Сценарий мастер-класса Заседание Школы молодого учителя

В 2014-2015 году в МБОУ лицее №1 г. Комсомольск - на – Амуре Хабаровского края  работает  5 молодых специалистов. Это учителя истории, географии, технологии, химии, биологии. Молодые учителя  - люди творческие, энергичные, увлеченные своим  предметом. Моя задача как их наставника и руководителя ШМС помочь в освоении методических  приемов на уроках и во внеурочной деятельности, практическом применении новых  и традиционных педагогических технологий для эффективной и плодотворной работы со школьни...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий Открытого заседания Школы Молодого учителя

по теме: «Как помочь учителю в освоении ФГОС»

Пояснительная записка.

В 2014-2015 году в МБОУ лицее №1 г. Комсомольск - на - Амуре Хабаровского края работает 5 молодых специалистов. Это учителя истории, географии, технологии, химии, биологии. Молодые учителя - люди творческие, энергичные, увлеченные своим предметом. Моя задача как их наставника и руководителя ШМС помочь в освоении методических приемов на уроках и во внеурочной деятельности, практическом применении новых и традиционных педагогических технологий для эффективной и плодотворной работы со школьниками.

Особенно остро перед молодыми специалистами встают вопросы, связанные с освоением ФГОС. Опытные педагоги в своем большинстве воспринимают новые стандарты спокойно, так как методически подготовлены и понимают, что все новое вырастает из уже накопленных знаний и опыта, а вот учитель, только обретающий свой педагогический опыт, сталкивается с рядом вопросов, на которые не всегда может найти ответ самостоятельно. Есть и другая сторона. Учитель, имеющий большой стаж работы, часто не успевает адаптироваться к тем нововведениям, которые происходят в педагогике, многие критично приняли стандарты или не приняли их вообще, но свою неготовность работать в новых условиях не признают. Поэтому, данное мероприятие, проведенное нами в лицее, стало одинаково полезно и интересно как молодым учителям, так и опытным педагогам.

Используемая литература:

  1. Нормативные документы: Закон об образовании, ФГОС, Основная образовательная программа, Концепция духовно-нравственного развития.

  2. Я.А. Коменский. «Великая дидактика», «Всеобщий свет».

  3. А.Я. Хинчин «О воспитательном эффекте уроков матерматики»

  4. Н.А. Лошкарева «Формирование системы общих умений и навыков школьников»

  5. М.В. Левит «Формирование личностной компетенции «осознанный выбор» на уроках истории»

  6. М.М. Поташник, М.В. Левит «Как помочь учителю в освоении ФГОС»

  7. М.М. Поташник, М.В. Левит «Как подготовить и провести открытый урок»

Ход Открытого заседания.

Этапы заседания

Содержание

слайды

Вступительная часть





Обозначение проблемы

Постановка задач

Руководитель ШМС: Здравствуйте, уважаемые коллеги! В начале нашей встречи, я хочу напомнить вам одну мудрую, основанную на опыте шутку немецкого ученого Гумбольта о том, что каждое нововведение проходит три стадии своего признания: сначала говорят: «Это чушь!», потом, когда люди вникнут, разберутся, что-то поймут и получат первые хорошие результаты, скажут: «А в этом что-то есть!» Когда новшество будет освоено и станет общеупотребимым, то те же люди говорят: «Кто же этого не знает!» Так будет и со стандартами.

Новые образовательные стандарты учителя знают, декларируют, но не выполняют.

Цель нашей работы: понять, усвоить и попытаться принять новые стандарты.

Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд задач:

  1. Определить, в чем новизна стандартов и чего нам не хватает для их внедрения?

  2. Приобрести необходимые знания и понимание ФГОС для дальнейшей работы.

Уважаемые коллеги, какое имя мы можем дать нашему заседанию? Предложите варианты исходя из целей и задач, определенных нами».

В результате обсуждения предложенных вариантов родилось имя заседания:

« ФГОС - это всего лишь… нормальная педагогика»

Слайд 1.

Вопросы для обсуждения

Руководитель ШМС: Вначале предлагаю разобраться в терминологии.

  1. Как вы понимаете термин «стандарт»?

  2. В чем новизна стандартов?

  3. Чем урок по новым стандартам отличается от традиционного хорошего урока?

