Дипломная работа Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Выпускная квалификационная работа на тему:Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Выпускная квалификационная работа на тему:

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.


Оглавление

Введение.................................................................................................

Глава I. Основные проблемы экологического воспитания младших школьников.............................................................................................

1.1. Сущность понятия «Экологическое воспитание» в современной научнойлитературе..................................................................................

1.2. Особенности экологического воспитания в начальной школе........

1.3. Общая характеристика внеурочной деятельности в работе классного руководителя.........................................................................

Выводы по первой главе.....................................................................




ВВЕДЕНИЕ.


ГБОУ начальную школу № 611 СПб в жизни обучающихся можно считать как первую ступень овладением знаниями о природном и социальном окружении, именно в начальной школе осуществляется первое знакомство с общей целостной картиной мира, которая их окружает, воспитывает нравственное и эстетическое отношение. Целостная система экологического воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят в первичный план учебно-воспитательного процесса - без этого жизнь человека невозможна. На сегодняшний день стало понятно, что критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей.

Экологическое воспитание в начальной школе является одним из факторов экологической грамотности, определяющий сохранение жизни на нашей планете. Основная экологическая подготовка обучающихся должна быть, прочной по биологическим показателям. Знание законов живой и неживой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонию природы.

Изучение экологии в нашей стране является обязательный предметом во всех образовательных учреждениях. Экологическое воспитание направлено на то , чтобы полученные знания, осуществить на практике. Заложить творческий интерес к изучению природы, воспитывать нравственное и эстетическое отношение. Здесь важное значение приобретают экологическое образование и воспитание.

Экологическое воспитание - одно из важнейших направлений развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание - бережное отношение к окружающему миру природы.

Педагогическая деятельность в начальной школе развивается на уроках окружающего мира. Знания об окружающей среды, взаимосвязь человека с природой включались к содержанию учебных предметов. Однако уровень экологического воспитания в начальной школе остается недостаточно высоким. Сегодня остро встал вопрос об "экологической осведомленности" не только в рамках учебной программы, но и осознание экологического воспитания и обучения как процесса непрерывного, т.е. такого, которое может осуществляться и во внеурочное время.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Предмет исследования: содержание, формы и методы экологического воспитания учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Объект исследования: экологическое воспитание как составная содержания воспитательного процесса.

Актуальность данной темы помогла выдвинуть гипотезу: экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективна, если соблюдать педагогические условия:

- осуществляться взаимосвязь учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся;

- использованы современные технологии воспитания младших школьников (проектной деятельности);

- Рассмотреть внеурочные формы организации экологического образования младших школьников

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

Задачи:

- изучить и проанализировать основные источники по проблеме экологического воспитания младших школьников ;

- выяснить сущность экологического воспитания младших школьников;

- исследовать педагогические условия повышения эффективности экологического воспитания ученика начальной школы во внеурочной деятельности.

- разработать методические рекомендации для учителей по организации экологического воспитания младших школьников во внеурочное время.

Именно в школе должна быть экологическая сосредоточенность в жизни школьника. Отношение к школе как ГБОУ НОШ № 611 Курортного района г. Санкт-Петербурга.

Экспериментальное исследование проводилось в ноябре 2014 по ноябрь 2015 года. В нем принимали участие учащиеся два класса, всего 50 человека и 2 учителя начальных классов, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.





Глава I. Основные проблемы экологического воспитания младших школьников.

Задачей первой главы является анализ литературы по проблеме исследования экологического воспитания, особенности экологического воспитания в начальной школе, сущность понятия «Экологическое воспитание», характеристика внеурочной деятельности в работе классного руководителя в начальной школе .

1.1. Сущность понятия "Экологическое воспитание" в современной научной литературе.

В настоящее время тема экологии становится как никогда актуальной. Премьер Министр РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета РФ подчеркнул важность решения экологических проблем и поручил Правительству принять развернутый комплекс мер по улучшению экологической обстановке в стране и совершенствованию экологической политики.

Экология, как наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания (Т.А. Бабанова) [3, с. 16].

Данное понятие появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди обычных людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности.

Экологическое воспитание одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Экологическое воспитание - «это формирование у детей эко логического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств» [18].

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира и внеурочной деятелбности.

Цель экологического воспитания - «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания»[7, 125].

