такое МК?». Подтверждает догадку учащихся и объявляет тему урока, предлагает сформулировать цель и знакомит с планом урока, который расписан по этапам и по минутам.

Учащиеся отвечают: «Это трапеция. Думаем. Что МК это средняя линия».


Формулируют цели: изучить, научиться и т.д.

3. Вверх по лестнице знаний

Открывает флипчарт с чертежом трапеции и средней линии, просит учащихся высказывать предположение о свойстве средней линии трапеции.

Подтверждает предположение учащихся, формулирует теорему и доказывает её с помощью учащихся. Дополнительные построения на доске делаются в цвете, записи делаются также на интерактивной доске.

Высказывают предположение о том, что средняя линия трапеции параллельно основаниям и равна их полусумме.

Слушают объяснение учителя, вступают в беседу, доказывают сами равенство полученных треугольников и наглядно видят как получается искомое равенство.

Учатся слушать, делать выводы, сравнивать, анализировать

4. О самом главном

Предлагает учащимся записать в справочник полученные выводы о средней линии трапеции. Для этого на плакате с чертежом трапеции и её средней линии (был заготовлен для 2 этапа урока) добавляет маркером необходимые записи и получается опорный конспект к уроку

В справочники заносят полученный опорный конспект

В С

Доклад Использование в учебно-воспитательном процессе продуктивной педагогической технологии (ППТ) И.П.Подласого.М К

Доклад Использование в учебно-воспитательном процессе продуктивной педагогической технологии (ППТ) И.П.Подласого.

А Д

МК | | АД

МК = ½(АД+ВС)


Учатся выделять главное в теме, систематизировать материал

5. Теория и практика

Показывает на доске решение и оформление решения задачи №43 из учебника. На чертеже все дополнительные построения делаются цветными мелками, к решению привлекаются учащиеся.

Решение задачи №44 предлагает без подробных записей в тетради, рассказать с с места, сделав схематический рисунок. За ответ в оценочный лист добавляется жетон

Работают в тетрадях, записывают решение задачи.



По желанию один из учеников рассказывает решение задачи, другие дополняют, поправляют.

Учатся оформлять решение задачи грамотно.


Развивается грамотная математическая речь

6. В поисках решения

Предлагается работа в парах: задач №108 и №109, по схематическим чертежам, без записи решения в тетради подготовиться к устному объяснению решения.

Работают в парах, обсуждают решение задач и по мере готовности отвечают. Первая пара отвечает учителю и получает баллы и право прослушать и оценить ответ следующей пары и т.д. баллы в виде жетонов прикрепляются к оценочной доске.

Учатся сотрудничеству. Учатся рассуждать, слушать товарища, оценивать ответ.

7. Думаем сами

Раздает карточки-задания для самостоятельной работы.

Работают на листочках, работа в два варианта.

Развиваются навыки самостоятельной работы.

8. Итоги

Подводит итоги по сумме полученных баллов каждым учеником, называет наиболее активных учащихся, обращает внимание на допущенные ошибки при парной работе. Дается задание на дом: п.7, №46, 107

Сдают листочки с работой, вместе с учителем подводят итог урока, записывают задание на дом

Отличительной чертой личностно-ориентированного урока является высокий уровень мотивации обучения. Развитию внутренней мотивации учащихся способствует проведение уроков по технологии Ж.А.Караева. Работая в 3-ем и 4-ом классе, разрабатываем разноуровневые самостоятельные задания по математике и русскому языку. Уроки с применением таких заданий развивают у детей интерес к учёбе, повышают самооценку, веру в себя, свои силы и возможности.

Данная технология была разработана для учащихся старшего возраста. Несмотря на это, при творческом подходе она с успехом может быть применена и для учащихся начальных классов. Технология И. П. Подласого предусматривает опору обучения на чётко продуманную организацию самостоятельной работы.

Таким образом, из технологии Ж.А.Караева можно взять разноуровневую самостоятельную работу, включила её в структуру урока по ППТ И.П.Подласого.

В оборудовании урока произошли следующие изменения: добавился план урока с поминутной дозировкой времени на каждый этап урока, появился «Волшебный сундучок» с вопросами на повторение пройденного материала. Осталась таблица для учёта уровня выполнения заданий по технологии Караева.

Всё это выглядит так:

Фамилия ученика

1

(оценка за

1-ое задание)

2

(оценка за

2-ое задание)

3

(оценка за

3-ье задание)

4

(оценка за

4-ое задание)

итоговая

оценка

Акимов Аслан


Быстрова Яна


Женсиков Асет


И т.д. …


Каждое задание проверяется и оценивается учителем во время индивидуальной работы или проверку ведёт сам ученик. В ячейку на таблице выставляется оценка в виде квадратика из цветной бумаги определённого цвета: зелёный-«5», жёлтый-«4», красный-«3» и т. Д. по усмотрению учителя.

В конце урока подводится итог работы, выставляется итоговая оценка.


План урока

Психологический настрой

« Я словно….» 2 мин.

Пишу красиво 3мин.

Не ошибись! 5мин.

Вопросы из сундучка 6мин.

На новой волне 6мин.

Работаем сообща 4мин.

Напряжение ума 2мин.

Не упусти свой шанс 6мин.

Лови ошибку 6мин.

А что дома? 3мин.

Сегодня на уроке

мне удалось…. 2мин.

Убедилась на личном опыте, что организация и проведение урока с применением таких пособий стимулирует работу учеников, дисциплинирует, учит рационально использовать учебное время, повышает уровень самооценки, в конечном счёте, повышает качество знаний.

Предлагаю план проведения урока русского языка в 3-ем классе.


Приложение №2.

Тема: Синтаксическая роль личных местоимений

Цель: дать представление о синтаксической роли личных местоимений.