  4. Как должна работать учительская команда класса, чтобы достичь ФГОС - результатов?

  5. В чем вы видите недостатки ФГОС?

  6. Каковы их достоинства?

Руководитель ШМС: Главным достоинством новых стандартов является тот факт, что они прямо или косвенно побуждают учителей специально заняться развитием своего интеллекта, эрудиции, общей культуры.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Основная часть.

Руководитель ШМС: Идя на ФГОС - урок, что вы, молодые учителя, возьмете с собой?

Роман Сергеевич (учитель технологии) выносит деревянную рамку для картины или фотографии: «Я возьму на урок рамку, потому что у новых стандартов рамочный принцип. Это означает примерный, ориентировочный, предполагающий вариации подход, зависящий от возможностей конкретного ребенка. Фактически стандарт ставит перед каждым педагогом и коллективом школы классическую проектировочную задачу на оптимизацию образовательного процесса:

А) итоговые результаты ФГОС учитель разложит по годам для каждой ступени обучения, по разделам, по темам, по урокам

Б) учитель использует все средства урочной и внеурочной деятельности для достижения этих целей

В) его инструментом станут ФГОС, Основная образовательная программа школы, Примерная образовательная программа по предмету, Концепция духовно-нравственного развития.

При этом образовательный минимум стандарт формирует как «ученик научится», а оптимум - как «ученик получит возможность научиться».

Руководитель ШМС: Учитель свободен в рамках стандарта, а не привязан к жесткой предметной программой, единым учебником, методичкой, готовыми КИМами, инструкциями.





















Коллективное обсуждение всеми заданной проблемы.













Коллективное обсуждение всеми заданной проблемы.

Ксения Геннадьевна (учитель химии). «Я, идя на ФГОС - урок возьму с собой знания психологии». В руках учитель держит книгу «Психология». «Мне нужна характеристика психолог-педагогических особенностей класса, чтобы определить, какие средства педагогического воздействия будут наиболее эффективны. Имеем ввиду: знание обученности, обучаемости, воспитательных и учебных возможностей в зоне ближайшего развития конкретного ребенка, доминирующего канала восприятия учебного материала(аудиал, визуал, кинестетик), функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (лево-, правополушарность), типа темперамента, интересов, состояния здоровья, социально-психологического статуса в группе.

Руководитель ШМС: Без знания ученика все слова и даже внешне правдоподобные действия якобы в рамках стандарта - не более, чем наш традиционный российский фиктивно-демонстративный продукт! Поэтому это требование к уроку совершенно обязательно.

Дмитрий Васильевич (учитель истории) выносит мишень. «Мишень у нас часто ассоциируется с целью. Я возьму на урок новый подход к целеполаганию урока. Важно на уроке оказать помощь детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала. Этого требует стандарт.

Слово «смысл» означает сущность, содержание. В контексте фгосовского урока смысл должен дать ученику ответ на вопросы «Зачем я это изучаю?, Для чего мне это надо знать, уметь?» Для этого можно использовать следующие приемы:

  1. Создать на уроке парадоксальную ситуацию, провокацию,

  2. Использовать афоризмы и пословицы для поиска личностного смысла учеником на уроке,

  3. Создать для ученика специальные задачи, рождающие мотивацию ученика

Руководитель ШМС: А если личность убогая?, ущербная? злобная?, циничная?

Руководитель ШМС: Вывод: Такой вызов учитель должен принимать как проверку своего профессионализма. И пусть маленькому школьнику повезет, и он встретит Учителя!

Анастасия Андреевна (учитель географии) выходит на выступление со шкатулкой, в которой лежат ценные вещи.

«Я на урок возьму ценности. Они часть аксиологии. Педагогическая аксиология - отрасль педагогики, исследующая ценности как неотъемлемую часть содержания, методов, форм и средств образования.

Приведу несколько примеров:

  1. Урок математики в 6 классе «Пропорции» Ценностная основа: Все хорошо в меру!

  2. Урок литературы в 10 классе по пьесе Островского «Гроза» Ценностная основа: «Гордость, самонадеянность - антиценности» и т.д.

Руководитель ШМС: как говорил А. Санд - Экзюпери «В учении и творчестве все правила ни хороши, ни плохи - важен результат!» Приглашаем к выступлению учителя биологии Елену Юрьевну.