Определяя сущность экологического воспитания Иванова Т.С. выделяет:

во-первых : особенности этого процесса:

1) ступенчатыйхарактер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых : огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности [8, 103].

Система экологического воспитания и призвана служить решению указанных выше проблем. Она выступает отдельным направлением педагогической теории и практики.

Итак, экологическое воспитание - это систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у человека культуры, взаимодействия с природой. Этот термин понимается и как целенаправленный, организованный процесс формирования у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, обеспечивающих формирование ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности учащихся.

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры.; Осознание себя частью природы, чувство ответственности за нее как за национальное богатство, основу жизни на Земле, привлечение воспитанников к активной экологической деятельности, нетерпимое отношение к тем, кто наносит вреда природе.

Экологическое воспитание - это целенаправленное формирование у людей разного возраста экологического мышления, экологических, нравственных, правовых взглядов на природу и место в ней человека.

Целью экологического воспитания является формирование личности, способной свободно ориентироваться в природоохранной ситуации, формирование экологического сознания и мышления. А предпосылкой для последних являются экологические знания. Следствием последних должен стать экологическое мировоззрение.

Экологическое воспитание в начальной школе, предполагает глубокие знания об окружающей среде, экологический стиль мышления и ответственное отношение к природе, умение решать экологические проблемы, принимать непосредственное участие в природоохранной деятельности.

Экологическое образование и экологическое воспитание - понятие, которые иногда путают. Некоторые думают, что чем больше человек знает о природе, тем осознанно она будет защищать. Знать природу - признак необходима, но недостаточна. Владение знаниями о предмете не всегда определяет отношение к нему. Школа должна позаботиться также о своевременном воспитания у детей готовности к экологической деятельности.

Экологическое образование - это лишь достоянии человеком экологические знания. Гораздо важнее, на наш взгляд, является экологическое воспитание, которое представляет собой усвоение человеком особой экологической морали, этики отношения природы и человека. При этом экологическая мораль и экологическая этика по своей сути глубоко гуманистическими.

В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Оно во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовности личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и умение осуществлять рядом с охраной природы также и рациональное природопользование.

Задачей первой главы является анализ литературы по проблеме исследования экологического воспитания, особенности экологического воспитания в начальной школе, сущность понятия «Экологическое воспитание», характеристика внеурочной деятельности в работе классного руководителя в начальной школе .

















1.2. Особенности экологического воспитания в начальной школе

В Постановлении Правительства Российской Федерации № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., в котором экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы начальной школы. В решении этой проблемы главное место отводится школе, прежде начальной. Ведь природная любознательность, искренний интерес к окружающему - характерные психологические особенности младших школьников, создают чрезвычайно благоприятные условия для экологического воспитания.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей [9, с. 22].

В настоящее время необходимо говорить об экологическом воспитании, как социально необходимого нравственного качества личности.

Проблема формирования экологического воспитания школьников достаточно полно разработана в теории и практике ГБОУ НОШ № 611 Спб.

Сущность экологического воспитания делится две типа: первый - экологическое сознание, второй - экологическое поведение, в данном исследовании рассмотрено только формирование экологического сознания . А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной работе и неурочной деятельности.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Московский профессор Н.Ф.Виноградова в своей книге «Окружающий мир в начальной школе» считает, что «процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.»

Ленинградские же экологи С.Д.Деребко и В.А.Ягвин считают необходимым «разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.».

Таким образом, проблема экологического образования вызывала интерес многих ученых, которые, несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во мнении, что ребенок должен овладеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Целью же экологического образования является формирование экологической культуры в ребенке, что говорит о тесной связи образования и воспитания.

Существуют различные точки зрения ученых на модели организации экологического образования: С.Д. Деребко и В.А. Ягвин предлагают разработать отдельный предмет «экология», Н.Ф.Виноградова считает необходимым включение экологической информации в традиционные школьные дисциплины.

А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др. считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является как мы уже говорили начальная школа. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения.

Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, как высказывал Л.Д. Бобылева, включает в себя следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе [6, с. 77].