Задачи: 1) закрепить навык определения главных и второстепенных членов

предложения;

2) развивать орфографическую зоркость, зрительное и слуховое

восприятие;

3) повышать самооценку, учить планировать время на уроке.

Оборудование: «Волшебный сундучок» с вопросами;

таблица для учёта выполнения заданий,

цветные квадратики для оценивания;

план урока с поминутным распределением времени;

карточки с заданием для проведения уровневой

самостоятельной работы;

музыкальное сопровождение для психологического

настроя.

План урока.

1.Психологический настрой. Учитель предлагает продолжить предложения:

1) Я словно птица, когда…….

2) Я будто маленький цветочек, когда….

3) Я словно рыба, когда……..

4) Я превращаюсь в тигра, если……

5) Я словно солнышко, когда….

Пропедевтическая практика.

«Пишу красиво». Минутка чистописания. Учитель даёт на доске образец написания прописной и строчной буквы Мм, соединений, слов с данной буквой.

К доске вызываются два ученика: кто из них красивее напишет буквы Мм.

Класс оценивает их работу, учитывая высоту, ширину, наклон букв.

«Не ошибись!». Словарный диктант. Повторение правила раздельного написания местоимений с предлогами:

Говорил с ней, бежал за тобой, гостил у нас, пришёл ко мне, рисовал для него, помог тебе, скучал без вас.

«Вопросы из волшебного сундучка». На полосках бумаги записаны вопросы

на закрепление изученного материала. Их получают те ученики, кто красиво

и грамотно написали чистописание и диктант, либо по усмотрению учителя:

1) Какая часть речи называется местоимением?

2) Как пишутся местоимения с предлогами?

3) Назови местоимения 1-го лица.

4) Назови местоимения 2-го лица.

5) Назови местоимения 3-го лица.

Практика «Ориентация».

Объявление новой темы. Нацеливание на задачи урока:

- Необходимо выяснить, каким членом предложения может быть местоимение?

Практика «Презентация».

«На новой волне». Объяснение новой темы даётся с опорой на таблицу с примерами:

Днём сова спит. А под вечер она просыпается и начинает ухать. Её боятся мыши и полёвки.

Вывод: местоимение в предложении может быть подлежащим или дополнением. (С синтаксической ролью в качестве определения дети пока не знакомятся, т. к. не изучают притяжательные местоимения.)

Практика на примерах.

«Работаем сообща». Запись предложений, определение роли местоимений:

Красивая птица сойка. Но по характеру она настоящий разбойник. Её легко узнать по белым и чёрным перьям на крыльях. Она разоряет гнёзда, расклёвывает птичьи яйца, губит птенцов.

Вывод: мы убедились, что местоимение в предложении может быть подлежащим или дополнением.

Управляемая практика.

«Напряжение ума». Записать предложение, определить роль местоимения:

Я сочувствую ему. Он помог мне. Они пойдут в поход.

Задание выполняется коллективно. Проверяется работа. Вывод.

Независимая практика.

Выполнение самостоятельной работы по карточкам.

Самостоятельная работа.

1 вариант

1.«Не упусти свой шанс». Запиши, подчеркни главные и второстепенные члены предложения:

Соседи принесли нам щенка. Я дал ему кость. Он стал её грызть.

2. «Лови ошибку». Спиши, раскрой скобки, подчеркни главные и второстепенные члены предложения:

(У) меня был день рождения. (Ко) мне приходили гости. (Для) них я приготовил игры и забавы.

3. Составь и запиши 2-3 предложения о своём домашнем питомце - кошке или

собаке. Используй местоимения.

2 вариант

1.«Не упусти свой шанс». Запиши, подчеркни главные и второстепенные члены предложения:

Мама купила мне книгу. Она очень интересная. Я читаю её каждый день.

2. «Лови ошибку». Спиши, раскрой скобки, подчеркни главные и второстепенные члены предложения:

(У) меня есть друг. Мы вместе (с) ним играем и учим уроки. Летом мы ходили (с) ним на рыбалку.

3. Составь и запиши 2-3 предложения о своём домашнем питомце - кошке или

собаке. Используй местоимения.

По мере выполнения работы дети подходят к учителю для индивидуальной проверки. У педагога появляется возможность поработать со слабыми учениками. Можно организовать взаимопомощь, назначить консультантов из числа сильных учеников.

Домашняя практика.

«А что дома?» Запись домашнего задания в дневники.

Подведение итога урока. Учитель предлагает продолжить предложения:

1)Сегодня на уроке мне удалось……

2) На уроке мне было ……

К концу урока на таблице у каждого ученика появился ряд оценок за каждый вид заданий. По нему учитель выставляет итоговую оценку за урок.





Список используемых источников:


  1. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. - 2000, 248 с.: ил.

  2. Подласый И.П. «Продуктивная педагогика. Книга для учителей». М.:Народное образование,2003. - 496 с.

  3. Материалы персонального сайта автора технологии в Интернете: [email protected].

  4. Караев Ж.А. Педагогическая технология. 2000 г.


Резюме


Статьи представленных материалов начальной стадии педагогического эксперимента по внедрению в учебно-воспитательный процесс школы продуктивной технологии И.П.Подласого. Даны разработки уроков: геометрия 8 класс, русский язык 3 класс, по использованию структуры урока на основе продуктивной технологии И.П.Подласого.

Resume


In the article are presented the materials of initial stage of pedagogical experiment for introduction into school`s educational process The Productive technology of I.P.Podlasy. The works out of geometry lesson in the 8-th form and russian lesson in the 3-d form were given according to the use of structure of the lesson on the pase of Productive Technology of I.P.Podlasy.

© 2010-2022