Елена Юрьевна выходит с корзиной фруктов. «В моей корзине плоды. Для меня важно научиться понимать суть и достигать результаты образования по ФГОС. А это предметные, метапредметные, личностные результаты. К метапредметным мы относим УУД, межпредметные, надпредметные умения.

Руководитель ШМС: В чем вы видите отличие метапредметных результатов от межпредметных? Почему стандарт на первое место выводит личностные результаты, а на последнее ставит предметные?

Слайд 5. Требование 1.











Слайд 5. Требование 2.













Слайд 5.

Требование 3, 4

Итог выступлений учителей: монтаж

Руководитель ШМС « Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. (Сухомлинский)

Анализируя цитату в контексте новых стандартов, мы понимаем, что ФГОСовский урок может дать только учитель, который …

Молодые специалисты:

  1. …на уроке - автор сценария, режиссер-постановщик, исполнитель намеченного. Порождающий смысл, исповедующий ценности данного урока…

  2. … поддерживающий творческое горение своей личной заинтересованностью в результатах урока…

  3. … сам являеющийся цельной, сильной личностью…

Слайд 6.

Формулирование образа учителя: монтаж

Руководитель ШМС : Что же новые стандарты запрещают?

Молодые учителя называют 10 «нельзя»:

  1. Нельзя слабо или посредственно владеть ремеслом педагога.

  2. Нельзя отказываться от роли постоянно учащегося

  3. Нельзя выпячивать свой предмет, бороться за первенство его значимости с коллегами

  4. Нельзя перегружать учеников. Так нарушается ценность охраны здоровья ученика;

  5. Нельзя использовать приказной тон, принуждение, нарочитое подчеркивание своего превосходства Это нарушение базовой ценности - уважение ученика;

  6. Нельзя быть неискренним и в содержании обучения и в воспитательных действиях;

  7. Нельзя проявлять гордыню, постоянно утверждать себя «хозяином в доме», это противоречит ценностям участия, заботы, поддержки.

  8. Нельзя выделять любимчиков, демонстрировать свое особое отношение к какому -либо ученику;

  9. Нельзя быть несправедливым в оценочной деятельности;

  10. Нельзя ронять свое достоинство перед детьми, жаловаться на начальство, зарплату, жизнь.

Руководитель ШМС :

Таким образом, если учитель по требованиям ФГОС выполняет эти запреты, то он уже на каждом уроке формирует своим педагогическим, методическим инструментарием ответственность, мастерство, образование на протяжении всей жизни, уважение к человеку не зависимо от его возраста, социального положения, здоровый образ жизни, милосердие, самоотдачу, веру в свое предназначение. Так ФГОС, который осваивает и наша школа, гармонизирует внутришкольные отношения, преобразуя застарелый конфликт серьезных предметников и душевных воспитателей в плодотворное сотрудничество профессиональных педагогов.













Слайд 7.

Заключение.

Руководитель ШМС:

«Это еще не конец. Это даже не начало конца, но, возможно, это конец начала. У. Черчилль

Все участники заседания выстраиваются перед зрителями со словами:

- Мы вместе шли к пониманию простой и одновременно сложной истины, которая от века пребывает в нашем ремесле-мастерстве-искусстве.

- В педагогике вроде бы нет ничего нового, и в ней же все ново и свежо.

- Если это педагогика.

-Учитель всегда несет весь тысячелетний опыт мира, и он же всегда зовет учеников в будущее, как будто он сам уже в дне завтрашнем.

- Если это действительно учитель.

- Мы хотели помочь коллегам в понимании, усвоении и применении новых стандартов, потому что видим в этом документе отсвет вечных истин педагогики.

- Мы поверили и надеемся, что убедили и вас, что стандарты дают возможность подниматься в профессии учителя к состоянию свободного мастера, о котором говорят: (хором): «Вот человек по профессии Человек!»

Звучит лирическая музыка. Руководитель ШМС:

Отворилась вдруг дверь, и вошел Человек…

На казалось- на миг… Оказалось - на век…

Нам казалось,- что в класс, Оказалось - в сердца,

Чтобы там оставаться уже до конца…

Слайд 8.



© 2010-2022