Все эти процессы формируются у младших школьников в первую очередь на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Компонентами процесса экологического воспитания являются (Таблица1):

Цель: экологическая воспитанность

Результаты

Условия

Методы, формы, средства

Содержание экологического воспитания

Цели, принципы, задачи экологического воспитания

Экологическое сознание, поведение формируется из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. По мнению А.Н. Захлебного это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

В экологическом воспитании и образовании младших школьников нельзя ограничиваться только обновлением его содержания. Экологическое воспитание надо осуществлять такими методами, которые позволяют детям усвоить знания о разнообраз­ных связях и зависимостях в природе, связях человека с природой и ре­зультатах его деятельности в ближайшем природном окружении. Необхо­димо так организовать учебный процесс, чтобы ребенок из постороннего наблюдателя превратился в участника всех природных процессов.

Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева и др., которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.

Цель, задачи и особенности экологического воспитания детей в семье на современном этапе заключается в формировании экологической культуры у детей общении детей с природой как необходимого условия целенаправленного формирования их практического опыта поведения в природе; восприятии и понимании детьми единства природы и общества (природы и человека) как необходимого условия выработки свойств и опыта во взаимоотношениях с природой и окружающей средой, роль бережного отношения родителей к живым объектам природы, его наследования детьми. Воспитание у детей понимания своего единства с природой. Развитие в них чувство красоты природы и созерцания в разные времена года. Роль родителей в воспитании детей любви к природе.

Постоянный контакт с природой приводит ребенка к усвоению понятий, слов, предложений и выработки связной речи. Природа возбуждает у детей воображение, учит логически мыслить на основе сопоставления имеющихся в окружающем мире предметов и явлений, познания их причин и последствий, пользы и вреда, пространства и времени. Земля, солнце, вода, небо, воздух, жизнь растительного и животного мира призывают к наблюдениям, лелеют любознательность, творческую изобретательность, эмоциональное наслаждение и трудовую силу, морально облагораживают каждого человека.

Природа является источником добра, ее красота оказывает огромное влияние на духовный мир человека. Природосоответствующем - всегда эстетическое, зато безобразное, напротив, является следствием нарушения гармонии, следствием экологического вреда и разрушения, идет от эгоизма человека.

1.3. Общая характеристика внеурочной деятельности в работе классного руководителя.

Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы.

На базе ГБОУ НОШ № 611 СПб во внеурочное время реализуется экологический кружок "Экология" и в отделение ОДОД функцианирует кружак "Родной край". В данных кружках активное участие принимают учащиеся 4 Б класса, курирует экологическое направление классный руководитель Логинова Галина Алексеевна.

Внеурочная работа является формой организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками, и продолжительность ее выполнения определяется индивидуальными особенностями ребенка.

Одной из задач внеурочной деятельности по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды.

Для того, чтобы внеурочные занятия были интересны и не утомляли детей после учебного процесса, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеурочная деятельность дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.

В основе построения внеурочных занятий с экологической направленностью лежат следующие установки:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеурочной деятельности достигается, если:

- обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;

- реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Кружковая работа во внеурочное время позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Существуют следующие формы внеурочной работы:

· проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

· экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов;

· внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;

· организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;

· проведение экологических праздников, КВН, устных журналов;

· ознакомление с заповедниками в близи Курортного района;

· беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных;

· оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов.

Так же формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий:

  • индивидуальных,

  • групповых,

  • массовых.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе.

Важным видом индивидуальной внеклассной работы является домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В. Бианки, М. Пришвина, И. Акимушкина и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.

К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе.

К самым распространенным видам групповой внеурочной работы по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова следует относить:

- эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе.

Массовые виды внеклассной работы позволяют привлечь к участию в общественно полезной работе практически всех младших школьников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН.

Можно сделать вывод, что разнообразные виды работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию взаимно связвны между собой и дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.



Вывод по первой главе

Экологическое воспитание - одно из важных направлений личностного развития детей младшего школьного возраста.

При правильной организации учебной и воспитательной работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание - бережное отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе.

Проблема экологического образования и воспитания вызывала интерес многих ученых, которые, несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во мнении, что ребенок должен овладеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Целью же экологического образования является формирование экологической культуры в ребенке, что говорит о тесной связи образования и воспитания.

Познавательный интерес ребенка к миру природы нестойко: оно носить ситуативный характер, быстро возникает и исчезает. Задача педагога сделать его более устойчивым позволяет работа во внеурочное время, направленная на осознание детьми гуманистической сущности единства человека и природы, позволяющая использовать разнообразные методы и формы работы экологического воспитания младших школьников.





© 2010-2022